Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 11.02.2020 N 88-1950/2020
Требование: О признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости досрочно, включении периодов работ в специальный стаж.
Обстоятельства: Истец указал, что решением пенсионного органа ему отказано в назначении страховой пенсии по старости досрочно в связи с тем, что специальный стаж составляет менее 25 лет.
Решение: Требование удовлетворено в части.
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 11.02.2020 N 88-1950/2020
Требование: О признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости досрочно, включении периодов работ в специальный стаж.
Обстоятельства: Истец указал, что решением пенсионного органа ему отказано в назначении страховой пенсии по старости досрочно в связи с тем, что специальный стаж составляет менее 25 лет.
Решение: Требование удовлетворено в части.
ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 февраля 2020 г. N 88-1950/2020
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В.,
судей Прудентовой Е.В., Новожиловой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N; N по иску Серещенко ФИО6 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Шипуновском районе Алтайского края (межрайонному) о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости досрочно, включении периодов работ в специальный стаж,
по кассационной жалобе Серещенко ФИО7 на решение Поспелихинского районного суда Алтайского края от 11 июля 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 18 сентября 2019 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Прудентовой Е.В., судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
установила:
Серещенко ФИО8 (далее С., истец) обратился в суд с иском к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Шипуновском районе Алтайского края (межрайонному) (далее - ГУ УПФР в Шипуновском районе Алтайского края) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж.
В обоснование иска указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии по старости досрочно по
пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный
закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ N ему отказано в назначении страховой пенсии по старости досрочно в связи с тем, что специальный стаж составляет менее 25 лет. В специальный стаж не включены периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве <данные изъяты> в ПСО ГПС по охране Поспелихинского района Управления ГОЧС и ПБ в Алтайском крае, так как работа осуществлялась в противопожарной службе субъекта Российской Федерации, финансирование ПСО ГПС осуществлялось за счет краевого бюджета; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве начальника караула в Отряде государственной противопожарной службы N МЧС России по Алтайскому краю (Поспелихинский район), так как отсутствует код льготы в выписке из ИЛС.
Истец просил признать незаконным решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости; обязать ответчика включить в специальный стаж указанные выше периоды работы и назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Поспелихинского районного суда Алтайского края от 11 июля 2019 г. исковые требования удовлетворены частично. Признано незаконным решение ГУ УПФР в Шипуновском районе Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ N в части отказа во включении в специальный стаж С. периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности начальника караула в Отряде государственной противопожарной службы N МЧС России по Алтайскому краю (Поспелихинский район). На ГУ УПФР в Шипуновском районе Алтайского края возложена обязанность указанный период включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 18 сентября 2019 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
С. обратился в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой поставил вопрос об отмене принятых по делу судебных постановлений как незаконных.
В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела участвующие в деле лица, не сообщившие о причинах неявки. Восьмым кассационным судом общей юрисдикции приняты исчерпывающие меры для извещения участвующих в деле лиц.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь
частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (
статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций не были допущены нарушения норм материального и процессуального права, фактические обстоятельства дела установлены судом, юридически значимые для правильного разрешения спора обстоятельства вошли в предмет доказывания по делу и получили правовую оценку суда.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в ГУ УПФР в Шипуновском районе Алтайского края с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с
пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ N истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии из-за отсутствия права. Рассматривая заявление истца о досрочном назначении страховой пенсии по старости, ответчик определил специальный трудовой стаж истца в 22 года 10 месяцев 16 дней.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя требования истца, определил подлежащими включению в специальный стаж истца периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности начальника караула в Отряде государственной противопожарной службы N МСЧ России по Алтайскому краю (Поспелихинский район), приняв во внимание, что с учетом включенных периодов на момент обращения к ответчику специальный стаж истца составляет менее 25 лет, отказал в назначении досрочной страховой пенсии.
Отказывая в иске в части не включения в специальный стаж периода работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности начальника караула в ПСО ГПС по охране Поспелихинского района Управления ГОЧС и ПБ в Алтайском крае, суд первой инстанции исходил из того, что С., достигшим возраста 50 лет, не выработан требуемый
подпунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ специальный стаж (25 лет) на должности Государственной противопожарной службы, что трудовая деятельность истца осуществлялась в учреждении, не отнесенном к Федеральной противопожарной службе, вследствие чего отказ ГУ УПФР в Шипуновском районе Алтайского края в назначении досрочной страховой пенсии по старости является правомерным, в указанные периоды истец осуществлял трудовую деятельность в противопожарной службе субъекта Российской Федерации.
Оставляя решение суда первой инстанции без изменения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Доводы кассационной жалобы о неправильном применении норм права не являются основанием для отмены судебных актов.
Согласно
пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Аналогичный порядок назначения пенсий был предусмотрен
пунктом 18 части 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно
части 7 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", право на досрочное назначение пенсии по старости возникает у работников Государственной противопожарной службы, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемым Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда, изложенной в
Определении от 5 февраля 2009 г. N 552-О-О, досрочное назначение трудовой пенсии по старости сотрудникам федеральной противопожарной службы, как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, связано с повышенным уровнем воздействия на них неблагоприятных факторов и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста. Деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 437 от 18 июня 2002 г. был утвержден
Список должностей работников государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с
подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", которым были поименованы пожарный, а также начальники пожарной части (команды), части пожарной охраны и их заместители.
На основании
Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности", государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации была преобразована в государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Федеральным
законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в Федеральный
закон "О пожарной безопасности" были внесены изменения, вступившие в законную силу с 1 января 2005 г., в соответствии с которыми Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, в рамках
пункта 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, правом на досрочную страховую пенсию по старости обладают лица, работавшие на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, то есть только сотрудники федеральной противопожарной службы.
Судом установлено, что в соответствии с
распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2002 г. N 1376-р "О решении комплекса проблем Государственной противопожарной службы МЧС России" и постановлением Администрации Алтайского края от 3 марта 2005 г. N 116 "О создании краевого государственного учреждения "Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае" на базе Управления государственной противопожарной службы МЧС России Алтайского края создано с 1 мая 2005 г. Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае, учредителем которого является Администрация Алтайского края.
На Управление возложены функции по осуществлению на территории Алтайского края деятельности в области гражданской обороны, а также деятельности по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий, пожарной безопасности, в том числе по организации тушения пожаров (за исключением лесных и особо сложных пожаров при чрезвычайных ситуациях), по обеспечению безопасности людей на водных объектах.
Согласно сообщению Главного управления МЧС России по Алтайскому краю от 8 июля 2019 г. Пожарно-спасательный отряд Государственной противопожарной службы по охране Поспелихинского района Управления по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае в штатное расписание Главного управления МЧС России по Алтайскому краю не входил (л.д. 112).
В соответствии с Положением о Пожарно-спасательном отряде государственной противопожарной службы по охране Поспелихинского района Управления по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае, утвержденным 1 июля 2005 г., Пожарно-спасательный отряд является обособленным структурным подразделением Управления по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае.
Вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что учреждение, в котором работал истец в период с 1 июля 2005 г. по 30 сентября 2007 г., создано органом государственной власти субъекта Российской Федерации, следовательно, оно относится к противопожарной службе субъекта Российской Федерации (Алтайского края), является обоснованным, соответствует установленным обстоятельствам дела, вывод судов первой и апелляционной инстанций об отказе во включении в специальный стаж указанного периода следует признать правомерным.
Доводы кассационной жалобы о том, что в данный период времени характер деятельности истца и обязанности не менялись, не являются основаниями для отмены судебных актов, поскольку определение категорий граждан, имеющих право на досрочное назначение пенсий, а также и условий их назначения, входит в компетенцию законодателя.
Доводы кассационной жалобы о том, что суды не приняли во внимание конкретные доказательства, которые подтверждают работу во вредных условиях, не являются основаниями для отмены судебных актов по следующим основаниям.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Под характером работы понимаются особенности условий осуществления трудовой функции. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
В соответствии с
частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
При таких обстоятельствах выводы судов первой и апелляционной инстанции об отсутствии оснований для включения в специальный стаж спорного периода работы следует признать законными.
Приведенные в жалобе доводы не подтверждают нарушений судами первой и апелляционной инстанций, влекущих отмену обжалуемых судебных актов на основании
статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь
статьями 379.7,
390,
390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Поспелихинского районного суда Алтайского края от 11 июля 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 18 сентября 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
М.В.ЛАВНИК
Судьи
И.А.НОВОЖИЛОВА
Е.В.ПРУДЕНТОВА