Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Кассационное определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 04.09.2024 N 88а-8445/2024 (УИД 27RS0001-01-2023-003864-16)
Категория спора: Причинение вреда окружающей среде.
Требования: О признании незаконным предписания в части.
Обстоятельства: Заявитель полагает, что приведенный в предписании расчет средств пожаротушения является необоснованным и завышенным.
Решение: Отказано.

Кассационное определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 04.09.2024 N 88а-8445/2024 (УИД 27RS0001-01-2023-003864-16)
Категория спора: Причинение вреда окружающей среде.
Требования: О признании незаконным предписания в части.
Обстоятельства: Заявитель полагает, что приведенный в предписании расчет средств пожаротушения является необоснованным и завышенным.
Решение: Отказано.


Содержание

Разрешая настоящее административное дело, суды исходили из того, что обеспеченность ФГБУ "Заповедное Приамурье" средствами предупреждения и тушения лесных пожаров не соответствует утвержденным приказом Минприроды России от 28 марта 2014 года N 161 нормативам обеспеченности и нормам наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов согласно приложениям 2 и 3 к приказу, противопожарное обустройство лесов не соответствует нормативам, утвержденным приказом Рослесхоза от 27 апреля 2012 года N 174, поэтому пришли к выводу о законности выданного ФГБУ "Заповедное Приамурье" предписания об устранении выявленных нарушений, перечисленных в пунктах 1, 2 3, указав, что отсутствие достаточного финансирования не может являться основанием для освобождения учреждения от исполнения установленных законом требований

ДЕВЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 сентября 2024 г. N 88а-8445/2024
Дело N 2а-4269/2023
Кассационное определение изготовлено в окончательной форме 13 сентября 2024 года.
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиганшина И.К.,
судей Королевой Е.В., Соколовой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного истца Федерального государственного бюджетного учреждения "Объединенная дирекция государственных природных заповедников и национальных парков Хабаровского края" Н. на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 13 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 31 мая 2024 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения "Объединенная дирекция государственных природных заповедников и национальных парков Хабаровского края" к Приамурскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, старшему государственному инспектору Российской Федерации в области охраны окружающей среды М. о признании незаконным предписания в части.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Объединенная дирекция государственных природных заповедников и национальных парков Хабаровского края" (далее - ФГБУ "Заповедное Приамурье") обратилось в суд с административным исковым заявлением к Приамурскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Приамурское МУ Росприроднадзора), старшему государственному инспектору Российской Федерации в области охраны окружающей среды М. о признании незаконными и отмене пунктов 1, 2, 3 предписания об устранении выявленных нарушений от 14 апреля 2023 года N 04-04/03-2023.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что с 3 по 14 апреля 2023 года Приамурским МУ Росприроднадзора в отношении ФГБУ "Заповедное Приамурье" проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды М. 14 апреля 2023 года вынесено предписание N 04-04/03-2023 об устранении выявленных нарушений. Поданная 26 апреля 2023 года в Росприроднадзор жалоба на указанное предписание оставлена без удовлетворения.
Административный истец считает пункты 1 - 3 предписания незаконными. Учреждению вменяется несоблюдение норм и нормативов наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров, утвержденных приказом Минприроды России от 28 марта 2014 года N 161, между тем исполнение данного требования невозможно, поскольку ФГБУ "Заповедное Приамурье" является бюджетным учреждением и не наделено функциями главного распорядителя бюджетных средств, в 2021-2023 годах финансовые средства на данные цели, несмотря на направленные запросы, учреждению не выделялись. Полагает, что приведенный в предписании расчет средств пожаротушения является необоснованным и завышенным. Административные ответчики руководствуются приказом Минприроды России от 28 марта 2014 года N 161 "Об утверждении видов средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативов обеспеченного данными средствами лиц, использующих леса, норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов", который не применим в отношении особо охраняемых природных территорий. В данном случае необходимо руководствоваться приказом Минприроды России от 29 декабря 2022 года N 934 "Об организации охраны лесов от пожаров в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в ведении Минприроды России". Все возможные и исчерпывающие меры по соблюдению правил пожарной безопасности в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, учреждением принимаются.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 13 октября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 31 мая 2024 года, в удовлетворении административных исковых требований ФГБУ "Заповедное Приамурье" отказано.
2 августа 2024 года представителем ФГБУ "Заповедное Приамурье" Н. подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 14 августа 2024 года, в которой ставится вопрос об отмене вынесенных по делу судебных актов и принятии нового решения об удовлетворении заявленных ФГБУ "Заповедное Приамурье" административных исковых требований.
В кассационной жалобе представитель административного истца поддерживает свою позицию, приведенную в ходе рассмотрения дела, считает, что судами не дана надлежащая оценка доводам учреждения о неисполнимости и незаконности предписания в оспариваемой части.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Как следует из материалов дела, 14 апреля 2023 года старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды М. вынесено предписание N 04-04/03-2023, которым ФГБУ "Заповедное Приамурье" предписано устранить следующие нарушения:
1. требований частей 5, 7 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации, части 4 приложения 2, пунктов 1, 2 приложения 3 приказа Минприроды России от 28 марта 2014 года N 161, что выражается в несоблюдении норм и нормативов наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров, до расчетных нормативов не хватает:
по филиалу Анюйский - 116 шт. мобильных средств пожаротушения, 140 шт. мотопомп, 2240 пог.м. напорных пожарных рукавов, 282 канистры, 670 шт. ранцевых огнетушителей, 136 шт. бензопил, 1400 шт. лопат, 410 шт. топоров, мотыг, 411 шт. ведер железных для воды объемом 10-12 л., 142 шт. электромегафонов, радиостанций, 137 шт. воздуходувок, 94 шт. смачивателей, пенообразователей;
по филиалу Болоньский - 15 шт. мобильных средств пожаротушения, 30 шт. мотопомп, 150 шт. ранцевых огнетушителей, 31 шт. бензопил, 301 шт. лопат, 77 шт. топоров, мотыг, 92 шт. ведер железных для воды объемом 10-12 л., 33 шт. электромегафонов, радиостанций, 30 шт. воздуходувок, 33 шт. стволов торфяных;
по филиалу Шантарский - 72 шт. мобильных средств пожаротушения, 71 шт. мотопомп, 1299 пог.м. напорных пожарных рукавов, 141 шт. канистр, 355 шт. ранцевых огнетушителей, 70 шт. бензопил, 717 шт. лопат, 211 шт. топоров, мотыг, 213 шт. ведер железных для воды объемом 10-12 л., 72 шт. электромегафонов, радиостанций, 71 шт. воздуходувок, 72 шт. смачивателей, пенообразователей;
по филиалу Комсомольский - 12 шт. мобильных средств пожаротушения, 16 шт. мотопомп, 19 шт. торфяных стволов, 39 канистр, 95 шт. ранцевых огнетушителей, 13 шт. бензопил, 170 шт. лопат, 29 шт. топоров, мотыг, 54 шт. ведер железных для воды объемом 10-12 л., 4 шт. электромегафонов, радиостанций, 15 шт. воздуходувок, 21 шт. смачивателей, пенообразователей;
по филиалу Большехехцирский - 2 шт. мобильных средств пожаротушения, 2 шт. мотопомп, 19 канистр, 52 шт. ранцевых огнетушителей, 11 шт. бензопил, 124 шт. лопат, 25 шт. топоров, мотыг, 33 шт. ведер железных для воды объемом 10-12 л., 2 шт. электромегафонов, радиостанций, 8 шт. воздуходувок, 13 шт. смачивателей, пенообразователей; срок устранения до 13 июня 2023 года;
2. требований пункта 1 части 1 статьи 53.3, части 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктов 1, 2 приложения 3 приказа Минприроды России от 28 марта 2014 года N 161, что выражается в несоответствии указанных в Проектах освоения лесов лесничества филиалов ФГБУ "Заповедное Приамурье" Анюйский, Болоньский, Шантарский, Комсомольский и Большехехцирский и в Планах тушения лесных пожаров на территории лесничества ФГБУ "Заповедное Приамурье" Анюйский, Болоньский, Большехехцирский на период пожароопасного сезона 2023 года норм установленным нормам средств предупреждения и тушения лесных пожаров; срок устранения до 13 июня 2023 года;
3. требований частей 2, 3 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации, приказа Рослесхоза от 27 апреля 2012 года N 174, что выражается в несоответствии указанных в Проектах освоения лесов лесничества филиалов ФГБУ "Заповедное Приамурье" Анюйский, Болоньский, Шантарский, Комсомольский и Большехехцирский и в Планах тушения лесных пожаров на территории лесничества ФГБУ "Заповедное Приамурье" Анюйский, Болоньский, Большехехцирский на период пожароопасного сезона 2023 года нормативов противопожарного обустройства лесов требованиям законодательства, необходимо провести следующие мероприятия противопожарного обустройства лесов:
филиал Анюйский - устройство пожарных водоемом и подъездов к ним 22 ед., благоустройство зон отдыха 22 ед., установка плакатов 14 шт., аншлагов 20 шт., шлагбаумов 170 шт., строительство дорог 52 км;
филиал Болоньский - установка плакатов 5 шт., шлагбаумов 4 шт.;
филиал Шантарский - благоустройство зон отдыха 34 ед., устройство пожарных водоемов и подъездов к ним 3 ед.;
филиал Комсомольский - устройство пожарных водоемов и подъездов к ним 3 ед.;
филиал Большехехцирский - установка шлагбаумов 20 шт.; срок устранения не установлен;
4. требований статьи 53.3 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктов 2, 8 постановления Правительства Российской Федерации от 17 мая 2011 года N 377, что выражается в отсутствии у филиалов ФГБУ "Заповедное Приамурье" Шантарский и Комсомольский разработанных и утвержденных планов тушения лесных пожаров на 2023 год; срок устранения до 13 июня 2023 года.
Решением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 30 мая 2023 года отказано в удовлетворении жалобы ФГБУ "Заповедное Приамурье" о признании незаконными и отмене пунктов 1 - 3 предписания.
Разрешая настоящее административное дело, суды исходили из того, что обеспеченность ФГБУ "Заповедное Приамурье" средствами предупреждения и тушения лесных пожаров не соответствует утвержденным приказом Минприроды России от 28 марта 2014 года N 161 нормативам обеспеченности и нормам наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов согласно приложениям 2 и 3 к приказу, противопожарное обустройство лесов не соответствует нормативам, утвержденным приказом Рослесхоза от 27 апреля 2012 года N 174, поэтому пришли к выводу о законности выданного ФГБУ "Заповедное Приамурье" предписания об устранении выявленных нарушений, перечисленных в пунктах 1, 2 3, указав, что отсутствие достаточного финансирования не может являться основанием для освобождения учреждения от исполнения установленных законом требований.
Доводы административного истца о неприменении к использованию лесов на особо охраняемых природных территориях приказа Минприроды Российской Федерации от 28 марта 2014 года N 161 суды признали несостоятельными, сославшись на пункт 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности отнесено к одному из видов использования лесов, а такой вид деятельности осуществляется ФГБУ "Заповедное Приамурье".
Оснований не согласиться с выводами судов не имеется, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и надлежащей оценке представленных в материалы дела доказательств.
В соответствии с частью 1 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации меры пожарной безопасности в лесах включают в себя предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах.
Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества и проектом освоения лесов (часть 2 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации).
Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 2 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации).
Порядок разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров и его форма, порядок разработки сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации, его форма и нормативы обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 53.3 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент выдачи предписания) предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
Нормативы противопожарного обустройства лесов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 6).
Виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 7).
В соответствии с данными предписаниями приказом Минприроды России от 28 марта 2014 года N 161 утверждены виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров согласно приложению 1, нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, согласно приложению 2, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов согласно приложению 3.
Приказом Рослесхоза от 27 апреля 2012 года N 174 утверждены нормативы противопожарного обустройства лесов.
При разрешении заявленных ФГБУ "Заповедное Приамурье" административных исковых требований и оценке приведенных административным истцом доводов суды правильно исходили из того, что статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации осуществление научно-исследовательской деятельности, рекреационной деятельности являются видами использования лесов.
Пунктом 12 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 года N 1614, установлена обязанность юридических лиц и граждан, осуществляющих использование лесов, соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров, утверждаемые Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования.
Таким образом, ФГБУ "Заповедное Приамурье" осуществляет деятельность по использованию лесов, и поскольку в ходе проведенной проверки было выявлено несоблюдение учреждением нормативов обеспеченности средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, установленных приказом Минприроды России от 28 марта 2014 года N 161, нормативов противопожарного обустройства лесов, утвержденных приказом Рослесхоза от 27 апреля 2012 года N 174, у административного ответчика имелись правовые основания для вынесения по результатам проверки в адрес учреждения предписания от 14 апреля 2023 года в оспариваемой части.
Недостаточное бюджетное финансирование, на что ссылается административный истец, не является основанием для освобождения юридического лица от исполнения обязанностей по соблюдению обязательных требований пожарной безопасности.
Приведенные административным истцом доводы обоснованно отклонены судами. Приказом Минприроды России от 12 августа 2021 года N 558 утверждены особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, в соответствии с которыми леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, подлежат охране от пожаров, единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах установлены Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 года N 1614 (пункты 9, 10).
Поскольку приведенные в кассационной жалобе доводы представителя административного истца в целом являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку в принятых по делу судебных актах, выводы судов не опровергают, основаны на неверном толковании норм материального права и по существу сводятся к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию установленных по делу фактических обстоятельств, оснований для отмены принятых по делу решения и апелляционного определения в кассационном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 13 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 31 мая 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Объединенная дирекция государственных природных заповедников и национальных парков Хабаровского края" - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу судебного акта.