Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Кассационное определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 17.04.2024 N 88а-3882/2024 по делу N 2а-3638/2023 (УИД 27RS0007-01-2023-003608-78)
Категория: Споры с органами ФСИН России.
Требования заявителя: О признании бездействия незаконным, возложении обязанности.
Обстоятельства: Истец указывает на то, что в ходе проведения проверки в исправительном учреждении установлено, что администрацией учреждения не в полном объеме исполняются требования действующего законодательства, которые могут повлечь причинение ущерба жизни и здоровью осужденных и сотрудников исправительного учреждения в результате пожара.
Решение: Удовлетворено в части.
Кассационное определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 17.04.2024 N 88а-3882/2024 по делу N 2а-3638/2023 (УИД 27RS0007-01-2023-003608-78)
Категория: Споры с органами ФСИН России.
Требования заявителя: О признании бездействия незаконным, возложении обязанности.
Обстоятельства: Истец указывает на то, что в ходе проведения проверки в исправительном учреждении установлено, что администрацией учреждения не в полном объеме исполняются требования действующего законодательства, которые могут повлечь причинение ущерба жизни и здоровью осужденных и сотрудников исправительного учреждения в результате пожара.
Решение: Удовлетворено в части.
ДЕВЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 апреля 2024 г. N 88а-3882/2024
Дело N 2а-3638/2023
Мотивированное кассационное определение изготовлено 02.05.2024.
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кудриной Я.Г.
судей Ровенко П.А., Виноградовой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФКУ ИК-11 УФСИН России по Хабаровскому краю на решение Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 23 августа 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 17 января 2024 года по административному делу по административному исковому заявлению Комсомольского-на-Амуре прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к ФКУ ИК-11 УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому краю о признании бездействия незаконным, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г., возражения прокурора Генеральной прокуратуры РФ П. относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Комсомольский-на-Амуре прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в Центральный районный суд города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края с административным иском к ФКУ ИК-11 УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому краю, в котором просил признать незаконным бездействие ФКУ ИК-11 УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому краю; возложить на административных ответчиков обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности.
В обоснование требований прокурором указано, что в ходе проведения проверки в исправительном учреждении ФКУ ИК-11 установлено, что администрацией учреждения не в полном объеме исполняются требования Федерального
закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федерального
закона от 22 июля 2008 года N 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", которые могут повлечь причинение ущерба жизни и здоровью осужденных и сотрудников исправительного учреждения в результате пожара.
Решением Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 23 августа 2023 года исковые требования прокурора удовлетворены частично. Признано незаконным бездействие ФКУ ИК-11 УФСИН России по Хабаровскому краю, на ФКУ ИК-11 УФСИН России по Хабаровскому краю возложена обязанность в течение одного года шести месяцев с момента вступления решения в законную силу устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
обеспечить хранение на объекте защиты технической документации на системы противопожарной защиты, в том числе технических средств, функционирующих в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем;
осуществить питание электроприемников, которые отнесены к третьей категории по надежности электроснабжения, электроприемников системы противопожарной защиты (СПЗ) от самостоятельного низковольтного комплексного устройства (НКУ), которое должно подключаться после аппарата управления и до аппарата защиты вводно-распределительного устройства, главного распределительного щита или низковольтного комплексного устройства здания (при этом резервное питание следует осуществлять от автономного источника питания);
оборудовать Учреждение системой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
обеспечить соблюдение проектных решений в части освещенности эвакуационных путей;
разработать и представить уточненную декларацию пожарной безопасности после проведения реконструкции;
обеспечить хранение документации, подтверждающей показатели пожарной опасности примененных материалов для покрытия полов в классах, на путях эвакуации и в палатах в здании отряда и терапевтическом отделении лечебного корпуса N 1;
обеспечить исправное автоматическое и ручное включение пожарных насосов внутреннего противопожарного водопровода лечебного корпуса N 1;
обеспечить двери помещения для осужденных в здании лечебного корпуса N 1 устройствами, обеспечивающими возможность свободного открывания изнутри без ключа, а также обеспечить автоматическое открывание запоров дверей эвакуационных выходов по сигналу систем противопожарной защиты здания или дистанционно сотрудником, осуществляющим круглосуточную охрану;
оборудовать поэтажные коридоры банно-прачечного корпуса (подвал) длиной более 15 метров системой вытяжной противодымной вентиляции удаления продуктов горения при пожаре;
обустроить второй эвакуационный выход из банно-прачечного корпуса (подвала);
обеспечить в столовой автоматическое отключение при пожаре систем приточной вентиляции, осуществляемое по сигналам, формируемым автоматической пожарной сигнализацией.
В удовлетворении требований к УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 17 января 2024 года решение Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 23 августа 2023 года оставлено без изменения.
Резолютивная часть решения дополнена абзацем пятнадцатым следующего содержания: "обеспечить средствами индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения от опасных факторов пожара на каждого дежурного".
27 марта 2024 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ФКУ ИК-11 УФСИН по Хабаровскому краю, поданная через Центральный районный суд города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края 12 марта 2024 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных актов с принятием нового решения.
В кассационной жалобе заявитель ссылается на то, что исправительное учреждение не может устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности в зданиях и помещениях, поскольку отсутствует финансирование со стороны главного распорядителя (ФСИН России). Помимо этого указывает, что судом апелляционной инстанции незаконно дополнена резолютивная часть решения суда первой инстанции в части обеспечения средствами индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты на каждого дежурного, поскольку в суде первой инстанции было установлено устранение указанного нарушения Учреждением.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 1 апреля 2024 года кассационные жалобы ФКУ ИК-11 УФСИН по Хабаровскому краю переданы для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с
частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав прокурора, с учетом требований
части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с
частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не установлено.
В соответствии со
ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно положениям
ст. 1 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" настоящий Федеральный
закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает минимально необходимые требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции).
Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным
законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности (
часть 1 статьи 6 Федерального закона N 123-ФЗ).
Положениями
части 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) установлено, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Статьей 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" предусмотрено, что учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, а также обеспечивать охрану здоровья осужденных.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в ходе проведения Комсомольской-на-Амуре прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проверки соблюдения администрацией ФКУ ИК-11 УФСИН России по Хабаровскому краю требований уголовно-исполнительного законодательства, а также требований пожарной безопасности, были выявлены нарушения правил пожарной безопасности:
1. В нарушение
пунктов 60,
397 Приложения N 1 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N 1479, на объекте не произведен расчет необходимого количества и типа огнетушителей (в зависимости от огнетушащей способности огнетушителя, категорий помещений по пожарной и взрывопожарной опасности, а также класса пожара);
2. В нарушение
пункта 54 Правил противопожарного режима в РФ на объекте защиты не хранится техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технических средств, функционирующих в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем;
3. В нарушение
пункта 5.4 СП 6.13130.2021 Свод правил "Системы противопожарной защиты. Электроустановки низковольтные. Требования пожарной безопасности" на объекте защиты, электроприемники которого отнесены к третьей категории по надежности электроснабжения, питание электроприемников системы противопожарной защиты (СПЗ) осуществлено не от самостоятельного низковольтного комплексного устройства (НКУ), при этом самостоятельное НКУ должно подключаться после аппарата управления и до аппарата защиты ВРУ, ГРЩ или НКУ здания (при этом резервное питание следует осуществлять от автономного источника питания (АИП)), в качестве АИП могут применяться АКБ достаточной емкости для обеспечения непрерывного питания в течение времени, необходимого для выполнения своих функций электрооборудования СПЗ на объекте защиты;
4. В нарушение
пункта 3 части 2 статьи 53,
части 4 статьи 83 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ,
пункта 54 Правил противопожарного режима в РФ,
Приложения N 1 Постановления Правительства РФ от 1 сентября 2021 года N 1464 объект защиты не в полном объеме оборудован системой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (имеющиеся АПС и СОУЭ находятся в неисправном состоянии;
5. В нарушение
пункта 23 Правил противопожарного режима в РФ,
п. 4.3.12 СП 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", на объекте защиты отсутствуют проекты в части освещенности эвакуационных путей и выходов (аварийное эвакуационное освещение отсутствует);
6. В нарушение
ч. 5 ст. 6,
ч. 1,
3 ст. 64 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ не представлена уточненная декларация пожарной безопасности после проведения реконструкции;
7. В нарушение
ст. 134,
табл. N 28,
29 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ,
п. 25 Правил противопожарного режима в РФ, на объекте защиты не хранится документация, подтверждающая показатели пожарной опасности примененных материалов для покрытия полов в классах, на путях эвакуации и в палатах в здании отряда и терапевтическом отделении ЛК-1;
8. В нарушение
п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ, п. 6.1.6 СП 10.13130.2020 "Системы противопожарной защиты внутренний противопожарный водопровод. Нормы и правила проектирования", автоматическое и ручное включение пожарных насосов внутреннего противопожарного водопровода ЛК-1 не исправно;
9. В нарушение
п. п. 51,
52 Правил противопожарного режима в РФ, помещение насосной станции ЛК-1 не обеспечено схемами противопожарного водоснабжения и схемами обвязки насосов информацией о защищаемых помещениях, типе и количестве оросителей. На каждой задвижке и насосном пожарном агрегате отсутствует табличка с информацией о защищаемых помещениях, типе и количестве пожарных оросителей. Не обеспечено исправное состояние и проведение проверок работоспособности задвижек с электроприводом (не реже 2 раз в год), установленных на обводных линиях водомерных устройств, а также пожарных основных рабочих и резервных пожарных насосных агрегатов (ежемесячно) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты;
10. В нарушение
п. 26 Правил противопожарного режима в РФ из помещений для осужденных в здании ЛК-2 двери на втором эвакуационном пути имеют устройства, не обеспечивающие возможность свободного открывания изнутри без ключа. Не обеспечивается автоматическое открывание запоров дверей эвакуационных выходов по сигналу систем противопожарной защиты здания или дистанционно сотрудником осуществляющим круглосуточную охрану;
11. В здании ЛК-2 не организованы работы по заделке негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость образовавшихся отверстий и зазоров в местах пересечения противопожарных преград различными инженерными и технологическими коммуникациями, в том числе электрическими проборами, кабелями, трубопроводами;
12. В нарушение
п. 50 Правил противопожарного режима в РФ, пожарные краны в ЛК-1 в подвале и ЛК-2 не укомплектованы исправными пожарными рукавами, ручными пожарными стволами;
13. В нарушение
п. 4 ст. 52 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ,
п. п. "в" п. 7.2 СП 7.13130.2013 "Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности" поэтажные коридоры банно-прачечного корпуса (подвал) длиной более 15 метров не имеют естественного проветривания, не оборудованы системой вытяжной противодымной вентиляции удаления продуктов горения при пожаре;
14. В нарушение
п. 6 Правил противопожарного режима в РФ на объекте защиты отсутствуют средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения от опасных факторов пожарного на каждого дежурного;
15. В нарушение
п. 2 ст. 52,
п. 1 ч. 2 ст. 53,
ч. 8 ст. 89 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ,
п. п. 4.2.7,
4.2.11 СП 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" отсутствует второй эвакуационный выход из банно-прачечного корпуса (подвал);
16. В нарушение
п. 42 Правил противопожарного режима в РФ,
п. 6.24 СП 7.13130.2013 в столовой не предусмотрено автоматическое отключение при пожаре систем приточной вентиляции, осуществляемое по сигналам, формируемым автоматической пожарной сигнализацией.
27 марта 2023 года в адрес ФКУ ИК-11 УФСИН России по Хабаровскому краю вынесено представление об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства РФ, их причин и условий.
Административным ответчиком суду предоставлены доказательства устранения нарушения, указанного в п. 14, а именно - исправительное учреждение обеспечено средствами индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения от опасных факторов пожарного на каждого дежурного; на баланс поставлены самоспасатель фильтрующий в количестве 35 штук.
Из представленного договора N 120/23/53 возмездного оказания услуг в области пожарной безопасности от 28 июня 2023 года, заключенного между ФКУ ИК-11 УФСИН России по Хабаровскому краю и ФГБУ "Судебно-экспертное учреждение Федеральной противопожарной службы "Испытательная пожарная лаборатория по Хабаровскому краю", следует, что предметом договора является оказание услуг в области пожарной безопасности согласно заявке заказчика, а именно - в части испытания продукции для определения группы воспламеняемости материалов в соответствии с
ГОСТ 30402-96.
Частично удовлетворяя административный иск прокурора, суд первой инстанции, суд первой инстанции, с выводами которого согласился апелляционный суд, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со
статьей 84 КАС РФ, установив обстоятельства нарушения в ФКУ ИК-11 УФСИН России по Хабаровскому краю требований законодательства в части обеспечения соблюдения норм пожарной безопасности, а также неустранения выявленных нарушений, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска прокурора.
Оснований не согласиться с соответствующими выводами нижестоящих судов у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального права изложены в оспариваемом судебном акте.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции дополнил резолютивную часть решения Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края, возложив на административного ответчика, помимо прочего, обязанность обеспечить средствами индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения от опасных факторов пожара на каждого дежурного. При этом апелляционный суд исходил из того, что указанное требование было заявлено административным истцом, рассмотрено судом первой инстанции, но не отражено в резолютивной части.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с выводами апелляционного суда в указанной части, поскольку судами нижестоящих судебных инстанций установлено и подтверждается материалами административного дела, что исправительное учреждение обеспечило наличие средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения от опасных факторов пожарного на каждого дежурного; на баланс поставлен самоспасатель фильтрующий в количестве 35 штук, на что обоснованно указанно в кассационной жалобе административного ответчика.
В связи с данными обстоятельствами абзац, которым была дополнена резолютивная часть
решения Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 23 августа 2023 года, подлежит исключению из определения суда апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы о недостаточности финансирования для устранения выявленных прокурором нарушений не свидетельствуют о наличии оснований для отмены или изменения решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь
статьями 329 -
331 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 17 января 2024 года изменить, исключив из резолютивной части определения абзац второй.
В остальной части решение Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 23 августа 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 17 января 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУ ИК-11 УФСИН России по Хабаровскому краю - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев.