Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Кассационное определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 26.05.2021 N 88а-3085/2021
Категория: Споры с МЧС России.
Требования заявителя: О признании недействительным предписания надзорного органа об устранении нарушений.
Обстоятельства: Истцу выдано предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара, которое он считает незаконным.
Решение: Удовлетворено.


Кассационное определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 26.05.2021 N 88а-3085/2021
Категория: Споры с МЧС России.
Требования заявителя: О признании недействительным предписания надзорного органа об устранении нарушений.
Обстоятельства: Истцу выдано предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара, которое он считает незаконным.
Решение: Удовлетворено.

ДЕВЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 мая 2021 г. N 88а-3085/2021
Дело N 2а-2757/2020,
Мотивированное кассационное определение изготовлено 9 июня 2021 года.
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Ровенко П.А., Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Товарищества собственников недвижимости "Трио" на решение Индустриального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 30 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 20 ноября 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Товарищества собственников недвижимости "Трио" к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю, Управлению надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю, старшему инспектору Отдела надзорной деятельности по Индустриальному району города Хабаровска Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю К. о признании незаконным в части предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Индустриального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 30 июля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 20 ноября 2020 года, Товариществу собственников недвижимости "Трио" (далее - ТСН "Трио") отказано в удовлетворении административных исковых требований к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю (далее - ГУ МЧС России по Хабаровскому краю), Управлению надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Хабаровскому краю (далее - УНД и ПР ГУ МЧС России по Хабаровскому краю), старшему инспектору Отдела надзорной деятельности по Индустриальному району города Хабаровска УНД и ПР ГУ МЧС России по Хабаровскому краю К. о признании незаконным и отмене пункта 44 предписания от 12 февраля 2020 года N об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара, которым на административного истца возложена обязанность в срок до 28 октября 2020 года устранить нарушения подпункта "б" пункта 36 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390 (далее - Правила противопожарного режима): убрать не предусмотренные по проекту почтовые ящики, размещенные на путях эвакуации в жилых домах N 8-В (в подъездах 1, 2, 3, 4, 5, 6), 8-Г (в подъездах 1, 2, 3, 4, 5), 8-Д (в подъездах 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7) по улице Вахова в городе Хабаровске.
9 марта 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ТСН "Трио", поданная 20 февраля 2021 года через Индустриальный районный суд города Хабаровска Хабаровского края, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения в связи с допущенными судами нарушениями норм материального права, а также о направлении дела на новое рассмотрение либо о принятии по делу нового решения об удовлетворении административных исковых требований.
Участвующие в деле лица, извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьей 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
По мнению судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, судами первой и апелляционной инстанций были допущены такого рода нарушения.
Согласно части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ для признания незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие такого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; наличие нарушения прав и законных интересов заявителя, поскольку административное исковое заявление об оспаривании незаконных решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца с указанием на способ устранения допущенных нарушений.
В силу положений статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ) требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности (статья 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ).
В статье 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ установлены обязанности организаций в области пожарной безопасности, к числу которых относится обязанность соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ), который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Часть 2 статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ предусматривает, что к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ), федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ (часть 3 статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ).
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ, подпунктом "е" пункта 9 Положения о Федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 года N 290, государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации, территориальных, объектовых, специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору в рамках своей компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности (кроме реализуемой продукции), о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах надзора и по предотвращению угрозы возникновения пожара.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов настоящего административного дела, по результатам внеплановой проверки, проведенной в отношении ТСН "Трио" в период с 27 января 2020 года по 12 февраля 2020 года на основании распоряжения главного государственного инспектора Индустриального района по пожарному надзору Щ. от 9 января 2020 года N 2, старшим инспектором Отдела надзорной деятельности по Индустриальному району города Хабаровска УНД и ПР ГУ МЧС России по Хабаровскому краю К. 12 февраля 2020 года административному истцу выдано предписание N об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара (далее - Предписание от 12 февраля 2020 года N).
Согласно пункту 44 Предписания от 12 февраля 2020 года N в нарушение подпункта "б" пункта 36 Правил противопожарного режима в жилых домах N 8-В (в подъездах 1, 2, 3, 4, 5, 6), 8-Г (в подъездах 1, 2, 3, 4, 5), 8-Д (в подъездах 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7) по улице Вахова в городе Хабаровске на путях эвакуации установлены почтовые ящики, не предусмотренные по проекту, в связи с чем ТСН "Трио" был установлен срок до 28 октября 2020 года для устранения выявленных нарушений.
В силу положений подпункта "б" пункта 36 Правил противопожарного режима, которые действовали до 1 января 2021 года, при эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается размещать (устанавливать) на путях эвакуации и эвакуационных выходах (в том числе в проходах, коридорах, тамбурах, на галереях, в лифтовых холлах, на лестничных площадках, маршах лестниц, в дверных проемах, эвакуационных люках) различные материалы, изделия, оборудование, производственные отходы, мусор и другие предметы, а также блокировать двери эвакуационных выходов.
Отказывая в удовлетворении заявленных административных исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, указал в решении, что обжалуемое в части предписание выдано уполномоченным должностным лицом органа государственного пожарного надзора, содержит существо допущенного нарушения требований пожарной безопасности, ссылку на положения законодательства, требования которого нарушены, а также устанавливает конкретные сроки устранения допущенного нарушения.
Приходя к выводу о недопустимости размещения абонентских почтовых ящиков в подъездах многоквартирных жилых домов на путях эвакуации, нижестоящие суды также сослались на положения пункта 6.32* СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений", принятых Постановлением Министерства строительства Российской Федерации от 13 февраля 1997 года N 18-7, и пункта 4.4.4 "СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденного Приказом МЧС России от 25 марта 2009 года N 171 (далее - СП 1.13130.2009), которые предусматривали, что в лестничных клетках не допускается размещать трубопроводы с горючими газами и жидкостями, встроенные шкафы, кроме шкафов для коммуникаций и пожарных кранов, открыто проложенные электрические кабели и провода (за исключением электропроводки для слаботочных устройств) для освещения коридоров и лестничных клеток, предусматривать выходы из грузовых лифтов и грузовых подъемников, а также размещать оборудование, выступающее из плоскости стен на высоте до 2,2 м от поверхности проступей и площадок лестниц.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что абонентские почтовые ящики являются тем оборудованием, которое может размещаться на лестничных клетках многоквартирных жилых домов на высоте от 2,2 м и выше от поверхности проступей и площадок лестниц.
Между тем указанные выводы судов основаны на неправильном применении норм материального права.
Исходя из положений пункта 3 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации к общему имуществу в многоквартирном доме, которое принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности, помимо крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций данного дома, механического, электрического, санитарно-технического оборудования относится и другое оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
К такому оборудованию, в соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее - Федерального закона от 17 июля 1999 года N 176-ФЗ), подраздела 3.15 "Рекомендации по содержанию и ремонту иных объектов общего имущества в многоквартирном доме" Положения о разработке, передаче, пользовании и хранении Инструкции по эксплуатации многоквартирного дома, утвержденного Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 1 июня 2007 N 45, относятся абонентские почтовые шкафы, размещенные вне границ квартир и в общем доступе, предназначенные для получения адресатами, проживающими в многоквартирных жилых домах, почтовых отправлений.
В свою очередь, статья 31 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 176-ФЗ прямо предусматривает, что абонентские почтовые шкафы устанавливаются строительными организациями на первых этажах многоэтажных жилых домов; расходы на приобретение и установку абонентских почтовых шкафов включаются в смету строительства этих домов; обслуживание, ремонт и замена абонентских почтовых шкафов возлагаются на собственников жилых домов или жилищно-эксплуатационные организации, которые обеспечивают сохранность жилых домов и надлежащее их использование, и осуществляются за счет собственников жилых домов.
Таким образом, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что требования подпункта "б" пункта 36 Правил противопожарного режима, на который имеется ссылка в пункте 44 Предписания от 12 февраля 2020 года N 2/1/1 о том, что на путях эвакуации и эвакуационных выходах (в том числе в проходах, коридорах, тамбурах, на галереях, в лифтовых холлах, на лестничных площадках, маршах лестниц, в дверных проемах, эвакуационных люках) запрещается размещать (устанавливать) различные материалы, изделия, оборудование, производственные отходы, мусор и другие предметы, не могут распространять свое действие на абонентские почтовые шкафы, которые относятся к общему имуществу многоквартирного жилого дома.
Каких-либо указаний на то, что размещение абонентских почтовых шкафов в подъездах жилых домов N 8-В, 8-Г, 8-Д по улице Вахова в городе Хабаровске привело к сужению путей эвакуации менее допустимых пределов, которые устанавливались СП 1.13130.2009, Предписание от 12 февраля 2020 года N в пункте 44 не содержит.
Также необходимо отметить, что обжалуемый пункт предписания не имеет каких-либо иных ссылок на нормативные правовые акты в сфере пожарной безопасности помимо подпункта "б" пункта 36 Правил противопожарного режима.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 61 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", суды не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия. Например, при недоказанности обстоятельств, указанных в оспариваемом решении и послуживших основанием для его принятия, суд не вправе отказать в признании такого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения.
Из содержания пункта 5 части 1 статьи 329 КАС РФ следует, что суд кассационной инстанции по результатам рассмотрения кассационной жалобы вправе отменить либо изменить судебный акт суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новый судебный акт, не передавая административное дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции и апелляционное определение подлежат отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении административного искового заявления. С учетом положений пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, указание в резолютивной части кассационного определения на признание незаконным пункта 44 Предписания от 12 февраля 2020 года N будет являться достаточным для устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца, поскольку оно исключит дальнейшее применение соответствующего пункта обжалованного предписания.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Индустриального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 30 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 20 ноября 2020 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым признать незаконным пункт 44 предписания старшего инспектора Отдела надзорной деятельности по Индустриальному району города Хабаровска Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю К. от 12 февраля 2020 года N об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев.