Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 10.11.2022 N 88-21124/2022 по делу N 2-2346/2021
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании незаконным решения о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и восстановлении в очереди.
Обстоятельства: Истец проходил службу по контракту в Федеральной противопожарной службе МЧС России и уволен со службы по выслуге лет, дающей право на пенсию. Установлено, что каких-либо недобросовестных, намеренных, умышленных действий, преследующих целью ухудшение жилищных условий с целью получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в большем размере, истец не совершал.
Решение: Удовлетворено.


Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 10.11.2022 N 88-21124/2022 по делу N 2-2346/2021
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании незаконным решения о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и восстановлении в очереди.
Обстоятельства: Истец проходил службу по контракту в Федеральной противопожарной службе МЧС России и уволен со службы по выслуге лет, дающей право на пенсию. Установлено, что каких-либо недобросовестных, намеренных, умышленных действий, преследующих целью ухудшение жилищных условий с целью получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в большем размере, истец не совершал.
Решение: Удовлетворено.

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 ноября 2022 г. N 88-21124/2022
Дело N 2-2346/2021
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Лавник М.В.,
судей Андугановой О.С., Гусева Д.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2346/2021 (УИД: 04RS0021-01-2021-003488-45) по иску И.А.А. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Бурятия о признании незаконным решения, обязании восстановить в очереди, взыскании судебных расходов,
по кассационной жалобе Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Бурятия на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 16 сентября 2021 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 22 июня 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Андугановой О.С., объяснение принимавшего участие в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи представителя Главного управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Бурятия В., действующей на основании доверенности N от 22 сентября 2020 г., поддержавшей доводы кассационной жалобы,
судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
И.А.А. (далее - И.А.А., истец) обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Бурятия (далее - Главное Управление МЧС России по Республике Бурятия, ответчик) о признании незаконным решения комиссии ГУ МЧС России по Республике Бурятия от 18 марта 2021 г., оформленного протоколом N о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и восстановлении его в очереди лиц, состоявших на данном учете, взыскании судебных расходов.
В обоснование заявленных требований И.А.А. указал, что 18 марта 2021 г. комиссией Главного управления МЧС России по Республике Бурятия рассмотрено заявление истца о приобщении документов к учетному делу для получения единовременной социальной выплаты и материалы учетного дела, по результатам которого в силу части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" принято решение о снятии И.А.А. с данного учета в связи с совершением действий, ухудшающих жилищные условия. Однако И.А.А. с членами семьи поставлен на учет на основании решения суда с даты обращения с заявлением 20 мая 2014 г., истец является нуждающимся в улучшении жилищных условий. Согласно повестке заседания комиссии подлежал рассмотрению вопрос о приобщении документов к учетному делу, однако комиссия формально и незаконно рассмотрела другой вопрос и приняла решение об утрате И.А.А. права состоять на учете для получения единовременной социальной выплаты.
И.А.А. просил суд признать незаконным решение комиссии Главного управления МЧС России по Республике Бурятия от 18 марта 2021 г., оформленное протоколом N, о снятии его с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - также единовременная социальная выплата) и восстановить его в очереди лиц, состоящих на данном учете.
Решением Советского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 16 сентября 2021 г. исковые требования И.А.А. удовлетворены.
Признано незаконным решение комиссии Главного управления МЧС России по Республики Бурятия по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам ФПС ГПС и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из ФПС ГПС, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленное протоколом N от 18 марта 2021 г. в части снятия И.А.А. с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
На Главное управление МЧС России по Республики Бурятия возложена обязанность восстановить И.А.А. в списке лиц, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 20 мая 2014 г. с составом семьи 4 человека.
С Главного управления МЧС России по Республики Бурятия в пользу И.А.А. взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 15 декабря 2021 г. решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 16 сентября 2021 г. отменено, принято по делу новое решение, которым исковые требования И.А.А. к Главному управлению МЧС России по Республике Бурятия о признании незаконным решения, обязании восстановить в очереди, взыскании судебных расходов, оставлены без удовлетворения.
Определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 26 апреля 2022 г. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 15 декабря 2021 г. отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 22 июня 2022 г. решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 16 сентября 2021 г. остановлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель Главного управления МЧС России по Республике Бурятия просит об отмене решения Советского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 16 сентября 2021 г., апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 22 июня 2022 г.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что судом не учтены положения жилищного законодательства Российской Федерации, регулирующие отношения по пользованию жилыми помещениями, находящимися в собственности граждан. В частности, заявитель кассационной жалобы указывает, что члены семьи истца, а именно супруга и дочь в 2013 году перед постановкой на учет ухудшили свои жилищные условия, что привело к нуждаемости их в обеспечении его и членов его семьи жильем за счет государства, в связи с чем, истец имел право постановки на учет не ранее 2018 года. Истец ухудшил свои жилищные условия в 2011 году путем продажи 1/6 доли жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>, в связи с чем, имел право постановки на учет в 2016 году. Также указывает, что в 2018 году истцом совершены действия по ухудшению своих жилищных условий, в 2018 году, снявшись с учета из жилого помещения, принадлежащего его отцу, в связи с чем, истец и члены его семьи имели право постановки на учет не ранее 2023 года. В связи с чем, комиссия пришла к выводу, что И.А.А. и члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, что явилось основанием для вынесения Главным управлением МЧС России по Республике Бурятия решения о снятии истца с учета. Полагает, что истец, снявшись 7 августа 2018 года по своему волеизъявлению с регистрационного учета по адресу <адрес>, намеренно ухудшил свои жилищные условия, поскольку указанные действия привели к созданию ситуации наличия у истца права на признания истца нуждающимся в жилом помещении и приобретения им в связи с этим с условия признания за ним права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Полагает, что супруга истца и дочь истца в 2013 году выписавшись из жилого помещения по адресу <адрес>, где были зарегистрированы как члены семьи собственника и вселены в качестве членов семьи собственника без заключения какого-либо договора и обладали правом пользования указанным жилым помещением, фактически совершили намеренные действия, которые привели к созданию нуждаемости в жилом помещении. Выезд истца и членов его семьи из жилого помещения, относительно которого они имели право пользования само по себе, с учетом сохранения ими регистрации по месту жительства в этом жилом помещении не свидетельствует о том, что они не являются членами семьи собственника жилого помещения и не имеют право пользования этим жилым помещением. Также полагает ошибочными выводы судов относительно того, что истец и члены его семьи фактически не проживали в жилом помещении по адресу <адрес> связи с небольшой площадью. Полагает, что сам факт ухудшения жилищных условий путем добровольного отказа от права пользования жилым помещением, в котором истец и члены его семьи имели право пользования, свидетельствует об отсутствии права состоять в списке нуждающихся на улучшение жилищных условий в течение пяти лет после совершения указанных действий. На основании изложенного, истец просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления.
Относительно доводов кассационной жалобы И.А.А. принесены письменные возражения, в которых истец просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец И.А.А., третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, И.В., И.Ю., И.М., сведения о причине неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными, исходя из следующего.
Судами установлено и следует из материалов дела, что И.А.А., 9 ДД.ММ.ГГГГ, проходил службу по контракту в Федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы МЧС России с 28 августа 2000 г. по 5 августа 2016 г. и уволен со службы по выслуге лет, дающей право на пенсию.
Общая продолжительность службы в Государственной противопожарной службе составила в календарном исчислении 19 лет 8 месяцев 22 дня.
И.А.А. был зарегистрирован с 27 июня 2007 г. в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, площадью N кв. м, которое принадлежит на праве собственности, согласно свидетельству о праве на наследство по завещанию, отцу истца И.А.С.
Супруга истца И.В. была зарегистрирована в этом жилом помещении в период с 18 декабря 2008 г. по 28 мая 2013 г., дочь истца И.Ю. в период с 15 декабря 2008 г. по 7 июня 2013 г., сын истца И.М. с 15 декабря 2008 г.
19 ноября 2011 г. заключен договор дарения, согласно которому истец И.А.А., его отец И.А.С. и брат И.М. подарили матери истца И.Л. принадлежащие каждому из дарителей на основании договора приватизации от 12 мая 1994 г. N доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>15, общей площадью 71 кв. м.
С 30 мая 2013 г. супруга истца И.В., с 11 июня 2013 г. дочь истца И.Ю. зарегистрированы в доме, расположенном по адресу: <адрес>, общей площадью N кв. м. Собственником указанного дома является Т.
Решением комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам, уволенным со службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ГУ МЧС России по Республике Бурятия от 28 августа 2014 г. И.А.А. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты по мотиву отсутствия условий, необходимых для постановки на учет, в связи с совершением действий, повлекших ухудшение жилищных условий, ввиду заключения им вышеуказанного договора дарения 1/6 доли в праве собственности на жилое помещение.
Не согласившись с указанным решением И.А.А. обратился в Советский районный суд г. Улан-Удэ с иском о признании его незаконным.
Решением Советского районного суда г. Улан-Удэ от 18 февраля 2015 г. по делу N 2-82/2015, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 29 апреля 2015 г., исковые требования И.А.А. удовлетворены. Признано незаконным решение комиссии ГУ МЧС России по Республике Бурятия об отказе в постановке И.А.А. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленное протоколом заседания комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам, уволенным со службы из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, от 28 августа 2014 г. На ГУ МЧС России по Республике Бурятия возложена обязанность принять И.А.А. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты обращения с заявлением - 20 мая 2014 г.
При этом суд первой инстанции указал, что в связи с отчуждением жилой площади истца жилищные условия истца и членов его семьи ухудшились. Вместе с тем, даже при наличии у И.А.А. 1/6 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенной по адресу: <адрес> он был вправе претендовать на постановку его на учет, поскольку обеспеченность на одного члена семьи составляла менее 15 кв. м, оснований для вывода о намеренном ухудшении И.А.А. жилищных условий с целью получить единовременную социальную выплату, не имеется. Также суд указал, что положения, касающиеся получения единовременной выплаты приняты в 2013 г., а истец подарил свою долю в 2011 г., то есть до принятия правовых актов, предусматривающих получение выплаты, что также подтверждает отсутствие умысла намеренного ухудшения жилищных условий.
Решением комиссии ГУ МЧС России по Республике Бурятия от 15 июня 2015 г., оформленным протоколом N, И.А.А. поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты с составом семьи 4 человека, с момента подачи заявления 20 мая 2014 г.
7 августа 2018 г. И.А.А. снялся с регистрационного учета в принадлежащем его отцу жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> зарегистрировался в арендуемом жилом помещении по адресу: <адрес>, площадью 51,6 кв. м, собственником которого является Т.
Сын И.М. на регистрационном учете в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, не состоял.
Решением комиссии ГУ МЧС России по Республике Бурятия от 18 марта 2021 г., оформленным протоколом N, И.А.А. снят с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения со ссылкой на то, что в результате снятия с регистрационного учета в жилом помещении по адресу: <адрес> 2018 г. истец, его супруга и дочь совершили действия, ухудшающие жилищные условия, поэтому имеют право на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня прекращения права пользования жилым помещением, принадлежащим И.А.С., то есть в 2023 г.
И.А.А., указав на отсутствие оснований для снятия его с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, является нуждающимся в улучшении жилищных условий, обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая заявленные И.А.А. требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369, статьями 30, 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из незаконности снятия истца с учета на получение единовременной социальной выплаты, поскольку каких-либо недобросовестных, намеренных, умышленных действий, преследующих целью ухудшение жилищных условий с целью получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в большем размере, истец не совершал.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций по доводам кассационной жалобы не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
В соответствии с частью 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Частью 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Согласно части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее, чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные:1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
По смыслу приведенной нормы перечень намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, не является исчерпывающим.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу требований части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации. (далее по тексту - Правила).
В соответствии с пунктом 2 Правил единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в пунктах 1 - 3 части 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.
Пункты 1 - 3 части 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ к таким лицам относят супруга (супругу), состоящих в зарегистрированном браке с сотрудником; супруга (супругу), состоявших в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день гибели (смерти); несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных организациях по очной форме обучения.
Согласно пункту 4 Правил принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В пункте 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. Данный пункт также содержит перечень документов, представляемых в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения.
При наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на одного члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником (пункт 11 Правил).
Согласно положениям пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ во взаимосвязи с пунктом 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальной выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
В случае, если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (пункт 12 Правил).
Таким образом, из приведенных нормативных положений следует, что обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является не только его нуждаемость в жилом помещении, но и несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
Аналогичные положения содержатся в статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что действиями по ухудшению жилищных условий, препятствующими принятию граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в течение пяти лет с момента их совершения, являются намеренные действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, препятствующей необоснованному сверхнормативному обеспечению жильем за счет бюджетных средств, ограничения должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущего привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение этого законоположения должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
В силу части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (часть 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 15 Правил сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 8 статьи 4 Закона, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
Согласно части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее, чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
Из содержания приведенных выше норм следует, что действиями по ухудшению жилищных условий являются именно намеренные действия сотрудника, в результате которых у последнего возникнет право на получение выплаты в большем размере.
Судебная коллегия отклоняет доводы жалобы о намеренности ухудшения истцом жилищных условий, исходя из следующего.
Согласно выписке из лицевого счета МКУ Управление информатизации и информационных ресурсов Администрации г. Улан-Удэ" от 1 июля 2021 г. N, по адресу <адрес>, зарегистрированы: И.А.А. в период с 27 июня 2007 г. по 7 августа 2018 г., И.Ю. с 15 декабря 2008 г. по 7 июня 2013 г., И.В. с 18 декабря 2008 г. по 28 мая 2013 г., И.М. с 15 декабря 2008 г.
При этом в ходе рассмотрения гражданского дела N 2-82/2015 по иску И.А.А. к Главному управлению МЧС России по Республике Бурятия о признании незаконным отказа в постановке на учет, обязании ответчика принять на учет для получения единовременной социальной выплаты, судебными инстанциями было установлено, что И.А.А. и члены его семьи по адресу: <адрес>, не проживают, жилье им не принадлежит, они не являются членами семьи собственника, фактически проживают в арендуемом жилом помещении по адресу: <адрес>, занимая квартиру общей площадью 54 кв. м, и не являются членами семьи собственника данного жилого помещения.
Как следует из решения Советского районного суда г. Улан-Удэ от 18 февраля 2015 г., судом установлено, что в жилом помещении по <адрес>, общей площадью N кв. м, зарегистрировано 5 человек (в том числе истец с несовершеннолетним ребенком), а супруга истца с другим несовершеннолетним ребенком зарегистрирована в арендованном жилье по <адрес>. При этом, суд установил, что И.А.А. вместе с супругой и двумя несовершеннолетними детьми в доме отца не проживал, а проживал в арендованной квартире по <адрес>.
Установив, в числе прочих указанные обстоятельства, суд первой инстанции, рассматривавший дело, признал отказ в постановке истца И.А.А. с членами его семьи на учет для предоставления жилого помещения незаконным.
Таким образом, еще в 2015 году Главному управлению МЧС России по Республике Бурятия было известно, что истец и члены его семьи не проживают по адресу: <адрес>. При этом супруга и дочь истца регистрации по данному адресу уже не имели.
С учетом изложенного, следует признать правильными выводы судов о том, что снявшись с регистрационного учета по вышеназванному адресу И.В., И.Ю., И.А.А. прописались по адресу фактического места жительства в жилом <адрес> в <адрес> с 30 мая 2013 г., с 11 июня 2013 г., с 7 августа 2018 г. соответственно, тем самым фактически исполнив обязанность, предусмотренную законом, по регистрации по месту своего проживания.
Следует отметить, что регистрация истца и членов его семьи в указанные периоды не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании их членами семьи собственника жилого помещения, так как согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.
Сама по себе регистрация истца и членов его семьи по месту их фактического места жительства не может быть расценена как ухудшение жилищных условий, поскольку ухудшения жилищных условий не произошло, так как истец и его семья фактически не вселялись в жилое помещение по <адрес>, совместно с И.А.С. (собственником жилого помещения) не проживали, чему препятствовала небольшая жилая площадь дома, которая составляла 22, 5 кв. м, состоящего из одной комнаты площадью 14,2 кв. м, что установлено решением Советского районного суда г. Улан-Удэ от 18 февраля 2015 г. по делу N 2-82/2015.
Вопреки доводам жалобы, судебная коллегия соглашается с выводами судов, что тот факт, что истец не являлся членом семьи И.А.С., в жилое помещение к нему не вселялся, проживал с семьей по другому адресу, нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела по существу.
При этом, согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от 23 августа 2021 г. собственником жилого дома по адресу: <адрес> является Т. Из заявления Т. о регистрации по месту жительства N от 6 августа 2018 г. И.А.А. зарегистрирован по <адрес> с согласия собственника, который указал истца как "знакомого".
Ссылка в жалобе на обстоятельства отчуждения истцом И.А.А. N доли собственности в жилом помещении по адресу: <адрес>, по договору дарения, не могут быть предметом оценки при рассмотрении настоящего спора, поскольку указанные обстоятельства также получили оценку во вступившем в законную силу решении Советского районного суда г. Улан-Удэ от 18 февраля 2015 г. по иску И.А.А. к Главному управлению МЧС России по Республике Бурятия об обязании поставить на учет, указанным решением суда признано незаконным решение комиссии Главного Управления МЧС России по Республике Бурятия об отказе в постановке И.А.А. на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Именно эти обстоятельства в 2014 году являлись основанием для отказа в принятии И.А.А. с семьей на жилищный учет, впоследствии признанного незаконным судебными инстанциями.
С учетом установленных по данному делу обстоятельств, судебная коллегия приходит к выводу, что жилищные условия истца с момента постановки на жилищный учет и до рассмотрения настоящего спора судами не изменились, соответственно, намеренного ухудшения жилищных условий судами первой и апелляционной инстанций не установлено.
Напротив, из материалов дела видно, что сын истца - И.М. достиг совершеннолетия, в настоящее время проходит срочную военную службу и в силу п. п. 4 п. 2 ст. 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ утратил право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения как член семьи истца И.А.А. При таких обстоятельствах решение комиссии о снятии И.А.А. с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения является незаконным.
Обстоятельства, имеющие правовое значение для разрешения спора установлены судами в полном объеме, доказательства оценены в соответствии с нормами действующего процессуального законодательства. Доводы заявителя кассационной жалобы полностью повторяют позицию ответчика в суде первой и апелляционной инстанции, все доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции и им дана надлежащая оценка судом апелляционной инстанции. Суд кассационной инстанции не обладает полномочиями по переоценке выводов судов первой и апелляционной инстанций.
Судами не допущены процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену принятых судебных актов и повлиявших на результат рассмотрения спора по существу.
Поскольку доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о допущенных судами первой и апелляционной инстанций нарушениях норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 16 сентября 2021 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 22 июня 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Бурятия - без удовлетворения.