Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 10.08.2023 N 88-16243/2023 (УИД 22RS0065-02-2022-004565-12)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании недействительным решения об отказе в постановке на учет.
Обстоятельства: Установлено, что отчуждение квартиры из совместной собственности супругов дочерью истца путем заключения брачного договора произошло непосредственно перед заседанием жилищной комиссии, в связи с чем данные действия члена семьи обоснованно расценены ответчиком в качестве действий, намеренно ухудшивших жилищные условия с целью получения социальной выплаты.
Решение: Отказано.
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 10.08.2023 N 88-16243/2023 (УИД 22RS0065-02-2022-004565-12)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании недействительным решения об отказе в постановке на учет.
Обстоятельства: Установлено, что отчуждение квартиры из совместной собственности супругов дочерью истца путем заключения брачного договора произошло непосредственно перед заседанием жилищной комиссии, в связи с чем данные действия члена семьи обоснованно расценены ответчиком в качестве действий, намеренно ухудшивших жилищные условия с целью получения социальной выплаты.
Решение: Отказано.
ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 августа 2023 г. N 88-16243/2023
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Латушкиной С.Б.,
судей Андугановой О.С., Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-4631/2022 (УИД 22RS0065-02-2022-004565-12) по иску Л.А.В. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Алтайскому краю о признании незаконным решения комиссии,
по кассационной жалобе Л.А.В. на
решение Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 21 декабря 2022 г. и апелляционное
определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 28 марта 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В.,
судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Л.А.В. (далее - Л.А.В., истец) обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Алтайскому краю (далее - ГУ МЧС России по Алтайскому краю, ответчик) о признании незаконным решения комиссии.
В обоснование своих требований указывал на то, что Л.А.В. проходит службу в ГУ МЧС России по Алтайскому краю.
20 февраля 2000 г. Л.А.В. поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с составом семьи 4 человека: <данные изъяты>.
30 июня 2021 г. Л.А.В. подан рапорт на участие в программе "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" на 2022 год.
30 июля 2021 г. Л.А.В. включен в список граждан - участников ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" на планируемый 2022 год (далее Список) с членами семьи <данные изъяты>.
В 2022 году на имя Л.А.В. выпущен государственный жилищный сертификат.
12 апреля 2022 г. Л.А.В. в письме N ИВ-234-1777 уведомлен о выделении государственного жилищного сертификата, для получения которого ему необходимо прибыть вместе с членами семьи: <данные изъяты>.
Решением комиссии ГУ МЧС России по Алтайскому краю, оформленным протоколом заседания N 1 от 15 апреля 2022 г. указанный государственный жилищный сертификат признан недействительным и подлежащим уничтожению в соответствии с
пунктами 44,
44(1) Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации комплекса процессных мероприятий "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", в связи с тем, что на момент издания государственного жилищного сертификата Г.Е. на праве совместной собственности принадлежала квартира по адресу: <адрес>.
20 июня 2022 г. Л.А.В. подан рапорт на участие в программе "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" на 2023 год. В качестве членов семьи указаны: <данные изъяты>.
Решением комиссии ГУ МЧС России по Алтайскому краю, оформленным протоколом заседания N 4 от 1 июля 2022 г. Л.А.В. отказано во включении в сводный список граждан - участников ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" на планируемый 2023 год. Пунктом 2 протокола Л.А.В. с членами семьи исключен с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Решением комиссии ГУ МЧС России по Алтайскому краю, оформленным протоколом заседания N 5 от 4 июля 2022 г. Л.А.В. с членами семьи <данные изъяты> отказано во включении в сводный список граждан-участников ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", поскольку в действиях Г.Е. установлено намеренное ухудшение своих жилищных условий с целью получения социальной выплаты путем получения жилищного сертификата в связи с фактом приобретения в совместную с супругом собственность <адрес> с последующим отказом 13 апреля 2022 г. от своего права на указанную квартиру. Отменено решение заседания комиссии Главного управления МЧС России по Алтайскому краю от 1 июля 2022 г. N 4 в части исключения Л.А.В. с членами семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Л.А.В. разъяснено, что он имеет право обратиться в комиссию по истечении 5 лет с момента совершения его дочерью, являющейся членом семьи, гражданско-правовой сделки с жилым помещением, которая привела к уменьшению размера занимаемых жилых помещений.
Л.А.В. находит действия ответчика незаконными.
Л.А.В. просил суд (с учетом уточнений) признать незаконным пункт 1 решения комиссии ГУ МЧС России по Алтайскому краю по учету сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, проходящих службу в ГУ МЧС России по Алтайскому краю, нуждающихся в предоставлении за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом от 4 июля 2022 г. N 5 об отказе Л.А.В. и членам его семьи - <данные изъяты> во включении в сводный список граждан - участников основного мероприятия "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортны жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" на планируемый 2023 год.
Решением Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 21 декабря 2022 г. исковые требования Л.А.В. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным
определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 28 марта 2023 г.
решение Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 21 декабря 2022 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Л.А.В. просит об отмене судебных актов как незаконных.
Ходатайство истца Л.А.В. об отложении судебного заседания после даты рассмотрения других дел N 8г-15539/2023, N 8г-16961/2023 по очередности подачи исков, оставлено без удовлетворения судом кассационной инстанции, поскольку рассмотрение данного гражданского дела не зависит от рассмотрения других дел по искам Л.А.В., препятствий для рассмотрения данного дела не установлено, оснований для отложения судебного заседания в силу положений
статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции истец Л.А.В., представитель ответчика ГУ МЧС России по Алтайскому краю, третьи лица Г.А., Г.Е., Л.А.А., надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились. Руководствуясь
частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим
Кодексом (
часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со
статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Л.А.В. проходит службу в ГУ МЧС России по Алтайскому краю.
20 февраля 2000 г. Л.А.В. поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с составом семьи 4 человека: <данные изъяты>.
30 июня 2021 г. Л.А.В. подан рапорт на участие в программе "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" на 2022 г.
30 июля 2021 г. Л.А.В. включен в список граждан - участников ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации на планируемый 2022 год (далее Список) с членами семьи <данные изъяты>.
В 2022 году на имя Л.А.В. выпущен государственный жилищный сертификат.
12 апреля 2022 г. Л.А.В. в письме N ИВ-234-1777 уведомлен о выделении государственного жилищного сертификата, для получения которого ему необходимо прибыть 15 апреля 2022 г. в ГУ МЧС России по Алтайскому краю вместе с членами семьи <данные изъяты>.
15 апреля 2022 г. государственный жилищный сертификат признан недействительным и подлежащим уничтожению в соответствии с
пунктами 44,
44(1) постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153, в связи с тем, что на момент издания государственного жилищного сертификата Г.Е. на праве совместной собственности принадлежала квартира по адресу: <адрес>. Данное решение оформлено в виде протокола заседания комиссии ГУ МФС России по Алтайскому краю N 1.
20 июня 2022 г. Л.А.В. подан рапорт на участие в программе "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" на 2023 год. В качестве членов семьи указаны: <данные изъяты>.
1 июля 2022 г. Л.А.В. отказано во включении в сводный список граждан - участников ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" на планируемый 2023 год. Данное решение оформлено в виде протокола заседания комиссии N 4 (пункт 1).
Пунктом 2 протокола постановлено исключить Л.А.В. с членами семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
4 июля 2022 г. Л.А.В. с членами семьи - <данные изъяты>. отказано во включении в сводный список граждан-участников ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", поскольку в действиях Г.Е. установлено намеренное ухудшение своих жилищных условий с целью получения социальной выплаты путем получения жилищного сертификата в связи с фактом приобретения в совместную с супругом собственность квартиры <адрес> с последующим отказом 13 апреля 2022 г. от своего права на указанную квартиру на основании брачного договора.
Также отменено решение заседания комиссии Главного управления МЧС России по Алтайскому краю от 1 июля 2022 г. N 4 в части исключения Л.А.В. с членами семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Л.А.В. разъяснено, что он имеет право обратиться в комиссию по истечении 5 лет с момента совершения его дочерью, являющейся членом семьи, гражданско-правовой сделки с жилым помещением, которая привела к уменьшению размера занимаемых жилых помещений. Данный отказ оформлен в виде протокола N 5.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из положений
постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. 53 "Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации комплекса процессных мероприятий "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", учел, что отчуждение квартиры из совместной собственности супругов дочерью истца Г.Е. путем заключения брачного договора произошло непосредственно перед заседанием жилищной комиссии 15 апреля 2022 г., в связи с чем пришел к выводу о том, что данные действия члена семьи Л.А.В. обосновано расценены ответчиком в качестве действий, намеренно ухудшивших жилищные условия с целью получения социальной выплаты. С учетом разницы между размером общей площади жилого помещения, установленным по нормативам, и размером общей площади жилого помещения, на которую в результате указанных действий и гражданско-правовых сделок уменьшился размер общей площади занимаемого указанными гражданами жилого помещения (72 кв. м - 60,1 кв. м = 11,9 кв. м), норматив для расчета социальной выплаты составляет менее 18 кв. м, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у истца права на получение сертификата.
С данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
До принятия Федерального
закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ порядок принятия на учет и обеспечение жилыми помещениями сотрудников Федеральной противопожарной службы регламентировался положениями
части 2 статьи 30 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 01 марта 2005 г.,
статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", согласно которым учет нуждающихся в предоставлении жилья производился по месту службы.
Обеспечение жилищными сертификатами осуществляется в порядке, установленном
правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан российской федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 (в редакции на момент возникновения спора).
В силу
подпункта "а" пункта 5 Правил, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в порядке, установленном настоящими
Правилами, имеют сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу указанные сотрудники.
В соответствии с положениями
пунктом 16 Правил норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается для одиноко проживающего гражданина в размере 33 кв. м; на семью из 2 человек - 42 кв. м; при численности семьи 3 человека и более - по 18 кв. м на каждого члена семьи.
В силу
абзацу 1 пункта 16(2) Правил В случае совершения гражданином, относящимся к категории граждан, указанной в
подпункте "а",
"б" или
"е" пункта 5 настоящих Правил, и (или) членами его семьи либо членами семьи гражданина, относящегося к категории граждан, указанной в
подпункте "ж" пункта 5 настоящих Правил, действий и гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями, которые привели к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты определяется как разница между размером общей площади жилого помещения, установленным по нормативам, указанным в
пункте 16 настоящих Правил, и размером общей площади жилого помещения, на которую в результате указанных действий и гражданско-правовых сделок уменьшился размер общей площади занимаемого указанными гражданами жилого помещения (размером отчужденной общей площадью жилого помещения). Указанные действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями учитываются за период, предшествующий выдаче ему сертификата, установленный законом субъекта Российской Федерации в целях учета действий и гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за 5 лет.
Согласно
абзацу 3 пункта 16(2) Правил в случае принятия гражданином, относящимся к категории граждан, указанной в
подпункте "а" или
"е" пункта 5 настоящих Правил, либо гражданином, относящимся к категории граждан, указанной в
подпункте "з" пункта 5 настоящих Правил (в отношении жилого помещения, расположенного в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и (или) за их пределами), решения не отчуждать в государственную или муниципальную собственность жилое помещение, принадлежащее ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, либо в случае, если в отношении права собственности на жилое помещение, подлежащее отчуждению, установлены обременения в соответствии с законодательством Российской Федерации, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты определяется как разница между размером общей площади жилого помещения, установленным по нормативам, указанным в
пункте 16 настоящих Правил, и размером общей площади жилого помещения, оставленного для дальнейшего проживания.
Абзацем 4 пункта 16 (2) Правил предусмотрено, что право на получение сертификата предоставляется гражданину - участнику процессуальных мероприятий только в случае, если определенный в порядке, указанном в настоящем
пункте, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты составляет не менее 18 кв. метров. В остальных случаях выдача сертификата гражданину - участнику процессуальных мероприятий возможна при условии подписания указанным гражданином и всеми совершеннолетними членами его семьи обязательства о расторжении договора социального найма жилого помещения и об освобождении занимаемого жилого помещения (для граждан, проживающих в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищном фонде) или обязательства о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности указанных граждан жилого помещения (жилых помещений) в государственную или муниципальную собственность. При этом отчуждение жилого дома (части жилого дома) осуществляется вместе с земельным участком, занятым указанным жилым домом (частью жилого дома) и необходимым для его использования.
Суды первой и апелляционной инстанций, разрешая заявленные требования, установили, что дочь истца Г.Е. в совместную собственность со свои супругом приобрела квартиру по <адрес> впоследствии на основании брачного договора 13 апреля 2022 г. передала квартиру полностью в собственность супруга, в связи с чем, пришли к обоснованному выводу о законности решения ответчика об отказе во включении в сводный список граждан-участников ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", поскольку в действиях Г.Е. установлено намеренное ухудшение своих жилищных условий с целью получения социальной выплаты путем получения жилищного сертификата.
В связи с тем, что разница между размером общей площади жилого помещения, установленным по нормативам, указанным в
пункте 16 Правил, и размером общей площади жилого помещения, на которую в результате указанных действий и гражданско-правовых сделок уменьшился размер общей площади занимаемого указанными гражданами жилого помещения (размером отчужденной общей площадью жилого помещения) (72 кв. м - 60,1 кв. м = 11,9 кв. м), норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты составляет не менее 18 кв. метров., то суды сделали обоснованный вывод о том, что истцу не предоставлено право на получение сертификата.
Вопреки доводам жалобы, судами установлен факт принадлежности Г.Е. и ее супругу Г. в общей совместной собственности квартиры по <адрес> которая впоследствии на основании брачного договора передана в полном объеме в собственность супруга, что обоснованно расценено судами как совершение сделки по отчуждению имущества. Факт наличия обременения на квартиру в виде залога (ипотеки) квартиры не свидетельствует о том, что квартира не принадлежала дочери истца.
Доводы истца о том, что его дочь не знала о заключении ее супругом договора долевого участия в строительстве спорной квартиры, поскольку в 2022 г. не проживала с супругом, не имею юридического значения с учетом того, что дочь истца приобрела в общую совместную собственность квартиру.
Факт включения истца в список граждан - участников ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации на планируемый 2022 год, и выпуск на его имя жилищного сертификата, не может являться основанием для отмены судебных актов, поскольку государственный жилищный сертификат признан недействительным и подлежащим уничтожению, учитывая получение информации о наличии в собственности дочери истца квартиры.
В соответствии с
пунктом 12 Правил размер социальной выплаты рассчитывается соответствующим федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на дату выдачи сертификата, указывается в сертификате и является неизменным на весь срок действия сертификата.
Пунктом 16 Правил установлен норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в размере по 33 кв. м для одиноко проживающего гражданина, 42 кв. м - на семью из двух человек, 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи три и более человека.
Таким образом, при расчете социальной выплаты и выдаче государственного жилищного сертификата принимается во внимание количество членов семьи получателя.
Согласно
пункту 17 Правил применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются следующие граждане - в отношении граждан, указанных в
подпунктах "а" -
"е" пункта 5 настоящих Правил: постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети, родители; другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с данным гражданином, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.
Поскольку в рамках настоящего спора подлежит учету жилое помещение, находящееся в собственности граждан, перечень лиц, признаваемых членами семьи гражданина - участника подпрограммы, определенный в
подпункте "а" пункта 17 Правил, по своему содержанию должен соотносится с положениями статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно
пункту 1 которой к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Поскольку в судебном порядке внучка истца не признавалась членом его семьи, основания для учета внучки при определении норматива общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты отсутствовали, выводы судов в данной части являются законными и обоснованными.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полностью соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с правилами
статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Представленным сторонами доказательствам судами дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суды отразили в постановленных судебных актах. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судами не допущено.
Довод кассационной жалобы о квалификации действий ответчика как злоупотребление правом, подлежит отклонению, поскольку
статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает презумпцию добросовестности действий участников гражданских правоотношений, при этом судами не установлено наличие признаков недобросовестного поведения или злоупотребления правом в действиях ответчика.
Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены в полном объеме и признаются судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции необоснованными, так как выводов судебных инстанций не опровергли.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с оценкой судом доказательств и установленными судами обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с
частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных
статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь
статьями 379.7,
390,
390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 21 декабря 2022 г. и апелляционное
определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 28 марта 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Л.А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
С.Б.ЛАТУШКИНА
Судьи
О.С.АНДУГАНОВА
Т.В.ЛЕОНТЬЕВА