Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 01.12.2020 N 88-18104/2020 по делу N 2-817/2019
Категория спора: Пособия, компенсационные и иные выплаты.
Требования заявителя: 1) О взыскании задолженности по выплате пособия; 2) О признании недействительным решения об отказе в выплате пособия; 3) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: В результате несчастного случая истец получил травмы на службе, был уволен по болезни. Ему была назначена выплата в счет компенсации вреда здоровью. Однако выплаты ответчиком прекращены.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено; 3) Отказано.
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 01.12.2020 N 88-18104/2020 по делу N 2-817/2019
Категория спора: Пособия, компенсационные и иные выплаты.
Требования заявителя: 1) О взыскании задолженности по выплате пособия; 2) О признании недействительным решения об отказе в выплате пособия; 3) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: В результате несчастного случая истец получил травмы на службе, был уволен по болезни. Ему была назначена выплата в счет компенсации вреда здоровью. Однако выплаты ответчиком прекращены.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено; 3) Отказано.
ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 декабря 2020 г. N 88-18104/2020
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шефер И.А.,
судей Кожевниковой Л.П. и Богдевич Н.В.,
с участием прокурора восьмого отдела (кассационный) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 42RS0040-01-2019-001010-58 (N 2-817/2019) по иску С.С.Н. к Федеральному государственному казенному Учреждению "Специальное управление федеральной противопожарной службы N 8 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", Финансово-экономическому департаменту МЧС России о взыскании денежных средств
по кассационной жалобе Федерального государственного казенного учреждения "Специальное управление федеральной противопожарной службы N 8 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 7 июля 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Шефер И.А., объяснения представителя Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Кемеровской области И., полагавшей, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению, заключение прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации В., полагавшей, что жалоба удовлетворению не подлежит, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
С.С.Н. обратился в суд с иском к Федеральному государственному казенному учреждению "Специальное управление федеральной противопожарной службы N 8 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", Финансово-экономическому департаменту МЧС России о взыскании денежных средств.
В обоснование заявленных требований указал на то, что в период с 23 июня 1989 г. по 25 августа 2008 г. он проходил службу в МЧС России.
13 января 2001 г. когда истец занимал должность начальника караула <данные изъяты>, с ним произошел несчастный случай на производстве, что подтверждается актом о расследовании группового несчастного случая на производстве, несчастного случая на производстве со смертельным исходом, утвержденным 26 января 2001 г. начальником <данные изъяты>
По акту расследования виновником несчастного случая истец не признан.
В результате несчастного случая он получил <данные изъяты>, что привело к заболеванию <данные изъяты>. В 2007 году выполнено <данные изъяты>. Согласно заключению Военно-врачебной комиссии МСЧ ГУВД по Кемеровской области (протокол заседания от 20 августа 2008 г. N) заболевание С.С.Н. майора вн. службы в отставке: "<данные изъяты>
Заключение Военно-врачебной комиссии МСЧ ГУВД по Кемеровской области согласовано с ЦВВК МЧС России, что подтверждается уведомлением от 24 апреля 2018 г. N.
Приказом от 25 августа 2008 г. он уволен в соответствии с Положением о службе внутренних дел Российской Федерации (в должности старшего инженера-руководителя группы технического обеспечения и обслуживания специальной пожарной части N Специального отдела <данные изъяты> (должность связана с обеспечением деятельности Государственной противопожарной службы) по статье 58 пункту "ж" - по болезни на основании военно-врачебной комиссии о непригодности к службе. Основание: заключение военно-врачебной комиссии МСЧ ГУВД по Кемеровской области от 20 августа 2008 г. N.
30 сентября 2008 г. ему установлена <данные изъяты>, 1 степени ограничения способности к трудовой деятельности, бессрочно.
После увольнения, установления ему группы инвалидности, согласно сведениям ФГКУ "Специальное управление ФПС N 8 МЧС России" от 6 марта 2018 г. N "о выплате компенсации" приказом ДПСС МЧС России от 24 августа 2008 г. N ему была установлена ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с утратой трудоспособности, в размере 40%, которая производилась специальным управлением ФПС N 8 МЧС России в порядке, установленном
Правилами осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей сотрудникам и работникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и их семей, утвержденными приказом МЧС России от 23 апреля 2013 г. N 280.
Ежемесячно истцу выплачивалась сумма в размере 13 385,77 руб. С января 2018 года данные выплаты прекращены.
ФГКУ "Специальное управление ФПС N 8 МЧС России" потребовало представить документы для повторного рассмотрения вопроса о выплате ему ежемесячной денежной компенсации в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей.
11 мая 2018 г. истец написал заявление, направил в комиссию необходимые нотариально заверенные документы. С новым решением постоянно действующей комиссии по социальным выплатам ФГКУ "Специальное управление ФПС N 8 МЧС России" истец до сих пор не ознакомлен, копию его не получил. До настоящего времени выплаты ежемесячной денежной компенсации в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей сотрудником федеральной противопожарной службы, истцу незаконно не осуществляются.
С учетом уточнения исковых требований просил признать незаконным отказ ФГКУ "Специальное управление ФПС N 8 МЧС России", Финансово-экономического департамента МЧС России в выплате ему ежемесячной денежной компенсации, в случае причинения сотруднику в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения, исключающих возможность прохождения службы в учреждениях и органах и повлекших стойкую утрату трудоспособности, обязать ФГКУ "Специальное управление ФПС N 8 МЧС России", Финансово-экономический департамент МЧС России восстановить ему выплаты ежемесячной денежной компенсации, в случае причинения сотруднику в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах и повлекших стойкую утрату трудоспособности, начиная с 1 октября 2019 г. В дальнейшем производить данные выплаты с начислением индексации сумм, а также с учетом увеличения (повышения) окладов денежного содержания сотрудников, произведенного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; взыскать в его пользу с ФГКУ "Специальное управление ФПС N 8 МЧС России", Финансово-экономический департамент МЧС России: задолженность по ежемесячной денежной компенсации за период с 1 января 2018 г. по сентябрь 2019 г. в размере 376 380,63 руб. (в том числе индексация); сумму индексации за период 2016, 2017 годы в размере 77 016,24 руб.; проценты на сумму долга в размере 36 667,44 руб.; компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб.
Решением Кемеровского районного суда Кемеровской области от 30 сентября 2019 г. в удовлетворении исковых требований С.С.Г. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 7 июля 2020 г. решение суда первой инстанции отменено и принято по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворены частично, постановлено:
Признать незаконным отказ Федерального государственного казенного учреждения "Специальное управление федеральной противопожарной службы N 8 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" в выплате С.С.Н. с 1 января 2018 г. ежемесячной денежной компенсации, выплачиваемой в случае причинения сотруднику в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы.
Обязать Федеральное государственное казенное учреждение "Специальное управление федеральной противопожарной службы N 8 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", начиная с 1 октября 2019 г. восстановить С.С.Н. выплату в прежнем размере ежемесячную денежную компенсацию, выплачиваемую в случае причинения сотруднику в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы, до приобретения С.С.Н. права на получение ежемесячной денежной компенсации в большем размере.
Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения "Специальное управление федеральной противопожарной службы N 8 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" в пользу С.С.Н. задолженность по ежемесячной денежной компенсации за период с 1 января 2018 г. по 30 сентября 2019 г. (включительно) в размере 281 101,17 рублей.
В остальной части исковых требований С.С.Н., а также в исковых требованиях к Финансово-экономическому департаменту МЧС России, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Кемеровской области - отказать.
В поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе представителем Федерального государственного казенного учреждения "Специальное управление федеральной противопожарной службы N 8 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" П. ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 7 июля 2020 г.
На кассационную жалобу прокуратурой Кемеровской области -Кузбассом принесены письменные возражения.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь
статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела в кассационном суде общей юрисдикции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению, поскольку не имеются основания для отмены кассационным судом общей юрисдикции обжалуемых судебных постановлений.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим
Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (
часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции при рассмотрении настоящего дела указанных оснований для отмены либо изменения судебных постановлений не усмотрела, рассмотрение произведено в пределах доводов кассационной жалобы.
Судом установлено и следует из материалов дела, что в период с 23 июня 1989 г. по 25 августа 2008 г. С.С.Н. проходил службу в МЧС России.
13 января 2001. в период прохождения истцом службы в должности начальника караула <данные изъяты> с ним произошел несчастный случай
Согласно акту расследования группового несчастного случая на производстве от 26 января 2011 г. пострадавшим является С.С.Н. - начальник караула <данные изъяты> и другие сотрудники, которые в составе дежурного караула <данные изъяты> возвращаясь с места вызова <данные изъяты>, были травмированы результате ДТП, произошедшего с автомобилем <данные изъяты>", водителем которого были нарушены требования
ПДД РФ.
17 января 2001 г. по факту травмирования С.С.Н. в указанном ДТП возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного
частью 1 статьи 264 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Вступившим в законную силу приговором Заводского районного суда г. Кемерово от 9 января 2002 г. по делу N О. (водитель автомобиля N") признан виновным в совершении преступления, предусмотренного
частью 1 статьи 264 Уголовного кодекса Российской Федерации с назначением ему наказания в виде 1 года лишения свободы без лишения права управления транспортным средством, наказание считать условным с испытательным сроком в 1 год.
Заключением ВВК МЧС ГУВД по Кемеровской области от 20 августа 2008 г. (протокол заседания N) С.С.Н. в связи заболеванием <данные изъяты> признан не годным к военной службе.
Приказом от 25 августа 2008 г. N л/с ВРИД начальника СО ФПС N С.С.Н. уволен с должности старшего инженера-руководителя группы технического обеспечения и обслуживания специальной пожарной части N Специального отдела ФПС N МЧС России (должность связана с обеспечением деятельности Государственной противопожарной службы) по
пункту "ж" статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по болезни на основании постановления военно-врачебной комиссии о негодности к службе), 7 июля 2008 г. Основание: заключение военно-врачебной комиссии МЧС ГУВД по КО от 20 августа 2008 г. N.
При медицинском освидетельствовании истца Бюро МСЭ, ему с 30 сентября 2008 г. установлено бессрочно N% трудоспособности в связи с несчастным случаем 13 января 2001 г. (акт N 26 января 2001 г.), а также установлена с 30 сентября 2009 г. бессрочно N инвалидности по военной травме.
По 31 декабря 2017 г. включительно истцу в счет возмещения вреда здоровью ФГКУ "Специальное управление ФПС N 8 МЧС России", являющимся правопреемником работодателя истца по его последнему месту службы - специального отдела ФПС N МЧС России, производилась выплата ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в размере 13 385,77 рублей, установленной в связи с утратой трудоспособности истца в размере 40%.
Из искового заявления, пояснений истца и представленных в дело письменных возражений ФГКУ "Специальное управление ФПС N 8 МЧС России" следует, что с 1 января 2018 г. ежемесячные выплаты в возмещение вреда здоровью истцу были прекращены в связи с вступлением в законную силу изменений, внесенных
приказом МЧС России от 12 июля 2017 г. N 292, в
Правила осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам и работникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы или членам их семей, утв. Приказ МЧС России от 23 апреля 2013 г. N 280, согласно которым стойкая утрата трудоспособности выбыла из перечня оснований для выплаты ежемесячной компенсации.
Письмом от 6 марта 2018 г. С.С.Н. ФГКУ "Специальное управление ФПС N 8 МЧС России" сообщено, что с учетом изменений, внесенных
Приказом МЧС России от 12 июля 2017 г. N 292 в
Правила осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам и работникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы или членам их семей, формулировка "стойкая утрата трудоспособности" выбыла из перечня самостоятельных оснований для компенсации, но при этом установлена ежемесячная денежная компенсация в связи с инвалидностью 3 группы. Приведен перечень необходимых документов для определения данной выплаты. Также указано, что выплаты после 21 августа 2017 г., которые производились в прежнем порядке до января 2018 года, производились неправомерно.
Судом установлено, что истец неоднократно после 1 января 2018 г. обращался с заявлениями о назначении ему выплаты в возмещение вреда здоровью.
11 мая 2018 г. истец обратился в ФГКУ "Специальное управление ФПС N 8 МЧС России с заявлением о рассмотрении документов для выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в связи с утратой трудоспособности, полученной при исполнении своих служебных обязанностей. В качестве приложения заявлены: копия письма-согласования заключения комиссии, копия акта о расследовании несчастного случая, копия выписки из приказа, копия заключения ВВК МЧС ГУВД по КО от 20 августа 2008 г., копия справки об установлении инвалидности.
Письмом от 22 ноября 2018 г. С.С.Н. перенаправлен ответ Финансово-экономического департамента МЧС России от 26 октября 2018 г. по вопросу о назначении выплат. Согласно ответу Финансово-экономического департамента МЧС России по обращениям С.С.Н. проведен анализ представленных материалов в соответствии с
приказом МЧС России от 23 апреля 2013 г. N. Данным приказом утверждены Правила осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей сотрудниками и работниками федеральной противопожарной службы, Государственной противопожарной службы или членам их семей". Проверкой было выяснено, что выплаты, которые производились С.С.Н. до 1 января 2013 г. не были предусмотрены Законами.
18 января 2019 г. Финансово-экономическим департаментом МЧС России ФГКУ "Специальное управление ФПС N 8 МЧС России" возвращены материалы по вопросу назначения С.С.Н. ежемесячной денежной компенсации на дооформление.
10 апреля 2019 г. письмом N С.С.Н. сообщено о возврате документов на дооформление в соответствии с
Правилами.
На момент рассмотрения настоящего дела истец выплаты в возмещение вреда здоровью не получает, так как не получает возмещения вреда от причинителя вреда.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку не представлено доказательств тому, что ответчиками было отказано истцу в назначении выплаты по указанным истцом основаниям, а также в связи с инвалидностью.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции, указал на то, что прекращение ежемесячной выплаты С.С.Н. с 1 января 2018 г. носило незаконный характер.
Оснований не соглашаться с выводами суда апелляционной инстанций судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда не находит, поскольку они основаны на доказательствах, имеющихся в материалах дела.
Согласно
Конституции Российской Федерации каждому гарантируется государственная, в том числе судебная, защита его прав и свобод (
часть 1 статьи 45,
часть 1 статьи 46). Право на судебную защиту является непосредственно действующим, оно признается и гарантируется в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (
часть 1 статьи 17,
статья 18).
Отношения, связанные с предоставлением социальных гарантий сотрудникам Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, а также гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, регламентирован положениями Федерального
закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Статья 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (ред. от 3 июля 2016 г.) указывает, что данный закон регулирует отношения в том числе, связанные с социальными гарантиями сотрудников федеральной Государственной противопожарной службы.
В силу
статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" гарантии социальной защиты сотрудников федеральной противопожарной службы (денежное довольствие, страховые гарантии и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, право на жилищное обеспечение, право на медицинское обслуживание, гарантии в связи с прохождением службы в федеральной противопожарной службе и иные гарантии) устанавливаются настоящим Федеральным
законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Порядок и условия прохождения службы лицами рядового и начальствующего состава, а также организация деятельности работников Государственной противопожарной службы Министерства российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на дату увольнения истца регламентировались
Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, Федеральным законом "О пожарной безопасности",
Законом Российской Федерации "О милиции", соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (
Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. N 1309).
Согласно
части 4 статьи 29 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" (действовавшей до 1 марта 2011 г.), предусматривалось, что в случае причинения увечья или иного повреждения здоровья сотруднику милиции в связи с осуществлением им служебной деятельности денежная компенсация в размере, превышающем сумму назначенной пенсии по указанным в настоящей
статье основаниям, выплачивается за счет средств соответствующего бюджета либо средств организаций, заключивших с милицией договоры.
В целях разъяснения порядка применения
статьи 29 Закона Российской Федерации "О милиции" была разработана
Инструкция о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника внутренних дел или его близких, утвержденная приказом МВД РФ от 15 октября 1999 г. N 805.
При назначении пенсии по инвалидности, связанной с телесными повреждениями, иным повреждением здоровья, полученными в связи с осуществлением служебной деятельности (при исполнении служебных обязанностей) и ведущими к досрочному увольнению со службы в органах внутренних дел по болезни или ограниченному состоянию здоровья (
пункты "ж" и
"з" ст. 58 Положения), сотруднику ежемесячно выплачивается сумма в возмещение вреда, причиненного его здоровью.
Как установлено судом апелляционной инстанции, выплаты истцу С.С.Н. в возмещение вреда здоровью, которые ФГКУ "Специальное управление ФПС N 8 МЧС России" стал производить с января 2012 года, выплачивались на основании приказа МЧС России от 25 декабря 2002 г. N 608 "О применении в системе ГПС МЧС России приказов МВД России" и
Инструкции, утвержденной приказом МВД России от 15 октября 1999 г. N 805.
На основании Федерального
закона от 21 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" эти выплаты с 1 января 2013 г. заменены ежемесячной денежной компенсацией в возмещение вреда, причиненного здоровью.
В соответствии с
частью 5 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ (в редакции, действовавшей с 1 января 2013 г.) предусматривалось, что в случае причинения сотруднику в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах и повлекших стойкую утрату трудоспособности, ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы в учреждениях и органах за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности с последующим взысканием в судебном порядке выплаченных сумм компенсации с виновных лиц.
Осуществление выплат, производимых с 1 января 2013 г. стало регулироваться
Правилами осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей сотрудникам и работникам Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы или членам их семей, утвержденными приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 23 апреля 2013 г. N 280 г. (далее также - Правила).
Пунктом 2 указанных Правил была предусмотрена выплата сотруднику ежемесячной денежная компенсация в случае причинения сотруднику в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в ФПС ГПС и повлекших стойкую утрату трудоспособности (ежемесячная денежная компенсация сотруднику). Указанная выплата в соответствии с
пунктом 17 должна была производится финансовым подразделением органа, учреждения, в котором сотрудник (работник) проходит (проходил) службу (замещал последнюю должность), путем перечисления денежных сумм в соответствующее отделение (филиал) банка на территории Российской Федерации для зачисления во вклад на имя получателя.
Согласно
пункту 23 Правил размер утраченного денежного довольствия сотрудника для выплаты ежемесячной денежной компенсации определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с
абзацем 2 пункта 23 Правил (введенным приказом МЧС России от 2 апреля 2014 г. N 161), было предусмотрено, что размер утраченного денежного довольствия сотрудников, уволенных со службы в период с 18 апреля 1991 г. по 31 декабря 2012 г. включительно, для выплаты ежемесячной денежной компенсации, назначенной в порядке и на условиях, предусмотренных ранее действовавшим законодательством Российской Федерации, определяется исходя из размера оклада месячного денежного содержания и ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсий указанной категории сотрудников с 1 января 2012 г., с коэффициентом 1,55.
При этом
пунктом 25 Правил было установлено, что в случае, если размер ежемесячной денежной компенсации, назначенной в соответствии с настоящими
Правилами, будет меньше размера ежемесячной денежной компенсации, назначенной и выплачиваемой ранее, до приобретения гражданином Российской Федерации права на получение ежемесячной денежной компенсации в большем размере, ежемесячная денежная компенсация выплачивается ему в прежнем размере.
В связи с изменением порядка исчисления выплат с 1 января 2013 г. выплата С.С.Н. в соответствии с
пунктом 25 Правил была сохранена в прежнем размере 13 385,77 рублей, поскольку размер ежемесячной денежной компенсации, исчисленной в соответствии с порядком, введенным с 1 января 2013 г., составил сумму меньшую (7 543,09 рублей на 1 января 2013 г. и 8 635,98 рублей на 21 августа 2017 г.), нежели размер ежемесячной денежной компенсации, назначенной и выплачиваемой ранее.
Федеральным
законом от 1 мая 2016 г. N 125-ФЗ "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" часть 5 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ изложена в новой редакции: "При установлении гражданину Российской Федерации, уволенному со службы, инвалидности вследствие военной травмы, полученной в связи с выполнением своих служебных обязанностей и исключившей возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах, ему в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходил службу сотрудник, выплачивается ежемесячная денежная компенсация с последующим взысканием выплаченных сумм указанной компенсации с виновных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Размер ежемесячной денежной компенсации исчисляется исходя из размера оклада месячного денежного содержания и размера ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсий, с применением следующих коэффициентов: в отношении инвалида I группы - 1; в отношении инвалида II группы - 0,5; в отношении инвалида III группы - 0,3".
В связи с вступившими в законную силу изменениями
части 5 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, соответствующие изменения были внесены и в
Правилами осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей сотрудникам и работникам Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы или членам их семей, утвержденными приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 23 апреля 2013 г. N 280
Так, согласно
пункту 2 Правил (в редакции приказа МЧС России от 12 июля 2017 г. N 292) предусмотрено, что сотруднику выплачивается ежемесячная денежная компенсация в случае установления гражданину Российской Федерации, уволенному из ФПС ГПС, инвалидности вследствие военной травмы, полученной в связи с выполнением своих служебных обязанностей и исключившей возможность дальнейшего прохождения службы в ФПС ГПС (ежемесячная денежная компенсация сотруднику);
В соответствии с
пунктом 22 Правил (в ред. приказа МЧС России от 12 июля 2017 г. N) было установлено, что размер ежемесячной денежной компенсации исчисляется исходя из размера оклада месячного денежного содержания и размера ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсий, с применением следующих коэффициентов:
1) в отношении инвалида I группы - 1;
2) в отношении инвалида II группы - 0,5;
3) в отношении инвалида III группы - 0,3.
Анализируя приведенные нормы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что прекращая с 1 января 2018 г. истцу С.С.Н. выплату ежемесячной денежной компенсации в связи с тем, что такое основание для назначения выплаты как "стойкая утрата трудоспособности" выбыло из перечня оснований для назначения ежемесячной денежной компенсации в возмещения вреда здоровью, ФГКУ "Специальное управление ФПС N 8 МЧС России" не было учтено, что, изменяя с 12 мая 2016 г. механизм исчисления ежемесячной денежной компенсации, законодатель, вместе с тем не установил положений о том, что выплата назначенных в соответствии с ранее действовавшим законодательством денежных компенсаций подлежит прекращению.
Напротив,
статья 2 Федерального закона от 1 мая 2016 г. N 125-ФЗ "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" было предусмотрено, что в случае, если размер ежемесячной денежной компенсации, выплачиваемой в соответствии с
частью 5 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" гражданину Российской Федерации, уволенному со службы в учреждениях и органах, превышает размер ежемесячной денежной компенсации, исчисленный в соответствии с
частью 5 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального
закона), ежемесячная денежная компенсация выплачивается указанному гражданину в размере, который причитался ему до дня вступления в силу настоящего Федерального
закона. Выплата ежемесячной денежной компенсации в таком размере производится до дня возникновения у него права на получение ежемесячной денежной компенсации в большем размере.
Исходя из буквального толкования указанных положений, выплата ранее назначенных ежемесячных выплат гражданину Российской Федерации, уволенному со службы в учреждениях и органах, должна быть сохранена и должна выплачиваться и после 12 мая 2016 г. в прежнем размере до дня возникновения у такого гражданина права на получение ежемесячной денежной компенсации в большем размере.
В связи с изложенным, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что именно действиями ФГКУ "Специальное управление ФПС N 8 МЧС России", незаконно прекратившим выплаты истцу, нарушены права последнего на возмещение вреда, причиненного при исполнении служебных обязанностей, а при таких обстоятельствах надлежащим ответчиком по заявленным С.С.Н. требованиям является ФГКУ "Специальное управление ФПС N 8 МЧС России".
Согласно
пункту 17 Правил осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей сотрудникам и работникам Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы или членам их семей, утв. приказом МЧС России от 23 апреля 2013 г. N 280 (в редакции приказа МЧС России от 8 февраля 2019 г. N 74, т.е. в редакции, действующей на дату разрешения спора) выплаты, предусмотренные настоящими
Правилами, производятся по месту прохождения службы (работы) сотрудника (работника) Финансово-экономическим департаментом МЧС России, финансовым подразделением территориального органа МЧС России, организации и учреждения МЧС России центрального подчинения.
Поскольку указанными
Правилами иных органов, наделенных полномочиями на выплату ежемесячной денежной компенсации гражданину - бывшему сотруднику (работнику) ФПС ГПС не установлено, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что обязанность по возобновлению выплаты в прежнем размере также должна быть возложена на ФГКУ "Специальное управление ФПС N 8 МЧС России", являющееся учреждением МЧС России центрального подчинения - правопреемником работодателя истца по последнему месту службы, откуда С.С.Н. был уволен по болезни на основании постановления военно-врачебной комиссии о негодности к службе.
При этом доводы о том, что в данном случае возмещение вреда должно производиться ГУ МЧС России по Кемеровской области, как правопреемник работодателя истца на момент несчастного случая 13 января 2001 г., судом были отклонены как не основанные на законе.
Судебная коллегия в силу вышеизложенных правовых актов и с учетом фактических обстоятельств по делу соглашается с такими суждениями суда апелляционной инстанции.
Принимая во внимание, что при рассмотрении дела допустимые доказательства тому, что у истца в период с 1 января 2018 г. по 30 сентября 2019 г., а также начиная с 1 октября 2019 г. возникло право на получение ежемесячной денежной компенсации в большем размере, нежели ему выплачивалось по состоянию на 31 декабря 2017 г. - 13 385,77 руб., суд апелляционной инстанции, исходя из заявленных требований, пришел к выводу о том, что на ФГКУ "Специальное управление ФПС N 8 МЧС России" подлежит возложению обязанность начиная с 1 октября 2019 г. восстановить С.С.Н. выплату в прежнем размере ежемесячной денежной компенсации, выплачиваемой в случае причинения сотруднику в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы, до приобретения истцом права на получение ежемесячной денежной компенсации в большем размере; а также с указанного ответчика в пользу истца подлежит взысканию задолженность по ежемесячной денежной компенсации за период с 1 января 2018 г. по 30 сентября 2019 г. (включительно) в размере 281 101,17 руб. = (13 385,77 руб. х 21 месяц).
Суд кассационной инстанции считает, что исходя из конкретных обстоятельств, установленных по настоящему делу, правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, судом апелляционной инстанции применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловными основаниям для отмены судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит предусмотренных
статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного постановления по доводам кассационной жалобы заявителя.
Руководствуясь
статьями 379.7,
390,
390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 7 июля 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Специальное управление федеральной противопожарной службы N 8 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" - без удовлетворения.