Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Кассационное определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 09.11.2022 N 88а-9522/2022
Категория: Споры с органами государственной власти.
Требования: О возложении обязанности.
Обстоятельства: Истец указал, что им была проведена проверка исполнения должностными лицами пожарно-химической станции 1 типа требований законодательства о лесопользовании, в ходе которой установлено, что пожарно-химическая станция не обеспечена собственными помещениями для размещения личного состава команд, хранения техники, оборудования, инвентаря и средств пожаротушения.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.


Кассационное определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 09.11.2022 N 88а-9522/2022
Категория: Споры с органами государственной власти.
Требования: О возложении обязанности.
Обстоятельства: Истец указал, что им была проведена проверка исполнения должностными лицами пожарно-химической станции 1 типа требований законодательства о лесопользовании, в ходе которой установлено, что пожарно-химическая станция не обеспечена собственными помещениями для размещения личного состава команд, хранения техники, оборудования, инвентаря и средств пожаротушения.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.

ДЕВЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 ноября 2022 г. N 88а-9522/2022
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: мотивированное кассационное определение изготовлено 21.11.2022, а не 21.11.2021.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 21.11.2021.
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кудриной Я.Г.
судей Ровенко П.А., Тымченко А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 27 мая 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны РФ", ФГАО "Управление лесного хозяйства" Минобороны России, Хабаровскому филиалу ФГАУ "Оборонлес" Минобороны России о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г., объяснения представителя Министерства обороны Российской Федерации и ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны РФ" К., поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения прокурора Скарлухина М.А. относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
военный прокурор гарнизона Комсомольск-на-Амуре обратился в Кировский районный суд г. Хабаровска с вышеназванным исковым заявлением, просил возложить на Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное государственное казенное учреждение "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации обязанность обеспечить пожарно-химическую станцию первого типа Хабаровского филиала федерального государственного автономного учреждения "Управление лесного хозяйства" Министерства обороны Российской Федерации, расположенную в п. Литовко Амурского района Хабаровского края помещениями для размещения личного состава команд, а также для хранения техники, оборудования, инвентаря и средств пожаротушения в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Определением Кировского районного суда г. Хабаровска от 31 мая 2021 года дело передано по подсудности в Амурский городской суд Хабаровского края.
Определением Амурского городского суда от 2 августа 2021 года к участию в деле в качестве ответчика привлечено ФГАУ "Оборонлес" Минобороны России.
Решением Амурского городского суда Хабаровского края от 22 декабря 2021 года в удовлетворении исковых требований военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре отказано.
Определением судьи Хабаровского краевого суда от 24 марта 2022 года настоящее дело передано в судебную коллегию по административным делам Хабаровского краевого суда в порядке административного судопроизводства.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 27 мая 2022 года решение Амурского городского суда Хабаровского края от 22 декабря 2021 года отменено в части отказа в удовлетворении административных исковых требований военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре к Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанности обеспечить пожарно-химическую станцию первого типа помещениями для размещения личного состава команд, а также для хранения техники, оборудования, инвентаря и средств пожаротушения; в указанной части принято новое решение, которым административные исковые требования военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре удовлетворены: на Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность обеспечить пожарно-химическую станцию первого типа Хабаровского филиала федерального государственного автономного учреждения "Управление лесного хозяйства" Министерства обороны Российской Федерации, расположенную в п. Литовко Амурского района Хабаровского края, помещениями для размещения личного состава команд, а также для хранения техники, оборудования, инвентаря и средств пожаротушения, закрепленных за ПХС-1, в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
6 сентября 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Министерства обороны Российской Федерации, поданная через Амурский городской суд Хабаровского края 16 сентября 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 27 мая 2022 года и оставлении в силе решения Амурского городского суда Хабаровского края от 22 декабря 2021 года со ссылкой на то, что ПХС-1 (п. Литовко-1) является обособленным подразделением Хабаровского филиала ФГАУ "Управление лесного хозяйства", соответственно Министерство обороны Российской Федерации непосредственным работодателем личного состава команд ПХС-1 не является. Из Устава ФГАУ "Управление лесного хозяйства" Министерства обороны Российской Федерации, следует, что основными целями деятельности Учреждения являются ведение лесного хозяйства, защита, воспроизводство, охрана лесов, в том числе осуществление мер пожарной безопасности, тушение лесных пожаров и использование природных ресурсов в процессе хозяйственной деятельности. И для достижения целей, указанных в п. 14 настоящего Устава, Учреждение осуществляет основные виды деятельности в том числе - обеспечение функционирования пожарно-химических станций. Исковое заявление не содержало ни одной нормы права, предписывающей Министерству обороны Российской Федерации исполнить те действия, которые указаны в просительной части иска. Истцом не указано, какими нормами действующего законодательства предусмотрен заявленный им срок для выполнения того вида работ, который указан в иске, не приведен установленный порядок, регламентирующий обеспечение пожарно-химических станций первого типа помещениями для размещения личного состава команд, а также для хранения техники, оборудования, инвентаря и средств пожаротушения. Срок исполнения решения не обоснован.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 20 сентября 2022 года кассационная жалоба Министерства обороны Российской Федерации передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились представители ФГАО "Оборонлес" Минобороны России, Хабаровского филиала ФГАУ "Оборонлес" Минобороны России; в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны РФ" К., прокурора Скарлухина М.А., изучив письменные возражения на кассационную жалобу ФГАО "Оборонлес" Минобороны России, письменные возражения на кассационную жалобу старшего помощника военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частью 2 статьи 328 КАС РФ предусмотрено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такого рода существенные нарушения норм материального и процессуального права допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Лесным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что охрана и защита лесов включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах, куда входят такие виды деятельности как предупреждение лесных пожаров, мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, разработка и утверждение планов тушения лесных пожаров, иные меры пожарной безопасности в лесах (часть 1 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации).
Приказом ФГАУ "Управление Лесного хозяйства" Министерства обороны Российской Федерации 6 марта 2017 года N 70 утверждено положение о пожарно-химических станциях 1 и 2 типов филиалов ФГАУ "Управление лесного хозяйства" Минобороны России.
Согласно названному Положению ПХС-1 комплектуется инженерно-техническими специалистами, лесными пожарными, водителями, трактористами-машинистами. Набор проводится по трудовому договору (п. 1 раздела 2). ПХС-1 должны иметь помещения для размещения личного состава команд, а также для хранения техники, оборудования, инвентаря и средств пожаротушения, закрепленных за ПХС-1, отапливаемый гараж для пожарных автоцистерн, крытые стоянки для автотранспорта, тракторов и других машин, оборудование и инструмент для ремонта пожарной техники (пункт 2 раздела 6).
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, военной прокуратурой гарнизона Комсомольск-на-Амуре проведена проверка исполнения должностными лицами пожарно-химической станции 1 типа (далее - ПХС-1 п. Литовко) ФГАУ "Оборонлес" Минобороны России требований законодательства о лесопользовании, в ходе которой установлено, что пожарно-химическая станция не обеспечена собственным помещением для размещения личного состава команд, а также для хранения техники, оборудования, инвентаря и средств пожаротушения.
Полагая, что наличием выявленных нарушений поставлены под угрозу права и законные интересы неопределенного круга лиц, военный прокурор обратился в суд.
Отказывая в удовлетворении административного иска военного прокурора, суд первой инстанции, установив, что прокурором не представлены правоустанавливающие документы на ПХС-1, приказ начальника филиала ФГАУ "Оборонлес" Минобороны России о создании ПХС-1 в п. Литовко, достоверные доказательства того, что на пожарно-техническую станцию первого типа было передано какое-либо имущество, пришел к выводу о недоказанности существования как самого объекта спора - ПХС-1 в п. Литовко, так и сформированной бригады сотрудников, чьи права нарушаются отсутствием помещения для ПХС.
Отменяя решение Амурского городского суда Хабаровского края в части отказа в удовлетворении административных исковых требований военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре к Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанности обеспечить пожарно-химическую станцию первого типа помещениями для размещения личного состава команд, а также для хранения техники, оборудования, инвентаря и средств пожаротушения, и возлагая на Министерство обороны Российской Федерации обязанность обеспечить пожарно-химическую станцию первого типа Хабаровского филиала федерального государственного автономного учреждения "Управление лесного хозяйства" Министерства обороны Российской Федерации, расположенную в п. Литовко Амурского района Хабаровского края, помещениями для размещения личного состава команд, а также для хранения техники, оборудования, инвентаря и средств пожаротушения, закрепленных за ПХС-1, в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда исходила из того, что факт существования ПХС-1 на территории п. Литовко подтверждается представленными обращениями ФГАУ "Оборонлес" Минобороны России в адрес ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" Минобороны России с просьбой рассмотреть вопрос о возможности предоставления помещения с расчетом на 10 человек для ПХС-1 п. Литовко и хранилище для автомобилей и инженерной техники с расчетом на 6 единиц, а также в адрес главы Литовского сельского поселения с аналогичным заявлением от 11 октября 2021 года.
Возлагая обязанность обеспечить ПХС-1 Хабаровского филиала ФГАУ "Оборонлес" Минобороны России в п. Литовко Амурского района Хабаровского края помещениями для размещения личного состава команд, хранения техники, оборудования, инвентаря и средств пожаротушения на Министерство обороны Российской Федерации, судебная коллегия Хабаровского краевого суда, руководствуясь положениями пункта 1 статьи 209 и пункта 1 статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпунктов 71, 68, 68.4 пункта 7 Положения о Минобороны России, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082, пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", пришла к выводу о том, что при формировании ФГАУ "Оборонлес" Минобороны России и наделении Учреждения полномочиями по созданию ПХС, собственник имущества Вооруженных Сил Российской Федерации - Минобороны России не обеспечил необходимыми материальными средствами, а именно - помещением для размещения ПХС.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции не может согласиться с выводами суда апелляционной инстанции в части возложения обязанности обеспечить ПХС-1 Хабаровского филиала ФГАУ "Оборонлес" Минобороны России в п. Литовко Амурского района Хабаровского края помещениями для размещения личного состава команд, хранения техники, оборудования, инвентаря и средств пожаротушения на Министерство обороны Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082 утверждено положение о Министерстве обороны Российской Федерации, в соответствии с п. 1 которого указанное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Министерство обороны Российской Федерации является органом управления Вооруженными Силами Российской Федерации (п. 2 Положения).
Согласно подп. 71 п. 7 Положения указанное Министерство осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Министерство обороны Российской Федерации, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации.
В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (п. 1).
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (п. 2).
В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из приведенных положений закона следует, что собственник по своему усмотрению владеет и пользуется принадлежим ему имуществом и определяет расходы, необходимые для его содержания или ремонта.
Согласно п. 5 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации Министерство обороны Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов (Северного флота), иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты), подведомственные Министерству обороны Российской Федерации организации.
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 11 февраля 2015 года N 60 создано Федеральное государственное автономное учреждение "Управление лесного хозяйства" Министерства обороны Российской Федерации путем изменения типа и переименования государственного учреждения "674 Квартирно-эксплуатационный отдел войсковой части 25969".
Согласно пункту 4 Устава Федерального государственного автономного учреждения "Управление лесного хозяйства" Министерства обороны Российской Федерации, учредителем Учреждения является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя в отношении учреждения от имени Российской Федерации осуществляет Министерство обороны.
В силу пункта 9 Устава, Учреждение от своего имени приобретает и осуществляет гражданские права, несет гражданские обязанности, выступает в качестве истца и ответчика в суде в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Предметом деятельности Учреждения является обеспечение реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных в границах военных лесничеств (пункт 13 Устава).
В соответствии с пунктом 14 Устава, основными целями деятельности Учреждения являются ведение лесного хозяйства, защита, воспроизводство, охрана лесов, в том числе осуществление мер пожарной безопасности, тушение лесных пожаров и использование природных ресурсов в процессе хозяйственной деятельности.
Согласно пункту 15 Устава, для достижения целей, указанных в пункте 14 настоящего устава, Учреждение в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет в том числе обеспечение функционирования пожарно-химических станций.
Таким образом, в силу положений уставных документов к полномочиям именно Федерального государственного автономного учреждения "Управление лесного хозяйства" Министерства обороны Российской Федерации отнесено осуществление мер пожарной безопасности лесов, тушение лесных пожаров, в связи с чем в обязанности данного учреждения входит, в том числе обеспечение функционирования пожарно-химических станций.
Возлагая на Министерство обороны Российской Федерации как на собственника имущества обязанность обеспечить пожарно-химическую станцию первого типа помещениями для размещения личного состава команд, а также для хранения техники, оборудования, инвентаря и средств пожаротушения, суд апелляционной инстанции не учел организационную структуру Министерства обороны Российской Федерации, полномочия подразделений Министерства, не принял во внимание положения Устава Федерального государственного автономного учреждения "Управление лесного хозяйства" Министерства обороны Российской Федерации, содержание Положения о пожарно-химических станциях 1 и 2 типов филиалов ФГАУ "Управление лесного хозяйства" Минобороны России.
В силу части 1 статьи 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении").
Обжалуемый судебный акт приведенным требованиям не соответствует.
Допущенные судом апелляционной инстанции нарушения являются существенными, повлекшими принятие по делу незаконного судебного акта, в связи с чем апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 27 мая 2022 года подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции для принятия решения в соответствии с требованиями действующего законодательства.
При новом рассмотрении дела суду надлежит учесть изложенное, устранить допущенные нарушения, разрешить возникший спор с соблюдением норм материального, и процессуального права и принять законное и обоснованное решение.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328 - 331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 27 мая 2022 года отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Хабаровский краевой суд.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев.