Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 05.10.2021 N 88-15542/2021
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: 1) О постановке на учет нуждающихся в жилом помещении; 2) Об оспаривании решений по отказу в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения (строительства) жилого помещения.
Обстоятельства: Оспариваемое решение нарушает права и законные интересы гражданки, которая в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ обладает необходимой выслугой лет и имеет право с учетом члена своей семьи претендовать на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 05.10.2021 N 88-15542/2021
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: 1) О постановке на учет нуждающихся в жилом помещении; 2) Об оспаривании решений по отказу в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения (строительства) жилого помещения.
Обстоятельства: Оспариваемое решение нарушает права и законные интересы гражданки, которая в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ обладает необходимой выслугой лет и имеет право с учетом члена своей семьи претендовать на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.
ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 октября 2021 г. N 88-15542/2021
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фроловой Т.В.,
судей Кожевниковой Л.П., Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 04RS0021-01-2020-000653-95 (2-666/2021) по иску Т.Е.А. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты,
по кассационной жалобе Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 14 июля 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П., судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Т.Е.А. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия (далее - УФСИН России по Республике Бурятия) о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
В обоснование своих требований указала, что 29 октября 2019 г. она обратилась к ответчику с рапортом о постановке на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N.
Решением комиссии от 28 января 2020 г. ей отказано в постановке на учет, с чем она не согласна, полагает, что к рапорту были приложены все требуемые документы на заявителя Т.Е.А. и члена ее семьи - сына Т.Д.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Просила суд признать решение комиссии УФСИН России по Республике Бурятия по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УФСИН России по Республике Бурятия и подведомственных ему учреждений, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органе уголовно-исполнительной системы Республики Бурятия, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, изложенное в протоколе от 28 января 2020 года N, в части отказа Т.Е.А. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, незаконным; обязать УФСИН России по Республике Бурятия поставить ее на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, с составом семьи из двух человек: Т.Е.А., сын Т.Д.А.
Решением Советского районного суда г. Улан-Удэ от 7 мая 2020 г. исковые требования Т.Е.А. были оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 20 июля 2020 г. решение Советского районного суда от 7 мая 2020 г. оставлено без изменения.
Кассационным
определением судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 21 января 2021 г. решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 7 мая 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 20 июля 2020 г. отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением Советского районного суда города Улан-Удэ от 8 апреля 2021 г. исковые требования Т.Е.А. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 14 июля 2021 г. решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 8 апреля 2021 г. отменено, принято новое решение, которым суд признал незаконным решение комиссии, оформленное протоколом от 28 января 2020 г. N об отказе Т.Е.А. в постановке на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязал ответчика поставить Т.Е.А. с учетом члена ее семьи - сына Т.Д.А. на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В кассационной жалобе представитель УФСИН России по Республике Бурятия просит об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 14 июля 2021 г. и оставлении в силе решения Советского районного суда города Улан-Удэ от 8 апреля 2021 г.
Лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь
ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим
Кодексом (
ч. 1 ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со
ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Т.Е.А. проходила службу в органах УФСИН России по Республике Бурятия с 2005 года по 2020 год.
29 октября 2019 г. Т.Е.А. обратилась с рапортом о постановке на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья в соответствии с Федеральным
законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Решением комиссии УФСИН России по Республике Бурятия по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УФСИН России по Республике Бурятия и подведомственных ему учреждений, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органе уголовно-исполнительной системы Республики Бурятия, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 28 января 2020 г. N, оформленным протоколом, Т.Е.А. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты по двум основаниям:
- в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных
п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 (далее - Правила);
- ухудшением жилищных условий в соответствии с
п. 12 Правил.
Из содержания решения Комиссии следует, что Т.Е.А. с 24 января 2006 г. по 13 февраля 2019 г., ее сын Т.Д.А. с 26 апреля 2016 г. по 27 февраля 2019 г. имели постоянную регистрацию в жилом помещении, общей площадью 51,3 кв. м, по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение принадлежит на праве собственности матери заявителя - Т.Т.Т.
С 13 февраля 2019 г. Т.Е.А. и ее сын зарегистрированы по адресу: <адрес>. Кроме того, у сына заявителя отсутствует регистрация по месту жительства с 17 июня 2015 г. по 26 апреля 2016 г.
Не согласившись с указанным решением Т.Е.А. обратилась в суд с вышеуказанным иском.
Отказывая в удовлетворении иска, признавая правомерным оспариваемое истцом решение комиссии, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истцом в нарушение
п. 5 Правил не предоставлены сведения о регистрации сына Т.Д.А. за период с 17 июня 2015 г. по 26 апреля 2016 г., признав отказ комиссии в постановке истца на учет на основании
п. 12 Правил, ошибочным.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции не согласился.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции руководствуясь положениями Федерального
закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ,
Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369, пришел к выводу о том, что у комиссии УФСИН России по Республике Бурятия отсутствовали основания для отказа в постановке на учет истца и ее сына на получение упомянутой единовременной социальной выплаты.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судом апелляционной инстанции нормы материального права применены правильно.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (далее - сотрудники), регулируются Федеральным
законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ (
ч. 1 ст. 1 данного Закона).
В соответствии с
ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. В тексте документа, видимо, допущена опечатка: в части 2 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пункты отсутствуют, имеется в виду пункт 2 части 3 статьи 4. | |
Согласно
п. 2 ч. 2 ст. 4 вышеуказанного Федерального закона единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
В соответствии с
п. 8 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются
Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369.
Пунктом 2 Правил предоставления единовременной социальной выплаты и
ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно доживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в
пп. 1 -
3 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.
Правилами
(п. 5) предоставления единовременной социальной выплаты установлено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
ст. 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются следующие документы:
а) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельства о рождении сотрудника, если совместно с сотрудником проживают его родители, являющиеся собственниками или нанимателями по договору социального найма жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником);
б) копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации);
в) копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования сотрудника;
г) копия послужного списка сотрудника;
д) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака);
е) справки об обучении в образовательных организациях по очной форме детей сотрудника в возрасте от 18 до 23 лет, если они проживают совместно с сотрудником;
ж) копии документов об установлении инвалидности детям сотрудника до достижения ими возраста 18 лет, если они проживают совместно с сотрудником;
з) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по не зависящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения;
и) документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений;
к) копия договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник (если сотрудник проживает в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма);
л) копия документа, подтверждающего право сотрудника на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, предусмотренных
пунктом 19 настоящих Правил).
Из протокола комиссии УФСИН России по Республике Бурятия от 28 января 2020 г. N следует, что основанием для отказа комиссии УФСИН России по Республике Бурятия в постановке Т.Е.А. на учет для получения единовременной социальной выплаты послужило:
- отсутствие обязательных документов, предусмотренных
п. 5 Правил;
- ухудшение жилищных условий в соответствии с
п. 12 Правил.
При этом судами установлено, что Т.Е.А. были представлены в комиссию УФСИН России по Республике Бурятия все документы, указанные в
п. 5 Правил, за исключением документов, указанных в пунктах д, е, ж, л.
Как правильно указал суд апелляционной инстанции, исходя из содержания
п. 5 Правил, требование о предоставлении документов за последние пять лет касаются только документов, указанных в
пп. "з" п. 5 Правил - выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по не зависящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, предоставляются документы, подтверждающие невозможность их получения.
Т.Е.А. требования о предоставлении документов, указанных в
п. "з" п. 5 Правил за последние пять лет были исполнены.
Вопреки доводам кассатора, суд апелляционной инстанции верно указал, что не являлось основанием для отказа в постановке истца на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по месту прохождения службы то обстоятельство, что Т.Е.А. после рождения 17 июня 2015 г. сына Т.Д.А. своевременно не зарегистрировала его по месту постоянного жительства по адресу: <адрес> ввиду его болезненного состояния и скользящего графика работы паспортиста (до обеда и после обеда). Кроме того, необходимые документы о регистрации сына истца как в жилом помещении по адресу: <адрес>, так и по адресу: <адрес> Т.Е.А. были предоставлены.
Суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что отсутствовали основания для отказа в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты и по второму основанию - ухудшение жилищных условий в соответствии с
п. 12 Правил, поскольку действий по ухудшению своего жилищного положения истец не совершала.
Регистрация истца и сына по месту жительства в служебном жилом помещении по адресу: <адрес> которое было предоставлено ей в связи с прохождением службы в <адрес>, учитывая, что после увольнения со службы Т.Е.А. в мае 2020 г. освободила данное жилое помещение и переехала вместе с сыном на постоянное место жительство к матери по адресу: <адрес>, что не оспаривается ответчиком, не может быть расценена как совершение истцом намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий (при проживании в квартире матери, истец также была обеспечена жильем менее 15 кв. м на члена семьи).
Установив, что формальное рассмотрение заявления Т.Е.А. комиссией УФСИН относительно принятия решения по этому основанию противоречит
п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, нарушает права и законные интересы истца Т.Е.А., которая в соответствии с указанной
статьей, обладает необходимой выслугой лет, и обеспеченная жилым помещением менее 15 кв. м, имеет право с учетом члена своей семьи претендовать на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в учреждениях УФСИН России по Республике Бурятия, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Вопреки доводам жалобы, выводы суда апелляционной инстанции соответствуют нормам материального права. Результаты оценки доказательства и мотивы, по которым суд апелляционной инстанции пришел к такому выводу, подробно изложены в судебном постановлении, оснований не согласиться с которым у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется.
Положения
ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями
главы 41 данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных постановлений право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела, подменяя тем самым суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства.
Определение же наличия (или отсутствия) оснований для пересмотра вынесенных по конкретному делу судебных постановлений осуществляется соответствующим судом кассационной инстанции, который должен установить, являются ли обстоятельства, приведенные в кассационной жалобе в качестве оснований для изменения или отмены судебных постановлений, достаточными для отступления от принципа правовой определенности и стабильности вступивших в законную силу судебных актов, а их отмена (изменение) и ее правовые последствия - соразмерными допущенным нарушениям норм материального и (или) процессуального права.
Доводы жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права, не опровергают выводов суда апелляционной инстанции и не могут являться основанием для отмены обжалуемого постановления в соответствии с положениями
ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь
статьями 379.7,
390,
390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 14 июля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия - без удовлетворения.