Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 31.08.2021 по делу N 88-14186/2021
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: Об оспаривании решения о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения.
Обстоятельства: Истец указал, что принято решение об отмене решения о признании права на получение единовременной социальной выплаты, снятии с учета для получения выплаты в связи с выявлением сведений, свидетельствующих об отсутствии у истца права на постановку на учет, так как площадь жилого помещения на каждого члена семьи собственника более установленной нормы.
Решение: Отказано.
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 31.08.2021 по делу N 88-14186/2021
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: Об оспаривании решения о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения.
Обстоятельства: Истец указал, что принято решение об отмене решения о признании права на получение единовременной социальной выплаты, снятии с учета для получения выплаты в связи с выявлением сведений, свидетельствующих об отсутствии у истца права на постановку на учет, так как площадь жилого помещения на каждого члена семьи собственника более установленной нормы.
Решение: Отказано.
ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 31 августа 2021 г. по делу N 88-14186/2021
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Папушиной Н.Ю.,
судей Гордиенко А.Л., Попова А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 54RS0010-01-2020-00346-58 по иску К.В. к Главному управлению МЧС России по Новосибирской области о признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, о понуждении к восстановлению в списке постановки на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по кассационной жалобе представителя К.В. - К.С. на решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 04 августа 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ
Заслушав доклад судьи Папушиной Н.Ю., объяснения К.В., представителя К.В. - П., представителя ГУ МЧС России по Новосибирской области - В.,
установила:
К.В. обратился в суд с иском к ГУ МЧС России по Новосибирской области, в котором просил признать незаконным и отменить решение территориальной комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья от ДД.ММ.ГГГГ; признать за ним право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, восстановить его в списке постановки на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В обоснование требований истцом указано, что он проходил службу в Федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы на различных должностях и имел специальное звание полковник внутренней службы. Последним местом службы истца являлся Сибирский региональный центр МЧС России (город Красноярск).
Приказом Сибирского регионального центра МЧС России N 57-НС от ДД.ММ.ГГГГ К.В. был уволен с ДД.ММ.ГГГГ на основании
пункта "е" части 1 статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ, в период прохождения службы, К.В. было подано заявление о постановке на учет на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Решением комиссии СРЦ МЧС России N от ДД.ММ.ГГГГ было признано право К.В. на постановку на учет на приобретение единовременной социальной выплаты составом семьи 1 человек.
В связи с ликвидацией Сибирского регионального центра МЧС России учетное дело N К.В. передано в Главное управление МЧС России.
По результатам рассмотрения материалов дела К.В. территориальной комиссией по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения ДД.ММ.ГГГГ было принято решение об отмене решения от ДД.ММ.ГГГГ N о признании права К.В. в получении единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, снятии К.В. с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленное протоколом N, в связи с выявлением сведений, свидетельствующих об отсутствии у истца права на постановку на такой учет.
Основанием для принятия указанного решения явилось то обстоятельство, что на момент подачи заявления о постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения К.В. с ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован по месту жительства в <адрес> в <адрес>, собственником которой является его мать К.Л. В связи с чем комиссия пришла к выводу о том, что он был вселен в указанное жилое помещение в качестве члена семьи собственника. Общая площадь жилого помещения составляет 41,8 кв. м, на каждого из членов семьи собственника приходится по 20,9 кв. м, что составляет более 15 кв. м общей площади жилого помещения.
С данным решением К.В. не согласен, считает его незаконным, поскольку проживает в квартире своей матери на основании заключенного с ней соглашения и не является членом ее семьи.
Решением Центрального районного суда г. Новосибирска от 04 августа 2020 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Апелляционным
определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 30 марта 2021 г.
решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 04 августа 2020 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представителя К.В. - К.С. изложена просьба об отмене обжалуемых судебных постановлений, как принятых с нарушением норм материального и процессуального права. По мнению автора жалобы, судами неверно определены существенные для дела обстоятельства, что привело к вынесению неправильных судебных постановлений. Так, суды не учли, что регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения. Судам, как полагает податель жалобы, надлежало установить, является ли истец членом семьи своей матери, пользуется ли принадлежащим ей жилым помещением в качестве члена семьи или по иным основаниям.
Участвуя в судебном заседании с помощью средств ВКС, К.В. и его представитель П. доводы кассационной жалобы поддержали; представитель ГУ МЧС России по Новосибирской области - В. против удовлетворения жалобы возражала.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения, исходя из следующего.
Согласно положениям
части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Правилами
части 1 статьи 379.6 ГПК РФ определено, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим
Кодексом.
Судами установлено, что К.В. проходил службу в Федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы на различных должностях и имел специальное звание полковник внутренней службы.
Последним местом службы истца являлся Сибирский региональный центр МЧС России (город Красноярск).
Приказом Сибирского регионального центра МЧС России N -НС от ДД.ММ.ГГГГ К.В. был уволен с ДД.ММ.ГГГГ на основании
пункта "е" части 1 статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (которое применялось на момент увольнения истца).
Выслуга лет К.В. в календарном исчислении на момент увольнения составила 22 года.
В период прохождения службы, а именно ДД.ММ.ГГГГ К.В. было подано заявление с приложением документов о постановке на учет на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Решением комиссии СРЦ МЧС России N от ДД.ММ.ГГГГ были признано право К.В. на постановку на учет на приобретение единовременной социальной выплаты составом семьи 1 человек.
ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр юридических лиц была внесена запись о принятии решения о ликвидации Сибирского регионального центра МЧС и формировании ликвидационной комиссии.
ДД.ММ.ГГГГ Сибирский региональный центр МЧС России ликвидирован.
В связи с ликвидацией Сибирского регионального центра МЧС России учетное дело N К.В. передано в Главное управление МЧС России.
По результатам рассмотрения материалов дела К.В. территориальной комиссией по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения ДД.ММ.ГГГГ было принято решение, отраженное в протоколе N, а именно:
в соответствии с
пунктом 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 328-ФЗ, решение комиссии СПЦ МЧС России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам ФПС ГПС и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей, и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из ФПС ГПС, единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ N о признании права К.В. в получении единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения составом семьи 1 человек отменить;
в соответствии с
подпунктом "г" пункта 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 369 от 24 апреля 2013 г., снять К.В. составом семьи 1 человек с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в связи с выявлением сведений, свидетельствующих об отсутствии у него права на постановку на такой учет, а также по представленным документам и сведениям, полученным по результатам проведенной проверки, не подтверждающим наличие условий, необходимых для постановки сотрудника (гражданина) на учет для получения единовременной социальной выплаты (пункт 19 Порядка, утвержденного приказом МЧС России N от ДД.ММ.ГГГГ).
Из материалов дела усматривается, что основанием для принятия указанного решения явилось то обстоятельство, что на момент подачи заявления о постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения К.В. с ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован по месту жительства в <адрес> в <адрес>. Количество проживающих в указанном жилом помещении 1 человек - К.В. Собственником жилого помещения является К.Л. (мать). К.В. был вселен в жилое помещение на основании
статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) в качестве члена семьи собственника жилого помещения. Общая площадь жилого помещения составляет 41,8 кв. м, на каждого из членов семи собственника приходится по 20,9 кв. м, что составляет более 15 кв. м.
Как следует из
части 1 статьи 1 и
части 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 283-ФЗ), сотрудники, имеющие специальные звания и проходящие службу в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, а также лица, уволенные со службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, имеющие общую продолжительность службы не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы.
Согласно
частям 3,
5 и
6 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров. Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
В соответствии с
пунктом 14 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 369 от 24 апреля 2013 г. (далее - Правила) право на получение единовременной социальной выплаты сохраняется за гражданами Российской Федерации, принятыми на учет для получения единовременной социальной выплаты в качестве сотрудников и уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию, с учетом сохранения за ними права, указанного в
пункте 19 настоящих Правил, имевшегося у них на день увольнения.
Пунктом 4 Правил установлено, что принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 ЖК РФ, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
При наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 ЖК РФ, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником (
пункт 11 Правил).
В случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послужившим основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты (если такие сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на постановку на такой учет), сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты (
подпункт "г" пункта 15 Правил).
В силу
части 1 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным
кодексом Российской Федерации.
Частью 1 статьи 31 ЖК РФ определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (
часть 2 статьи 31 ЖК РФ).
В
пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений
части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Данное разъяснение сделано применительно к ситуации наличия у собственника единственного жилого помещения для проживания. Вместе с тем гражданину на праве собственности могут принадлежать несколько жилых помещений, и проживать он может в любом из них, а не только в том жилом помещении, в котором проживают вселенные им в качестве членов семьи другие лица.
Из приведенных нормативных положений жилищного законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ по их применению следует, что членами семьи собственника жилого помещения могут являться не только проживающие совместно с ним его супруг, дети и родители. Членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны и другие родственники независимо от степени родства при условии, что они вселены в жилое помещение собственником в качестве членов его семьи. Проживание собственника отдельно, в ином жилом помещении, само по себе не опровергает факт вселения им в принадлежащее ему жилое помещение других лиц в качестве членов своей семьи.
Отказывая в удовлетворении требований, суды обеих инстанций пришли к выводу, что в целях предоставления единовременной социальной выплаты учету подлежит общая площадь жилого помещения, занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или в силу правоотношений собственности (в том числе общая площадь жилого помещения, в котором у сотрудника и членов его семьи возникло право пользования таким жилым помещением по основаниям, установленным жилищным законодательством), вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения. При этом не имеет правового значения факт раздельного проживания с собственником при условии вселения им сотрудника и членов его семьи в принадлежащее ему жилое помещение в качестве членов своей семьи.
Оценивая представленное истцом соглашение об определении порядка пользования жилым помещением от ДД.ММ.ГГГГ, заключенное между К.В. и его матерью К.Л., суды отметили, что о наличии такого договора с собственником истец при постановке на учет уполномоченному органу не сообщал. Напротив, данное соглашение было представлено К.В. лишь суду в рамках рассмотрения настоящего спора, что не опровергает существа отношений по пользованию вышеуказанным жилым помещением между ним и членом его семьи.
Кроме того, судами учтено, что положениями
части 2 статьи 1 Федерального закона N 283-ФЗ определен круг лиц, которые имеют право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в качестве членов семьи сотрудника. Вместе с тем, указанная норма не применяется в том случае, когда проверке подлежит наличие у сотрудника прав на жилые помещения; в этой ситуации определение круга лиц, которые могут быть отнесены к членам семьи, производится по правилам жилищного и семейного законодательства.
В силу чего приведенные выводы судов мотивированы и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты. Нарушения требований
статей 56,
59,
60,
67 ГПК РФ при сборе и оценке доказательств, а равно нарушения норм материального права, судами допущено не было.
Доводы же о несогласии с выводами судов относятся к оценке доказательств и установлению фактических обстоятельств дела, а следовательно, не могут являться основанием для пересмотра судебных постановлений, поскольку в соответствии с
частью 3 статьи 390 ГПК РФ суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств над другими.
При этом другая точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда. Отклонение от данного принципа допустимо исключительно при наличии существенных и неоспоримых обстоятельств.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что каких-либо доводов, свидетельствующих о допущенных по делу нарушениях норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений кассационная жалоба не содержит, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
определила:
решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 04 августа 2020 г. и апелляционное
определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 30 марта 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя К.В. - К.С. без удовлетворения.