Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 17.05.2022 N 88-9535/2022
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении досрочной пенсии; 2) О возложении обязанности назначить пенсию; 3) О включении периодов работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Оспариваемым решением отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено в части; 3) Отказано.
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 17.05.2022 N 88-9535/2022
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении досрочной пенсии; 2) О возложении обязанности назначить пенсию; 3) О включении периодов работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Оспариваемым решением отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено в части; 3) Отказано.
Содержание
Из приведенной нормы постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 следует, что пункт 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 применяется к Списку N 1 и Списку N 2 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г. (абзац 3 подпункта "а"; абзац 3 подпункта "б" пункта 1)
ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 мая 2022 г. N 88-9535/2022
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Лавник М.В.,
судей Новожиловой И.А., Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-376/2021 (УИД 85RS0006-01-2021-000604-95) по иску Х. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области о признании решения незаконным, возложении обязанности,
по кассационной жалобе представителя истца Х. - К. на решение Эхирит-Булагатского районного суда Иркутской области от 20 октября 2021 г. и апелляционное
определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 21 февраля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В.,
судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Х. (далее - Х., истец) обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) (далее - УПФР в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное)) о признании решения незаконным, возложении обязанности.
В обоснование своих требований указывал на то, что решением УПФР в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) N 118 от 24 февраля 2021 г. Х. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с
пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа.
Х. с решением пенсионного органа не согласен.
Х. просил суд признать незаконным решение УПФР в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) N 118 от 24 февраля 2021 г.; обязать УПФР в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) включить период прохождения службы в рядах Советской Армии с 26 октября 1980 г. по 10 октября 1982 г., а также период работы в Пожарной части с 15 сентября 1997 г. по 31 июля 2017 г. в специальный стаж Х., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости; признать за ним право на назначение досрочной страховой пенсии по старости и назначить досрочно страховую пенсию по старости с даты обращения за ее назначением, с 15 февраля 2021 г.
Определением судьи Эхирит-Булагатского районного суда Иркутской области от 7 июля 2021 г. ответчик Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайоное) в порядке процессуального правопреемства заменен на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области (далее - ОПФР по Иркутской области).
Решением Эхирит-Булагатского районного суда Иркутской области от 20 октября 2021 г. исковые требования Х. удовлетворены частично. Решение УПФР в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) N 118 от 24 февраля 2021 г. признано незаконным. На ОПФР по Иркутской области возложена обязанность зачесть периоды работы Х. с 15 сентября 1997 г. по 30 апреля 2005 г. в должности пожарного Эхирит-Булагатской ПЧ отдела Государственной противопожарной части МЧС России УОБАО в стаж работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по
пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". В удовлетворении исковых требований о включении периода прохождения Х. службы в рядах Советской армии с 26 октября 1980 г. по 10 октября 1982 г., периода работы с 1 мая 2005 г. по 31 июля 2007 г. в должности пожарного в Окружном государственном учреждении Эхирит-Булагатская пожарная часть государственной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу в стаж работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по
пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", возложении обязанности на ОПФР по Иркутской области назначить страховую пенсию по старости досрочно с 15 февраля 2021 г. отказано.
Апелляционным
определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 21 февраля 2022 г. решение Эхирит-Булагатского районного суда Иркутской области от 20 октября 2021 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе и дополнениях к ней представитель истца Х. - К. просит об отмене судебных актов как незаконных.
Лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь
частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим
Кодексом (
часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со
статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Х. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 1 июня 1999 г. Согласно выписке из индивидуального лицевого счета Х. за период с 1 января 2006 г. по 15 февраля 2021 г. проставлен код 28-Ж, 27-ПЖ.
Решением УПФР в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) N 118 от 24 февраля 2021 г. Х. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с
пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа.
При этом в стаж на соответствующих видах работ засчитаны следующие периоды трудовой деятельности:
- с 1 августа 2007 г. по 15 февраля 2021 г. в профессии (должности) пожарного Федерального Государственного казенного учреждения "12" отряда Федеральной противопожарной службы по Иркутской области.
Всего стаж на соответствующих видах работ истца составил 13 лет 06 месяцев 11 дней, при требуемом стаже 25 лет.
Период работы с 15 сентября 1997 г. по 31 июля 2007 г., а также период службы в армии с 26 октября 1980 г. по 10 октября 1982 г. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначении страховой пенсии по старости в соответствии с
пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не включен.
Согласно записям в трудовой книжке на имя истца Х.:
- 25 августа 1979 г. принят в штат совхоза "Усть-Ордынский" в качестве рабочего в отделение N 3;
- 20 октября 1980 г. уволен из штата совхоза в связи с призывом в ряды Советской Армии; служба в рядах Советской Армии с 26 октября 1980 г. по 10 октября 1982 г. - в/б НЧ1852285;
- 10 ноября 1982 г. принят в штат Булусинской средней школы в качестве шофера;
- 1 июля 1983 г. уволен из штата по собственному желанию;
- учеба в ИСХИ с 1 сентября 1983 г. по 25 июля 1988 г.;
- 28 июля 1988 г. принят в штат совхоза "Усть-Ордынский" на должность учетчика в отделение N 5;
- 14 ноября 1988 г. уволен из штата совхоза по соглашению сторон;
- 16 ноября 1988 г. принят мастером производственного обучения "Усть-Ордынское среднее ПТУ N 56";
- 19 сентября 1989 г. уволен в связи с ликвидацией училища;
- 21 ноября 1989 г. принят в штат совхоза "Усть-Ордынский" в отделение N 3 трактористом 1 кл.; на основании постановления главы администрации Эхирит-Булагатского района N 261 от 1 июня 1993 г. совхоз "Усть-Ордынский" переименован в АОЗТ "Усть-Ордынское";
- 5 июня 1997 г. уволен из штата АОЗТ "Усть-Ордынское" по собственному желанию;
- 15 сентября 1997 г. принят на должность пожарного в Эхирит-Булагатскую пожарную часть; 21 марта 2005 г. Эхирит-Булагатская пожарная часть преобразована в ОГУ "Эхирит-Булагатская ПЧ" Центра по делам ГОЧС и ПБ У-О БАО;
- 9 августа 2007 г. уволен переводом на работу к другому работодателю Пожарная часть ПС N 1 МЧС России по Эхирит-Булагатскому району; 10 августа 2007 г. принят переводом на должность пожарного;
- 31 декабря 2008 г. уволен в порядке перевода в ГУ "12 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области";
- 1 января 2009 г. принят в порядке перевода в пожарную часть N 43 (по охране п. Усть-Ордынский") на должность пожарного (бойца) 3 класса; 30 декабря 2011 года ГУ "12 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области" переименовано в ФГКУ "12 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области"; 1 апреля 2016 г. пожарная часть N 43 (по охране п. Усть-Ордынский) переименована в пожарно-спасательную часть N 43 (по охране п. Усть-Ордынский); 30 августа 2016 г. наименование должности "Пожарный (боец) 3 класса" заменено на должность "Пожарный 3 класса";
- 30 июня 2019 г. уволен переводом к другому работодателю;
- 1 июля 2019 г. принят на должность пожарного 3 класса 43 пожарно-спасательной части по охране п. Усть-Ордынский 2 пожарно-спасательного отряда ФПС (п. Усть-Ордынский).
По настоящее время работает в указанной должности.
Согласно справке о преобразованиях пожарной части N 43 (по охране п. Усть-Ордынский) пожарно-спасательного отряда федеральной противопожарной службы N 2 Главного управления МЧС России по Иркутской области от 7 августа 2020 г. N 5309-1-20:
- с 17 января 1975 г. Усть-Ордынская профессиональная пожарная часть Управления пожарной охраны УВД Иркутского облисполкома по охране п. Усть-Орда, приказ УВД Иркутского облисполкома от 17 января 1975 г. N 72;
- с 12 сентября 1990 г. Усть-Ордынская ППЧ 16-го окружного отряда профессиональной пожарной охраны УПО УВД Иркутского облисполкома (п. Усть-Ордынский), приказ УВД Иркутского облисполкома от 12 сентября 1990 г. N 319;
- с 5 ноября 1991 г. Усть-Ордынская ППЧ Подотдела противопожарных и аварийно-спасательных работ по УОБАО при Противопожарной и аварийно-спасательной службе УВД Иркутской области,
приказ МВД РСФСР от 7 марта 1991 г. N 30, приказ УВД Иркутской области от 5 ноября 1991 г. N 358;
- с 10 февраля 1993 г. Пожарно-спасательный отряд Эхирит-Булагатского района подотдела ПАСР по УОБАО при ПАСС УВД Иркутской области (пос. Усть-Ордынский), приказ ПАСС УВД Иркутской области от 10 февраля 1993 г. N 19);
- с 1 января 1994 г. Эхирит-Булагатская часть пожарной охраны (р.п.Усть-Ордынский) Отдела Государственной противопожарной службы УВД Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, приказ УВД Иркутской области от 24 декабря 1993 г. N 493 Приказ УГПС УВД Иркутской области от 10 октября 1995 г. N 138;
- с 1 января 2002 г. Эхирит-Булагатская пожарная часть Отдела Государственной противопожарной службы МЧС России по УОБАО - передача ГПС МВД России в ведение МЧС России,
Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. N 1309;
- с 1 июля 2003 г. Эхирит-Булагатская пожарная часть Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям УОБАО - реорганизация,
приказ МЧС России от 18 июня 2003 г. N 317 Директива МЧС России от 22 января 2003 г. N 31-4-21;
- с 21 марта 2005 г. Окружное государственное учреждение "Эхирит-Булагатская пожарная часть" Центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности УОБАО - реорганизация, постановление Главы администрации УОБАО от 3 февраля 2005 г. N 21П, приказ Центра по делам ГОЧС и ПБ УОБАО "О преобразовании районных пожарных частей" от 21 марта 2005 г. N 6 О/Д;
- с 1 июля 2006 г. Окружное государственное учреждение "Эхирит-Булагатская пожарная часть Государственной противопожарной службы МЧС России по Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу" - переименование, постановление Главы администрации УОБАО от 16 июня 2006 г. N 208-П;
- с 3 декабря 2007 г. Пожарная часть ГПС N 1 МЧС России по Эхирит-Булагатскому району - создание, приказ ГУ МЧС России по УОБАО от 28 июня 2007 г. N 107;
- с 1 января 2009 г. Отряд ГПС МЧС России по УОБАО, Пожарная часть ГПС N 1 МЧС России по Эхирит-Булагатскому району, приказ МЧС России от 28 августа 2008 г. N 507, приказ Главного управления МЧС России по Иркутской области от 26 ноября 2008 г. N 714;
- с 30 ноября 2011 г. ФГКУ "12 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области" (переименование): ПЧ-43,
приказ МЧС России от 18 октября 2011 г. N 614;
- с 1 апреля 2016 г. ФГКУ "12 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области" (переименование): СЧ-43, приказ Главного управления МЧС России по Иркутской области от 15 января 2016 г. N 27;
- с 1 июля 2019 г. Пожарно-спасательный отряд федеральной противопожарной службы N 2 (п. Усть-Ордынский) Главного управления МЧС России по Иркутской области: ПЧ-43 (п. Усть-Ордынский), приказ МЧС России от 30 апреля 2019 г. N 249, приказ Главного управления МЧС России по Иркутской области от 30 апреля 2019 г. N 351.
Руководствуясь положениями Федерального
закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального
закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности",
Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г. N 437, которым утвержден Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с
подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу, что в период же работы с 1 мая 2005 г. по 31 июля 2007 г. истец не являлся работником государственной федеральной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, работал в Государственной противопожарной службе субъекта Российской Федерации, в связи с чем, спорный период работы не может быть включен в специальный стаж истца, а потому признал обоснованным решение УПФР в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) об отказе в установлении истцу досрочной страховой пенсии по старости и по тем основаниям, что специальный стаж истца на дату обращения в пенсионный орган составил менее требуемых 25 лет.
Кроме того, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для включения в специальный стаж истца в соответствии с
пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периода службы в армии с 26 октября 1980 г. по 10 октября 1982 г.
С данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
В соответствии
пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного
статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В силу Федерального
закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" Государственная противопожарная служба подразделяется на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации
(статья 5).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г. N 437 утвержден
Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в котором поименована должность "пожарный".
Пунктом 2 данного Постановления установлено, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных
Списком, утвержденным настоящим Постановлением, когда Государственная противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарные и аварийно-спасательные службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являлась Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии со
статьями 4 и
5 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г., пожарная охрана подразделялась на Государственную противопожарную службу, ведомственную пожарную охрану, добровольную пожарную охрану, объединения пожарной охраны.
Из
Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" следует, что Государственная противопожарная служба МВД России была преобразована в Государственную противопожарную службу МЧС России.
Сотрудники указанной противопожарной службы имели право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. N 317 было утверждено примерное Положение об органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в составе или при органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органе местного самоуправления.
В пункте 4 указанного Положения определено, что руководство деятельностью местного органа управления по делам ГОЧС осуществляет руководитель органа местного самоуправления, а по вопросам боевой и мобилизационной готовности, осуществления надзорных функций, прохождения военной службы (службы) - МЧС России через Орган управления субъекта Российской Федерации.
На основании оценки представленных в материалы дела доказательств, суды первой и апелляционной инстанций признали установленным, что истец в период работы с 1 мая 2005 г. по 31 июля 2007 г. не являлся работником государственной федеральной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а работал в Государственной противопожарной службе субъекта Российской Федерации, которая финансировалась из средств бюджета субъекта и выполняла функции противопожарной службы субъекта Российской Федерации, Государственная противопожарная служба субъекта не входила в федеральную службу Министерства внутренних дел Российской Федерации или Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, в связи с чем, выводы судов о том, что период с 1 мая 2005 г. по 31 июля 2007 г. не может быть включен в специальный стаж истца, являются законными и обоснованными, поскольку такое право для работников Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации законодателем не установлено.
Судебная коллегия полностью соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с правилами
статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Представленным сторонами доказательствам судами дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суды отразили в постановленных судебных актах. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судами не допущено.
Доводы жалобы о том, что период работы с 1 мая 2005 г. по 31 июля 2007 г. подлежит включению в специальный стаж, что подтверждено справкой работодателя, правомерно отклонен судами первой и апелляционной инстанции с учетом вышеуказанных установленных обстоятельств.
Доводы кассационной жалобы и дополнений к ней о незаконности судебных актов в части отказа во включении в специальный стаж периода службы в армии с 26 октября 1980 г. по 10 октября 1982 г. судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции также находит ошибочными.
Подпунктом "а" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О Списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что в отношении периодов работы, указанных в
абзаце 3 подпункта "а",
абзаце 3 подпункта "б" и
абзаце 3 подпункта "в" пункта 1 настоящего постановления, - применяются соответствующие положения
пунктов 98,
108,
109,
110,
112 и
113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий".
Из приведенной нормы
постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 следует, что
пункт 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 применяется к
Списку N 1 и
Списку N 2 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г. (
абзац 3 подпункта "а";
абзац 3 подпункта "б" пункта 1).
Пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590, предусматривалось, что кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также: обучение в высших учебных заведениях, средних специальных учебных заведениях (техникумах, педагогических и медицинских училищах и т.д.), партийных школах, совпартшколах, школах профдвижения, на рабфаках; пребывание в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре
(пункт "и"); служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах; служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МТБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства охраны общественного порядка СССР, министерств охраны общественного порядка союзных республик, Министерства внутренних дел СССР, министерств внутренних дел союзных республик; служба в органах милиции. Пребывание военнослужащего в плену засчитывается в стаж работы в установленном порядке (пункт "к").
При назначении пенсий по старости периоды, указанные в подпункте "и", засчитываются в стаж при условии, если этим периодам предшествовала работа в качестве рабочего или служащего, либо служба в составе Вооруженных Сил СССР, или иная служба, указанная в подпункте "к".
При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (подпункт "в" пункта 16) периоды, указанные в подпунктах "к" и "л", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Принимая во внимание вышеизложенные нормы пенсионного законодательства и установленные судами обстоятельства того, что периоду службы Х. в составе Вооруженных Сил СССР не предшествовала и не следовала за окончанием этого периода подземная работа, работа с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда, а также работа на предприятии текстильной промышленности, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит правильными выводы судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии оснований для включения в специальный стаж работы истца, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по
пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" периода службы по призыву в рядах Вооруженных Сил СССР.
Ссылка истца на специальные нормы законодательства также является необоснованной.
Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее по тексту - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1) урегулирован порядок пенсионного обеспечения военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, в том числе и исчисление выслуги лет для назначения пенсии.
Служба в органах внутренних дел и государственной пожарной службе, является составной частью правоохранительной службы, входит в систему государственной службы Российской Федерации, соответственно, стаж государственной службы должен определяться в соответствии с
Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1.
Федеральным
законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" установлен перечень граждан, имеющих статус военнослужащих, в который не включены работники Государственной противопожарной службы, не имеющие специальных или воинских званий.
Истец не состоял на соответствующих штатных должностях лиц рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы, военнослужащих федеральной противопожарной службы, соответственно на него не распространяются установленные законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативными актами гарантии и льготы для сотрудников органов внутренних дел и для военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации о зачете срочной военной службы в специальный стаж. На работников Государственной противопожарной службы распространяются права, обязанности и льготы, установленные законодательством о труде.
В соответствии с положениями
Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 период военной службы по призыву подлежит включению в выслугу лет при назначении пенсии за выслугу лет лицам, проходившим военную службу в органах, поименованных в данном нормативном акте, однако истец к таким не относится.
С учетом изложенного, правовые основания для удовлетворения исковых требований истца в указанной выше части также отсутствуют.
Приведенные истцом в кассационной жалобе ссылки на судебную практику во внимание судом кассационной инстанции не принимаются, поскольку обстоятельства дела по каждому спору устанавливаются судом самостоятельно, а выводы по иным делам, приведенные истцом в обоснование своей позиции, преюдициального или прецедентного значения для рассмотрения настоящего дела не имеют. Судебная практика не является формой права, и высказанная в ней позиция по конкретному делу не является обязательной для применения при разрешении внешне тождественных дел.
Вопреки доводам кассационной жалобы, материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен судами верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене судебных актов в обжалуемой части, кассационная жалоба не содержит. Правом давать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявитель ссылается в своей кассационной жалобе в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделен в силу императивного запрета, содержащегося в
части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных
статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций.
Руководствуясь
статьями 379.7,
390,
390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Эхирит-Булагатского районного суда Иркутской области от 20 октября 2021 г. и апелляционное
определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 21 февраля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя истца Х. - К. - без удовлетворения.
Председательствующий
М.В.ЛАВНИК
Судьи
И.А.НОВОЖИЛОВА
Т.В.ЛЕОНТЬЕВА