Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 29.10.2020 N 88-15554/2020
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: 1) О восстановлении на учете нуждающихся в жилом помещении; 2) О признании незаконным решения о снятии с учета нуждающихся в жилом помещении.
Обстоятельства: Истец указал, что решениями о снятии с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и снятии с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения грубо нарушены его права и права членов его семьи на улучшение жилищных условий.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части.
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 29.10.2020 N 88-15554/2020
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: 1) О восстановлении на учете нуждающихся в жилом помещении; 2) О признании незаконным решения о снятии с учета нуждающихся в жилом помещении.
Обстоятельства: Истец указал, что решениями о снятии с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и снятии с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения грубо нарушены его права и права членов его семьи на улучшение жилищных условий.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части.
ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 октября 2020 г. N 88-15554/2020
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В.,
судей Богдевич Н.В., Прудентовой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-402/2020 по иску Б.Ю. к Федеральной службе исполнения наказаний России, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю, Федеральному казенному учреждению "База материально-технического и военного снабжения Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю" о признании права состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, состоять на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, признании незаконными решений о снятии с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и снятии с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
по кассационной жалобе Федерального казенного учреждения "База материально-технического и военного снабжения Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю" на решение Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 25 февраля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 23 июня 2020 года,
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Богдевич Н.В., судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
установила:
Б.Ю. (далее - Б.Ю., истец) обратилась в суд с иском к Федеральной службе исполнения наказаний (далее - ФСИН России, ответчик), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю (далее - УФСИН России по Алтайскому краю, ответчик) с учетом уточнения о признании права состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, состоять на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, признании незаконными решений о снятии с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и снятии с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В обоснование требований указала, что решениями грубо нарушены ее права и права членов ее семьи на улучшение жилищных условий, поскольку дом, в котором они проживают, не отвечает предъявляемым требованиям к жилым помещениям. Кроме того, дарение доли в праве собственности на квартиру, находящейся в другом городе, нельзя расценивать как ухудшение жилищных условий, поскольку фактически семья истицы никогда не проживала в <...>. Доказательств злонамеренности при отчуждении доли жилого помещения с целью уменьшения учетной нормы не имеется. Причиной дарения доли в праве собственности на квартиру в г. Змеиногорске была ранее достигнутая с ее матерью договоренность о возврате долга путем дарения доли в квартире, в которой ее мать проживает вместе с отцом.
В настоящее время она согласна, что общая площадь жилых помещений, принадлежащих ей, составляет 41 кв. м. Между тем норматив общей площади жилого помещения для расчета размера единовременной социальной выплаты устанавливается в размере 18 кв. м общей площади жилья на каждого члена семьи - на семью из 3 и более человек, соответственно ее семье - в размере 54 кв. м, то есть ей причитается единовременная социальная выплата на 13 кв. м. В этой связи она имеет право состоять на учетах в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и на получение единовременной социальной выплаты, а решения о снятии ее с таких учетов незаконны и необоснованны.
Решением Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 25 февраля 2020 года исковые требования удовлетворены частично, признано незаконным постановление о снятии Б.Ю. с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий (с составом семьи из 3 человек), содержащееся в протоколе заседания жилищно-бытовой комиссии ФКУ "База материально-технического и военного снабжения УФСИН по Алтайскому краю" от 16 июля 2018 года N, признано за Б.Ю. право состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с составом семьи из 3-х человек, в удовлетворении остальной части иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 23 июня 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе соответчика, поступившей в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, содержится просьба об отмене судебных актов суда первой и апелляционной инстанции, как незаконных.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь
пунктом 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном нормами
статей 379.6,
379.7,
390 ГПК РФ, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено, а доводы жалоб не могут повлечь отмену или изменение обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке.
В соответствии со
статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального или норм процессуального права.
Такого характера нарушения при принятии обжалуемых судебных постановлений судебными инстанциями не допущено.
Судом установлено, что с 17.06.1999 по 22.02.2013 Булгакова (ранее В.) Ю.Н. проходила службу в органах Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации (ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю). Уволена из органов уголовно-исполнительной системы 22.02.2013 по
ст. 58 п. "В" (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию) положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. Выслуга лет на 22.02.2013 составляет 14 лет 07 месяцев 20 дней в календарном исчислении, в льготном - 20 лет 05 месяцев 11 дней.
Протоколом заседания жилищно-бытовой комиссии Учреждения N ГУИН Минюста России по Алтайскому краю от 18.02.2002 сотрудник В.Ю. (в настоящее время Б.Ю.) поставлена на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании заявления от 06.08.2001. К моменту постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в собственности Б.Ю. находилась 1/4 доля в праве собственности на жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв. м на основании договора на передачу квартир (домов) в собственность граждан, заключенного 20.05.1992.21.11.2002 истец приобрела в собственность 13/100 жилого дома, общей площадью <данные изъяты> кв. м, жилой - <данные изъяты> кв. м по адресу <адрес>. Дом с печным отоплением, двумя уборными на улице, в доме отсутствует горячая вода, ванна (душ), туалет. 24.01.2003 истец вступила в брак с Б.А., ДД.ММ.ГГГГ в семье родилась дочь Анастасия. 28.01.2014 истец обратилась в территориальную комиссию УФСИН России по Алтайскому краю с рапортом о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения. Территориальной подкомиссией УФСИН России по Алтайскому краю 31.01.2014 принято решение N направить ее рапорт с документами в комиссию ФСИН России для принятия решения о постановке на учет для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации".
На момент направления документов истцу на праве собственности принадлежали: 13/100 доли или <данные изъяты> кв. м многоквартирного жилого дома по адресу <адрес>; 1/4 доли жилого дома по адресу <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв. м, т.е. <данные изъяты> кв. м на основании договора на передачу квартир (домов) в собственность граждан, заключенного 20.05.1992, дополнительного соглашения от 20.09.2005. Общая площадь принадлежащих ей долей в двух жилых помещениях составила <данные изъяты> кв. м, т.е. на одного члена семьи приходилось по <данные изъяты> кв. м. 30.04.2015 Б.Ю. на основании договора дарения передала в собственность 1/4 доли в праве на квартиру по адресу <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв. м. В.З. (матери), в связи с чем решением жилищно-бытовой комиссии ФКУ БМТиВС УФСИН России по Алтайскому краю N от 16.07.2018 была снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Решением комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящих службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленным протоколом от 27.04.2016 N, Б. (В.) поставлена на учет для получения единовременной социальной выплаты с 28.01.2014 с составом семьи 3 человека.
В дальнейшем решением комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, независимо от места их дислокации, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленным протоколом от 04.07.2019 N Б. (В.) снята с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании
пп. "б" п. 15 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369, в связи с тем, что 30.04.2015 Б.Ю. было произведено отчуждение принадлежащей ей 1/4 доли в праве на квартиру по адресу <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв. м в пользу матери путем заключения договора дарения.
Разрешая исковые требования о признании права состоять на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения и признании незаконным постановления о снятии с данного учета, суд первой инстанции, оценив по правилам
статьи 67 ГПК РФ представленные доказательства, пришел к выводам о том, что действия истца по отчуждению доли в праве на квартиру, расположенную по адресу <адрес>, являлись намеренными с целью получения единовременной социальной выплаты в большем размере, поскольку отчуждение имело место после подачи истцом заявления и документов о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, в связи с чем решение УФСИН России о снятии Б.Ю. с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по основаниям, предусмотренным
подпунктом "б" пункта 15 Правил, является правомерным.
Разрешая требования истца о признании права состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и признании незаконным постановления о снятии с данного учета, суд пришел к выводам о том, что ни Жилищным
кодексом Российской Федерации, ни законодательством, действовавшем до введения в действие Жилищного
кодекса Российской Федерации, не предусмотрено такое основание для снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий как ухудшений жилищных условий, в связи с чем снятие Б.Ю. с указанного учета по основаниям ухудшения жилищных условий не соответствует требованиям действующего законодательства, а требования истца в данной части подлежат удовлетворению.
С указанными выше выводами суда первой инстанции по существу спора апелляционная инстанция согласилась, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона.
В соответствии с
частью 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, регулируются Федеральным
законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с
частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в
части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (
пункт 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Частью 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу требований
части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее по тексту - Правила).
В соответствии с
пунктом 2 Правил единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в
пунктах 1 -
3 части 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Пункты 1 -
3 части 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к таким лицам относят супруга (супругу), состоящих в зарегистрированном браке с сотрудником; супруга (супругу), состоявших в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день гибели (смерти); несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных организациях по очной форме обучения.
Согласно
пункту 4 Правил принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В
пункте 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. Данный
пункт также содержит перечень документов, представляемых в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения.
По смыслу приведенных нормативных положений, комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных
частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. При этом наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в
пункте 5 Правил и заверенных в установленном порядке.
Сотрудник обязан сообщить комиссии обо всех известных ему обстоятельствах, которые могут препятствовать принятию его на учет, пребыванию на таком учете и получению выплаты, а также об обстоятельствах, которые могут повлиять на ее размер. При этом, если соискатель единовременной социальной выплаты продолжает отвечать требованиям, позволяющим ему претендовать на ее получение, он не теряет право получить данную выплату при наличии соответствующих бюджетных ассигнований (
Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 марта 2015 г. N 416-О).
При наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на одного члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником (
пункт 11 Правил).
Согласно положениям
пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" во взаимосвязи с
пунктом 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальной выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
В соответствии с
пунктом 15 Правил сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты: а) по личному заявлению, подаваемому в письменной форме в комиссию; б) в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в
части 8 статьи 4 Закона, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере; в) при предоставлении единовременной социальной выплаты в порядке, установленном настоящими
Правилами; г) в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послужившим основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты (если такие сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на постановку на такой учет); д) в случае увольнения со службы в учреждениях и органах (за исключением случаев, предусмотренных
пунктами 10 и
14 настоящих Правил); е) в случае смерти (гибели) сотрудника или признания его судом безвестно отсутствующим или умершим (погибшим) (за исключением случаев, предусмотренных
пунктом 26 настоящих Правил).
Решение о снятии сотрудника с учета для получения единовременной социальной выплаты принимается комиссией.
Разрешая спор и удовлетворяя частично исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из следующего.
Согласно
статье 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного
кодекса Российской Федерации, Жилищный
кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным
законом.
В силу
части 2 статьи 6 указанного Федерального закона граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным
пунктами 1,
3 -
6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного
кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
По смыслу
части 2 статьи 6 Вводного закона гражданам, принятым на учет до 1 марта 2005 года, гарантировано сохранение права состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма и предусмотрена возможность их снятия с учета (помимо оснований, указанных в
пунктах 1,
3 -
6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации) только при таких обстоятельствах, которые повлекли бы такое снятие по законодательству, действовавшему до введения в действие Жилищного
кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью
статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: 1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; 2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; 3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя; 4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; 5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка (кроме садового земельного участка) для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей; 6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Согласно
статьи 32 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего в момент принятия истца на учет, право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных
частью второй настоящей статьи. Граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях: 1) улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения; 2) выезда на другое постоянное место жительства; 3) выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет; 4) прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность. Не могут быть сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий семьи, потерявшие кормильца, состоявшего на учете.
Как следует из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии ФКУ "База материально-технического и военного снабжения УФСИН по Алтайскому краю" от 16 июля 2018 года N, Б.Ю. снята с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании статьи 8 Закона Алтайского края от 10 апреля 1999 года N 16-ЗС "О предоставлении жилых помещений в Алтайском крае" в связи с отчуждением доли в праве собственности на квартиру в <...>.
В соответствии со статьей 8 Закона Алтайского края от 10 апреля 1999 года N 16-ЗС "О предоставлении жилых помещений в Алтайском крае", действовавшего до 29 ноября 2008 года, при ухудшении гражданами жилищных условий (путем обмена, мены, раздела жилой площади, перепланировки, иного отчуждения имеющегося в собственности жилья, с размерами, превышающими норматив предоставления жилого помещения по договору социального найма, его порчи и разрушения), в результате чего на каждого проживающего стало приходиться жилой площади менее нормы, установленной пунктом 1 части 1 статьи 7 настоящего Закона, они подлежат постановке на учет для получения жилья по договору социального найма по истечении пяти лет после ухудшения жилищных условий.
Между тем данная статья Закона расположена в главе 2 - Основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, в связи с чем подлежала применению при решении вопроса о постановке на учет для получения жилья по договору социального найма.
При этом согласно статье 16 указанного Закона, расположенной в главе 3 - Порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях: 1. Улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи составляет не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения, отвечающего требованиям статьи 26 настоящего Закона, отпали другие основания, по которым гражданин был поставлен на учет для получения жилья. 2. Выезда на другое постоянное место жительства. 3. Выявления в предоставленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет. 4. Прекращения трудовых отношений с организациями, указанными в части 4 статьи 10, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает в этих организациях, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию, переходом на выборную должность, сокращением штата или ликвидацией организации. Не могут быть сняты с учета нуждающиеся в улучшении жилищных условий семьи, потерявшие кормильца, состоявшего на учете. 5. Получения в установленном федеральным законодательством, либо законами края порядке безвозмездных субсидий, кредитов или иных видов государственной помощи на строительство или приобретение жилых помещений после фактического приобретения жилья. 6. В случае расторжения брака между супругами, работающими в одной организации и состоящими на учете для улучшения жилищных условий, очередь за бывшим супругом заявителя устанавливается с учетом даты его постановки на учет в составе семьи заявителя и даты приема на работу в эту организацию, если иное не предусмотрено коллективным либо трудовым договором.
Согласно статье 26 Закона Алтайского края от 10 апреля 1999 года N 16-ЗС "О предоставлении жилых помещений в Алтайском крае" предоставляемое гражданам для проживания жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, находиться в черте данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям и быть размером не менее девяти квадратных метров жилой площади на человека.
При этом в силу
части 3 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные
частью 1 настоящей статьи.
Оснований для переоценки выводов судов первой и апелляционной инстанции, установленных ими фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, у судебной коллегии суда кассационной инстанции не имеется.
При разрешении спора суды первой и апелляционной инстанции правильно определили характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, установленным на их основании фактическим обстоятельствам, и примененным нормам права.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений (
статья 379.7 ГПК РФ), судебной коллегией не установлено.
Доводы кассационной жалобы тождественны доводам, которые являлись предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, обоснованно отвергнуты по мотивам, приведенным в судебном постановлении суда апелляционной инстанции, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу
статьи 379.6 ГПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При изложенных обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь
статьями 379.7,
390,
390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
определила:
решение Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 25 февраля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 23 июня 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "База материально-технического и военного снабжения Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю" - без удовлетворения.