Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 31.05.2022 N 88-9871/2022
Категория: Споры с органами государственной власти.
Требования: О возложении обязанностей провести работы по очистке мест незаконных рубок лесных насаждений от порубочных остатков.
Обстоятельства: Со слов административного истца, порубочные остатки находятся на территории выдела, что создает реальную угрозу их возгорания в пожароопасный период.
Решение: Удовлетворено в части.
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 31.05.2022 N 88-9871/2022
Категория: Споры с органами государственной власти.
Требования: О возложении обязанностей провести работы по очистке мест незаконных рубок лесных насаждений от порубочных остатков.
Обстоятельства: Со слов административного истца, порубочные остатки находятся на территории выдела, что создает реальную угрозу их возгорания в пожароопасный период.
Решение: Удовлетворено в части.
ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 31 мая 2022 г. N 88-9871/2022
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Жуленко Н.Л.,
судей Папушиной Н.Ю., Шабаловой О.Ф.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N по иску военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации к Улан-Удэнскому лесничеству Министерства обороны Российской Федерации - филиалу Федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанностей провести работы по очистке мест незаконных рубок лесных насаждений от порубочных остатков
по кассационной жалобе Министерства обороны Российской Федерации на решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 2 сентября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 19 января 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Жуленко Н.Л., выслушав объяснения прокурора восьмого (апелляционно-кассационного) отдела (с дислокацией в г. Кемерово) управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации К., возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы,
судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Военный прокурор Улан-Удэнского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации обратился в суд с иском Улан-Удэнскому лесничеству Министерства обороны Российской Федерации - филиалу Федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования", Улан-Удэнское лесничество МО РФ; ФГКУ "УЛХиП"), Федеральному государственному казенному учреждению "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" МО РФ) о возложении обязанностей не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести работы по очистке мест незаконных рубок лесных насаждений от порубочных остатков путем сбора на выделе N квартала N Талецкого участкового лесничества Минобороны России.
В обоснование исковых требований указано, что в целях предупреждения лесных пожаров в пожароопасный период ДД.ММ.ГГГГ военной прокуратурой Улан-Удэнского гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами требований законодательства о лесопользовании. ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" обязано принять меры по очистке места рубки от порубочных остатков, заключив контракт с организацией для проведения указанных мероприятий в квартале N, выделе N Талецкого участкового лесничества Минобороны России. Военной прокуратурой Улан-Удэнского гарнизона в ДД.ММ.ГГГГ было вынесено представление об устранении нарушений закона с требованиями принять меры по уборке территории лесничества от захламленности порубочными остатками. Согласно поступившему ответу на представление и пояснений начальника Улан-Удэнского лесничества Минобороны, лесничество принимать меры по уборке лесных участков от порубочных остатков не намерено, так как в правоустанавливающих документах у лесничества отсутствует обязанность по очистке мест незаконных рубок. До настоящего времени порубочные остатки находятся на территории вышеуказанного выдела, что создает реальную угрозу их возгорания в пожароопасный период.
Решением Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 2 сентября 2021 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 19 января 2022 г., исковые требования военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона удовлетворены частично.
На ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации возложена обязанность провести работы по очистке мест незаконных рубок лесных насаждений от порубочных остатков путем сбора порубочных остатков объемом 2,46 куб. м на площади 0,01 га на выделе N квартала N Талецкого участкового лесничества Министерства обороны Российской Федерации в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Министерством обороны Российской Федерации ставится вопрос об отмене вышеуказанных судебных актов со ссылкой на нарушения норм материального и процессуального права.
Относительно доводов кассационной жалобы возражения не представлены.
Помимо прокурора, иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, в связи с чем судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь
статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Согласно положениям
части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Как следует из материалов дела и установлено судами, военной прокуратурой Улан-Удэнского гарнизона в пожароопасный период ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения федерального законодательства в сфере лесопользования.
По результатам проверки зафиксирован факт незаконной рубки лесных насаждений на площади 0,01 га объемом вырубленных лесных насаждений 2,46 куб. м, на территории выдела 13 квартала N Талецкого участкового лесничества Министерства обороны Российской Федерации, что подтверждается актом обследования N от ДД.ММ.ГГГГ и сообщением начальника Улан-Удэнского лесничества Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ об обнаружении факта незаконной рубки лесных насаждений на указанному участке неустановленными лицами. Общая сумма ущерба составляет 22 576 руб.
Факт незаконной рубки лесных насаждений и наличие порубочных остатков на указанном лесном участке представителем ответчика не оспаривался.
Разрешая спор и принимая решение о возложении обязанности по очистке мест незаконных рубок лесных насаждений от порубочных остатков путем их сбора на выделе N квартала N Талецкого участкового лесничества Министерства обороны Российской Федерации на ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации, суд исходил из положений лесного и природоохранного законодательства, нахождения спорного участка леса в ведении Министерства обороны Российской Федерации, уставных целей и задач ответчика.
Суд апелляционной инстанции с вышеуказанными выводами суда первой инстанции и их обоснованием согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для признания выводов судов нижестоящих инстанций незаконными, поскольку они отвечают требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения; обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, судами определены верно; выводы судов основаны на всесторонней оценке представленных сторонами доказательств, с приведением мотивов, по которым суд отдает предпочтение одним доказательствам и отвергает другие, в соответствии с требованиями
статьи 198 ГПК РФ, и не противоречат требованиям действующего законодательства.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в
статье 42 Конституции Российской Федерации.
В
статье 58 Конституции Российской Федерации указано, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Согласно положениям
статьи 50.7 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия, защите от вредных организмов, а также подлежат воспроизводству.
Охрана и защита лесов направлены на выявление негативно воздействующих на леса процессов, явлений, а также на их предупреждение и ликвидацию.
Охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со
статьями 81 -
84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим
Кодексом, другими федеральными законами.
В силу
части 7 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации охрана лесов от пожаров осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со
статьями 81 -
84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим
Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно
части 1 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: 1) предупреждение лесных пожаров; 2) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; 3) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; 4) иные меры пожарной безопасности в лесах.
Леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим
Кодексом, Федеральным
законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и другими федеральными законами (
часть 1 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно
пункту 14 части 1 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относятся, в том числе, осуществление мер пожарной безопасности в лесах и тушение лесных пожаров в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий федерального значения.
Согласно подпункту "д" пункта 4 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 г. N 16144, меры пожарной безопасности, указанные в пункте 3 настоящих Правил, осуществляются федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обороны и безопасности, - в отношении лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, находящихся в федеральной собственности.
В соответствии с
пунктом 4 части 1 статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации,
пункта 28 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 г. N 414, в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляется очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
Согласно
пункту 26 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства от 7 октября 2020 г. N 1614, при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в
Постановлении от 13 октября 2015 г. N 26-П, установленный действующим законодательством порядок использования и охраны лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия. Мероприятия санитарно-оздоровительного характера на лесных участках, связанные с исполнением публично-правовых обязанностей лесопользователя, по смыслу взаимосвязанных положений
статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации и утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 г. N 414 во исполнение
части 3 данной статьи Правил санитарной безопасности в лесах, должны осуществляться и в том случае, если невозможно установить лицо, виновное в их захламлении, загрязнении и ином негативном воздействии на них.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на указанных нормах действующего законодательства, приведенных в судебных постановлениях, мотивированы со ссылкой на доказательства, обстоятельствам по делу не противоречат, соответствуют правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации.
Суды, установив факт наличия на лесном участке, расположенном на землях, предоставленных для нужд Министерства обороны Российской Федерации, незаконной рубки лесных насаждений и наличие порубочных остатков, исходя из того, что наличие в лесных массивах порубочных остатков влечет захламление, загрязнение и иное негативное воздействие на леса, возникновение в них пожаров, в связи с чем нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные
статьей 42 Конституции Российской Федерации,
статьей 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и гарантированные государством, пришли к обоснованному выводу о возложении на уполномоченное лицо обязанности по устранению допущенных нарушений лесного, противопожарного и природоохранного законодательства.
Довод кассационной жалобы Министерства обороны Российской Федерации о том, что вред подлежит возмещению за счет виновного лица, ответчики таковыми не являются, поэтому не могут нести ответственности за причиненный вред, подлежит отклонению как несостоятельный. Разрешая спор согласно положениям
части 3 статьи 196 ГПК РФ по заявленным требованиям, суды правомерно исходили из того, что основанием иска являются не отношения по возмещению вреда, причиненного природным объектам, а отношения по охране лесов от негативного воздействия, субъектами которых являются физические и юридические лица, осуществляющие использование лесов по тем или иным основаниям. Поскольку пользователем лесного участка является Министерство обороны Российской Федерации, соответственно, должно нести ответственность за соблюдение порядка пользования лесами в лице уполномоченных им учреждений.
Указание в кассационной жалобе на незаконное возложение на ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации обязанности по очистке территорий от порубочных остатков, что не входит в компетенцию учреждения, основанием для отмены обжалуемых судебных актов служить не может, поскольку, возлагая обязанность на ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации провести работы по очистке мест незаконных рубок лесных насаждений от порубочных остатков путем их сбора на выделе N квартала N Талецкого участкового лесничества Министерства обороны Российской Федерации, суды учли положения пункта 13 Устава ответчика, согласно которому предметом и целями деятельности учреждения является обеспечение реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны Российской Федерации в сферах управления лесным хозяйством (использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) и природопользования в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности; учреждение осуществляет планирование, организацию, управление мероприятий, проводимых по охране, защите лесов; усилению средообразующих, защитных, водоохранных, санитарно-технических функций лесов, организацию мероприятий по сохранению биологического разнообразия.
Поскольку в функции учреждения входит планирование, организация и управление проведением соответствующих лесоохранных и лесозащитных мероприятий, суды правомерно возложили обязанность по очистке участка леса от порубочных остатков на ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации, которое в рамках исполнения решения суда не лишено возможности организовать проведение соответствующих работ с привлечением иных юридических лиц, подведомственных данному учреждению либо Министерству обороны Российской Федерации, наделенных равнозначными полномочиями, либо исполняющих специальные функции.
Доводы кассационной жалобы не подтверждают нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, и фактически основаны на несогласии с оценкой обстоятельств дела, поэтому они не могут служить основанием для кассационного пересмотра состоявшихся по делу судебных постановлений.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций в судебных постановлениях мотивированы и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты, а правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам суд кассационной инстанции не наделен.
Нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебных актов, судами допущено не было.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных
статьей 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных актов.
На основании изложенного, руководствуясь
статьями 390,
390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 2 сентября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 19 января 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.