Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 17.01.2023 N 88-243/2023
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в получении единовременной социальной выплаты.
Обстоятельства: Отсутствуют доказательства нуждаемости истца в жилом помещении.
Решение: Отказано.
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 17.01.2023 N 88-243/2023
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в получении единовременной социальной выплаты.
Обстоятельства: Отсутствуют доказательства нуждаемости истца в жилом помещении.
Решение: Отказано.
ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 января 2023 г. N 88-243/2023
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Лавник М.В.
судей Кожевниковой Л.П., Андугановой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 04RS0021-01-2022-002191-72 (N 2-1473/2022) по иску Ц.Б.Ц. к Комиссии центрального аппарата Федеральной службы судебных приставов России, Комиссии Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Бурятия о признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности в постановке на учет в качестве нуждающегося в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения,
по кассационной жалобе представителя Ц.Б.Ц. - Д. Еши - Нимы Дамбаевича, действующего на основании доверенности, на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 12 июля 2022 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 21 сентября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П., объяснения представителя Федеральной службы судебных приставов России К.Ю.А., возражавшей удовлетворению кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ц.Б.Ц. обратился в суд с иском к Комиссии центрального аппарата Федеральной службы судебных приставов России (далее - ФССП России), Комиссии Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Бурятия (далее- Комиссии Управления ФССП по Республике Бурятия) о признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В обоснование своих требований указал, что он состоит на службе в УФССП по Республике Бурятия в должности заместителя начальника отделения - заместителя старшего судебного пристава Еравнинского РОСП.
14 декабря 2020 г. в УФССП по Республике Бурятия им было представлено заявление о постановке на учет в качестве нуждающегося в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Решением комиссии Управления ФССП по Республике Бурятия от 23 декабря 2020 г. истец признан нуждающимся в получении единовременной выплаты на состав семьи 3 человека. Однако протокольным решением комиссии Центрального аппарата ФССП России истцу отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Из ответа исполняющего обязанности начальника Управления тылового обеспечения ФССП России К.А.С. следует, что истцу отказано в постановке на такой учет, в связи с тем, что он и члены его семьи зарегистрированы и проживают в жилом помещении общей площадью 75,9 кв. м, то есть, на каждого приходится более 15 кв. м площади.
С такими выводами истец не согласен, так как он и члены его семьи не являются членами семьи А.А.Н. - собственника жилого помещения, в котором истец зарегистрирован с семьей, тем более, что А.А.Н. зарегистрирована и проживает по другому адресу.
Просил суд признать незаконным отказ комиссии Центрального аппарата ФССП России в постановке его на учет в качестве нуждающегося в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленного протоколом заседания комиссии Центрального аппарата ФССП России от 4 октября 2021 г. N, возложить на комиссию обязанность Центрального аппарата ФССП России поставить истца на учет в качестве нуждающегося в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Ц.Б.Ц., признать за ним право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Решением Советского районного суда г. Улан-Удэ от 12 июля 2022 г. исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 21 сентября 2022 г. решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 12 июля 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель Ц.Б.Ц. - Д.Е.Д. просит об отмене судебных актов, как незаконных, принятых с нарушением норм материального права.
Относительно доводов кассационной жалобы представлены письменные возражения.
Заслушав представителя ответчика, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (
ч. 1 ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со
ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов кассационной жалобы.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что истец Ц.Б.Ц. является сотрудником УФССП по Республике Бурятия, с 1 июня 2020 г. замещает должность заместителя начальника отделения - заместителя старшего судебного пристава Еравнинского районного отделения судебных приставов.
На момент обращения истца с заявлением в Комиссию Центрального аппарата ФССП России общий стаж истца в календарном исчислении на 20 ноября 2020 г. составлял 29 лет 05 месяцев 06 дней, из них стаж в УФССП России по Республике Бурятия - 08 лет 01 месяц 02 дня.
14 декабря 2020 г. Ц.Б.Ц. подал заявление о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с предъявлением копии заверенных документов.
Протокольным решением Комиссии Управления ФССП России по Республике Бурятия по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 23 декабря 2020 г., Ц.Б.Ц. признан нуждающимся в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и с направлением документов в Комиссию центрального аппарата ФССП России для принятия Ц.Б.Д. и членов его семьи на учет в соответствии с
п. 1 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Федеральный
закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ), состав семьи 3 человека.
Решением Комиссии центрального аппарата Федеральной службы судебных приставов России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 4 октября 2021 г. N, оформленным протоколом, Ц.Б.Ц. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Право А.А.Н. на жилое помещение по адресу: <адрес> общей площадью 75,9 кв. м с 26 декабря 2013 г. подтверждается соответствующим свидетельством.
Согласно представленных паспортов Ц.Б.Ц. и члены его семьи с 18 сентября 2007 г. зарегистрированы по адресу: <адрес>.
В материалах дела имеется постановление Администрации муниципального образования "Сосново-Озерское" от 17 сентября 2007 г. N "О нумерации нового жилого дома в <адрес>" в котором указано о том, что в связи с постройкой и вводом нового жилого дома на <адрес>, принадлежащего Ц.Б.Ц., присвоить дому номер <адрес>
Предоставленные истцом в Комиссию центрального аппарата ФССП России документы, в том числе и договор безвозмездного пользования указанным выше жилым помещением, заключенный 7 января 2020 г. между А.А.Н. и Ц.Б.Ц., не позволяли членам Комиссии обсудить вопрос о нуждаемости истца в получении единовременной социальной выплаты для строительства или приобретения жилья, прежде всего потому, что истец и члены его семьи имели регистрацию в указанном выше жилом помещении с 2007 года, тогда как предоставили договор о заключении договора безвозмездного пользования указанным выше жилым помещением от 7 января 2020 г.
Из пояснения истца следует, что до 2007 года он был зарегистрирован у своих родителей по адресу: <адрес>, <адрес>, в 2007 году прописался в тепляк, площадью 30 кв. м, по адресу: <адрес>, так как необходимо было ребенка устроить в детский сад. Ранее земельный участок, на котором возведен жилой дом А.А.Н., пустовал, теща заняла его и начала строительство жилого дома для дочери А.А.Н. Зарегистрировался в тепляк с разрешения тещи. По какой причине администрация Еравнинского района в постановлении "О нумерации жилого дома" указала, что жилой дом принадлежит ему, он не знает.
Третьи лица А.Н.Н.. и А.А.Н. поддержали позицию стороны истца. А.А.Н. суду пояснила, что в 2001 году поступила в Читинский медицинский институт, после его окончания переехала жить в <адрес>, с 2007 года по 2013 год снимала жилье, в 2013 году купила квартиру в <адрес>, до поступления в институт была прописана с матерью в с. <адрес>. Строительством дома по адресу: <адрес> занималась ее мать.
А.Н.Н.. (супруга истца) суду пояснила, что в 2002 году вышла замуж за истца, и вместе с супругом проживали у ее матери по адресу: с. <адрес>. В 2007 году переехали жить в тепляк, который был возведен на земельном участке по адресу: <адрес>
Истец, настаивая на отмене решения Комиссии центрального аппарата Федеральной службы судебных приставов России об отказе в постановке на учет для получения единовременной выплаты для строительства или приобретения жилья, ссылался на то, что все необходимые документы им были представлены, при этом о вселении в жилой дом по адресу: <адрес> не в качестве члена семьи собственника А.А.Н. свидетельствует договор аренды, заключенный между ним и А.А.Н. 20 января 2014 г., ранее указанной даты договор аренды не мог быть заключен с А.А.Н., так как последняя зарегистрировала право собственности на жилой дом в декабре 2013 года.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции, установив обстоятельства дела, пришел к выводу о том, что Комиссия центрального аппарата Федеральной службы судебных приставов России правильно отказала Ц.Б.Ц. в постановке на такой учет, договор аренды от 20 января 2014 г. Ц.Б.Ц., как на документ, послуживший основанием для его вселения в жилое помещение по адресу: <адрес> <адрес> в Комиссию центрального аппарата Федеральной службы судебных приставов России не предоставил.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции о правомерности отказа в постановке истца и членов его семьи на учет с целью получения упомянутой выплаты согласился, исключив из решения суда первой инстанции выводы о том, что Ц.Б.Ц. и члены его семьи были вселены А.А.Н. в жилое помещение, площадью 75,9 кв. м, в качестве членов ее семьи со ссылкой на документы, которые не были предметом рассмотрения Комиссии центрального аппарата Федеральной службы судебных приставов России при рассмотрения заявления Ц.Б.Ц. о постановке на учет для получения единовременной выплаты для строительства или приобретения жилья, поскольку суды не вправе решать вопросы, отнесенные к компетенции Комиссии по рассмотрению вопросов Комиссии центрального аппарата Федеральной службы судебных приставов России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Суд апелляционной инстанции отклонил доводы истца о том, что решение Комиссии центрального аппарата Федеральной службы судебных приставов России от 4 октября 2021 г. не содержит основания для отказа Ц.Б.Ц. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, указав, что, действительно, в решении Комиссии центрального аппарата Федеральной службы судебных приставов России не приведены мотивы отказа в принятии истца в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Вместе с тем, из письменного ответа ФССП России от 1 июля 2022 г. следует, что Ц.Б.Ц. отказали в постановке на учет для приобретения или строительства жилого помещения по той причине, что он и члены его семьи зарегистрированы и проживают в жилом помещении, площадью 75,9 кв. м, принадлежащем сестре супруги Ц.Б.Ц. - А.А.Н., тем самым он и члены его семьи обеспечены общей жилой площадью более 15 кв. м, на одного члена семьи, а потому отсутствуют основания для постановки на учет в соответствии с условиями, предусмотренными
п. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что фактически в ответе ФССП России от 1 июля 2022 г. приведены основания для отказа Ц.Б.Ц. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, поэтому, несмотря на то, что судебная коллегия исключила выводы суда первой инстанции о вселении Ц.Б.Ц., его супруги и ребенка в качестве членов семьи А.А.Н., оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется, поскольку суд по существу вынес правильное решение об отсутствии оснований для признания решения Комиссии центрального аппарата Федеральной службы судебных приставов России от 4 октября 2021 г. незаконным.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судом апелляционной инстанции нормы материального права применены неправильно.
Вопросы обеспечения жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в органах принудительного исполнения Российской Федерации входят в предмет регулирования Федерального
закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, что следует из
ч. 1 ст. 1 данного закона.
В соответствии с
ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в
ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (
п. п. 1,
2 ч. 3 ст. 4 Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Частью 5 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в
п. п. 1 -
3 ч. 2 ст. 1 названного закона. К таким лицам относятся супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником; супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день гибели (смерти); несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения (
п. п. 1 -
3 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
В соответствии с
ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник:
не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
проживает в общежитии;
проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке.
Таким образом, из приведенных нормативных положений следует, что обязательным условием для постановки комиссией сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения является установление его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в
ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ. В частности, сотрудник имеет право на единовременную социальную выплату, если он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, либо является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
В силу
ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения РФ, федеральной противопожарной службы, Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее Правила).
Согласно
п. 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник предоставляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - Комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
ст. ст. 31 и
69 Жилищного Кодекса Российской Федерации, и указывает, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись, К указанному заявлению прилагаются указанные в данном пункте Правил документы.
К заявлению прилагаются документы, перечисленные в
п. 5 Правил, копии которых должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (
п. 6 Правил).
Пунктом 7 Правил установлено, что на основании заявления и документов, указанных в
п. 5 Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных
ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения.
Частью 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (
ч. 2 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно
п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений
ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из следующего:
а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (
ст. 10 Семейного кодекса Российской Федерации). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки;
б) членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (
ст. 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Из вышеуказанных положений жилищного законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что членами семьи собственника жилого помещения могут являться не только проживающие с ним его супруг, дети и родители. Членами семьи могут быть признаны и другие родственники независимо от степени родства при условии, что они вселены в жилое помещение собственником в качестве членов его семьи.
Исходя из совокупного толкования приведенных правовых норм, следует, что для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты необходимо установить два обстоятельства: нуждаемость в жилом помещении, а также отсутствие со стороны сотрудника и проживающих с ним членов семьи намеренных действий, направленных на ухудшение жилищных условий.
Установив отсутствие нуждаемости истца и членов его семьи в жилом помещении на основании представленных истцом в уполномоченный орган - Комиссии центрального аппарата Федеральной службы судебных приставов России документов, суды пришли к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Доводы кассационной жалобы о том, что истец нуждается в жилом помещении, что зарегистрирован и проживает по указанному адресу по договору аренды, а не в качестве члена семьи собственника жилого помещения, были предметом правовой оценки суда апелляционной инстанции, выводы которого приведены выше, оснований не согласиться с которыми судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает.
Также были предметом правовой оценки суда апелляционной инстанции и доводы истца о том, что в решении уполномоченного органа об отказе в постановке истца на учет отсутствуют основания отказа. Суд апелляционной инстанции правильно принял во внимание, что основания отказа были разъяснены истцу письмом уполномоченного органа ФССП России от 1 июля 2022 г., в котором указано, что истцу отказали в постановке на учет для приобретения или строительства жилого помещения по той причине, что он и члены его семьи зарегистрированы и проживают в жилом помещении, площадью 75,9 кв. м, принадлежащем сестре супруги Ц.Б.Ц. - А.А.Н., тем самым он и члены его семьи обеспечены общей жилой площадью более 15 кв. м, на одного члена семьи, а потому отсутствуют основания для постановки на учет в соответствии с условиями, предусмотренными
п. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.
В целом доводы кассационной жалобы не влекут отмену по существу правильного решения, поскольку, по сути, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу
ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является недопустимым в суде кассационной инстанции, так как в силу
ст. ст. 67,
327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанции.
Вопреки доводам кассационной жалобы, материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен судами верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене судебных актов в обжалуемой части, кассационная жалоба не содержит. Правом давать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявитель ссылается в своей кассационной жалобе в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделен в силу императивного запрета, содержащегося в
ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь
ст. ст. 379.7,
390,
390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда г. Улан -Удэ от 12 июля 2022 г. с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 21 сентября 2022 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 21 сентября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - представителя Ц.Б.Ц. - Д. Еши - Нимы Дамбаевича - без удовлетворения.