Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 12.05.2021 N 88-4610/2021 по делу N 2-1662/2020
Категория: Прочие гражданско-правовые споры.
Требования: О возложении обязанности устранить нарушения обязательных требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: До настоящего времени многочисленные предписания государственного пожарного надзора об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности и необходимости увеличения ширины эвакуационных выходов из помещений здания детского сада не исполнены, что ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.
Решение: Удовлетворено.


Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 12.05.2021 N 88-4610/2021 по делу N 2-1662/2020
Категория: Прочие гражданско-правовые споры.
Требования: О возложении обязанности устранить нарушения обязательных требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: До настоящего времени многочисленные предписания государственного пожарного надзора об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности и необходимости увеличения ширины эвакуационных выходов из помещений здания детского сада не исполнены, что ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.
Решение: Удовлетворено.

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 мая 2021 г. N 88-4610/2021
Дело N 2-1662/2020
24RS0032-01-2020-000578-13
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бойко В.Н.,
судей Дмитриевой О.С., Умысковой Н.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1662/2020 (24RS0032-01-2020-000578-13) по иску прокурора Ленинского района г. Красноярска в интересах неопределенного круга лиц к МБДОУ "Детский сад N 63 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей", администрации г. Красноярска, Главному управлению образования администрации г. Красноярска о возложении обязанности
по кассационной жалобе администрации г. Красноярска на решение Ленинского районного суда г. Красноярска 1 сентября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 21 декабря 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Бойко В.Н., выслушав прокурора Восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Симоненко Е.В., полагавшего, что оснований для отмены судебных постановлений не имеется, судебная коллегия
установила:
прокурор Ленинского района г. Красноярска, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском к МБДОУ "Детский сад N 63 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей" (МБДОУ "Детский сад N 63"), администрации г. Красноярска, Главному управлению образования администрации г. Красноярска, в котором просил обязать МБДОУ "Детский сад N 63" устранить нарушения обязательных требований пожарной безопасности, выявленные Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по г. Красноярску ГУ МЧС России по Красноярскому краю, а именно: ширину эвакуационных выходов из групп - "Одуванчик", "Колокольчик", "Ромашка", "Звездочка", "Журавушка", расположенных на первом, втором этажах здания детского сада по адресу: <адрес> (помещения N 51, 37, 23, 14, 11, 24) привести в соответствие с требованиями п. 4.2.5 СП 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и входы"; ширину двери, входящей на лестничную клетку (помещение N 1) указанного здания детского сад привести в соответствие с требованиями п. 4.4.3 СП 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и входы" в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу; обязать администрацию г. Красноярска, Главное управление образования администрации г. Красноярска выделить МБДОУ "Детский сад N 63" средства для устранения требований пожарной безопасности в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Ленинского района г. Красноярска проведена проверка, в ходе которой установлено, что в период с 2016 г. по настоящее время МБДОУ "Детский сад N 63" не выполняются предписания отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Красноярску ГУ МЧС России о Красноярскому краю по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности в части несоответствия ширины эвакуационных выходов. Так, в МБДОУ N 63 по адресу: <адрес> "А", ширина эвакуационных выходов из групп "Одуванчик", "Колокольчик", "Ромашка", "Звездочка", "Журавушка", расположенных на первом, втором этажах здания детского сада (согласно техническому паспорту помещения N 51, 37, 23, 14, 11, 24) составляет менее 0,8 метра. Фактическая ширина указанных эвакуационных выходов от 0,70 до 0,75 метра. Кроме того, дверь, выходящая на лестничную клетку, в открытом положении уменьшает требуемую ширину лестничной площадки (согласно техническому паспорту дверь, ведущая из помещения N 1). Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по г. Красноярску ГУ МЧС России по Красноярскому краю за период 2015 - 2019 гг. в адрес ответчика вынесены предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по предотвращению угрозы возникновения пожара, которые до настоящего времени не выполнены. Согласно ответу Главного управления образования администрации г. Красноярска от 23 сентября 2019 г. средства на разработку проектно-сметной документации в размере 2970000 руб. включены в реестр бюджета на 2020 г. Таким образом, до настоящего времени многочисленные предписания государственного пожарного надзора об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности и необходимости увеличения ширины эвакуационных выходов из помещений здания детского сада не исполнены, что ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.
Решением Ленинского районного суда г. Красноярска 1 сентября 2020 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 21 декабря 2020 г., исковые требования прокурора Ленинского района г. Красноярска удовлетворены.
На МБДОУ "Детский сад N 63 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей" возложена обязанность устранить нарушения обязательных требований пожарной безопасности, выявленные Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по г. Красноярску ГУ МЧС России по Красноярскому краю, а именно: ширину эвакуационных выходов из групп - "Одуванчик", "Колокольчик", "Ромашка", "Звездочка", "Журавушка", расположенных на первом, втором этажах здания детского сада по адресу: <адрес>, (помещения N 51, 37, 23, 14, 11, 24) привести в соответствие с требованиями п. 4.2.5 СП 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и входы"; ширину двери, выходящей на лестничную клетку (помещение N 1) здания детского сада по адресу: <адрес>, привести в соответствие с требованиями п. 4.4.3 СП 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и входы", в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения в законную силу.
На администрацию г. Красноярска, Главное управление образования администрации г. Красноярска возложена обязанность выделить МБДОУ "Детский сад N 63" средства для устранения указанных требований пожарной безопасности в течение 4 (четырех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В кассационной жалобе администрация г. Красноярска просит отменить обжалуемые судебные постановления как незаконные, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Ссылается на то, что администрация города как самостоятельное юридическое лицо не является финансовым органом муниципального образования город Красноярск, не осуществляет распоряжение средствами бюджета, является ненадлежащим ответчиком по делу. Указывает, что при проведении проверки уполномоченный орган по осуществлению надзорной деятельности не усмотрел таких нарушений, которые представляют угрозу и могут причинить вред здоровью граждан, требуют принятия иных мер, чем вынесение предписания.
Относительно доводов кассационной жалобы возражения принесены прокурором отдела прокуратуры Красноярского края Бухаровой Т.С., в которых прокурор просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены. В суд кассационной инстанции не явились, что не препятствует рассмотрению дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора Симоненко Е.В., поддержавшего доводы возражений, проверив законность судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены решения суда и апелляционного определения.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушений такого характера судами нижестоящих инстанций при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Отношения в области пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности.
Статьей 1 указанного Федерального закона предусмотрено, что требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Нормативные документы по пожарной безопасности представляют собой технические регламенты и стандарты, а также действующие до вступления в силу технических регламентов и вновь разрабатываемые нормы пожарной безопасности, правила пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие соответственно обязательные и рекомендательные требования пожарной безопасности.
Под нарушением требований пожарной безопасности согласно вышеназванной статье понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно ст. 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности (стандартах, нормах и правилах пожарной безопасности, инструкциях и иных документах) являются обязательными к исполнению.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона "О пожарной безопасности" граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случаях пожара. Граждане обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления.
Статьями 37 и 38 Федерального закона "О пожарной безопасности" определено, что обязанность соблюдать требования пожарной безопасности возложена на лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Нормами ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу части 1 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной в случае, если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности.
Согласно положениям статьи 89 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" эвакуационные пути в зданиях и сооружениях и выходы из зданий и сооружений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Расчет эвакуационных путей и выходов производится без учета применяемых в них средств пожаротушения.
Размещение помещений с массовым пребыванием людей, в том числе детей и групп населения с ограниченными возможностями передвижения, и применение пожароопасных строительных материалов в конструктивных элементах путей эвакуации должны определяться техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании".
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что в ходе проверок государственным инспектором соблюдения требований пожарной безопасности в МБДОУ "Детский сад N 63", расположенного в здании по адресу: <адрес>, выявлен ряд нарушений, в том числе ширина эвакуационных выходов из групп "Одуванчик", "Колокольчик", "Ромашка", "Звездочка", "Журавушка", расположенных на первом, втором этажах здания детского сада (согласно техническому паспорту - помещения N 51, 37, 23, 14, 11, 24) составляет менее 0,8 метра, а именно от 0,70 до 0,75 метра. Кроме того, дверь, выходящая на лестничную клетку, в открытом положении уменьшает требуемую ширину лестничной площадки (согласно техническому паспорту дверь, ведущая из помещения N 1).
Надзорным органом в адрес МБДОУ "Детский сад N 63" вынесены предписания об устранении указанных нарушений от 29 сентября 2014 г. N 2295/1/1-12, от 28 апреля 2016 г. N 423/1/1-5, от 26 октября 2018 г. N 1101/1/7, от 29 ноября 2019 г. N 1301/1/1-7, которые данным ответчиком не исполнены.
Установив указанные обстоятельства, суды, руководствуясь положениями п. 4 ст. 123.22, ст. 215, ч. 1 ст. 296 ГК РФ, ч. ч. 3, 6, 7 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", ст. ст. 1, 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", ст. 5, ч. 1 ст. 6, ч. 1, 2 ст. 53, ст. 89 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 4.2.5 Свода правил. Системы противопожарной защиты, утвержденных приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. N 171, п. 5.2.12 СП 1.13130.2009. "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", пришли к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований.
Поскольку здание МБДОУ "Детский сад N 63" закреплено за учреждением на праве оперативного управления, суды обоснованно возложили на данное образовательное учреждение обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу устранить вышеуказанные нарушения.
Принимая решение о возложении на администрацию г. Красноярска и Главное управление образования администрации г. Красноярска обязанности выделить МБДОУ "Детский сад N 63" средства для устранения нарушений требований пожарной безопасности в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, суды исходил из того, что данные ответчики как учредитель бюджетного учреждения и главный распорядитель бюджетных средств несут обязанность по финансированию мероприятий, связанных с устранением выявленных нарушений, при том, что в ходе рассмотрения дела достоверно установлено, что причиной невыполнения МБДОУ "Детский сад N 63" предписаний государственного пожарного надзора об устранении нарушений требований пожарной безопасности явилось отсутствие финансирования.
Не согласиться с указанными выводами оснований не имеется, так как они основаны на нормах действующего законодательства, соответствуют установленным обстоятельствам.
Довод кассационной жалобы о том, что администрация г. Красноярска не является надлежащим ответчиком по делу подлежит отклонению.
В соответствии с Уставом, утвержденным приказом руководителя управления образования администрации г. Красноярска от 14 февраля 2014 г. N 121/п, МБДОУ "Детский сад N 63" является муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением, учредителем которого является муниципальное образование - город Красноярск. Функции и полномочия учредителя в отношении МБДОУ "Детский сад N 63" осуществляет администрация города Красноярска. Собственником имущества МБДОУ является муниципальное образование город Красноярск.
В соответствии с п. 4.5 Устава МБДОУ "Детский сад N 63" финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется путем предоставления субсидий. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов МБДОУ "Детский сад N 63" являются в том числе собственные средства Учредителя, бюджетные средства, имущество, переданное МБДОУ собственником.
Отношения по содержанию имущества, принадлежащего муниципальному образованию и закрепленного за муниципальным бюджетным образовательным учреждением на праве оперативного управления, возникли в данном случае не в связи с обязательствами последнего либо в связи с возмещением ущерба, а основаны на положениях о праве собственности и других вещных правах, обусловлены полномочиями органа местного самоуправления.
Доводы жалобы об отсутствии в учреждении противопожарных нарушений, представляющих угрозу для жизни и здоровья, которые требуют обязательное выполнение требований, заявленных в иске, подлежат отклонению, как основанные на ошибочном толковании закона, сводятся к собственной оценке представленных в дело доказательств.
Соблюдение действующих на момент эксплуатации здания норм и правил пожарной безопасности является обязательным, поскольку в данном случае речь идет о безопасности жизни и здоровья людей, и прежде всего малолетних детей. Организация надлежащего размера эвакуационных выходов в данном случае направлена на исключение и снижение неблагоприятных факторов пожара при возникновении чрезвычайной ситуации.
Поскольку судами верно определены и с достаточной полнотой установлены обстоятельства, имеющие значение по делу, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, применен закон, подлежащий применению, судебные постановления являются законными и обоснованными, оснований для их отмены по доводам, изложенным в кассационной жалобе, не имеется.
Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений, либо являющихся безусловным основанием для их отмены, при рассмотрении дела не допущено.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Красноярска 1 сентября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 21 декабря 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации г. Красноярска - без удовлетворения.
Председательствующий
В.Н.БОЙКО
Судьи
О.С.ДМИТРИЕВ
Н.Г.УМЫСКОВА