Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 03.06.2021 N 88-2692/2021
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании незаконным решения, признании права на получение единовременной социальной выплаты, возложении обязанности поставить на учет.
Обстоятельства: Истец указал, что обратился к ответчику с рапортом о принятии его с составом семьи из четырех человек на учет для получения единовременной социальной выплаты. В удовлетворении рапорта ему отказано в связи с непредставлением обязательных документов.
Решение: Удовлетворено в части.
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 03.06.2021 N 88-2692/2021
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании незаконным решения, признании права на получение единовременной социальной выплаты, возложении обязанности поставить на учет.
Обстоятельства: Истец указал, что обратился к ответчику с рапортом о принятии его с составом семьи из четырех человек на учет для получения единовременной социальной выплаты. В удовлетворении рапорта ему отказано в связи с непредставлением обязательных документов.
Решение: Удовлетворено в части.
ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 июня 2021 г. N 88-2692/2021
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Латушкиной С.Б.,
судей Раужина Е.Н., Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1345/2020 (УИД 04RS0021-01-2020-001403-76) по иску Б. к Управлению федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Бурятия о признании незаконным решения, признании права на получение единовременной социальной выплаты, возложении обязанности поставить на учет,
по кассационной жалобе Г. на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 26 июня 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 23 сентября 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В.,
судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Б. (далее - Б., истец) обратился в суд с иском к Управлению федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Бурятия (далее - УФСИН России по Республике Бурятия, ответчик) о признании незаконным решения, признании права на получение единовременной социальной выплаты, возложении обязанности поставить на учет.
В обоснование своих требований указывал на то, что 12 ноября 2019 г. Б. обратился к ответчику с рапортом о принятии его с составом семьи из четырех человек на учет для получения единовременной социальной выплаты. В удовлетворении рапорта ему отказано в связи с непредоставлением обязательных документов. Б. считал отказ незаконным.
Б. просил суд признать незаконным решение УФСИН России по Республике Бурятия от 28 января 2020 г. (протокол N 1) об отказе в постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; признать за ним право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на семью из четырех человек; обязать ответчика поставить его на учет с составом семьи их четырех человек с даты обращения - с 12 ноября 2019 г.
Решением Советского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 26 июня 2020 г. исковые требования Б. удовлетворены частично. Признано незаконным и отменено решение комиссии УФСИН России по Республике Бурятия от 28 января 2020 г. (протокол N 1) об отказе Б. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты. На УФСИН России по Республике Бурятия возложена обязанность повторно рассмотреть рапорт Б. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты от 12 ноября 2019 г. в течение одного месяца с даты вступления решения в законную силу. В удовлетворении остальной части иска отказано. С УФСИН России по Республике Бурятия в пользу Б. взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 23 сентября 2020 г. решение Советского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 26 июня 2020 г. отменено. Принято новое решение. Исковые требования Б. оставлены без удовлетворения.
Определением Советского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 28 декабря 2020 г. произведена замена стороны истца Б. на Г. (далее - Г.) в гражданском правоотношении, установленном решением Советского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 26 июня 2020 г. в связи со смертью Б.
В кассационной жалобе Г. просит об отмене судебного акта апелляционной инстанции как незаконного, а также просит изменить решение суда первой инстанции в части.
Управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия поданы возражения на кассационную жалобу.
Лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь
частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (
часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со
статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что с 1 января 2009 г. истец Б. являлся сотрудником УФСИН России по Республике Бурятия.
12 ноября 2019 г. Б. обратился с рапортом на имя начальника УФСИН России по Республике Бурятия о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты с составом семьи из четырех человек: истец, его супруга и двое несовершеннолетних детей - Б.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Б.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
28 января 2020 г. решением комиссии УФСИН России по Республике Бурятия, оформленным протоколом N 1, Б. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных
пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты), а именно сведений о регистрации по месту жительства несовершеннолетних детей истца с рождения до 25 апреля 2018 г.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения заявленных требований.
С данными выводами не согласился суд апелляционной инстанции.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований Б., суд апелляционной инстанции руководствовался положениями Жилищного
кодекса Российской Федерации, Федерального
закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
Правил предоставления единовременной социальной выплаты и исходил из того, что на момент рассмотрения комиссией УФСИН России по Республике Бурятия документов, представленных Б. для постановки его на учет для получения единовременной социальной выплаты, в учетном деле Б. отсутствовала информация о регистрации с места жительства членов его семьи - детей за последние 5 лет до подачи рапорта о постановке на учет, в связи с чем суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что это обстоятельство препятствовало определению нуждаемости истца в жилом помещении, свидетельствовало о несоблюдении сотрудником
Правил предоставления единовременной социальной выплаты и являлось основанием для отказа комиссией УФСИН России по Республике Бурятия Б. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Также суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии нарушений норм процессуального права судом первой инстанции, поскольку сделаны выводы о наличии справок на детей о регистрации за 5 лет до подачи рапорта, не соответствующие обстоятельствам дела.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами суда апелляционной инстанции не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (далее - сотрудники), регулируются Федеральным
законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ) (
часть 1 статьи 1 данного Закона).
В соответствии с
частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в
части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (
пункт 1 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ), является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (
пункт 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Частью 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Согласно
части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
По смыслу приведенной нормы перечень намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, не является исчерпывающим.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу
части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (название приводится в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений, далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).
В соответствии с
пунктом 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
При наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на одного члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником (
пункт 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Согласно
пункту 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты сотрудник при обращении в комиссию в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты к заявлению прилагает в том числе копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации) (
подпункт "б" пункта 5 Правил); выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы (в случаях, если по не зависящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения) (
подпункт "з" пункта 5 Правил).
Копии документов, указанных в
пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (
пункт 6 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
По смыслу приведенных нормативных положений, комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных
частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. При этом наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в
пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, заверенных в установленном порядке.
Действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены
Правилами предоставления единовременной социальной выплаты.
Несоблюдение сотрудником установленных
Правилами предоставления единовременной социальной выплаты требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты как обстоятельство, препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учет.
Из протокола комиссии УФСИН России по Республике Бурятия от 28 января 2020 г. N 1 видно, что основанием для отказа комиссии УФСИН России по Республике Бурятия в постановке Б. на учет для получения единовременной социальной выплаты послужило непредставление заявителем в полном объеме документов, предусмотренных
пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, а именно информации с места постоянной регистрации его и членов его семьи, отсутствие сведений о регистрации его детей по месту жительства за последние 5 лет до подачи рапорта.
Несоблюдение Б. установленных названными
Правилами требований при обращении с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, а именно непредставление им сведений с места постоянной регистрации его и членов его семьи, отсутствие сведений о регистрации его детей по месту жительства за последние 5 лет до подачи рапорта, лишило комиссию УФСИН России по Республике Бурятии возможности установить наличие у Б. оснований, предусмотренных
статьей 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, для постановки его с составом семьи из четырех человек на учет для получения единовременной социальной выплаты.
При решении вопроса о постановке Б. с членами его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения юридически значимым является не определение места жительства несовершеннолетних детей Б. в соответствии с
пунктом 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, а представление Б. вместе с заявлением (рапортом) документов, перечисленных в
пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты и содержащих необходимые сведения о регистрации по месту жительства членов его семьи (в том числе и несовершеннолетних детей) за последние 5 лет до подачи заявления (рапорта) в комиссию.
Ввиду изложенного выводы суда апелляционной инстанции о соответствии решения комиссии УФСИН России по Республике Бурятия об отказе Б. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты положениям нормативных актов, регламентирующих спорные отношения, являются основанными на нормах права, регулирующих спорные отношения.
Доводы жалобы о том, что судом первой инстанции было установлено проживание детей с момента рождения с родителями, не может являться основанием к отмене апелляционного определения, поскольку такие доказательства ответчику не предоставлялись, а именно в полномочия комиссии УФСИН России по Республике Бурятия входит оценка наличия у Б. оснований, предусмотренных
статьей 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, для постановки его с составом семьи из четырех человек на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Вопреки доводам жалобы выводы суда апелляционной инстанции соответствуют нормам материального права. Результаты оценки доказательства и мотивы, по которым суды пришли к такому выводу, подробно изложены в судебных постановлениях, оснований не согласиться с которым у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется.
Положения
статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями
главы 41 данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных постановлений право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела, подменяя тем самым суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства.
Определение же наличия (или отсутствия) оснований для пересмотра вынесенных по конкретному делу судебных постановлений осуществляется соответствующим судом кассационной инстанции, который должен установить, являются ли обстоятельства, приведенные в кассационной жалобе в качестве оснований для изменения или отмены судебных постановлений, достаточными для отступления от принципа правовой определенности и стабильности вступивших в законную силу судебных актов, а их отмена (изменение) и ее правовые последствия - соразмерными допущенным нарушениям норм материального и (или) процессуального права.
Доводы жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права, не опровергают правильных выводов суда апелляционной инстанций и не могут явиться основанием для отмены обжалуемого постановления в соответствии с положениями
статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Отсутствие предмета обжалования при отмене решения суда первой инстанции исключает проверку судом кассационной инстанции законности решения Советского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 26 июня 2020 г.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных
статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебного постановления суда апелляционной инстанций.
Руководствуясь
статьями 379.7,
390,
390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 23 сентября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Г. - без удовлетворения.
Председательствующий
С.Б.ЛАТУШКИНА
Судьи
Е.Н.РАУЖИН
Т.В.ЛЕОНТЬЕВА