Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 10.10.2023 N 88-20591/2023 (УИД 38RS0013-01-2022-000626-73)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии; 2) О возложении обязанности назначить пенсию; 3) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Истец указал, что обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости досрочно. Решением пенсионного органа ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ. Однако ответчиком не был включен в стаж период работы.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено; 3) Удовлетворено в части.

Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 10.10.2023 N 88-20591/2023 (УИД 38RS0013-01-2022-000626-73)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии; 2) О возложении обязанности назначить пенсию; 3) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Истец указал, что обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости досрочно. Решением пенсионного органа ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ. Однако ответчиком не был включен в стаж период работы.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено; 3) Удовлетворено в части.


Содержание


ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 октября 2023 г. N 88-20591/2023
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Латушкиной С.Б.,
судей Андугановой О.С., Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-5/2023 (УИД 38RS0013-01-2022-000626-73) по иску К. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области о признании решения незаконным, включении периодов работы в специальный стаж, досрочном назначении страховой пенсии по старости,
по кассационной жалобе представителя истца К. - Д. на решение Куйтунского районного суда Иркутской области от 13 января 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 15 мая 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В.,
судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
К. (далее - К., истец) обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области (далее - ОПФР по Иркутской области, ответчик, пенсионный орган) о признании решения незаконным, включении периодов работы в специальный стаж, досрочном назначении страховой пенсии по старости.
В обоснование своих требований указывал на то, что К. 27 декабря 2021 г. обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости досрочно на основании пункта 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ОПФР по Иркутской области от 5 апреля 2022 г. N 603640/21 К. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ.
Ответчиком не был включен период работы К. с 26 декабря 1992 г. по 27 ноября 1996 г. в должности водителя автомобиля пожарного в Куйтунском Пожарно-спасательном отряде Противопожарной и аварийно-спасательной службы УВД Иркутской области; с 31 декабря 2003 г. по 30 июня 2005 г. в должности водителя первого класса пожарного автомобиля в Куйтунском отряде государственной противопожарной службы.
К. находит решение пенсионного органа незаконным.
К., с учетом уточнения требований, просил суд признать незаконным решение ОПФР по Иркутской области от 5 апреля 2022 г. N 603640/21 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости; обязать ответчика засчитать в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы с 26 декабря 1992 г. по 27 ноября 1996 г. в должности водителя в Куйтунском Пожарно-спасательном отряде Противопожарной и аварийно-спасательной службы УВД Иркутской области; с 1 января 2004 г. по 30 июня 2005 г. в Куйтунском отряде государственной противопожарной службы в должности водителя первого класса пожарного автомобиля; обязать ответчика назначить досрочно страховую пенсию по старости с момента возникновения права.
Определением Куйтунского районного суда Иркутской области от 18 октября 2022 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области (далее - ГУ МЧС России по Иркутской области).
Определением Куйтунского районного суда Иркутской области от 13 января 2023 г. произведена замена ответчика ОПФР по Иркутской области на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области (далее - ОСФР по Иркутской области).
Решением Куйтунского районного суда Иркутской области от 13 января 2023 г. исковые требования К. удовлетворены частично. Признано незаконным решение ОПФР по Иркутской области от 5 апреля 2022 г. N 603640/21 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в части невключения в специальный стаж К. периода работы с 1 января 2004 г. по 31 декабря 2004 г. в должности водителя 1 класса пожарного автомобиля Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Куйтунского района главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Иркутской области. На ОСФР по Иркутской области возложена обязанность включить в специальный стаж К. период работы с 1 января 2004 г. по 31 декабря 2004 г. в должности водителя 1 класса пожарного автомобиля Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Куйтунского района главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Иркутской области. В удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж периодов работы К. с 26 декабря 1992 г. по 27 ноября 1996 г. в должности водителя, с 1 января 2005 г. по 30 июня 2005 г. в должности водителя первого класса пожарного автомобиля, назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 15 мая 2023 г. решение Куйтунского районного суда Иркутской области от 13 января 2023 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель истца К. - Д. просит об отмене судебных актов как незаконных.
ГУ МЧС России по Иркутской области поданы возражения на кассационную жалобу.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции истец К., представитель истца Д., представитель ответчика ОСФР по Иркутской области, представитель третьего лица ГУ МЧС России по Иркутской области, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились. Ходатайство ГУ МЧС России по Иркутской области об участии в судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи оставлено без удовлетворения по техническим причинам. Руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что К. 27 декабря 2021 г. обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости досрочно на основании пункта 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ОПФР по Иркутской области от 5 апреля 2022 г. N 603640/21 К. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ.
Ответчиком не был включен период работы К. с 26 декабря 1992 г. по 27 ноября 1996 г. в должности водителя автомобиля пожарного в Куйтунском Пожарно-спасательном отряде Противопожарной и аварийно-спасательной службы УВД Иркутской области; с 31 декабря 2003 г. по 30 июня 2005 г. в должности водителя первого класса пожарного автомобиля в Куйтунском отряде государственной противопожарной службы.
Согласно записей в трудовой книжке К., 26 декабря 1992 г. он принят водителем 3-го класса в Куйтунский ПСО ПАСС УВД ИО; 27 ноября 1996 г. уволен по собственному желанию. 26 января 1999 г. принят водителем 1-го класса пожарного автомобиля в Куйтунский отряд государственной противопожарной службы; 8 января 2004 г. Куйтунский отряд государственной противопожарной службы преобразован в Управление ГО и ЧС Куйтунского района; 30 июня 2005 г. уволен в соответствии с пункту 5 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (перевод работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю).
Из архивной справки от 21 июня 2022 г. следует, что в ФГКУ "6 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области (г. Тулун) имеются следующие сведения о стаже Коршуна А.А.: с 6 января 1993 г. принят на должность водителя 3-го класса Куйтунской профессиональной пожарной части по охране пос. Куйтун Куйтунского пожарно-спасательного отряда Противопожарной и аварийно-спасательной службы УВД Иркутской области (приказ Куйтунского ПСО от 26 декабря 1992 г. N 98); с 1 января 2009 г. переведен на должность водителя 1-го класса ПЧ-21 по охране пгт Куйтуна государственного учреждения "6 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области" (приказ ОГПС МЧС России г. Тулуна и Тулунского района от 31 декабря 2008 г. N 166); с 30 июня 2019 г. уволен переводом на должность водителя автомобиля (пожарного) 1 класса пожарно-спасательной части N 21 7-го пожарно-спасательного отряда федеральной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Иркутской области (приказ федерального государственного казенного учреждения "6 отряд ФПС по Иркутской области" от 11 июня 2019 г. N 12-К).
Согласно ответу начальника Главного управления МЧС России по Иркутской области от 28 июня 2022 г., приказом Куйтунского пожарноспасательного отряда противопожарной и аварийно-спасательной службы УВД Иркутской области от 26 декабря 1992 г. N 98, К. был принят на должность водителя 3 класса Куйтунского пожарно-спасательного отряда 2-й противопожарной и аварийно-спасательной службы УВД Иркутской области с 6 января 1993 г.
Штатное расписание вышеуказанного подразделения было утверждено приказом МВД РСФСР Управления внутренних дел Иркутской области от 22 января 1992 г. "Об организационно-штатных изменениях по подразделениям противопожарной и аварийно-спасательной службы УВД Иркутской области". Приказом МВД России Управления внутренних дел Иркутской области от 24 января 1994 г. "Об организационно-штатных изменениях по подразделениям противопожарной и аварийно-спасательной службы УВД Иркутской области" утверждено новое штатное расписание Куйтунского отряда пожарной охраны 3-го разряда Управления государственной противопожарной службы УВД Иркутской области по охране п. Куйтун и Куйтунского района, который действовал с 24 января 1994 г. по 26 мая 2000 г. Иные сведения, подтверждающие трудовую деятельность Коршуна А.А. за период работы с 26 декабря 1992 г. по 27 ноября 1996 г., отсутствуют.
Согласно ответу начальника Главного управления МЧС России по Иркутской области от 28 июля 2022 г. в документах по начислению заработной платы указана должность Коршуна А.А. "водитель". Запрашиваемые копии документов (табель учета рабочего времени, график дежурств, состав дежурного караула, приказы об отпусках за 1992-1996 г.г.), являются документами с временным сроком хранения - 5 лет и в архив на долговременное хранение не передаются. Должностные инструкции и карточки формы Т2 в ОГПС Куйтунского района не сохранились.
В расчетно-платежных ведомостях за 1993-1995 г., в личной карточке на денежное довольствие Коршуна А.А. указана должность "водитель".
К. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования с 11 февраля 2000 г., спорные периоды работы истца указаны работодателем без кода льготы.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в период с 26 декабря 1992 г. по 27 ноября 1996 г. истец занимал должность водителя, доказательств того, что истец в спорный период занимал должность водителя пожарной машины, в материалах дела отсутствуют.
Рассматривая требования истца о включении в специальный стаж периода работы в должности водителя пожарного автомобиля с 1 января 2004 г. по 30 июня 2005 г., суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что часть указанного периода с 1 января 2004 г. по 31 декабря 2004 г. подлежит включению в специальный стаж, поскольку в указанный период работа истца протекала в Государственной противопожарной службе федерального органа исполнительной власти.
При этом период работы с 1 января 2005 г. по 30 июня 2005 г. судом первой инстанции не включен в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, поскольку установлено, что данная работа протекала в государственной противопожарной службе Иркутской области, то есть противопожарной службе субъекта.
С данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Истец К. обжалует судебные постановления в части отказа во включении в специальный стаж периодов работы с 26 декабря 1992 г. по 27 ноября 1996 г., с 1 января 2005 г. по 30 июня 2005 г., в связи с чем на основании статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные акты в остальной части судом кассационной инстанции не проверяются.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее по тексту - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Согласно подпункту "л" пункта 1 указанного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населении территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, применяется Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г. N 437.
Указанным Списком предусмотрена должность водитель (шофер) автомобиля (пожарного) (код 11442).
Должность "водитель" указанный Список не содержит.
В соответствии с положениями статей 4 и 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, пожарная охрана подразделялась на государственную противопожарную службу, ведомственную пожарную охрану, добровольную пожарную охрану, объединения пожарной охраны.
В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 1995 г. N 211 "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона пожарной безопасности" установление пенсии ранее общеустановленного пенсионного возраста (пенсия за выслугу лет) лицам указанной категории было также закреплено в пункте "о" части 1 статьи 12 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
На основании Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации была преобразована в государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В силу подпункта 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначалась ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" были внесены изменения, вступившие в законную силу с 1 января 2005 г. В соответствии с указанными изменениями Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации (часть 5 статьи 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности").
Таким образом, досрочная страховая пенсия по старости устанавливается исключительно работникам государственной федеральной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Аналогичное право для работников Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации данной нормой не установлено.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно абзаца 1 пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11, 12 данного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11, 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее - Правила от 2 октября 2014 г. N 1015).
Согласно пункту 10 указанных Правил, в случае, если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные данные о периодах работы либо отсутствуют информация об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.
Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (пункт 11).
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе, создание условий для назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
На территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета (пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае возникновении спора о периодах работы, подлежащих включению в страховой стаж, в том числе в страховой стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, порядке исчисления этого стажа, сведения о наличии такого стажа могут быть подтверждены в судебном порядке с представлением доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. При этом бремя доказывания этих юридически значимых обстоятельств в силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязанностью лица, претендующего на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Разрешая исковые требования истца, суд первой инстанции с учетом положений Списка должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г. N 437, пришел к выводу о недоказанности истцом занятости в период времени с 26 декабря 1992 г. по 27 ноября 1996 г. в особых условиях труда при несоответствии наименования занимаемой истцом в спорный период должности, указанного в трудовой книжке, наименованиям, установленным в указанном Списке, поскольку правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости обладают водители (шофер) автомобиля (пожарного), в то время как истец занимал должность водителя.
Руководствуясь приведенным правовым регулированием, исследовав юридически значимые обстоятельства, оценив представленные в материалы дела доказательств в совокупности и взаимосвязи, и установив, что имеющимися в деле доказательствами не подтверждается факт выполнения истцом работ в период с 26 декабря 1992 г. по 27 ноября 1996 г. в должности водителя (шофера) автомобиля (пожарного), суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для включения данного периода работы истца в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости и досрочного назначения страховой пенсии по старости по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Копии приказов о поощрении в 1993 г. не свидетельствуют о том, что истец весь период с 26 декабря 1992 г. по 27 ноября 1996 г. работал в должности водителя (шофера) автомобиля (пожарного).
Руководствуясь приведенным правовым регулированием, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, и установив, что в период работы с 1 января 2005 г. по 30 июня 2005 г. истец работал в противопожарной службе субъекта Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии у истца права на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пункта 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", поскольку правом на такую пенсию обладают только сотрудники федеральной противопожарной службы.
Исследовав юридически значимые обстоятельства, оценив представленные в материалы дела доказательств в совокупности и взаимосвязи, и установив, что в сведениях персонифицированного учета отсутствует информация, подтверждающая льготный характер работы истца после его регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, отсутствует информация о кодах льготы в спорный период, суды сделали обоснованный вывод об отсутствии правовых оснований для включения данного периода работы истца в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости и досрочного назначения страховой пенсии по старости по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Доводы кассационной жалобы истца об обратном не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
Доводы кассационной жалобы истца о том, что противопожарная служба субъектов Российской Федерации входит в структуру государственной противопожарной службы, не могут служить основанием к отмене апелляционного определения, поскольку Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, работавшим на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, а не субъекта Российской Федерации.
Предусмотренная действующим законодательством дифференциация в условиях реализации права на назначение трудовой пенсии по старости для сотрудников федеральной противопожарной службы и противопожарной службы субъектов Российской Федерации основана на объективных различиях в характере и содержании их профессиональной деятельности, обусловленных законодательно закрепленным разграничением функций, и не может, расцениваться как нарушающая конституционные права граждан, занятых в противопожарных службах субъектов Российской Федерации.
Разрешение вопроса о расширении круга лиц, имеющих право на досрочное назначение страховой пенсии, за счет включения в него сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, является исключительной прерогативой законодателя и не относится к полномочиям судов общей юрисдикции.
Соответствующая правовая позиция изложена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 5 февраля 2009 г. N 552-О-О "По запросу Шарьинского городского суда Костромской области о проверке конституционности подпункта 9 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Суды обоснованно отклонили ходатайство истца о допросе свидетелей, поскольку факт работы истца с 1 января 2005 г. по 30 июня 2005 г. не оспаривался, и факт работы именно в противопожарной службе субъекта подтвержден письменными доказательствами по делу, не подлежит доказыванию свидетельскими показаниями.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что при разрешении спора суды правильно определили характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и примененным нормам материального права.
В обжалуемых судебных постановлениях приведено исчерпывающее толкование норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, а также результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен судами верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене судебных актов в обжалуемой части, кассационная жалоба не содержит. Правом давать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявитель ссылается в своей кассационной жалобе в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделен в силу императивного запрета, содержащегося в части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Куйтунского районного суда Иркутской области от 13 января 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 15 мая 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя истца К. - Д. - без удовлетворения.
Председательствующий
С.Б.ЛАТУШКИНА
Судьи
О.С.АНДУГАНОВА
Т.В.ЛЕОНТЬЕВА