Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 13.10.2020 N 88-15731/2020
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: 1) О признании незаконным решения; 2) О восстановлении в списке лиц, претендующих на получение единовременной социальной выплаты.
Обстоятельства: Основанием для снятия истца с учета послужило то обстоятельство, что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости лица имели в общей совместной собственности квартиру, в соответствии с выписками из Единого государственного реестра недвижимости право совместной собственности на жилое помещение было прекращено.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 13.10.2020 N 88-15731/2020
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: 1) О признании незаконным решения; 2) О восстановлении в списке лиц, претендующих на получение единовременной социальной выплаты.
Обстоятельства: Основанием для снятия истца с учета послужило то обстоятельство, что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости лица имели в общей совместной собственности квартиру, в соответствии с выписками из Единого государственного реестра недвижимости право совместной собственности на жилое помещение было прекращено.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.
ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 октября 2020 г. N 88-15731/2020
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В.,
судей Новожиловой И.А., Кожевниковой Л.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-209/2020 (УИД 55RS0007-01-2019-006922-42) по иску Ж.С. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области о признании незаконным решения, восстановлении в списке лиц, претендующих на получение единовременной социальной выплаты
по кассационной жалобе представителя Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области А. на решение Центрального районного суда г. Омска от 15 января 2020 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 19 июня 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А.,
судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ж.С. (далее по тексту - Ж.С.) обратился в Центральный районный суд г. Омска с иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (далее по тексту - ГУ МЧС России по Омской области) о признании незаконным решения, восстановлении в списке лиц, претендующих на получение единовременной социальной выплаты.
Определением Центрального районного суда г. Омска от 16 декабря 2019 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Ж.Т.А. (далее по тексту - Ж.Т.А.), Ж.Д. (далее по тексту - Ж.Д.) и Ж.Е. (далее по тексту - Ж.Е.) в лице их законного представителя Ж.Т.А.
Решением Центрального районного суда г. Омска от 15 января 2020 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 19 июня 2020 г. исковые требования Ж.С. удовлетворены. Признан незаконным протокол от 22 октября 2019 г. N 17 ГУ МЧС России по Омской области в части снятия Ж.С. с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. На ГУ МЧС России по Омской области возложена обязанность восстановить Ж.С. в списке лиц, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 17 декабря 2013 г. составом семьи 4 человека.
Представитель ГУ МЧС России по Омской области А. обратился в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, совершение истцом и его супругой действий по ухудшению жилищных условий, просит решение Центрального районного суда г. Омска от 15 января 2020 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 19 июня 2020 г. отменить, вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, в соответствии с
частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В соответствии с
частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим
Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (
статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для их отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Ж.С. с 26 мая 2003 г. проходит службу в органах МЧС России, в настоящее время в должности <данные изъяты>. Общая выслуга лет истца по состоянию на 7 июня 2019 г. составила 18 лет 14 дней.
Согласно выписке из протокола заседания постоянно действующей комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Омской области и уволенным со службы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 24 февраля 2014 г. N Ж.С. поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты на основании его заявления от 17 декабря 2013 г. Право истца на дополнительную площадь жилого помещения установлено не было.
На момент постановки Ж.С. на соответствующий учет в состав его семьи входили супруга Ж.Т.А., дочь Ж.Д., <данные изъяты>, сын Ж.Е., <данные изъяты>. Семья Ж.С. проживала и проживает до настоящего времени в однокомнатной квартире, общей площадью 36,6 кв. м, расположенной по адресу: <адрес>, принадлежащей истцу и его супруге Ж.Т.А. на праве общей совместной собственности. Дети Ж.С. - Ж.Д. и Ж.Е. на момент постановки истца на учет в собственности объектов недвижимости на территории Омской области и Российской Федерации не имели.
22 октября 2019 г. состоялось заседание жилищной комиссии ГУ МЧС России по Омской области, на котором было принято решение о снятии с учета истца составом семьи 4 человека для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с 22 октября 2019 г. в соответствии с подпунктом "б" пункта 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты.
Основанием для снятия истца с учета послужило то обстоятельство, что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости Ж.С. и Ж.Т.А. имели в общей совместной собственности 1-комнатную квартиру, общей площадью 36,6 кв. м, по адресу: <адрес>. В соответствии с выписками из Единого государственного реестра недвижимости право совместной собственности Ж.С. и Ж.Т.А. на вышеуказанное жилое помещение было прекращено, и зарегистрировано право долевой собственности: на Ж.С., Ж.Д. и Ж.Е. по 1/10 доли, на Ж.Т.А. 7/10 доли. Изложенное расценено ответчиком как намеренное ухудшение истцом и его супругой жилищных условий.
Не согласившись с указанным решением, Ж.С. обратился в суд с настоящим иском.
В соответствии с
частью 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, регулируются Федеральным
законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с
частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в
части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (
пункт 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Частью 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Согласно
части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
По смыслу приведенной нормы перечень намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, не является исчерпывающим.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу требований
части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее по тексту - Правила).
В соответствии с
пунктом 2 Правил единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в
пунктах 1 -
3 части 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Пункты 1 -
3 части 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к таким лицам относят супруга (супругу), состоящих в зарегистрированном браке с сотрудником; супруга (супругу), состоявших в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день гибели (смерти); несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных организациях по очной форме обучения.
Согласно
пункту 4 Правил принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В
пункте 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. Данный
пункт также содержит перечень документов, представляемых в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения.
При наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на одного члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником (
пункт 11 Правил).
В случае, если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в
части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (
пункт 12 Правил).
Таким образом, из приведенных нормативных положений следует, что обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является не только его нуждаемость в жилом помещении, но и несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
В соответствии с
подпунктом "б" пункта 15 Правил сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в
части 8 статьи 4 Закона, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
Решение о снятии сотрудника с учета для получения единовременной социальной выплаты принимается комиссией.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь вышеизложенными нормами законодательства, установив по результатам оценки представленных в материалы дела доказательств по правилам
статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, что Ж.С. и Ж.Т.А. приобрели спорную квартиру, расположенную по адресу, <адрес> в общую совместную собственность за счет кредитных средств, предоставленных ЗАО Банк ВТБ 24 по кредитному договору от 21 декабря 2007 г. N, в отношении квартиры был установлен залог (ипотека), во исполнение обязательств по кредитному договору Ж.Т.А. направила средства материнского (семейного) капитала, жилое помещение в соответствии со
статьей 10 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" было оформлено в общую долевую собственность с детьми, пришел к выводу, что выполнение истцом и его супругой обязательств, предусматривающих необходимость оформления объекта недвижимости в общую собственность его, супруги и детей, не свидетельствует о совершении им намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий; жилищные условия истца с момента постановки на жилищный учет и до настоящего времени не изменились, обеспеченность жилым помещением на каждого члена семьи составляла и составляет менее 15 кв. м; каких-либо недобросовестных, намеренных умышленных действий истца и его супруги, преследующих ухудшение жилищных условий с целью приобретения статуса нуждающегося в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения судом не установлено.
При разрешении спора суды первой и апелляционной инстанции правильно определили характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, установленным на их основании фактическим обстоятельствам, и примененным нормам права.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений (
статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебной коллегией не установлено.
Доводы кассационной жалобы о совершении истцом и его супругой намеренных действий по ухудшению жилищных условий тождественны доводам, которые являлись предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, обоснованно отклонены по мотивам, приведенным в судебном постановлении суда апелляционной инстанции, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу
статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Руководствуясь
статьями 379.7,
390,
390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Омска от 15 января 2020 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 19 июня 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области А. - без удовлетворения.
Председательствующий
М.В.ЛАВНИК
Судьи
И.А.НОВОЖИЛОВА
Л.П.КОЖЕВНИКОВА