Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 07.11.2019 N 88-75/2019 по делу N 2-2007/19
Требование: О признании незаконным решения комиссии ФСИН России о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты, возложении обязанности восстановить на учете.
Обстоятельства: Истица ссылается на то, что она как нуждающаяся в улучшение жилищных условий была поставлена на учет для получения единовременной социальной выплаты, истица известила комиссию об изменении регистрационного учета, указав комиссии новый адрес регистрационного учета, ошибочно расценив факт регистрационного учета членов ее семьи в жилом помещении обстоятельством по улучшению членами семьи своих жилищных условий, комиссия решением исключила истицу из списков граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
Решение: Требование удовлетворено.


Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 07.11.2019 N 88-75/2019 по делу N 2-2007/19
Требование: О признании незаконным решения комиссии ФСИН России о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты, возложении обязанности восстановить на учете.
Обстоятельства: Истица ссылается на то, что она как нуждающаяся в улучшение жилищных условий была поставлена на учет для получения единовременной социальной выплаты, истица известила комиссию об изменении регистрационного учета, указав комиссии новый адрес регистрационного учета, ошибочно расценив факт регистрационного учета членов ее семьи в жилом помещении обстоятельством по улучшению членами семьи своих жилищных условий, комиссия решением исключила истицу из списков граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
Решение: Требование удовлетворено.

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 ноября 2019 г. N 88-75/2019
Дело N 2-2007/19
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного
суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В.,
судей Кожевниковой Л.П., Лавник М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N (2-2007/19) по иску И.А.Р к Федеральной службе исполнения наказаний, Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области о признании незаконным решения комиссии Федеральной службы исполнения наказаний по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения о снятии с учета, о возложении обязанности восстановить на учете для получения единовременной социальной выплаты,
по кассационной жалобе представителя Федеральной службы исполнения наказаний, Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области К.Е.В., действующего на основании доверенности, на решение Заводского районного суда г. Кемерово от 19 июня 2019 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 5 сентября 2019 г., которыми исковые требования удовлетворены,
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П., объяснения представителя Федеральной службы исполнения наказаний, Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области - П.Е.В., действующей на основании доверенности, поддержавшей доводы кассационной жалобы,
судебная коллегия по гражданским делам ФИО6 кассационного суда общей юрисдикции,
установила:
И.А.Р обратилась в суд с исковым заявлением к Федеральной службе исполнения наказаний (далее - ФСИН России), Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области (далее - ГУФСИН России по Кемеровской области) о признании незаконным решения комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в учреждениях непосредственно подчиненных ФСИН России, независимо от места их дислокации, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее комиссия ФСИН России) о снятии ее с учета, о возложении обязанности восстановить ее на учете для получения единовременной социальной выплаты.
В обоснование заявленных требований указала, что 16 февраля 1998 г. она, как нуждающаяся в улучшение жилищных условий, была поставлена на жилищный учет в УН-1612/43 по Кемеровской области (в настоящее время ФБУ ИК-43 ГУФСИН России по Кемеровской области). Впоследствии Решением комиссии ФСИН России от 26 октября 2016 г., изложенным в протоколе N, она, с составом семьи 4 человека, была поставлена на учет для получения единовременной социальной выплаты в ФСИН России с 11 апреля 2014 г.
04 мая 2018 г. она известила комиссию об изменении регистрационного учета, указав комиссии новый адрес регистрационного учета. Ошибочно расценив факт регистрационного учета членов ее семьи в жилом помещении по адресу: <адрес>, общей площадью 102,6 кв. м, обстоятельством по улучшению членами семьи своих жилищных условий, комиссия ФКУ ИК-43 ГУФСИН России по Кемеровской области решением от 22 июня 2018 г., оформленным протоколом N, исключила ее из списков граждан нуждающихся в жилых помещениях.
Ссылается на вступившее в законную силу решение Заводского районного суда г. Кемерово от 27 августа 2018 г. по делу N, которым исковые требования о признании незаконным решения комиссии ФКУ ИК-43 ГУФСИН России по Кемеровской области от 22 июня 2018 г., оформленного протоколом N об исключении ее из списков граждан, нуждающихся в жилых помещениях, восстановления на учете нуждающихся в ФКУ ИК-43, были удовлетворены. Однако, несмотря на упомянутое решение суда, решением комиссии ФСИН России, изложенным в протоколе от 27 июня 2018 г. N, она была снята с учета для получения единовременной социальной выплаты по основанию, указанному в протоколе как п. п. "б" п. 15 Правил Постановления Правительства от 24 апреля 2013 г. N, в связи с улучшением жилищных условий.
Просила признать незаконным решение комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленное протоколом от 27 июня 2018 г. N о снятии ее с составом семьи 5 человек с учета на получение единовременной социальной выплаты в ФСИН России, обязать комиссию ФСИН России восстановить ее с составом семьи пять человек на учете для получения указанной выплаты с 11 апреля 2014 г.
Решением Заводского районного суда г. Кемерово от 19 июня 2019 г. исковые требования И.А.Р к ФСИН России удовлетворены.
Признано незаконным решение комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленное протоколом от 27 июня 2018 г. N о снятия И.А.Р с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
На ФСИН России возложена обязанность восстановить И.А.Р на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения составом семьи пять человек с даты, первоначальной постановки на указанный учет, то есть с 11 апреля 2014 г.
Исковые требования И.А.Р к ГУФСИН России по Кемеровской области оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 5 сентября 2019 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, указав, что принимая оспариваемое решение, комиссия ФСИН России не учла положения упомянутой статьи, в силу которых супруга сына и внуки собственника жилого помещения не являются членами семьи собственника, в установленном законом судебном порядке членами семьи собственника не признавались. Суд пришел к выводу о том, что улучшения жилищных условий у истца не наступило.
Соглашаясь с решением суда, судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда дополнительно указала, что регистрация истца и членов ее семьи в жилом помещении, принадлежащем И.В.Ф, (отцу супруга И.А.Р) сама по себе не является доказательством приобретения права пользования указанными лицами данного жилого помещения. Доказательств, свидетельствующих о волеизъявлении собственника на вселение И.А.Р с детьми в качестве членов своей семьи, ответчиком не представлено.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, представителем ГУФСИН России по Кемеровской области и К.Е.В., действующим на основании доверенности, ставится вопрос об отмене решения Заводского районного суда г. Кемерово от 19 июня 2019 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 5 сентября 2019 г., как незаконных.
В судебное заседание суда кассационной инстанции не явилась истец И.А.Р, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия, руководствуясь ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело в отсутствие истца.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции при рассмотрении настоящего дела указанных оснований для отмены либо изменения судебных постановлений не усмотрела, рассмотрение произведено в пределах доводов кассационной жалобы ответчика.
Как установлено судами и следует из материалов дела, И. является пенсионером ФСИН России, с 1998 г. состояла в очереди на улучшение жилищных условий в ФКУ ИК-43 ГУФСИН России по Кемеровской области, как сотрудник уголовно-исполнительной системы, имеющий право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Решением заседания комиссии ФСИН России, оформленным протоколом от 26 октября 2016 г. N, И.А.Р - пенсионер УИС с составом семьи 4 человека, принята на учет на улучшение жилищных условий до 2005 года, поставлена на учет для получения единовременной социальной выплаты с 11 апреля 2014 г.
Протоколом от 13 февраля 2018 г. N внесены изменения в учетное дело И.А.Р в части увеличения состава семьи до 5 человек.
Решением жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-43 ГУФСИН России по Кемеровской области, оформленным протоколом от 22 июня 2018 г. N, И.А.Р исключена из списка граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в связи с улучшением жилищных условий.
Упомянутое решение было направлено в ФСИН России в виде соответствующей справки, что усматривается из материалов дела.
Согласно выписке из протокола заседания комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в учреждениях непосредственно подчиненных ФСИН России, независимо от места их дислокации, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 27 июня 2018 г. N, комиссией было установлено, что с 15 марта 2018 г. на день заседания комиссии И.А.Р, а с 24 февраля 2018 г. на день заседания комиссии члены ее семьи: И.А.В. (супруг), И.А.А. (дочь), И.Р.А. (сын). И.Т,А. (дочь) зарегистрированы по месту жительства в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, площадью 102,6 кв. м, принадлежащем на праве собственности отцу супруга И.А.Р - И.В.Ф.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции принимает во внимание, что в указанном документе содержится описка в адресе регистрации истицы и членов ее семьи, правильным является адрес - <адрес>, что подтверждается материалами дела.
По данному адресу представлена выписка из финансового лицевого счета, выписка из домовой книги, согласно которой всего зарегистрировано 5 человек (заявитель с семьей).
Ранее заявитель с 26 августа 2010 г. по 15 марта 2018 г., супруг с 08 мая 1997 г., сын Роман с 17 марта 2003 г., дочь Анастасия с 05 мая 2009 г., дочь Таисия с 16 октября 2017 г. были зарегистрированы в жилом помещении, общей площадью 39,7 кв. м, расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве собственности И.В.Ф, (отцу супруга), на основании договора дарения дома от 20 июня 1991 г. Указанное жилое помещение было продано собственником И.В.Ф, 23 марта 2018 г.
Представлена справка ФКУ ИК-43 ГУФСИН по Кемеровской области от 25 июня 2018 г. о том, что заявитель не состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, снята с учета (протокол от 22 июня 2018 г. N).
На основании пп. "б" п. 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N, комиссия постановила снять И.А.Р с учета для получения единовременной социальной выплаты, в связи с улучшением жилищных условий (л.д. 152-155).
Анализируя упомянутую выписку из протокола, суды пришли к правильному выводу о том, что основанием для снятия И.А.Р с учета для получения единовременной социальной выплаты вышеуказанной комиссией ФСИН России, по сути, послужило решение жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-43 ГУФСИН по Кемеровской области от 22 июня 2018 г. N.
Решением Заводского районного суда г. Кемерово от 27 августа 2018 г. по делу N, вступившим в законную силу 27 ноября 2018 г., по иску И.А.Р решение жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-43 ГУФСИН России по Кемеровской области, оформленное протоколом от 22 июня 2018 г. N об исключении И.А.Р из списка граждан, нуждающихся в жилых помещениях, признано незаконным, истец восстановлена в названном списке с даты ее первоначальной постановки на указанный учет.
Из пояснений И.А.Р при рассмотрении упомянутого гражданского дела следует, что жилое помещение по адресу <адрес>, площадью 102,6 кв. м, было предоставлено членам ее семьи И.В.Ф, временно для обустройства ребенка в школу. В настоящее время собственник выселил их из указанного дома, они временно зарегистрированы и проживают у сестры истца по адресу: <адрес>. (л.д. 10).
Из апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 27 ноября 2018 г. усматривается, что 13 марта 2018 г. между И.В.Ф, и И.А.Р был заключен договор найма жилого помещения, жилое помещение было предоставлено бессрочно. Суд пришел к выводу о том, что И.А.Р была вселена в указанное жилое помещение не в качестве члена семьи собственника И.В.Ф, а по договору найма жилого помещения. На день принятия жилищно-бытовой комиссией ФКУ ИК-43 ГУФСИН России по Кемеровской области оспариваемого решения от 22 июня 2018 г. N, указанный жилой дом был продан по договору купли-продажи 23 марта 2018 г. (л.д. 14).
Суд, применив нормы жилищного законодательства, изложенные в ст. ст. 30, 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о том, что сам факт регистрации И.А.Р и ее детей по адресу: <адрес>, не является основанием для признания названных лиц приобретшими право пользования упомянутым жилым домом, принадлежащим И.В.Ф.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции принимает во внимание, что обстоятельства, установленные при рассмотрении гражданского дела N, представителями ФСИН России при рассмотрении гражданского дела N не оспаривались.
Суды в соответствии с вышеуказанными нормами права, с учетом решения Заводского районного суда г. Кемерово от 27 августа 2018 г., обоснованно исходили из того, что И.А.Р и ее дети не были признаны членами семьи И.В.Ф,- собственника жилого дома по адресу: <адрес> (отца супруга И.А.Р), следовательно, не приобрели право пользования указанным жилым домом, их жилищные условия в связи с регистрацией в указанном жилом доме не улучшились, поэтому законные основания для снятия И.А.Р с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения у жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-43 ГУФСИН России по Кемеровской области отсутствовали.
В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ) сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в соответствии с ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты), устанавливающие порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения соответствующим сотрудникам.
Подпунктом "б" п. 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты предусмотрено, что сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 8 статьи 4 Закона, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
Пунктами 16 - 18 Порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденного Приказом ФСИН России от 16 октября 2014 г. N 550 (ранее действовал аналогичный Приказ ФСИН России от 29 августа 2013 г. N 496) предусматривается, что документы для получения единовременной выплаты должны быть рассмотрены Комиссией ФСИН России в течение 3 месяцев с даты приема (получения) указанных документов, отраженной в Книге учета заявлений.
Комиссия ФСИН России принимает одно из следующих решений:
о постановке сотрудника, гражданина на учет для получения единовременной выплаты;
об отказе в постановке сотрудника, гражданина на учет для получения единовременной выплаты;
о внесении директору ФСИН России, начальнику территориального органа ФСИН России, образовательной организации ФСИН России предложения о предоставлении единовременной выплаты сотрудникам и гражданам из числа лиц, состоящих на учете для получения единовременной выплаты;
о снятии сотрудника, гражданина с учета для получения единовременной выплаты.
В протоколе заседания Комиссии ФСИН России указываются основания принятых решений.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда принимает во внимание, что обоснованность первоначальной постановки истца на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, никем из сторон не оспаривалась, что подтверждает представление истцом всех необходимых для этого документов.
Поскольку один из документов, который был предоставлен комиссии ФСИН России для решения вопроса о снятии И.А.Р с учета на получение единовременной социальной выплаты был признан судом недействительным, суды обоснованно пришли к выводу о незаконности снятия И.А.Р с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (решение, оформленное протоколом комиссии ФСИН России от 27 июня 2018 г. N 30).
Ссылки кассатора на положения ст. 60 Жилищного кодекса Российской Федерации, как на основания улучшения жилищных условий истца и членов ее семьи, не могут повлечь отмену судебных актов, поскольку истец и члены ее семьи были зарегистрированы по адресу: <адрес>, на основании договора найма, а не на основании договора социального найма.
В силу указанной нормы права по договору социального найма жилого помещения стороной, предоставляющей жилье, является собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель).
В данном случае жилое помещение было предоставлено в наем частным собственником, у которого никаких обязательств по отношению к истцу и членам ее семьи в части сохранения за ними прав пользования жильем, не возникло.
Поэтому доводы кассационной жалобы о том, что истец сознательно ухудшила свои жилищные условия в связи со снятием с регистрационного учета по адресу: <адрес>, являются также необоснованными.
Права собственника жилья в соответствии со ст. ст. 209, 292 Гражданского кодекса Российской Федерации по распоряжению своим имуществом не могут быть ограничены регистрацией в его доме третьих лиц, при переходе права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу, право пользования жилым помещением за лицами, которые были зарегистрированы в нем прежним собственником, по общему правилу, не сохраняется.
Поскольку в основу оспариваемого решения комиссии ФСИН России от 27 июня 2018 г., оформленного протоколом N, были положены те же доводы, что и в решение жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-43 ГУФСИН России по Кемеровской области, а также учитывая признание незаконным решения жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-43 ГУФСИН России по Кемеровской области от 22 июня 2018 г., оформленного протоколом N, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии законных оснований для снятия И.А.Р с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Доводы кассационной жалобы не влекут отмену по существу правильного решения, поскольку не влияют на обоснованность выводов судов, судами правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, дана оценка всем представленным доказательствам в совокупности в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ст. ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
решение Заводского районного суда г. Кемерово от 19 июня 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 5 сентября 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Федеральной службы исполнения наказаний, Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области К.Е.В. - без удовлетворения.