Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Кассационное определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 24.07.2024 N 88а-5814/2024 (УИД 65RS0002-01-2023-000218-57)
Категория: Споры с МВД России.
Требования прокурора: О признании незаконным бездействия, выразившегося в неприведении здания и территории в соответствие с требованиями антитеррористического и противопожарного законодательства, обязании провести мероприятия, направленные на приведение здания, территории и изолятора временного содержания в соответствие с требованиями антитеррористического и противопожарного законодательства.
Обстоятельства: Прокурор ссылается на то, что необеспечение противопожарной и антитеррористической безопасности объекта и территории может привести к наступлению негативных последствий для жизни и здоровья неопределенного круга лиц.
Решение: Удовлетворено.

Кассационное определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 24.07.2024 N 88а-5814/2024 (УИД 65RS0002-01-2023-000218-57)
Категория: Споры с МВД России.
Требования прокурора: О признании незаконным бездействия, выразившегося в неприведении здания и территории в соответствие с требованиями антитеррористического и противопожарного законодательства, обязании провести мероприятия, направленные на приведение здания, территории и изолятора временного содержания в соответствие с требованиями антитеррористического и противопожарного законодательства.
Обстоятельства: Прокурор ссылается на то, что необеспечение противопожарной и антитеррористической безопасности объекта и территории может привести к наступлению негативных последствий для жизни и здоровья неопределенного круга лиц.
Решение: Удовлетворено.


Содержание


ДЕВЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 июля 2024 г. N 88а-5814/2024
Дело N 2а-211/2023
Кассационное определение в окончательной форме изготовлено 31 июля 2024 года.
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.,
судей Королевой Е.В., Соколовой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя УМВД России по Сахалинской области С. на решение Александровск-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 17 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 14 марта 2024 года по административному делу по административному исковому заявлению Александровск-Сахалинского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к отделу Министерства внутренних дел России по городскому округу "Александровск-Сахалинский район", Управлению Министерства внутренних дел России по Сахалинской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанностей.
Заслушав доклад судьи Соколовой Л.В., пояснения прокурора отдела Генеральной прокуратуры РФ Н., возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Александровск-Сахалинский городской прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия отдела Министерства внутренних дел России по городскому округу "Александровск-Сахалинский район" и Управления Министерства внутренних дел России по Сахалинской области, выразившееся в не приведении здания и территории ОМВД России по городскому округу "Александровск-Сахалинский район" в соответствие с требованиям антитеррористического и противопожарного законодательства; о возложении на УМВД России по Сахалинской области обязанности в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу профинансировать ОМВД России по городскому округу "Александровск-Сахалинский район" на проведение работ и мероприятий по приведению здания, территории и изолятора временного содержания ОМВД России по городскому округу "Александровск-Сахалинский район" в соответствие требованиям антитеррористического и противопожарного законодательства и на ОМВД России по городскому округу "Александровск-Сахалинский район" возложить обязанность в течение 8 месяцев со дня получения финансирования организовать и обеспечить проведение работ и мероприятий по приведению здания, территории и изолятора временного содержания ОМВД России по городскому округу "Александровск-Сахалинский район" в соответствие требованиям антитеррористического и противопожарного законодательства, а именно:
- привести 6 фонарей установленных на территории в технически исправное состояние (пп. 33.1, 33.4, 33.6, 33.7 и п. 33 Инструкции по обеспечению инженерно-технической укрепленности и повышению уровня антитеррористической защищенности объектов органов внутренних дел Российской Федерации от преступных посягательств, утвержденной приказом МВД России от 31 декабря 2014 года N 1152);
- установить "лежачий полицейский", противотаранные устройства, бетонные блоки, столбы или шлюзовые системы перед воротами с внешней стороны через которые осуществляется въезд на территорию (подп. 11.1, 14.1 Инструкции);
- оборудовать объект контрольно-пропускным постом, обеспечивающим, в том числе досмотр транспортных средств и грузов (п. 15.1 Инструкции);
- установить на территории с правой стороны по направлению к воротам (выходу с территории) камеру видеонаблюдения и колючую проволоку (подп. 11.2, п. 9 Инструкции);
- привести установленные на объекте системы охранной сигнализации "Сигнал-20", пожарной сигнализации "С200-КДЛ, СП200-СП1" в соответствующий вид, тин, состояние и эксплуатацию (п. 5.9.2 акта состояния антитеррористической защищенности объекта ОМВД России по ГО "Александровск-Сахалинский район" от 15 февраля 2021 года);
- обеспечить обслуживание специализированной организацией видеокамер установленных внутри здания и на территории, а также охранной сигнализации "Сигнал-20" и пожарной сигнализации "С200-КДЛ", "С200-СП" (п. 29 Инструкции);
- установить на здании и территории систему оповещения при пожаре и антитеррористической атаке (пп. 32.4, п. 32 Инструкции);
- установить на территории охранное освещение (пп. 33.1, 33.4, 33.6, 33.7 п. 33 Инструкции, п. 4.2.22 СП 1.13130.2020);
- эвакуационные и аварийные выходы в здании оборудовать устройством экстренного открывания дверей (устройством "Антипаника") (подп. 17.6 Инструкции);
- разработать инструкцию о мерах пожарной безопасности в отношении объекта (абз. 4 п. 2 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479) (далее - Правила противопожарного режима);
- обеспечить на объекте проведение практических тренировок по эвакуации лиц, осуществляющих свою деятельность на данном объекте, а также посетителей, других лиц, находящихся в здании (п. 9 Правил противопожарного режима);
- в месте установки приемно-контрольных приборов пожарных (помещение дежурного) разместить информацию с перечнем помещений, защищенных установками противопожарной защиты (п. 10 Правил противопожарного режима);
- обеспечить категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности, а также определение класса зоны в соответствии с главами 5, 7, и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" помещений (пожарных отсеков) производственного и складского назначения на входных дверях помещений с наружной стороны (п. 12 Правил противопожарного режима);
- осуществить проверку состояния огнезащитного покрытия строительных конструкций чердачного помещения здания ОМВД России по городскому округу "Александровск-Сахалинский район" (п. 13 Правил противопожарного режима);
- обеспечить наличие на дверях лестничных клеток и дверях эвакуационных выходов приспособлений для самозакрывания (п. 14 Правил противопожарного режима);
- обеспечить проведение работ по заделке негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость, образовавшихся отверстий и зазоров в местах пересечения противопожарных преград различными инженерными и технологическими коммуникациями, в том числе электрическими проводами, кабелями, трубопроводами (п. 15 Правил противопожарного режима);
- провести эксплуатационные испытания ограждений на крыше с составлением соответствующего протокола испытаний и внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты (пп. "б" п. 17 Правил противопожарного режима);
- обеспечить автоматическое открывание запоров дверей эвакуационных выходов по сигналу систем противопожарной защиты здания и (или) дистанционно сотрудником (работником), осуществляющим круглосуточную охрану (абз. 2 п. 26 Правил противопожарного режима);
- обеспечить проверку средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара на предмет отсутствия механических повреждений и их целостности (абз. 2 п. 30 Правил противопожарного режима);
- установить колпаки (рассеиватели) на светильниках, используемых в помещениях здания (пп. "в" п. 35 Правил противопожарного режима);
- определить порядок и сроки проведения работ по очистке вентиляционных камер, циклонов, фильтров и воздуховодов от горючих отходов и отложений с составлением соответствующего акта (п. 43 Правил противопожарного режима);
- обозначить направление движения к источникам наружного противопожарного водоснабжения указателями, со светоотражающей поверхностью с нанесенными цифрами расстояния до его месторасположения (абз. 3 п. 48 Правил противопожарного режима);
- обеспечить исправное состояние, своевременное обслуживание и ремонт внутреннего противопожарного водопровода, укомплектованность пожарных кранов исправными пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и пожарными запорными клапанами (п. 50 Правил противопожарного режима);
- организовать перекатку пожарных рукавов (п. 50 Правил противопожарного режима);
- организовать работу по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств (п. 54 Правил противопожарного режима);
- утвердить регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты, составляемый, в том числе, с учетом требований технической документации изготовителя технических средств, функционирующих в составе систем (абз, 2 п. 54 Правил противопожарного режима);
- обеспечить на объекте наличие технической документации на систему противопожарной защиты, в том числе технических средств, функционирующие в составе указанных систем, и результатов пусконаладочных испытаний указанных систем (абз. 3 п. 54 Правил противопожарного режима);
- обеспечить проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности, до их замены в установленном порядке (абз. 4 п. 54 Правил противопожарного режима);
- внести в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты информацию о работах, проводимых со средствами обеспечения пожарной безопасности (абз. 5 п. 54 Правил противопожарного режима);
- установить аварийное освещение на путях эвакуации, проходящем по коридорам и лестничным маршам и иным помещениям на всех этажах (п. 4.3.1 СП 1.13130.2009, п. 4.3.12 СП 1.13130.2020);
- планы эвакуации на всех этажах выполнить в фотолюминесцентном исполнении (п. 9.1.2.12 Межгосударственный стандарт ГОСТ 34428-2018 "Систем эвакуационные фотолюминесцентные. Общие технические условия);
- помещения ИВС привести в соответствие требованиям п. 14.10 СП 12-95 МВД России и абз. 2 п. 4.6.3 СП 500.1325800.2018 в части их размещения, в том числе камеры ИВС и помещения СПЗЛ для содержания арестованных и задержанных оборудовать системой пожарной сигнализации с установкой пожарных извещателей, выполненных в антивандальном исполнении (п. 15.1.10 СП 500.1325800.2018, абз. 2 п. 4.6.5 СП 500.1325800.2018, приложение А. СП 5.13130.2009, п. 38 таблицы А3 СП 5.13130.2009, приложение А СП 484.1311500.2020, п. 23 таблицы А1 СП 484.1311500.2020, п. 38 приложения N 3 постановления Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2021 года N 1464 "Об утверждении требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре").
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой проведена проверка в деятельности ОМВД России по городскому округу "Александровск-Сахалинский район" на предмет соблюдения требований законодательства о противодействии терроризму и экстремизму, противопожарного законодательства, в результате которой выявлены нарушения действующего федерального законодательства, не обеспечивающие противопожарную и антитеррористическую безопасность объекта и территории ОМВД России по городскому округу "Александровск-Сахалинский район" работников и иных лиц, находящихся на территории или в помещении объекта, что может привести к наступлению негативных последствий для жизни и здоровья неопределенного круга лиц.
Решением Александровск-Сахалинского суда Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, административные исковые требования Александровск-Сахалинского городского прокурора удовлетворены в полном объеме.
ДД.ММ.ГГГГ в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба представителя УМВД России по Сахалинской области С., поданная 16 мая 2024 года через Александровск-Сахалинский суд Сахалинской области, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений и принятии нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
В кассационной жалобе заявитель сослался на то, что суды первой и апелляционной инстанции не приняли во внимание, что МВД России осуществляет функции главного распорядителя и получения средств федерального бюджета, а также исполняет бюджетные полномочия главного администратора доходов бюджетной системы Российской Федерации, администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета. Удовлетворяя административные требования, суды не приняли указанные обстоятельства во внимание, фактически разрешили вопрос о возложении на МВД России дополнительных финансовых расходов, однако, указанный орган к участию в деле не привлекли. Также указал, что понуждение МВД России к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, выделенных для реализации возложенных на него функций.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 29 мая 2024 года кассационная жалоба представителя УМВД России по Сахалинской области С. передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Помимо прокурора, иные участвующие в деле лица, которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьей 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций не допущены нарушения, влекущие отмену вынесенных по делу судебных актов в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, 26 апреля 2023 года прокуратурой Александровск-Сахалинского района совместно с работниками ОМВД, с привлечением специалистов Территориального отделения надзорной деятельности и профилактической работы Александровск-Сахалинского района, пункта централизованной охраны отдела вневедомственной охраны Александровск-Сахалинского района - филиала Федерального государственного казенного учреждения "Отдела вневедомственной охраны" войск национальной Гвардии Российской Федерации по Сахалинской области проведена проверка ОМВД России по городскому округу "Александровск-Сахалинский район" на предмет укрепленности и антитеррористической защищенности, пожарной безопасности здания ОМВД, по результатам которой выявлены нарушения действующего федерального законодательства в указанной сфере.
Выявленные нарушения законодательства явились основанием для внесения 28 апреля 2023 года в адрес начальника ОМВД России по городскому округу "Александровск-Сахалинский район" представления N 07-51-2023/348-23-20640003 об устранении нарушений требований федерального законодательства.
Из ответа ОМВД России по городскому округу "Александровск-Сахалинский район" от 19 мая 2023 года N 28/7-51-2023 следует, что нарушения подтверждены и будут устранены путем заключения контрактов.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствовался статьями 218, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, статьями 216, 296, 298 Гражданского кодекса РФ, статьей 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", статьей 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", пунктами 9, 10, 11.1, 11.2, 14.1, 15.1, 17.6, 29, 32, 33 Инструкции по обеспечению инженерно-технической укрепленности и повышению уровня антитеррористической защищенности объектов органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД РФ от 31 декабря 2014 года N 1152, Положением об отделе Министерства внутренних дел Российской Федерации по городскому округу "Александровск-Сахалинский район", утвержденным приказом УМВД России по Сахалинской области от 13 сентября 2017 года N 949, Положением об Управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом МВД РФ N 559 от 28 июля 2017 года, Положением изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОМВД России по городскому округу "Александровск-Сахалинский район", утвержденным приказом начальника ОМВД России по городскому округу "Александровск-Сахалинский район" N 2 от 12 января 2023 года, пришел к выводу, что выявленные в ходе проведенной проверки нарушения не обеспечивают противопожарную и антитеррористическую безопасность объекта и территории ОМВД России по городскому округу "Александровск-Сахалинский район" работников, а также иных лиц, находящихся на территории или в помещениях объекта, что может привести к наступлению негативных последствий для жизни и здоровья неопределенного круга лиц.
Судебная коллегия кассационного суда соглашается с данными выводами судов, поскольку они соответствуют обстоятельствам административного дела, основаны на нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, и кассационной жалобой административного ответчика не опровергаются.
Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 года N 699 утверждено Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, в соответствии с пунктом 9 которого указанное министерство является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом органов внутренних дел (пункт 9).
Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 года N 699 также утверждено Типовое положение о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации (далее - Типовое положение), которое согласно пункту 1 определяет основные полномочия и организацию деятельности территориального органа МВД России на региональном уровне.
Территориальными органами МВД России на региональном уровне являются министерства внутренних дел по республикам, главные управления, управления МВД России по иным субъектам Российской Федерации (далее - территориальные органы) (пункт 2).
Подпунктами 51 и 52 пункта 13 указанного Типового положения предусмотрено, что территориальный орган осуществляет, в том числе следующие полномочия:
- осуществляет материально-техническое обеспечение территориального органа, подчиненных органов и организаций; обеспечивает рациональное и эффективное использование бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также имущества, закрепленного за территориальным органом на праве оперативного управления;
- осуществляет функции получателя и распорядителя бюджетных средств (получателя, распорядителя средств федерального бюджета), а также бюджетные полномочия администратора доходов федерального бюджета, главного администратора (администратора) доходов бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов в соответствии с правовым актом главного администратора доходов бюджета о наделении соответствующими полномочиями.
При этом руководитель территориального органа утверждает подчиненным органам и организациям сметы доходов и расходов; распределяет и перераспределяет в пределах своей компетенции бюджетные ассигнования и материально-технические средства между структурными подразделениями территориального органа, подчиненными органами и организациями; осуществляет в пределах своей компетенции управление имуществом, закрепленным за территориальным органом на праве оперативного управления; обеспечивает эффективное использование транспортных, оперативно-технических средств, иных материальных ценностей, а также бюджетных ассигнований федерального бюджета (подпункты 30, 32 пункта 19 Типового положения).
Довод кассационной жалобы о том, что УМВД России по Сахалинской области главным распорядителем бюджетных средств не является, а МВД России, как главный распорядитель и получатель средств федерального бюджета, к участию в деле привлечено не было, основан на неверном толковании норм действующего законодательства, поскольку УМВД России по Сахалинской области осуществляет функции получателя и распорядителя бюджетных средств на основании подпункта 52 пункта 13 Типового положения, пункта 13 Положения об Управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Сахалинской области, утвержденного Приказом МВД России от 28 июля 2017 года N 559.
Кроме этого, сам по себе факт привлечения либо не привлечения указанного лица не свидетельствует о неполноте рассмотрения дела по существу, круг лиц определен судом исходя из предмета и основания заявленных требований. Ходатайство о привлечении МВД России административный ответчик УМВД России по Сахалинской области не заявлял.
Судами двух инстанций дана оценка всем доводам заявителя, вновь изложенным в кассационной жалобе, с учетом обстоятельств дела и применительно к нормам закона, регулирующим спорные правоотношения, результаты оценки отражены в обжалуемых судебных постановлениях.
Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права, по существу направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и повторяют правовую позицию административного ответчика, изложенную им при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, которая была исследована нижестоящими судами и верно отклонена как необоснованная.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 328 КАС РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Александровск-Сахалинского суда Сахалинской области от 17 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 14 марта 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя УМВД России по Сахалинской области С. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу судебного акта.