Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 12.11.2020 N 88-16829/2020 по делу N 2-58/2020
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: Об оспаривании решений по снятию с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения (строительства) жилого помещения.
Обстоятельства: Наличие у истца права состоять на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с момента первоначальной постановки.
Решение: Удовлетворено.


Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 12.11.2020 N 88-16829/2020 по делу N 2-58/2020
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: Об оспаривании решений по снятию с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения (строительства) жилого помещения.
Обстоятельства: Наличие у истца права состоять на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с момента первоначальной постановки.
Решение: Удовлетворено.

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 ноября 2020 г. N 88-16829/2020
Дело N 2-58/2020
УИД 55RS0007-01-2019-006392-80
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего: Лавник М.В.,
судей: Новожиловой И.А., Латушкиной С.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-58/2020 (УИД 55RS0007-01-2019-006392-80) по иску С.Д. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области о признании незаконным решения комиссии, восстановлении права состоять в списке лиц, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения,
по кассационной жалобе представителя Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области К. на решение Центрального районного суда г. Омска от 30 января 2020 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 23 июня 2020 г.
с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Омского областного суда
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А., выслушав объяснения представителя Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области по доверенности Б., поддержавшей доводы кассационной жалобы, объяснения С.Д., С.Ю., возражавших против удовлетворения кассационной жалобы,
судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
С.Д. (далее по тексту - С.Д.) обратился в Центральный районный суд г. Омска с иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (далее по тексту - ГУ МЧС России по Омской области) о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 22 октября 2019 г. N N, восстановлении в списке лиц, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с момента постановки, с 16 декабря 2013 г.
Определением Центрального районного суда г. Омска от 22 ноября 2019 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены С.Ю. (далее по тексту - С.Ю.), С.А. (далее по тексту - С.А.), Е. (С.) (далее по тексту - Е. (С.)).
Решением Центрального районного суда г. Омска от 30 января 2020 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 23 июня 2020 г., признано незаконным решение постоянно действующей комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы ГУ МЧС России по Омской области и уволенным со службы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленное протоколом от 22 октября 2019 г. N N, в части снятия С.Д. с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. С.Д. восстановлен в очереди на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения составом семьи 3 человека с 16 декабря 2013 г.
Представитель ГУ МВД России по Омской области К. обратилась в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, на предоставление ранее истцу жилого помещения, с целью улучшения жилищных условий сотрудников федеральной противопожарной службы, обеспеченность истца и членов его семьи общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв. м, просит решение Центрального районного суда г. Омска от 30 января 2020 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 23 июня 2020 г. отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для их отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, С.Д. проходит службу в ГУ МЧС России по Омской области в должности <данные изъяты> лаборатории ФГБУ "Судебно-экспертное учреждение ФПС "Испытательная пожарная лаборатория" по Омской области, имеет специальное звание полковник внутренней службы, стаж службы в календарном исчислении на 22 октября 2019 г. составлял 31 год 3 месяца 6 дней.
С.Д. состоит в браке с С.Ю., они являются родителями С. (Е.), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
На основании ордера от 26 августа 1994 г. С.Д. на семью из 3 человек УГПС УВД по Омской области (после реорганизации - ГУ МЧС России по Омской области) была предоставлена двухкомнатная квартира по адресу: <адрес>, общей площадью 50,7 кв. м.
На момент представления указанное жилое помещение имело статус общежития.
8 декабря 1997 г. С.Д. на состав семьи из 4 человек был получен ордер на указанное жилое помещение, статус общежития снят.
18 августа 2004 г. указанная квартира передана в долевую собственность С.Д. и несовершеннолетних С.Е., С.А. в порядке приватизации, С.Ю. от права приватизации отказалась, сохранив право пользования жилым помещением на условиях договора социального найма.
ДД.ММ.ГГГГ г. дочь истца С.Е. зарегистрировала брак с Е.Р. и 24 июня 2013 г. выписалась из вышеуказанной квартиры.
16 декабря 2013 г. С.Д. принят на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Решением комиссии от 22 октября 2019 г. N N С.Д. снят с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании подпунктов "б" и "г" пункта 15 Правил N 369. При этом комиссия исходила, из того, что С.Д. в период службы уже воспользовался своим правом на улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета в виде предоставления ему жилого помещения на условиях договора социального найма, следовательно у него отсутствовало право постановки ан учет для получения единовременной социальной выплаты.
Кроме того, при проверке учетного дела установлено, что С.Д., его жена и сын, зарегистрированы по месту жительства в 2-комнатной квартире общей площадью 51,50 кв. м, принадлежащей на праве общей долевой собственности С.Д., С.А., Е. (С.), расположенной по адресу: г. <адрес>, следовательно С.Д. обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи в размере более 15 кв. м (17,17 кв. м) и не является нуждающимся в жилом помещении.
Не согласившись с указанным решением, С.Д. обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статьями 30, 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369, исходил из отсутствия доказательств улучшения жилищных условий истца и наличии у него права состоять на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с момента первоначальной постановки с 16 декабря 2013 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Частью 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу требований части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее по тексту - Правила).
В соответствии с пунктом 2 Правил единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в пунктах 1 - 3 части 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Пункты 1 - 3 части 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к таким лицам относят супруга (супругу), состоящих в зарегистрированном браке с сотрудником; супруга (супругу), состоявших в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день гибели (смерти); несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных организациях по очной форме обучения.
Согласно пункту 4 Правил принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В пункте 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. Данный пункт также содержит перечень документов, представляемых в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения.
При наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на одного члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником (пункт 11 Правил).
В силу части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены данным кодексом.
В части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (часть 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса РФ, исходя из следующего:
а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки;
б) членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Из приведенных нормативных положений жилищного законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что членами семьи собственника жилого помещения могут являться не только проживающие совместно с ним его супруг, дети и родители. Членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны и другие родственники независимо от степени родства при условии, что они вселены в жилое помещение собственником в качестве членов его семьи. Проживание собственника отдельно, в ином жилом помещении, само по себе не опровергает факт вселения им в принадлежащее ему жилое помещение других лиц в качестве членов своей семьи.
Таким образом, имущественная обеспеченность истца и членов его семьи на момент постановки на учет должна быть рассчитана исходя из совокупной площади названных выше жилых помещений, с учетом количества пользующихся ими лиц, и не должна превышать установленной учетной нормы в 15 кв. м.
В случае, если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (пункт 12 Правил).
Таким образом, из приведенных нормативных положений следует, что обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является не только его нуждаемость в жилом помещении, но и несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
В соответствии с пунктом 15 Правил сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты, в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 8 статьи 4 Закона, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере (подпункт "б"), в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послужившим основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты (если такие сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на постановку на такой учет) (подпункт "г").
Решение о снятии сотрудника с учета для получения единовременной социальной выплаты принимается комиссией.
Принимая во внимание, что собственниками квартиры, расположенной по адресу: г<адрес> являются истец С.Д., его сын (С.А.) и дочь Е. (С.), которая снята с регистрационного учета 24 июня 2013 г. и зарегистрирована с семьей из четырех человек (муж и двое детей) по адресу: г. <адрес>, в жилом помещении, площадью 62,7 кв. м, принадлежащем брату ее супруга, при определении уровня обеспеченности С.Д. и членов его семьи жилой площадью, необходимо производить расчет площади с учетом суммарной площади обоих жилых помещений с учетом всех лиц, которые зарегистрированы и соответственно имеют право пользования жилым помещением.
Суды обоснованно исходили из того, что состав семьи истца включает 8 человек: проживающие в квартире по адресу: г. <адрес> - истец (С.Д.), его супруга (С.Ю.), сын (С.А.) (3 человека), а также проживающие в квартире по адресу: г. <адрес> - дочь истца (Е. (С.), ее супруг ФИО20., двое детей (ФИО21., ФИО22.) и брат супруга ФИО23 (5 человек) и на каждого члена семьи С.Д. приходится по 14,17 кв. м (50,7 кв. м + 62,7 кв. м/8 чел.), что меньше установленной нормы 15 кв. м.
Вопреки доводам кассационной жалобы совокупностью представленных в материалы дела доказательств подтверждается, что истец является нуждающимся в жилом помещении.
Поскольку материалами дела установлено, что С.Д. не обеспечен жилой площадью и является нуждающимся в улучшении жилищных условий, суды первой и апелляционной инстанций правомерно пришли к выводу о незаконности решения постоянно действующей комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Омской области и уволенным со службы единовременной в части снятия истца с учета для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, оформленного протоколом от 22 октября 2019 N N, и наличии оснований для восстановления его в списке лиц в очереди на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения составом семьи 3 человека с момента постановки, с 16 декабря 2013 г.
Отклоняя доводы ответчика о том, что истцу на состав семьи уже было предоставлено ответчиком жилое помещение, суд указал следующее.
На момент предоставления истцу жилого помещения действовали Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Омской области, утвержденные постановлением исполнительного комитета Омского областного Совета народных депутатов и Президиума Областного Совета профсоюзов от 26 декабря 1985 г. N 414, утратившим силу в связи с изданием Указа Губернатора Омской области от 31 марта 2004 г. N 77, согласно которым на учет для получения жилых помещений принимались граждане, постоянно проживающие в данном населенном пункте и нуждающиеся в улучшении жилищных условий (пункты 2, 8). Нуждающимся в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи менее 7 кв. м (подпункт "а" пункта 7). При этом жилое помещение предоставлялось гражданам в размере 9 кв. м жилой площади на одного человека и не выше установленной ЖК РСФСР нормы жилой площади - 12 кв. м (пункт 42).
Обеспеченность жилым помещением по указанной норме, в силу пункта 20 Правил, статьи 32 Жилищного кодекса РСФСР, являлось основанием для снятия с учета.
Истцу на состав семьи из 3 человек (истец, супруга, дочь) в 1994 г. ответчиком было предоставлено жилое помещение по адресу: г <адрес>, общей площадью 50,7 кв., жилой - 25,8 кв. м, обеспеченность истца и членов его семьи жилой площадью составляла менее учетной нормы 9 кв. м (25,8 кв. ч. /3 человека = 8,6 кв. м).
В ДД.ММ.ГГГГ. у истца родился сын С.А.
В 1997 г. истец составом семьи 4 человека был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку на каждого члена семьи приходилось менее 7 кв. м жилой площади (25,8 кв. м/4 человека = 6,45 кв. м).
На момент постановки истца 16 декабря 2013 г. на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения нуждаемость истца не изменилась, обеспеченность истца и членов его семьи составляла менее учетной нормы (15 кв. м).
При разрешении спора суды первой и апелляционной инстанции правильно определили характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, установленным на их основании фактическим обстоятельствам, и примененным нормам права.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебной коллегией не установлено.
Доводы кассационной жалобы о предоставлении ранее истцу жилого помещения, с целью улучшения жилищных условий сотрудников федеральной противопожарной службы и обеспеченности истца и членов его семьи общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв. м не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку были предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, отклонены по мотивам, приведенным в судебных постановлениях судов первой и апелляционной инстанций, являются процессуальной позицией ответчика, основаны на его субъективной оценке фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных постановлений по существу, влияли на обоснованность и законность судебных постановлений, либо опровергали выводы судов, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Омска от 30 января 2020 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 23 июня 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области К. - без удовлетворения.
Председательствующий
М.В.ЛАВНИК
Судьи
И.А.НОВОЖИЛОВА
С.Б.ЛАТУШКИНА