Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Кассационное определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 24.04.2024 N 88а-4157/2024 (УИД 25RS0003-01-2023-001577-31)
Категория: Споры с органами ФСИН России.
Требования заявителя: О признании незаконными бездействия администрации исправительного учреждения.
Обстоятельства: По результатам проверки прокурором были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, допущенные администрацией исправительного учреждения, и выдано представление. Требования представления прокурора администрацией исправительного учреждения не исполнены.
Решение: Удовлетворено в части.


Кассационное определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 24.04.2024 N 88а-4157/2024 (УИД 25RS0003-01-2023-001577-31)
Категория: Споры с органами ФСИН России.
Требования заявителя: О признании незаконными бездействия администрации исправительного учреждения.
Обстоятельства: По результатам проверки прокурором были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, допущенные администрацией исправительного учреждения, и выдано представление. Требования представления прокурора администрацией исправительного учреждения не исполнены.
Решение: Удовлетворено в части.

ДЕВЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 апреля 2024 г. N 88а-4157/2024
Дело N 2а-2741/2023
Мотивированное кассационное определение изготовлено 13 мая 2024 года.
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кудриной Я.Г.
судей Ровенко П.А., Соколовой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Колония-поселение N 49 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю" на решение Первореченского районного суда города Владивостока Приморского края от 25 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 13 сентября 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Приморского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Приморского края в защиту прав свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению "Колония-поселение N 49 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю", Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю, Федеральной службе исполнения наказаний о признании бездействия незаконным и о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи ФИО8, выслушав объяснения представителя Федерального казенного учреждения "Колония-поселение N 49 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю" ФИО6 и представителя Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю, Федеральной службы исполнения наказаний ФИО7, поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения на кассационную жалобу прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Потаповой Е.Н., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Приморский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Приморского края обратился в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в Первореченский районный суд города Владивостока Приморского края с административным исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению "Колония-поселение N 49 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю" (далее - ФКУ КП-49 ГУФСИН России по Приморскому краю), Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю (далее - ГУФСИН России по Приморскому краю), Федеральной службе исполнения наказаний (далее - ФСИН России), в котором просил:
- признать незаконным бездействие администрации ФКУ КП-49 ГУФСИН России по Приморскому краю и ГУФСИН России по Приморскому краю по неисполнению требований представления прокурора Приморского края об устранении нарушений закона от 31 марта 2022 года N Прдс-17-13-22/4369-20050001, внесенного начальнику ГУФСИН России по Приморскому краю;
- возложить на ФКУ КП-49 ГУФСИН России по Приморскому краю обязанность в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу: обеспечить автоматическое открывание запоров дверей эвакуационных выходов (из помещения штрафного изолятора) по сигналу систем противопожарной защиты здания или дистанционно сотрудником (работником), осуществляющим круглосуточную охрану, для объектов защиты, для которых установлен особый режим содержания помещений (охраны, обеспечения безопасности); обеспечить внесение информации о работах, проводимых со средствами обеспечения пожарной безопасности, а именно с СПС и СОУЭ, в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты; обеспечить содержание наружных открытых лестниц, предназначенных для эвакуации людей из зданий и сооружений при пожаре в исправном состоянии (лестница в столовую); организовать проведение эксплуатационных испытаний наружной открытой лестницы, предназначенной для эвакуации людей из здания при пожаре с составлением соответствующего протокола испытаний и внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты (лестница в столовую); разработать декларацию пожарной безопасности; провести работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности, обеспечивающие исправное состояние указанных средств, а именно привести в работоспособное состояние бесперебойный блок питания в помещениях комнат длительного свидания, обеспечить техническое обслуживание средств обеспечения пожарной безопасности; обеспечить хранение в учреждении документации, подтверждающей пределы огнестойкости, класс пожарной опасности и показатели пожарной опасности примененных строительных конструкций на отделку наружных стен, примененных облицовочных и декоративно-отделочных материалов для потолков и покрытия полов путей эвакуации, а также зальных помещений; обеспечить передачу системой пожарной сигнализации сигналов о пожаре на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта; обеспечить наличие второго эвакуационного выхода из помещения столовой; обеспечить в достаточном количестве пожарный объем воды в размере не менее 40 куб. м;
- возложить на ГУФСИН России по Приморскому краю и ФСИН России обязанность обеспечить целевое финансирование в случае недостаточности у ФКУ КП-49 ГУФСИН России по Приморскому краю бюджетных средств для выполнения возложенных решением суда обязанностей в течение 12 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Решением Первореченского районного суда города Владивостока Приморского края от 25 мая 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 13 сентября 2023 года, административные исковые требования специализированного прокурора удовлетворены частично. Признано незаконным бездействие ФКУ КП-49 ГУФСИН России по Приморскому краю и ГУФСИН России по Приморскому краю по неисполнению требований представления от 31 марта 2022 года N Прдс-17-13-22/4369-20050001, вынесенного прокурором Приморского края начальнику ГУФСИН России по Приморскому краю в части:
- необеспечения автоматического открывания запоров дверей эвакуационных выходов (из помещения штрафного изолятора) по сигналу систем противопожарной защиты здания или дистанционно сотрудником (работником), осуществляющим круглосуточную охрану, для объектов защиты, для которых установлен особый режим содержания помещений (охраны, обеспечения безопасности);
- неразработки декларации пожарной безопасности;
- необеспечения передачи системой пожарной сигнализации сигналов о пожаре на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта;
- необеспечения наличия второго эвакуационного выхода из помещения столовой;
- необеспечении в достаточном количестве пожарного объема воды в размере не менее 40 куб. м в ФКУ КП-49 ГУФСИН России по Приморскому краю.
На ФКУ КП-49 ГУФСИН России по Приморскому краю возложена обязанность в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:
- обеспечить автоматическое открывание запоров дверей эвакуационных выходов (из помещения штрафного изолятора) по сигналу систем противопожарной защиты здания или дистанционно сотрудником (работником), осуществляющим круглосуточную охрану, для объектов защиты, для которых установлен особый режим содержания помещений (охраны, обеспечения безопасности);
- разработать декларацию пожарной безопасности;
- обеспечить передачу системой пожарной сигнализации сигналов о пожаре на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта;
- обеспечить наличие второго эвакуационного выхода из помещения столовой;
- обеспечить в достаточном количестве пожарный объем воды в размере не менее 40 куб. м.
На ГУФСИН России по Приморскому краю и ФСИН России возложена обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить выделение бюджетных ассигнований для выполнения ФКУ КП-49 ГУФСИН России по Приморскому краю возложенных обязанностей при недостаточности у него собственных бюджетных средств. В остальной части административные исковые требования оставлены без удовлетворения.
27 марта 2024 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ФКУ КП-49 ГУФСИН России по Приморскому краю, поданная через Первореченский районный суд города Владивостока Приморского края 13 марта 2024 года, в которой ставится вопрос об отмене решения и апелляционного определения в связи с несоответствием выводов судов обстоятельствам дела, допущенными судами нарушениями при применении норм материального и процессуального права. По существу в кассационной жалобе приводятся доводы о незаконности судебных актов в части возложения на ФКУ КП-49 ГУФСИН России по Приморскому краю обязанностей по обеспечению автоматического открывания запоров дверей эвакуационных выходов (из помещения штрафного изолятора) по сигналу систем противопожарной защиты здания или дистанционно сотрудником (работником), осуществляющим круглосуточную охрану, для объектов защиты, для которых установлен особый режим содержания помещений (охраны, обеспечения безопасности), а также по обеспечению наличия второго эвакуационного выхода из помещения столовой в связи с тем, что только главный распорядитель бюджетных средств - ФСИН России имеет право распределять средства федерального бюджета на материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, на капитальный ремонт и реконструкцию объектов недвижимости уголовно-исполнительной системы, тогда как судебное решение фактически понуждает ФСИН России к выделению соответствующего финансирования, чем, по мнению ФКУ КП-49 ГУФСИН России по Приморскому краю, нарушаются требования действующего бюджетного законодательства.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 5 апреля 2024 года данная кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Первореченского районного суда города Владивостока Приморского края от 25 мая 2023 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 13 сентября 2023 года судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Исходя из содержания статей 21, 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 17 января 1992 года N 2202-1), при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 1 и 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) установлено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Статьями 9, 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (далее - Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1) предусмотрено, что учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, обеспечивать охрану их здоровья, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы; финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством Российской Федерации.
Из содержания подпунктов 6, 8 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314 (далее - Положение), следует, что задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов; управление территориальными органами ФСИН России и непосредственно подчиненными учреждениями и организациями.
ФСИН России осуществляет полномочия, в том числе по разработке и реализацию мер по обеспечению пожарной безопасности, предупреждению и тушению пожаров на объектах учреждений, организаций и органов уголовно-исполнительной системы (подпункт 2 пункта 7 Положения).
ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы (пункт 5 Положения).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ) пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных настоящим Федеральным законом, а также при выполнении требований пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, указанных в пункте 1 части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона, к числу которых отнесены национальные стандарты, своды правил, а также иные содержащие требования пожарной безопасности документы, которые включены в перечень документов по стандартизации и в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ.
Статьей 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ) предусмотрено, что руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
В силу положений статьи 32 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания.
Согласно пункту 3 статьи 22 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона со стороны поднадзорных органов и должностных лиц вправе внести им представление об устранении нарушений закона.
Пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 предусмотрено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Из правовых позиций, изложенных Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 24 февраля 2005 года N 84-О, следует, что само по себе представление прокурора силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 органы и должностные лица устранить допущенные нарушения, прежде всего, в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов настоящего административного дела, в ходе проверки, проведенной 20 февраля 2023 года Приморской прокуратурой по надзору за соблюдением в исправительных учреждениях Приморского края совместно с ОНДиПР по городу Владивостоку УНДиПР ГУ МЧС России по Приморскому краю, выявлены нарушения требований пожарной безопасности, допущенные администрацией ФКУ КП-49 ГУФСИН России.
Так, согласно акту проверки от 21 февраля 2023 года:
- в нарушение пункта 26 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 (далее - Правила противопожарного режима), в ФКУ КП-49 ГУФСИН России для объектов, для которых установлен особый режим содержания помещений (охраны, обеспечения безопасности), не обеспечивается автоматическое открывание запоров дверей эвакуационных выходов (из помещения штрафного изолятора) по сигналу систем противопожарной защиты здания или дистанционно сотрудником (работником), осуществляющим круглосуточную охрану;
- в нарушение пункта 54 Правил противопожарного режима информация о работах, проводимых со средствами обеспечения пожарной безопасности, а именно с СПС и СОУЭ, не вносится в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты;
- в нарушение подпункта "а" пункта 17 Правил противопожарного режима не обеспечено содержание наружных открытых лестниц, предназначенных для эвакуации людей из зданий и сооружений при пожаре в исправном состоянии (лестница в столовую);
- в нарушение подпункта "б" пункта 17 Правил противопожарного режима не организовано не реже одного раза в пять лет проведение эксплуатационных испытаний наружной открытой лестницы, предназначенной для эвакуации людей из здания при пожаре с составлением соответствующего протокола испытаний и внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты (лестница в столовую);
- в нарушение требований статьи 64 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ не предоставлена декларация пожарной безопасности;
- в нарушение пункта 54 Правил противопожарного режима не организованы работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности, обеспечивающие исправное состояние указанных средств (АУПС и СОУЭ находятся в неисправном состоянии по причине выхода из строя блока бесперебойного питания в помещениях комнат длительного свидания), последнее техническое обслуживание средств обеспечения пожарной безопасности проводилось 10 июня 2022 года;
- в нарушение пункта 25 Правил противопожарного режима в учреждении не хранится документация, подтверждающая пределы огнестойкости, класс пожарной опасности и показатели пожарной опасности примененных строительных конструкций на отделку наружных стен, примененных облицовочных и декоративно-отделочных материалов для потолков и покрытия полов путей эвакуации, а также зальных помещений;
- в нарушение статьи 83 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ система пожарной сигнализации не обеспечивает передачу сигналов о пожаре на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта;
- в нарушение требований статей 4, 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ, пункта 4.2.10 СП 1.13130.2020 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденного приказом МЧС России от 19 марта 2020 года N 194 (далее - СП 1.13130.2020), из помещения столовой имеется только один эвакуационный выход (после 1 января 2024 года требования об организации не менее двух эвакуационных выходов для зданий площадью более 300 кв. м и одновременным пребыванием более 20 человек содержатся в пункте 4.2.9 СП 1.13130.2020);
- в нарушение требований статей 4, 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ, пунктов 9.1, 9.2, 9.3 СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности", утвержденных приказом МЧС России от 30 марта 2020 года N 225 (далее - СП 8.13130), не обеспечен в достаточном количестве пожарный объем воды в размере не менее 40 куб. м.
Ранее прокурором Приморского края в связи с выявлением аналогичных нарушений начальнику ГУФСИН России по Приморскому краю 31 марта 2022 года уже вносилось представление N Прдс-17-13-22/4369-20050001 об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которого письмом начальника ГУФСИН России по Приморскому краю от 29 апреля 2022 года N 25/ТО/14-8669 прокурору края сообщалось о принятых мерах по их устранению. В числе прочего в данном ответе указывалось, что для обеспечения столовой вторым эвакуационным выходом в срок до 10 декабря 2022 года будет проведен расчет требуемых денежных средств, после чего будет принято решение о финансировании необходимых ремонтных работ в 2023 году отделом капитального строительства ГУФСИН России по Приморскому краю; кроме того, в ответе содержалась информация о выполнении требований пункта 26 Правил противопожарного режима в части обеспечения автоматического открывания запоров дверей эвакуационных выходов (из помещения штрафного изолятора) по сигналу систем противопожарной защиты здания или дистанционно сотрудником (работником), осуществляющим круглосуточную охрану, на объектах защиты, где установлен особый режим содержания помещений (л.д. 23-38).
Частично удовлетворяя требования административного искового заявления Приморского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Приморского края, Первореченский районный суд города Владивостока Приморского края, с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда, проанализировав положения Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ, Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ, Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1, Положения о ФСИН России, Правил противопожарного режима, СП 1.13130.2020, СП 8.13130, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, указал в решении, что со стороны администрации ФКУ КП-49 ГУФСИН России по Приморскому краю и ГУФСИН России по Приморскому краю было допущено незаконное длительное бездействие по неисполнению требований представления прокурора Приморского края об устранении нарушений закона от 31 марта 2022 года N Прдс-17-13-22/4369-20050001 в следующей части:
- необеспечения автоматического открывания запоров дверей эвакуационных выходов (из помещения штрафного изолятора) по сигналу систем противопожарной защиты здания или дистанционно сотрудником (работником), осуществляющим круглосуточную охрану, для объектов защиты, для которых установлен особый режим содержания помещений (охраны, обеспечения безопасности);
- неразработки декларации пожарной безопасности;
- необеспечения передачи системой пожарной сигнализации сигналов о пожаре на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта;
- необеспечения наличия второго эвакуационного выхода из помещения столовой;
- необеспечении в достаточном количестве пожарного объема воды в размере не менее 40 куб. м в ФКУ КП-49 ГУФСИН России по Приморскому краю.
Учитывая положения пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, суд первой инстанции возложил на ФКУ КП-49 ГУФСИН России по Приморскому краю обязанность в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить соблюдение указанных выше требований пожарной безопасности, а на ГУФСИН России по Приморскому краю и ФСИН России - обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить выделение бюджетных ассигнований для выполнения ФКУ КП-49 ГУФСИН России по Приморскому краю возложенных на него обязанностей при недостаточности собственных денежных средств.
Оснований не согласиться с соответствующими выводами судов нижестоящих инстанций у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к таким выводам, подробно со ссылками на установленные по делу обстоятельства и нормы материального права изложены в обжалуемых судебных актах.
Ссылки в кассационной жалобе на то, что ФСИН России и ГУФСИН России по Приморскому краю не имеют возможности организовать финансирование указанных судом мероприятий по исполнению требований пожарной безопасности, что возложение такой обязанности решением суда является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность федерального органа государственной власти и его структурного подразделения не основаны на положениях действующего законодательства.
Согласно статье 11 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 имущество уголовно-исполнительной системы находится в федеральной собственности и используется для осуществления поставленных перед уголовно-исполнительной системой задач.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Пункт 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества (пункт 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств; формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания.
Из содержания пункта 2 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что распорядитель бюджетных средств осуществляет: планирование соответствующих расходов бюджета; распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и (или) получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; вносит предложения главному распорядителю бюджетных средств, в ведении которого находится, по формированию и изменению бюджетной росписи; обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных Бюджетным кодексом Российской Федерации, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении; в случае и порядке, установленных соответствующим главным распорядителем бюджетных средств, осуществляет отдельные бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится.
Следовательно, вывод судов нижестоящих инстанций о том, что ФСИН России (как главный распорядитель бюджетных средств) и ГУФСИН России по Приморскому краю (как распорядитель бюджетных средств) должны обеспечить выделение финансирования для выполнения ФКУ КП-49 ГУФСИН России по Приморскому краю возложенных на него обязанностей при недостаточности собственных денежных средств, судебной коллегией суда кассационной инстанции признается верным.
Допущенное административными ответчиками незаконное бездействие, как уже указывалось выше, подтверждается содержанием ответа начальника ГУФСИН России по Приморскому краю от 29 апреля 2022 года N 25/ТО/14-8669 на представление прокурора Приморского края от 31 марта 2022 года N Прдс-17-13-22/4369-20050001.
Иные доводы кассационной жалобы не опровергают верных выводов судов первой и апелляционной инстанций, положенных в основу решения и апелляционного определения, по существу они направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств дела, а также основаны на неверном толковании норм материального права.
Таким образом, судебная коллегия суда кассационной инстанции считает, что суды верно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, дали им надлежащую правовую оценку, правильно применили нормы материального и процессуального права, постановив законные и обоснованные решение и апелляционное определение. Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по делу также не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Первореченского районного суда города Владивостока Приморского края от 25 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 13 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Колония-поселение N 49 Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю" - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.