Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Кассационное определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 21.05.2021 N 88а-4498/2021
Процессуальные вопросы: Принято определение об оставлении искового заявления без движения.
Решение: Определение отменено, материал направлен в суд для решения вопроса о принятии его к производству.


Кассационное определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 21.05.2021 N 88а-4498/2021
Процессуальные вопросы: Принято определение об оставлении искового заявления без движения.
Решение: Определение отменено, материал направлен в суд для решения вопроса о принятии его к производству.

ИС МЕГАНОРМ: примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: данное кассационное определение имеет дату 21.05.2021, а не 21.05.2020.
ДЕВЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 мая 2020 г. N 88а-4498/2021
N 9а-2433/2020
Судья судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции Зайцева О.А., рассмотрев кассационное представление и.о. прокурора Республики Саха (Якутия) на определение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 23 октября 2020, апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 7 декабря 2020 года об оставлении без движения административного искового заявления Якутского природоохранного прокурора Республики Саха (Якутия) в интересах Российской Федерации, в защиту прав неопределенного круга лиц к Правительству Республики Саха (Якутия), заинтересованное лицо Федеральное агентство лесного хозяйства о признании незаконным бездействия в части принятия мер по устранению нарушений требований лесного законодательства и возложении обязанности,
установила:
Якутский природоохранный прокурор Республики Саха (Якутия) обратился в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) с вышеназванным исковым заявлением в интересах Российской Федерации, в защиту прав неопределенного круга лиц и просил признать незаконным бездействие Правительства Республики Саха (Якутия) в части непринятия мер по устранению нарушений требований части 7 статьи 51, части 1 статьи 53.2, части 4 статьи 53.3, части 1 статьи 53.4, части 1 статьи 57 Лесного кодекса РФ, подпункта "б" пункта 4 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 года N 417, Нормативов обеспеченности субъекта РФ лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 19 июля 2019 года N 1605-р, пункта 5.1 Правил тушения лесных пожаров, утвержденных приказом Минприроды РФ от 8 июля 2014 года N 313, пунктов 3, 4, 5 Порядка организации и выполнения авиационных работ по охране лесов от пожаров, утвержденного приказом Минприроды РФ от 15 ноября 2016 года N 597, пункта 11 Порядка осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, утвержденного приказом Минприроды РФ от 23 июня 2014 года N 276, причин и условий, им способствовавших, изложенных в представлении прокурора Республики Саха (Якутия) об устранении нарушений закона от 3 июля 2020 года N 71-09-2020/3202, представлении Якутского природоохранного прокурора Республики Саха (Якутия) об устранении нарушений закона от 13 мая 2020 года N 16-2020/2; возложить на Правительство Республики Саха (Якутия) в срок до 1 декабря 2021 года принять меры по устранению нарушений требований вышеуказанного законодательства, путем отнесения земель лесного фонда Верхоянского лесничества на площади 22314122,52 га, Колымского лесничества на площади 20677218,38 га и Индигирского лесничества на площади 28332808,56 га к зоне охраны лесов от пожаров с использованием авиационных средств (зоне авиационного обнаружения и тушения), организации осуществления на землях лесного фонда указанных лесничеств охраны лесов от пожаров с использованием авиационных средств (авиационного обнаружения и тушения), согласования в установленном постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2006 года N 837 порядке с Федеральным агентством лесного хозяйства направлений осуществления расходов бюджета Республики Саха (Якутия), на финансовое обеспечение которых предоставляются субвенции из федерального бюджета, и объемов расходов, осуществляемых в целях исполнения переданных полномочий в области лесных отношений, включающих мероприятия по осуществлению на землях лесного фонда данных лесничеств, охраны лесов от пожаров посредством использования авиационных средств (авиационного обнаружения и тушения), увеличению численности лесопожарных формирований Республики Саха (Якутия), пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря и иных средств предупреждения и тушения лесных пожаров до утвержденных распоряжением Правительства РФ от 19 июля 2019 года N 1605-р нормативов.
Определением судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 23 октября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судьи судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 7 декабря 2020 года, административное исковое заявление Якутского природоохранного прокурора Республики Саха (Якутия) оставлено без движения.
23 апреля 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступило кассационное представление и.о. прокурора Республики Саха (Якутия), поданная через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) 15 апреля 2021 года, в котором ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений, и о направлении материала в суд первой инстанции для решения вопроса принятия административного искового заявления к производству.
В обоснование своей позиции кассатор указал, что из текста административного иска следует, что требование о признании незаконным бездействия административного ответчика, его содержание и сведения о нем подробно указаны как в описательной его части, так и в резолютивной части, а также имеется ссылка на доказательства, подтверждающие, что Правительство Республики Саха (Якутия) имело возможность совершить все предусмотренные действия в рамках исполнения представления прокурора Республики Саха (Якутия) об устранении нарушений закона от 3 июля 2020 года N 71-09-2020/3202. Таким образом, обстоятельства, указанные судом первой инстанции в определении об оставлении административного иска без движения, не препятствовали рассмотрению административного дела по существу, поскольку события, обстоятельства и основания по предмету иска отражены в административном иске.
На основании статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) кассационное представление и.о. прокурора Республики Саха (Якутия) рассмотрено единолично судьей без проведения судебного заседания.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются, в том числе нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы по административному исковому заявлению, изучив доводы кассационного представления, судья приходит к выводу о том, что при решении вопроса о принятии вышеуказанного административного искового заявления к производству, судебными инстанциями были допущены такого рода существенные нарушения норм процессуального права.
Как следует из представленных материалов, оставляя административное исковое заявление Якутского природоохранного прокурора Республики Саха (Якутия) без движения, судья первой инстанции, с мнением которого согласился судья апелляционной инстанции, указал, что в административном исковом заявлении не указано в чем заключается незаконность действия (бездействия) административного ответчика; нет ссылки на доказательства, подтверждающие, что административный ответчик имел возможность совершать все предусмотренные действия, в том числе, что на решения указанных вопросов были выделены бюджетные средства, однако необходимые действия совершены не были, при наличии возможности их совершить.
Согласно части 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными.
На основании части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Конституция Российской Федерации - исходя из того, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18), - гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (статья 46, часть 1), в том числе посредством обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (статья 46, часть 2). Приведенным конституционным положениям корреспондируют международно-правовые гарантии права на справедливое судебное разбирательство, предусмотренные Международным пактом о гражданских и политических правах (пункт 1 статьи 14) и Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (пункт 1 статьи 6), возлагающими на государство обязанность обеспечения каждому доступа к суду в случае спора о его гражданских правах и обязанностях.
В силу части 1 статьи 130 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья, установив, что административное исковое заявление подано с нарушением требований статей 125 и 126 настоящего Кодекса, предъявляемых к форме и содержанию административного искового заявления и (или) приложенных к нему документов, выносит определение об оставлении административного искового заявления без движения, в котором указывает основания для этого и устанавливает разумный срок для устранения лицом, подавшим административное исковое заявление, обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без движения.
Главой 22 КАС РФ установлен порядок производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Пунктами 4, 5 части 2 статьи 125 КАС РФ установлено, что в административном исковом заявлении должны быть указаны сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение, требования к административному ответчику и изложение оснований и доводов, посредством которых административный истец обосновывает свои требования.
Таким образом, оспаривая определенные действия (бездействия) должностных лиц, и описывая обстоятельства дела, административный истец должен указать с каким именно действием (бездействием) и какого должностного лица он не согласен, какое именно действие (бездействие) он просит признать незаконным, в чем оно выражается, какие его права и свободы нарушены оспариваемым действием (бездействием) и каким нормативным правовым актам оно не соответствует.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 126 КАС РФ, если иное не установлено Кодексом, к административному исковому заявлению прилагаются документы, подтверждающие обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования, при условии, что административный истец по данной категории административных дел не освобожден от доказывания каких-либо из этих обстоятельств.
Из текста административного искового заявления Якутского природоохранного прокурора Республики Саха (Якутия) следует, что прокурором заявлено требование о признании бездействия Правительства Республики Саха (Якутия) в части непринятия мер по устранению нарушений требований действующего законодательства в области пожарной безопасности в лесах, и подробно описано в чем заключается бездействие, а также имеется ссылка на доказательства в обоснование заявленных требований.
В соответствии со статьей 135 КАС РФ при подготовке административного дела к судебному разбирательству суд опрашивает административного истца, административного ответчика, их представителей по существу заявленных требований и возражений; выясняет, поддерживает ли административный истец административное исковое заявление полностью или в части, признает ли административный ответчик административное исковое заявление полностью или в части; рассматривает вопрос о получении необходимых доказательств и предлагает представить их в определенный судом срок; при необходимости оказывает лицам, не обладающим властными и иными публичными полномочиями, содействие в представлении доказательств и истребует их; совершает иные процессуальные действия в целях обеспечения правильного и своевременного рассмотрения административного дела с учетом его обстоятельств, характера спорного публичного правоотношения, нормативных правовых актов, подлежащих применению, и представленных по административному делу доказательств.
Следовательно, указанные в определении недостатки могут быть устранены как на стадии подготовки дела к судебному разбирательству, так и непосредственно в судебном заседании.
Кроме этого, согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ N 1 (2019), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 24 апреля 2019 года, при разрешении вопроса о принятии административного искового заявления к производству суда не может быть дана оценка действиям и полномочиям административного ответчика, а также сделан вывод об отсутствии нарушений оспариваемыми действиями прав, свобод и законных интересов административного истца, поскольку указанные обстоятельства подлежат установлению при рассмотрении и разрешении административного дела по существу (пункт 43).
При указанных обстоятельствах, у судьи городского суда отсутствовали правовые основания для оставления без движения административного искового заявления Якутского природоохранного прокурора Республики Саха (Якутия), следовательно, состоявшиеся судебные акты являются незаконными, препятствуют реализации конституционного права на судебную защиту.
С учетом того обстоятельства, что при разрешении данного спора судьями первой и апелляционной инстанции допущены нарушения норм процессуального права, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, в интересах которых подан административный иск прокурором, определение и апелляционное определение подлежат отмене, а материал по административному исковому заявлению направлению в суд первой инстанции для решения вопроса о принятии его к производству.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327.1, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства РФ, судья судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
определение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 23 октября 2020, апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 7 декабря 2020 года - отменить.
Материал по административному исковому заявлению Якутского природоохранного прокурора Республики Саха (Якутия) в интересах Российской Федерации, в защиту прав неопределенного круга лиц к Правительству Республики Саха (Якутия), заинтересованное лицо Федеральное агентство лесного хозяйства о признании незаконным бездействия в части принятия мер по устранению нарушений требований лесного законодательства и возложении обязанности направить в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) со стадии принятия к производству.
Судья
О.А.ЗАЙЦЕВА