Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Кассационное определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 17.01.2024 N 88а-497/2024 (УИД 27RS0002-01-2021-002873-91)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании незаконным решения, возложении обязанности.
Обстоятельства: Истица проходит службу в федеральном казенном учреждении (следственном изоляторе). Собственником жилого помещения, в котором истица проживает с семьей, является ее мама. Ранее единовременная социальная выплата (единовременная субсидия) истице и членам ее семьи для приобретения или строительства жилого помещения не предоставлялась. Комиссия по рассмотрению вопросов о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья отказала истице в постановке на учет для ее получения.
Решение: Отказано.
Кассационное определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 17.01.2024 N 88а-497/2024 (УИД 27RS0002-01-2021-002873-91)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании незаконным решения, возложении обязанности.
Обстоятельства: Истица проходит службу в федеральном казенном учреждении (следственном изоляторе). Собственником жилого помещения, в котором истица проживает с семьей, является ее мама. Ранее единовременная социальная выплата (единовременная субсидия) истице и членам ее семьи для приобретения или строительства жилого помещения не предоставлялась. Комиссия по рассмотрению вопросов о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья отказала истице в постановке на учет для ее получения.
Решение: Отказано.
ДЕВЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 января 2024 г. N 88а-497/2024
Дело N 2а-1305/2022
Мотивированное кассационное определение изготовлено 29.01.2024.
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Туктамышевой О.В., Соколовой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя С.Н.ВА. - З. на решение Кировского районного суда города Хабаровска от 29 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 17 мая 2023 года, принятые по административному делу N 2а-1305/2022, по административному иску С.Н.ВА. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю, комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю и подведомственных учреждений и органах, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю о признании незаконным решения, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
С.Н.ВА. обратилась в Кировский районный суд города Хабаровска с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю (далее - УФСИН России по Хабаровскому краю), в котором просила признать незаконным решение комиссии об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья; возложить обязанность на УФСИН России по Хабаровскому краю поставить ее на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В обоснование требований административный истец указала, что проходит службу в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю. По состоянию на 2020 год выслуга лет составляла в календарном исчислении - 11 лет 10 месяцев 22 дня; в льготном исчислении - 19 лет 3 месяца. На сегодняшний день продолжает службу в том же учреждении по контракту от 27.11.2017 г., проживает по адресу: <адрес> вместе с членами семьи: мужем - ФИО7, мамой - ФИО6, сыном - ФИО2. Собственником данного жилого помещения является ее мама - ФИО6,. Ранее единовременная социальная выплата (единовременная субсидия) ей и ее членам семьи для приобретения и (или) строительства жилого помещения не предоставлялась.
ДД.ММ.ГГГГ комиссия по рассмотрению вопросов о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья отказала ей в постановке на учет для ее получения. ДД.ММ.ГГГГ она в адрес ответчика направила новый пакет документов для рассмотрения вопроса о предоставлении ЕСВ, который был получен ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ комиссия по рассмотрению вопросов о предоставлении единовременной социальной выплаты вновь отказала в постановке на учет для получения. С протоколом комиссии УФСИН по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N С.Н.ВА. не согласна, в адрес ответчика направила все необходимые документы, в том числе послужной список ФИО3, копии выписок из ЕГРН на всех членов семьи.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: ФИО7, комиссия в составе 13 человек: ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20
Решением Кировского районного суда города Хабаровска от 29 декабря 2022 года, с учетом определения от 13 февраля 2023 года Кировского районного суда города Хабаровска об исправлении описки, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 17 мая 2023 года, административные исковые требования С.Н.ВБ. оставлены без удовлетворения.
29 ноября 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба С.Н.ВБ., поданная через Кировский районный суд города Хабаровска 21 ноября 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных постановлений и принятии нового решения об удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе заявитель ссылается на то, что она и ФИО7 зарегистрировали свой брак официально, проживают совместно, доказательств их раздельного проживания в материалах дела не имеется. Ни ее супруг, ни она сама, в том числе иные члены ее семьи не имеют и не имели жилые помещения на праве собственности, умышленно не ухудшали свои жилищные условия за последние 5 лет. Полагает, что оснований для отказа в принятии решения о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства не имелось.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 13 декабря 2023 года кассационная жалоба Управления Министерства внутренних дел России по Амурской области передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с
частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, с учетом требований
части 2 статьи 329 КАС РФ судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с
частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не установлено.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ установлено, что гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, урегулированы Федеральным
законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (
часть 1 статьи 1 данного Закона; далее - Федеральный
закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Как следует из материалов административного дела и установлено судами С.Н.ВА. проходит службу в должности младший инспектор 2 категории дежурной службы ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Выслуга лет по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет в календарном исчислении 14 лет 02 месяца 01 день, в льготном исчислении 21 год 01 месяц 17 дней.
С.Н.ВА. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УФСИН России по Хабаровскому краю и подведомственных учреждений, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, с заявлением для приобретения или строительства жилого помещения на состав семьи 3 человека: заявитель, супруг - ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; сын - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Согласно выписке из протокола N заседания указанной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, так как не соблюдены условия для получения единовременной социальной выплаты, предусмотренные
ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 N 283-ФЗ (заявитель является членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв. м), а также а также в связи с ухудшением ее супругом жилищных условий в 2019 году и в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных
п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года N 369.
При этом из указанной выписки следует, что административным истцом в комиссию не предоставлены документы: копия послужного списка сотрудника, свидетельство о рождении заявителя, документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника жилого помещения (не предоставлены выписки из БТИ со всех регионов, в которых проживал заявитель). Супруг заявителя не подлежит включению в состав семьи заявителя с учетом которого предоставляется единовременная социальная выплата, так как не подтверждено совместное проживание. Выписавшись из жилого помещения по адресу ЕАО, <адрес>, супругом заявителя ДД.ММ.ГГГГ ухудшены жилищные условия, после чего он может быть принят на соответствующий учет не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных действий в соответствии с
ч. 8 ст. 4 Федерального закона N 283-ФЗ.
Также указано на то, что заявление не соответствует образцу (приложение 1 к Порядку формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденного приказом ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ N), в заявлении отсутствуют подписи членов семьи.
Установлено, что заявитель состоит в браке (копия свидетельства представлена). Ранее заявитель состояла в браке с ФИО22 (представлена справка о заключении брака, свидетельство о расторжении брака не представлено). Заявитель с ДД.ММ.ГГГГ, ее сын с ДД.ММ.ГГГГ имеют постоянную регистрацию по адресу: <адрес>. По данному адресу представлены копия финансово-лицевого счета, выписка из домовой книги, копия поквартирной карточки, справка, копия свидетельства о государственной регистрации права, согласно которым в данном жилом помещении общей площадью 59,2 кв. м, зарегистрированы 3 человека. Собственником указанного жилого помещения является мать заявителя С.С. Заявитель и ее сын зарегистрированы в указанном жилом помещении как дочь и внук соответственно.
Супруг заявителя с ДД.ММ.ГГГГ имеет временную регистрацию (представлена незаверенная копия свидетельства о регистрации) по адресу: <адрес>-2, <адрес>. По данному адресу представлена выписка из поквартирной карточки, в которой не указана общая площадь жилого помещения, данные о собственниках (нанимателях) жилого помещения, не представлена копия финансово-лицевого счета. Ранее с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ супруг заявителя имел постоянную регистрацию по адресу: ЕАО, <адрес> данному адресу представлены выписка из похозяйственной книги, справка, согласно которым указанное жилое помещение общей площадью 58,6 кв. м, является муниципальной собственностью, было предоставлено супругу заявителя. В указанном жилом помещении общей площадью 58,6 кв. м, были зарегистрированы 3 человека.
Выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с места жительства супруга сотрудника либо заменяющие их документы в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ заявителем не представлены.
Представлены справка КГБУ "Хабаровсккрайкадастр" об отсутствии сведений о правах заявителя и его супруги на объекты недвижимости, зарегистрированных до введения в действие Федерального
закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ, на территории Хабаровского края, и уведомления и ЕГРП об отсутствии в ЕГРН зарегистрированных прав на недвижимое имущество заявителя и его супруги на территории РФ.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований административного истца, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции исходил из того, что решение комиссии по рассмотрению вопросов представления сотрудникам УФСИН России по Хабаровскому краю и подведомственных учреждений, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, об отказе С.Н.ВА. в постановке на учет для получения данной выплаты, является обоснованным и законным, не противоречит требованиям законодательства и другим правовым актам, прав и законных интересов административного истца не нарушает.
Оснований не согласиться с выводами нижестоящих судов у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального права изложены в оспариваемом судебном акте.
В соответствии с
частью 1 статьи 4 указанного Закона сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в
ч. 3 ст. 4 Федерального закона N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (
п. 1 ч. 3 ст. 4 Федерального закона N 283-ФЗ), является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (
п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона N 283-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 утверждены
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
Пунктом 5 названных Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются документы, перечисленные в
пункте 5 Правил, в том числе выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с места жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы (в случаях, если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения (подпункт "з" пункта 5).
В силу приведенного выше правового регулирования определение нуждаемости сотрудника и членов его семьи в жилом помещении и, как следствие, признание за таким сотрудником права на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляются на основании представленных сотрудником документов, перечисленных в
пункте 5 Правил.
Проанализировав указанное действующее законодательство, установив, что административным истцом в комиссию вместе с заявлением не представлены все необходимые документы, а также доказательства подтверждающие факт проживания П. по месту регистрации и проживания С.Н.ВА., учитывая положения
части 8 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ, суды пришли к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований, поскольку оспариваемое решение комиссии по рассмотрению вопросов представления сотрудникам УФСИН России по Хабаровскому краю и подведомственных учреждений, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения вынесено обоснованно и законно, не противоречит требованиям законодательства и другим правовым актам, прав и законных интересов административного истца не нарушает.
По мнению судебной коллегии суда кассационной инстанции, данные выводы нижестоящих судов являются верными, подробно мотивированы со ссылками на установленные обстоятельства, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии с требованиями
статей 62 и
84 КАС РФ, а также на правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию заявителя в суде первой и апелляционной инстанций, в оспариваемых судебных актах указанным доводам дана правильная правовая оценка в соответствии со
статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями
частей 2 и
3 статьи 329, а также применительно к
статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, указанных в
статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Оснований для отмены или изменения судебных актов, предусмотренных
частью 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, также не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь
статьями 328,
329 и
330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского районного суда города Хабаровска от 29 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 17 мая 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя С.Н.ВА. - З. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу судебного акта суда первой инстанции.