Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 17.08.2023 N 88-7577/2023 (УИД 25RS0001-01-2021-006778-22)
Категория спора: Социальные пособия.
Требования заявителя: О признании решения незаконным, признании права на получение единовременной материальной помощи, возложении обязанности.
Обстоятельства: Прокурор указал, что в ходе проверки установлено, что произошло возгорание жилого дома, в результате которого сгорела квартира, принадлежащая заинтересованному лицу. Лицо обратилось с заявлением о выплате единовременной материальной помощи, однако решением в удовлетворении заявления отказано.
Решение: Удовлетворено.
Определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 17.08.2023 N 88-7577/2023 (УИД 25RS0001-01-2021-006778-22)
Категория спора: Социальные пособия.
Требования заявителя: О признании решения незаконным, признании права на получение единовременной материальной помощи, возложении обязанности.
Обстоятельства: Прокурор указал, что в ходе проверки установлено, что произошло возгорание жилого дома, в результате которого сгорела квартира, принадлежащая заинтересованному лицу. Лицо обратилось с заявлением о выплате единовременной материальной помощи, однако решением в удовлетворении заявления отказано.
Решение: Удовлетворено.
ДЕВЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 августа 2023 г. N 88-7577/2023
2-272/2022 | 25RS0001-01-2021-006778-22 |
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Украинской Т.И.,
судей Власенко И.Г., Панфиловой Л.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора г. Находки в защиту прав и законных интересов Р. к КГКУ "Центр социальной поддержки населения Приморского края", Министерству труда и социальной политики Приморского края, Правительству Приморского края о признании решения незаконным, признании права на получение единовременной материальной помощи, возложении обязанности
по кассационной жалобе КГКУ "Центр социальной поддержки населения Приморского края" на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 11 апреля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Власенко И.Г., выслушав представителей КГКУ "Центр социальной поддержки населения Приморского края" С.Г., Министерства труда и социальной политики Приморского края - С.В., поддержавших кассационную жалобу, прокурора Скарлухина М.А., возражавшего против отмены апелляционного определения, судебная коллегия
установила:
И.о. прокурора г. Находки, в порядке
ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд с иском к КГКУ "Центр социальной поддержки населения" Приморского края в защиту интересов Р.
В обоснование требований указал, что в ходе проверки проведенной по обращению Р. установлено, что ДД.ММ.ГГГГ произошло возгорание жилого дома <адрес>, в т.ч. в результате которого сгорела квартира N, принадлежащая Р. В соответствии с Порядком оказания единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате пожара, за счет средств резервного фонда Администрации ПК и ее размера, утв. постановлением администрации Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ N-па Р. обратилась в Находкинское отделение краевого ГАУ Приморского "МФЦ" с заявлением о выплате единовременной материальной помощи, в связи с уничтожением жилого помещение в результате пожара. Решением начальника отделения по Находкинскому городскому округу КГКУ "Центр социальной поддержки населения ПК" от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления отказано, в связи с отсутствием сведений об уничтожении жилого помещения. На указанное решение прокурором принесен протест, который оставлен без удовлетворения.
Просил признать решение начальника отделения по Находкинскому городскому округу КГКУ "Центр социальной поддержки населения ПК" от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Р. в оказании единовременной материальной помощи незаконным и отменить, признать за Р. право на получение единовременной материальной помощи как лица, пострадавшего в результате пожара, возложить на КГКУ "Центр социальной поддержки населения" ПК обязанность в течение 10 дней с даты вступления решения суда в законную силу назначить Р. единовременную материальную помощь как лицу, пострадавшему в результате пожара.
Протокольным определением от 25.01.2022 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Правительство Приморского края, Министерство труда и социальной политики Приморского края.
Решением Ленинского районного суда г. Владивостока от 27 июня 2022 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Протокольным определением от 28.03.2023 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции, в связи с рассмотрением дела в отсутствие извещения истца о времени и месте рассмотрения дела.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 11 апреля 2023 года решение суда отменено, по делу принято новое решение об удовлетворении исковых требований. Решение начальника отделения по Находкинскому округу КГКУ "Центр социальной поддержки населения Приморского края" от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Р. в оказании единовременной материальной помощи как лицу, пострадавшему в результате пожара признано незаконным. За Р. признано право на получение указанной единовременной материальной помощи. На КГКУ "Центр социальной поддержки населения Приморского края" возложена обязанность принять решение об оказании единовременной материальной помощи Р., как собственнику жилого помещения, уничтоженного в результате пожара. Установлен срок для исполнения судебного решения до ДД.ММ.ГГГГ.
В кассационной жалобе КГКУ "Центр социальной поддержки населения Приморского края" просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, неверную оценку обстоятельств дела.
В соответствии с
ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований по настоящему делу не установлено.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ произошло возгорание жилого дома <адрес>, в результате которого в т.ч. сгорела квартира N. Собственником указанной квартиры является Р., которая зарегистрирована в ней и проживала до произошедшего пожара.
ДД.ММ.ГГГГ Р. обратилась с заявлением на получение единовременной материальной помощи, как лицо, пострадавшее от пожара, приложив: справку МЧС от ДД.ММ.ГГГГ, акт обследования ООО "<данные изъяты>" от ДД.ММ.ГГГГ, паспорт; свидетельство о рождении, справку о браке, свидетельство о разводе, свидетельство о регистрации брака.
Решением начальника отделения по Находкинскому ГО КГКУ "Центр социальной поддержки населения ПК" от ДД.ММ.ГГГГ Р. отказано в удовлетворении заявления, поскольку справка отдела надзорной деятельности и профилактической работы МСЧ г. Находка от ДД.ММ.ГГГГ не содержит информации об уничтожении жилого помещения в результате пожара.
Постановлением Администрации ПК от ДД.ММ.ГГГГ N утвержден Порядок оказания единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате пожара, за счет средств резервного фонда Правительства ПК (далее Порядок).
В соответствии с указанным Порядком предусмотрено право граждан на разовое получение единовременной материальной помощи в размере 100 000 руб. в случае уничтожения жилого помещения в результате пожара.
Согласно пунктов 2 - 5 Порядка (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого решения) право на получение единовременной материальной помощи имели граждане, являющиеся собственниками или нанимателями по договору социального найма жилых помещений, уничтоженных в результате пожара и расположенных на территории при одновременном наличии следующих условий: а) уничтожение жилого помещения, являющегося для граждан единственным местом жительства и занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности; б) постоянное проживание, подтвержденное регистрацией по месту жительства, в уничтоженном жилом помещении на дату возникновения пожара; в) обращение за единовременной материальной помощью не позднее шести месяцев с даты возникновения пожара (п. 3).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия справки компетентного органа, где было бы указано на уничтожение жилого помещения вследствие пожара.
При повторном рассмотрении дела суд апелляционной инстанции признал указанный вывод необоснованным.
Положениями Федерального
Закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" определены общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, в т.ч. в области отношений между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами, должностными лицами и гражданами. Предусмотренные Федеральным
Законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ полномочия должностных лиц органов пожарного надзора и безопасности являются исчерпывающими и расширительному толкованию не подлежат.
Частью 5 статьи 27 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" предусмотрено предоставление заинтересованным лицам сведений, подтверждающих факт возникновения пожара. Указанная услуга обеспечивается в пределах компетенции федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности.
Пунктом 29 Порядка учета пожаров и их последствий, утв. приказом МСЧ России от 21.11.2008 N 714 предусмотрен учет ущерба от пожара независимо от степени его возмещения страховыми организациями, страховыми фондами (резервами), юридическими и физическими лицами.
Сам факт пожара фиксируется в журнале учета донесений о пожаре на основании донесения о пожаре, составляемого начальником караула подразделения пожарной охраны, в районе выезда которого произошел пожар, после завершения боевых действий по тушению пожаров (п. 120 Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, утв. Приказом МЧС России от 16.10.2017 N 444).
В соответствии с
п. 40 Перечня документов и сведений, находящихся в распоряжении отдельных федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, утв. Распоряжением Правительства РФ от 01.11.2016 N 2326-р, справка, подтверждающая факт возникновения пожара в отношении определенного вида объекта пожара, предоставляется МЧС России.
В
Методике проведения профилактической работы в жилом секторе (утв. МЧС России от 30.03.2020 N 2-4-71-7) разъяснено, что после пожара следует прийти в пожарную охрану с паспортом и запросить справку о факте пожара.
В соответствии с
п. 1.5 разд. 3 Ведомственной программы цифровой трансформации МЧС России на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утв. Распоряжением МЧС России от 25.07.2022 N 800, предоставление справки, подтверждающей факт возникновения пожара в отношении определенного вида объекта пожара, является государственной услугой.
Вместе с тем, до настоящего времени Административный регламент МЧС России по предоставлению государственной услуги "Предоставление справки, подтверждающей факт возникновения пожара в отношении определенного вида объекта пожара" не утвержден, отсутствует и утвержденная форма справки, где бы содержались сведения об уничтожении жилого помещения в результате пожара, а равно обязанность сотрудников МЧС устанавливать факт уничтожения жилых помещений в результате пожара, в то время как в пп. "г" пункта 8 Порядка предусмотрено предоставление единой формы документа - справки об уничтожении пожаром жилого помещения, выданной отделом надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС по Приморскому краю, к ведению которого отнесена территория, где находилось уничтоженное жилое помещение
Проанализировав указанные правовые нормы суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что гражданин не может быть поставлен в неопределенную правовую ситуации, когда при наличии права на получение единовременной материальной помощи, он не имеет возможности это доказать при наличии действующего правого инструментария, в связи с чем правомерно признал возможным дать оценку фактическим обстоятельствам дела.
Из Справки от ДД.ММ.ГГГГ N, выданной Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по г. Находка Главного Управления МЧС России по Приморскому краю, Акта комиссии ООО "<данные изъяты>" от ДД.ММ.ГГГГ и фототаблиц пожара, следует, что во время пожара была полностью уничтожена шиферная кровля дома, стены дома, перекрытия, перегородки деревянные, значительно повреждены огнем и водой при тушении пожара; в квартире N N в спальне полностью обрушился потолок, в зале, кухне, коридоре, санузле деревянные потолочные перекрытия критически провисли, межкомнатные стены и стена со смежной квартирой имеют сквозные дыры, половое покрытие в квартире прогорело и залито водой, имеются сильные прогибы, повреждена и залита водой мебель, постельные принадлежности, личные вещи сгорели, использованию не подлежат.
На основании указанных обстоятельств администрация г. Находки предоставила Р. во временное пользование жилое помещение маневренного фонда по адресу <адрес>.
Отклоняя доводы ответчика о том, что Постановлением Администрации Находкинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ N многоквартирный дом расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийными и включен в муниципальную программу для расселения, суд второй инстанции обоснованно указал, что Р. и другие жители дома до пожара, несмотря на аварийное состояние, проживали в нем, что не исключает право истца на получение спорной выплаты, поскольку ее целью является разовая материальная поддержка в связи с уничтожением жилого помещения, что не состоит в какой-либо причинно-следственной в связи с последующим расселением или аварийным статусом многоквартирного дома.
Материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене обжалуемого судебного постановления, кассационная жалоба не содержит.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь
ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 11 апреля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу КГКУ "Центр социальной поддержки населения Приморского края" - без удовлетворения.