Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 22.09.2023 N 88-8562/2023 (УИД 27RS0007-01-2023-001856-96)
Процессуальные вопросы: Принято определение об отказе в принятии иска.
Решение: Определение отменено, материал возвращен в суд для разрешения вопроса о принятии искового заявления к производству.

Определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 22.09.2023 N 88-8562/2023 (УИД 27RS0007-01-2023-001856-96)
Процессуальные вопросы: Принято определение об отказе в принятии иска.
Решение: Определение отменено, материал возвращен в суд для разрешения вопроса о принятии искового заявления к производству.


Содержание


ДЕВЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 сентября 2023 г. N 88-8562/2023
УИД 27RS0007-01-2023-001856-96
N 2-3525/2023
Девятый кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Шиловой О.М., рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Кинотеатр "Факел" на апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 6 июня 2023 года по исковому заявлению Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю к акционерному обществу "Кинотеатр "Факел" о запрете эксплуатации нежилого здания,
установил:
Главное управление МЧС России по Хабаровскому краю обратилось в суд с иском к АО "Кинотеатр "Факел" о запрете эксплуатации нежилого здания АО "Кинотеатр "Факел", расположенного по адресу: <адрес>, пр-кт Мира, <адрес>.
Определением Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 10 апреля 2023 года Главному управлению МЧС России по Хабаровскому краю отказано в принятии искового заявления на основании пункта 1 части 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ввиду того, что Главному управлению МЧС России по Хабаровскому краю законом не предоставлено право на обращение в суд с иском о приостановлении эксплуатации объекта недвижимости.
Апелляционным определением Хабаровского краевого суда от 6 июня 2023 года определение Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 10 апреля 2023 года отменено, материал возвращен в суд для разрешения вопроса о принятии искового заявления к производству.
В кассационной жалобе АО "Кинотеатр "Факел" ставит вопрос об отмене апелляционного определения, ссылаясь на нарушение норм процессуального и материального права.
В представленных письменных возражениях Главное управления МЧС России по Хабаровскому краю просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы и оставить апелляционное определение без изменения.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном частью 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судьей единолично без проведения судебного заседания.
Изучив материалы дела, проверив законность обжалуемого судебного постановления в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе (часть 1 статьи 379.6 ГПК РФ), кассационный суд общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено.
Суд первой инстанции, отказывая Главному управлению МЧС России по Хабаровскому краю в принятии иска, руководствовался пунктом 1 части 1 статьи 134 ГПК РФ, исходил из того, что Главное управление МЧС России по Хабаровскому краю при проведении контрольных (надзорных) мероприятий не наделено полномочиями на обращение в суд с иском о запрете деятельности (эксплуатации здания).
Отменяя определение суда первой инстанции и возвращая заявление Главного управления МЧС России по Хабаровскому в суд первой инстанции для решения вопроса о принятии искового заявления к производству суда, суд апелляционной инстанции, руководствуясь Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года N 868, статьей 90 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", статьей 46 ГПК РФ, пришел к выводу, что Главное управление МЧС России по Хабаровскому является территориальным органом МЧС России, уполномоченным на осуществление федерального государственного пожарного надзора и вправе обратиться в суд с заявлением о запрете эксплуатации здания с нарушением требований пожарной безопасности, создающего угрозу жизни или здоровья людей.
С такими выводами суда апелляционной инстанции кассационный суд общей юрисдикции соглашается по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с положениями статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункт 1).
В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (пункт 3).
Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года N 868 утверждено Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которое является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (пункт 1).
МЧС России осуществляет управление, координацию, контроль и реагирование в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (пункт 2).
МЧС России осуществляет свою деятельность непосредственно, в том числе, через входящие в его систему территориальные органы, федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы (пункт 3).
Статьей 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" предусмотрено, что федеральный государственный пожарный надзор осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.
Органами государственного пожарного надзора являются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в лице их руководителей и структурных подразделений, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора на территориях субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 года N 290 (далее - Положение N 290) органами государственного пожарного надзора являются, в том числе, территориальные органы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации в лице структурных подразделений, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора, и их территориальных отделов (отделений, инспекций).
Согласно подпункту "а" пункта 2 Положения N 290, предметом федерального государственного пожарного надзора является соблюдение контролируемыми лицами требований пожарной безопасности в зданиях, помещениях, сооружениях, на линейных объектах, территориях, земельных участках, которыми контролируемые лица владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются требования пожарной безопасности, а также оценка их соответствия требованиям пожарной безопасности.
Органы государственного пожарного надзора в рамках своей компетенции обеспечивают учет объектов надзора, организуют и проводят контрольные (надзорные) мероприятия, принимают соответствующие решения (подпункт "а" пункта 8 Положения N 290).
Согласно пункту 1 части 2 статьи 90 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан незамедлительно принять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или прекращению его причинения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном отзыве продукции (товаров), представляющей опасность для жизни, здоровья людей и для окружающей среды, о запрете эксплуатации (использования) зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств и иных подобных объектов и о доведении до сведения граждан, организаций любым доступным способом информации о наличии угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и способах ее предотвращения в случае, если при проведении контрольного (надзорного) мероприятия установлено, что деятельность гражданина, организации, владеющих и (или) пользующихся объектом контроля, эксплуатация (использование) ими зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств и иных подобных объектов, производимые и реализуемые ими товары, выполняемые работы, оказываемые услуги представляют непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или что такой вред (ущерб) причинен.
В отношении неопределенного круга потребителей орган государственного надзора вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) (часть первая статьи 46 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей").
Из разъяснений, содержащихся в абзаца 2 пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", следует, что в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей указанными лицами могут быть заявлены лишь требования, целью которых является признание действий ответчика противоправными или прекращение противоправных действий ответчика.
Пунктом 1 статьи 55.26 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что если иное не предусмотрено федеральным законом, в случаях нарушения при эксплуатации зданий, сооружений требований технических регламентов, проектной документации эксплуатация зданий, сооружений может приостанавливаться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность (пункт 1).
Согласно правовой позиции, изложенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 26.05.2016 N 1011-О и от 27.06.2017 N 1288-О, пункт 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации направлен на защиту жизни и здоровья граждан, предотвращение причинения вреда имуществу физических и юридических лиц.
Из искового заявления и приложенных к нему документов следует, что в ходе проведения проверок в рамках федерального государственного пожарного надзора объектов защиты с массовым пребыванием людей на территории г. Комсомольска-на-Амуре территориальным органом МЧС России установлен факт нарушения контролируемым лицом - АО "Кинтеатр "Факел" требований пожарной безопасности при эксплуатации здания кинотеатра "Факел", отнесенного к категории высокого риска, в части несоответствия объемно-планировочных и конструктивных решений зданий, путей эвакуации, противодымной вентиляции, нарушения противопожарного режима.
Указанный объект защиты используется по назначению, в том числе, для проведения различных общественных массовых культурных мероприятий с участием детей.
Согласно представленному расчету величины пожарного риска от 10.11.2022 N 200/2022 ФГБУ "СЭУ ФПС "Испытательная пожарная лаборатория", при существующих исходных данных пожарный риск (вероятность гибели людей) превышает допустимые значения в соответствии с требованиями Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", что свидетельствует о том, что эвакуация людей до наступления критических значений опасных факторов пожара невозможна.
Настоящий иск подан в порядке статьи 46 ГПК РФ территориальным органом МЧС России, уполномоченным на осуществление федерального государственного пожарного надзора, в целях недопущения причинения вреда в защиту неопределенного круга лиц (потребителей) о запрещении деятельности по эксплуатации здания, создающей опасность причинения вреда в будущем.
С учетом изложенного, оснований для отказа в принятии искового заявления со ссылкой на то, что заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, которому настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право, у суда не имелось.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке, судом апелляционной инстанции не допущено.
Другие доводы, изложенные в кассационной жалобе ней, выводов суда апелляционной инстанции не опровергают, основаны на неправильном толковании норм права и не могут являться основанием для пересмотра в кассационном порядке вступившего в законную силу судебного постановления.
Таким образом, суд кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для отмены обжалуемого судебного постановления по доводам жалобы заявителя.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 6 июня 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Кинотеатр "Факел" - без изменения.
Судья
О.М.ШИЛОВА