Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 08.08.2024 N 88-6688/2024 (УИД 25RS0004-01-2023-005005-73)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: Споры, связанные с предоставлением субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения.
Обстоятельства: Истец считает решение незаконным, поскольку переведен для прохождения службы, временная регистрация по месту предыдущего пребывания не свидетельствует о том, что он является членом семьи своего брата.
Решение: Удовлетворено в части.


Определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 08.08.2024 N 88-6688/2024 (УИД 25RS0004-01-2023-005005-73)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: Споры, связанные с предоставлением субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения.
Обстоятельства: Истец считает решение незаконным, поскольку переведен для прохождения службы, временная регистрация по месту предыдущего пребывания не свидетельствует о том, что он является членом семьи своего брата.
Решение: Удовлетворено в части.

ДЕВЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 августа 2024 г. N 88-6688/2024
N 2-759/2024
УИД 25RS0004-01-2023-005005-73
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Украинской Т.И.
судей Старовойт Р.К., Калиниченко Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ш.А.ПА. к ГУФСИН России по Приморскому краю, ФСИН России о признании решения незаконным, возложении обязанности,
по кассационной жалобе ГУФСИН России по Приморскому краю
на решение Советского районного суда г. Владивостока от 13 февраля 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 7 мая 2024 года
Заслушав доклад судьи Старовойт Р.К., пояснения представителя истца Ш.А.ПА. М., судебная коллегия
установила:
Ш.А.ПА. обратился в суд с иском к ГУФСИН России по Приморскому краю, ФСИН России, указав, что с 01.09.2002 проходит службу в уголовно-исполнительной системе РФ. Решением комиссии ГУФСИН России по Приморскому краю ему было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с тем, что он является членом семьи Ш.Д., являющегося собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в связи с чем обеспечен жильем общей площадью более 15 кв. м, поскольку у него имеется временная регистрация по месту пребывания в указанной квартире. Считает решение незаконным, поскольку переведен для прохождения службы в ФКУ ИК-22 ГУФСИН по Приморскому краю, временная регистрация по месту предыдущего пребывания не свидетельствует о том, что он является членом семьи своего брата Ш.Д.
Просил признать решение комиссии ГУФСИН России по Приморскому краю, оформленное протоколом N 3 от 09.06.2023, об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения незаконным, возложить обязанность на ГУФСИН России по Приморскому краю в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу поставить Ш.А.ПА. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 23.06.2015.
Решением Советского районного суда г. Владивостока от 13 февраля 2024 года, которым исковые требования удовлетворены частично.
Признано незаконным решение заседания комиссии ГУФСИН России по Приморскому краю по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам ГУФСИН России по Приморскому краю, и учреждений, непосредственно подчиненных ГУФСИН России по Приморскому краю и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 09.06.2023, оформленное протоколом N 3 в части отказа Ш.А.ПА. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
На ГУФСИН России по Приморскому краю возложена обязанность в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу поставить Ш.А.ПА. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 23.06.2015 составом семьи 1 человек.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 7 мая 2024 года решение Советского районного суда г. Владивостока от 13 февраля 2024 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ГУФСИН России по Приморскому краю просит отменить постановления суда первой и апелляционной инстанции, полагая, что обжалуемые судебные постановления были приняты без учета требований ст. 31 ЖК РФ, разъяснений, изложенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации". Считает, что судом не были установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения данного спора, а именно, был ли Ш.А.ПА. вселен Ш.Д. в качестве члена семьи собственника в жилое помещение, заключалось ли между указанными лицами соглашение, определяющее право Ш.А.ПА. на это жилое помещение, приобрел ли Ш.А.ПА. в результате такого вселения и регистрации статус нуждающегося в получении социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ.
В письменных возражениях представитель Ш.А.ПА. М. выражает несогласие с доводами кассационной жалобы, просит обжалуемые судебные постановления оставить без изменения.
Стороны в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились. В материалах дела имеются уведомления о надлежащем извещении, судебная коллегия в соответствии с ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Согласно ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Судом установлено, что 29.01.2021 Ш.А.ПБ. обратился с рапортом в ГУФСИН России по Приморскому краю о рассмотрении его учетного дела для постановки на учет получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
24.02.2021 в ГУФСИН России по Приморскому краю из УФСИН России по Тюменской области поступило учетное дело Ш.А.ПА., включая выписку из протокола заседания комиссии УФСИН России по Тюменской области от 09.02.2021 N 61, согласно которой истец в связи с переводом на новое место службы снят с учета для получения единовременной социальной выплаты, учетное дело лица направлено ответчику для постановки на учет по дате подачи заявления в комиссию УФСИН России по Тюменской области 23.06.2015.
29.07.2021 комиссией ГУФСИН России по Приморскому краю рассмотрен рапорт Ш.А.ПА. от 29.01.2021 и принято решение об отложении рассмотрения документов до уточнения сведений.
17.04.2023 в адрес комиссии ГУФСИН России по Приморскому краю по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения обратился с рапортом главный инженер ФКУ ИК-22 ГУФСИН России по Приморскому краю Ш.А.ПА. по предмету восстановления такого учета с даты подачи заявления в комиссию УФСИН России по Тюменской области 23.06.2015, в связи с переводом на новое место службы в ГУФСИН России по Приморскому краю (приказ ГУФСИН России по Приморскому краю от 08.04.2020 N 235-лс) для дальнейшего прохождения службы.
На дату рассмотрения заявления выслуга Ш.А.ПА. в календарном исчислении составила 20 лет 7 месяцев 9 дней.
Истец зарегистрирован в жилом помещении общей площадью 145,9 кв. м, расположенном по адресу: <адрес>, наряду с иными лицами: собственником недвижимого имущества - братом Ш.Д. и членами семьи последнего.
В соответствии с протоколом N 3 от 09.06.2023 при рассмотрении указанного вопроса комиссия пришла к выводу об обеспеченности заявителя общей жилой площадью в пределах 24,32 кв. м, что явилось основанием для отказа Ш.А.ПА. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты исходя из даты принятия на такой учет по предыдущему месту прохождения службы.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (далее - сотрудники), регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с частью 1 статьи 4 названного Федерального закона сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункты 1, 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ).
Частью 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в части 2 статьи 1 названного закона. К таким лицам относятся, в том числе супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником.
В соответствии с частью 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила).
Пунктом 8 Правил от 24 апреля 2013 г. N 369 предусмотрено, что при переводе сотрудников к новому месту службы, в котором постановка сотрудников на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется иными комиссиями, указанные сотрудники подлежат постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты исходя из даты их принятия на такой учет по предыдущему месту прохождения службы.
Из приведенных нормативных положений следует, что сотрудники, переведенные к новому месту службы, подлежат постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты исходя из даты их принятия на такой учет по предыдущему месту прохождения службы.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, правильно руководствуясь ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации" (вместе с "Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации"), ст. 31 ЖК РФ, разъяснениями, изложенными в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", обоснованно исходил из того, что временная регистрация по месту пребывания истца в жилом помещении, принадлежащем его брату, не свидетельствует о том, что истец является членом семьи собственника недвижимого имущества, в связи с чем не может служить основанием для отказа истцу в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Частью 1 ст. 31 ЖК РФ определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Как разъяснено в пп. "а" п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 ГПК РФ) (Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации").
Отклоняя возражения ответчика, суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что материалы дела не содержат доказательств того, что истец был вселен в жилое помещение брата как член его семьи и наравне с собственником приобрел права пользования жилым помещением, факт их совместного проживания с собственником не установлен. Истец зарегистрирован в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности брату, расположенном по адресу: <адрес>, р.<адрес>, по месту пребывания временно на период с 2016 по 2026 год. С 07.04.2020 Ш.А.ПА. откомандирован в распоряжение ГУФСИН России по Приморскому краю и проходит службу и проживает в Приморском крае, на территории которого он регистрации не имеет.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в полной мере соглашается с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанции, поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела установлены судами правильно, нормы права, регулирующие возникшие правоотношения применены верно.
Доводы кассационной жалобы заявителя, приведенные в обоснование несогласия с выводами суда первой и апелляционной инстанции являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили соответствующую правовую оценку, по существу направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела относительно наличия законных оснований для принятия истца на учет для получения единовременной социальной выплаты, что не может служить основанием для кассационного пересмотра судебных постановлений, поскольку кассационный суд общей юрисдикции при проверке законности судебных постановлений имеет право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, а также предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (статья 379.6, часть 3 статьи 390 ГПК РФ).
Мотивы принятия оспариваемых судебных постановлений в полной мере отражены в судебных актах в соответствии с требованиями, предъявляемым к ним процессуальным законом, основания для несогласия у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Кассационная жалоба не содержит ссылок на новые, не установленные судом первой и апелляционной инстанции, нуждающиеся в дополнительном исследовании имеющие значение для дела обстоятельства, которые могли повлиять на выводы судебной коллегии.
С учетом изложенного судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Владивостока от 13 февраля 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 7 мая 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу ГУФСИН России по Приморскому краю - без удовлетворения.