Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 16.06.2021 N 88А-9569/2021
Категория: Споры с органами власти в сфере образования и культуры.
Требования: О предоставлении места в образовательном учреждении.
Обстоятельства: Истец ссылался на то, что в адрес ответчика подано заявление о применении к очереди его несовершеннолетнего ребенка льготы, предусмотренной ч. 14 ст. 3 ФЗ от 30.12.2012 N 283-ФЗ, согласно которой места в общественных и дошкольных образовательных организациях по месту жительства и в летних оздоровительных лагерях, независимо от формы собственности, предоставляются в первоочередном порядке детям сотрудников.
Решение: Удовлетворено.
Кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 16.06.2021 N 88А-9569/2021
Категория: Споры с органами власти в сфере образования и культуры.
Требования: О предоставлении места в образовательном учреждении.
Обстоятельства: Истец ссылался на то, что в адрес ответчика подано заявление о применении к очереди его несовершеннолетнего ребенка льготы, предусмотренной ч. 14 ст. 3 ФЗ от 30.12.2012 N 283-ФЗ, согласно которой места в общественных и дошкольных образовательных организациях по месту жительства и в летних оздоровительных лагерях, независимо от формы собственности, предоставляются в первоочередном порядке детям сотрудников.
Решение: Удовлетворено.
ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 июня 2021 г. N 88А-9569/2021
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Евтифеевой О.Э.,
судей Конаревой И.А., Пушкаревой Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета образования администрации городского округа "Город Чита", поданную 20 апреля 2021 года, на решение Центрального районного суда города Читы от 26 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 10 февраля 2021 года
по административному делу N 2а-6568/2020 по административному исковому заявлению К.А.И., действующего в интересах несовершеннолетней ФИО8, о признании незаконным бездействия Администрации городского округа "Город Чита", о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Евтифеевой О.Э., пояснения представления Администрации "Город Чита" и Комитета образования администрации городского округа "Город Чита" А., поддержавшей доводы кассационной жалобы,
установила:
К.А.И., действующий в интересах несовершеннолетней ФИО9, обратился в Центральный районный суд города Читы с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия Администрации городского округа "Город Чита" в непредоставлении первоочередного места в дошкольном образовательном учреждении его несовершеннолетнему ребенку ФИО10, ФИО11 года рождения, о возложении обязанности предоставить в первоочередном порядке место в дошкольном образовательном учреждении, согласно поданной 24 августа 2018 года заявке.
В обоснование требований ссылался на то, что 26 августа 2020 года в Комитет образования администрации городского округа "Город Чита" подано заявление о применении к очереди К.А.А. льготы, предусмотренной
частью 14 статьи 3 Федерального закона от 30 декабря 2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которому, места в общественных и дошкольных образовательных организациях по месту жительства и в летних оздоровительных лагерях независимо от формы собственности предоставляются в первоочередном порядке детям сотрудника. Вместе с тем, по состоянию на 16 сентября 2020 года очередь К.А.А. составляет МБДОУ "Детский сад N 73" - 30, МБДОУ "Детский сад N 107" - 16, МБДОУ "Детский сад N 20" - 11.
Решением Центрального районного суда города Читы от 26 ноября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 10 февраля 2021 года, признано незаконным бездействие Комитета образования администрации городского округа "Город Чита", выразившееся в непредоставлении места в дошкольном образовательном учреждении, на закрепленной за местом жительства территории, несовершеннолетней ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. На Комитет образования администрации городского округа "Город Чита" возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу предоставить несовершеннолетней К.А.А. место в дошкольном образовательном учреждении, на закрепленной за местом жительства территории.
В кассационной жалобе Комитетом образования администрации городского округа "Город Чита" ставится вопрос об отмене судебных актов. Выражают несогласие с выводами судов о допущенном бездействии в непредоставлении места в детском саду, поскольку строительство дошкольных образовательных учреждений не входит в полномочия Комитета образования администрации городского округа "Город Чита". Администрацией городского округа "Город Чита" предпринимаются меры по увеличению количества дошкольных образовательных учреждений на территории городского округа "Город Чита". Указывают, что превышение наполняемости в группах в дошкольных образовательных учреждениях является нарушением санитарных норм. Кроме того, увеличение численности воспитанников в группах может повлечь возникновение случаев детского травматизма.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. На основании
статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, заслушав представителя административных ответчиков, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с
частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений при рассмотрении дела судами допущено не было.
Согласно
статье 3 Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года) во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства - участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные или административные меры.
Статьей 43 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность, в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты.
В силу гарантированных
Конституцией Российской Федерации основных прав и свобод человека и гражданина, в частности права на получение бесплатного дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждения, всем детям гарантируется общедоступность бесплатного дошкольного образования, принадлежащее ребенку право на образование не может быть поставлено в зависимость от прав других детей.
Специальным законом, регулирующим общественные отношения, возникающие в сфере образования, является Федеральный
закон от 29 декабря 2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании), который устанавливает основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, относя к таковым, в частности, обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования
(пункт 2 части 1 статьи 3).
Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств.
В соответствии со
статьей 9,
частью 5 статьи 63 Закона об образовании организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, которые ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, и форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей.
В соответствии со статьей 67 Закона об образовании получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев
(часть 1). Правила приема на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня (часть 2). В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования (часть 4).
Таким образом, закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство определяет обязанность государства и муниципальных образований обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня.
В соответствии со
статьей 1,
частью 14 статьи 3 Федерального закона от 30 декабря 2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" детям сотрудников органах принудительного исполнения Российской Федерации места в дошкольных образовательных организациях по месту жительства независимо от формы собственности предоставляются в первоочередном порядке.
К.А.И., являясь сотрудником УФССП России по Забайкальскому краю, обратился с заявлением о предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении в первоочередном порядке для дочери ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированной в региональной автоматизированной информационной системе "Е-услуги. Образование". Ответ на обращение не предоставлен.
Разрешая заявленные требования, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований, указав, что меры по обеспечению ребенка местом в муниципальном дошкольном образовательном учреждении административным ответчиком в первоочередном порядке не приняты. Административным истцом были соблюдены необходимые условия для получения места в детском саду, уполномоченный орган обязан обеспечить ребенка местом в дошкольном учреждении для получения бесплатного дошкольного образования, следовательно, не предоставление ребенку такого места свидетельствует о неисполнении административным ответчиком возложенной на него законом обязанности и о нарушении конституционного права несовершеннолетней ФИО15 на доступное и бесплатное дошкольное образование.
Судебная коллегия, проверяя законность решения в апелляционном порядке, с выводами суда первой инстанции согласилась.
Выводы суда и судебной коллегии являются правильными, соответствуют установленным обстоятельствам дела, нарушений норм материального права при разрешении требований не допущено, оснований для переоценки выводов судов по доводам жалобы не имеется.
Согласно
пункту 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии с
пунктами 4,
5 части 1 статьи 9 Закона об образовании органы местного самоуправления осуществляют создание, реорганизацию и ликвидацию муниципальных образовательных учреждений, а также обеспечивают содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в
Постановлении от 15 мая 2006 года N 5-П, государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.
Таким образом, орган местного самоуправления должен предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений и их финансированию для создания всех необходимых санитарных и иных условий по осуществлению ими образовательной деятельности.
Учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в
Постановлении от 15 мая 2006 года N 5-П применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.
Руководствуясь указанными нормами права, оценивая доводы административного истца и представленные доказательства, суды пришли к обоснованному выводу, что право несовершеннолетней ФИО16 на бесплатное и общедоступное дошкольное образование является нарушенным. Допущено также нарушение прав на получение места а дошкольном образовательном учреждении в первоочередном порядке. Ссылка административного ответчика на наличие иных категорий лиц, имеющих право на внеочередное или первоочередное предоставление мест в детском саду, правильность выводов судов не опровергают.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений законодательства, регулирующего спорные правоотношения, а также иная оценка обстоятельств дела, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права. Нарушений при рассмотрении дела норм материального и процессуального права, которые могли бы привести к принятию неправильного судебного акта, и являться основанием для отмены судебного акта, по доводам кассационной жалобы не установлено.
Не могут являться основанием для отмены судебных актов доводы кассационной жалобы о предоставлении отсрочки исполнения до 1 сентября 2025 года решения суда, которым возложены обязанность по обеспечению предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования путем увеличения количества дошкольных образовательных учреждений, поскольку указанные обстоятельства не могут являться препятствием для судебной защиты прав административного истца.
На основании изложенного, руководствуясь
статьями 328,
329,
330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Центрального районного суда города Читы от 26 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 10 февраля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные
статьями 318,
319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 25 июня 2021 года.