Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 17.10.2023 N 88-20219/2023 (УИД 38RS0028-01-2022-000383-07)
Категория спора: Защита прав и интересов работника, в т.ч. в связи с увольнением.
Требования работника: 1) О взыскании платы за вынужденный прогул; 2) О взыскании компенсации за несвоевременную выплату заработной платы; 3) О взыскании компенсации морального вреда; 4) О признании незаконным отстранения от работы.
Обстоятельства: Истец указал, что организация ответчика не относится к организациям энергетики и транспорта, а лишь предоставляет услуги, в связи с этим работники не могут быть приравнены к работникам энергетики, так как выполняют абсолютно разные функции, руководствуются другими приказами, распоряжениями, инструкциями и являются абсолютно разными по роду деятельности.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано; 4) Отказано.
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 17.10.2023 N 88-20219/2023 (УИД 38RS0028-01-2022-000383-07)
Категория спора: Защита прав и интересов работника, в т.ч. в связи с увольнением.
Требования работника: 1) О взыскании платы за вынужденный прогул; 2) О взыскании компенсации за несвоевременную выплату заработной платы; 3) О взыскании компенсации морального вреда; 4) О признании незаконным отстранения от работы.
Обстоятельства: Истец указал, что организация ответчика не относится к организациям энергетики и транспорта, а лишь предоставляет услуги, в связи с этим работники не могут быть приравнены к работникам энергетики, так как выполняют абсолютно разные функции, руководствуются другими приказами, распоряжениями, инструкциями и являются абсолютно разными по роду деятельности.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано; 4) Отказано.
ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 октября 2023 г. N 88-20219/2023
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Фроловой Т.В.,
Судей Кожевниковой Л.П., Латушкиной С.Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-969/2022, УИД 38RS0028-01-2022-000383-07 по иску А. к общества с ограниченной ответственностью "Пожарная охрана "Иркутскэнерго" о признании незаконным и отмене приказа об отстранении от работы, взыскании денежных средств за время вынужденного прогула, взыскании компенсации морального вреда, компенсации за задержку невыплаченной части заработной платы,
по кассационной жалобе А. на решение Черемховского городского суда Иркутской области от 18 августа 2022 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 28 ноября 2022 г.,
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б., выслушав объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Пожарная охрана "Иркутскэнерго" С., действующей на основании доверенности, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, поддержавшей доводы письменных возражений на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
А. обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Пожарная охрана "Иркутскэнерго" (далее - ООО "ПО "Иркутскэнерго") о признании незаконным и отмене приказа об отстранении от работы, взыскании денежных средств за время вынужденного прогула, взыскании компенсации морального вреда, компенсации за задержку невыплаченной части заработной платы.
В обоснование заявленных требований А. указал, что с 9 ноября 2011 г. работает в ООО "ПО "Иркутскэнерго" в должности командира отделения ООО "ПО "Иркутскэнерго" пожарная часть по оказанию услуг обществу с ограниченной ответственностью "Касьяновская обогатительная фабрика" (далее - ООО "Касьяновская обогатительная фабрика"). В настоящий момент оказание услуг производится филиалу "Разрез "Черемховуголь" ООО "Компания "Востсибуголь" ввиду ликвидации ООО "Касьяновская обогатительная фабрика" в 2010 г.
Согласно приказу N лс от 23 ноября 2021 г. А. отстранен от работы с 27 ноября 2021 г. до нормализации эпидемиологической обстановки и отмены постановления главного санитарного врача Иркутской области от 15 октября 2021 г. N 69 либо до прохождения вакцинирования от COV1D-19.
А. считает, что ООО "ПО "Иркутскэнерго" не относится к организациям энергетики и транспорта, а лишь предоставляет услуги, в связи с этим, работники ООО "ПО "Иркутскэнерго" не могут быть приравнены к работникам энергетики, так как выполняют абсолютно разные функции, руководствуются другими приказами, распоряжениями, инструкциями и являются абсолютно разными по роду деятельности.
В связи с изложенным, А. просил суд признать незаконным приказ об отстранении от работы без сохранения заработной платы N лс от 23 ноября 2021 г., взыскать с ООО "ПО "Иркутскэнерго" не начисленную и не выплаченную заработную плату за время вынужденного прогула за период с 23 ноября 2021 г. по настоящее время в соответствии с Трудовым
кодексом Российской Федерации, компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб., компенсацию за задержку не выплаченной части заработной платы на момент фактической выплаты.
Решением Черемховского городского суда Иркутской области от 18 августа 2022 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 28 ноября 2022 г., в удовлетворении исковых требований А. отказано.
Определением судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25 августа 2023 г. А. восстановлен процессуальный срок для подачи кассационной жалобы.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, А. просит отменить решение Черемховского городского суда Иркутской области от 18 августа 2022 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 28 ноября 2022 г.
На кассационную жалобу ООО "ПО "Иркутскэнерго" принесены письменные возражения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции истец А., представитель третьего лица ТО Роспотребнадзора по Иркутской области не явились, о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции извещены надлежащим образом, что подтверждается уведомлениями о вручении заказного почтового отправления, сформированными официальным сайтом Почты России.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, с учетом мнения представителя ответчика, руководствуясь
статьями 61,
35,
113,
118,
частями 3,
5 статьи 167,
частью 5 статьи 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, в письменных возражениях ООО "ПО "Иркутскэнерго" на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно
части первой статьи 3797 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения не были допущены судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела.
Судом установлено и следует из материалов дела, что А. с 7 апреля 2010 г. состоит в трудовых правоотношениях с ООО "ПО "Иркутскэнерго", с 9 ноября 2010 г. переведен на должность командира отделения ПК по оказанию услуг ООО "Касьяновская обогатительная фабрика".
ООО "ПО "Ирктскэнерго" является юридическим лицом из группы лиц, связанных экономической и корпоративной зависимостью, взаимодействующим с ПАО "Иркутскэнерго" и оказывающим услуги предприятиям энергетики.
В соответствии с Положением о ведомственной пожарной охране ПАО "Иркутскэнерго", утвержденным генеральным директором ПАО "Иркутскэнерго" и согласованным с ГУ МЧС России по Иркутской области 1 августа 2017 г., ведомственная пожарная охрана ООО "ПО "Иркутскэнерго" создана решением единственного учредителя ООО "ПО "Иркутскэнерго" от 1 декабря 2005 г. в лице Правления ОАО "Иркутскэнерго" N от 1 декабря 2005 г. на основании
статьи 12 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (пункт 3.1). В своей деятельности ведомственная пожарная охрана ПАО "Иркутскэнерго" - ООО "ПО "Иркутскэнерго" руководствуется, в том числе нормативно-методическими документами ПАО "Иркутскэнерго" (пункт 1.2).
Согласно приказу ООО "ПО "Иркутскэнерго" N от 26 октября 2021 г. "О вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", в соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача по Иркутской области от 15 октября 2021 г. N 69 "О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям (группам) граждан в Иркутской области по эпидемическим показаниям", работникам общества установлена обязанность в срок до 25 ноября 2021 г. пройти вакцинацию против COVID-19 первым компонентом или однокомпонентной вакциной, до 25 декабря 2021 г. - вторым компонентом вакцины, за исключением работников, имеющих противопоказания к прививке или ранее прошедших вакцинацию (пункт 1.1. данного приказа).
Работникам, указанным в пункте 1.2 настоящего приказа разъяснено, что обязательная вакцинация не распространяется на лиц имеющих противопоказания к профилактической прививке, подтвержденные справками медицинских учреждений, установленного образца. Работникам общества, имеющим документально подтвержденные противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или ранее прошедшим вакцинацию самостоятельно, письменно сообщить об этом руководителю структурного подразделения в срок до 10 ноября 2021 г. и представить соответствующие подтверждающие документы. Руководителям структурных подразделений ознакомиться лично и организовать ознакомление подчиненного персонала с приказом под роспись, направить в срок до 10 ноября 2021 г. специалисту по кадрам документы о прохождении вакцинации, отказа от прохождения вакцинации.
В случае отказа работников от вакцинации без уважительной причины к срокам, установленным в пункте 1.1 приказа о вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N от 26 октября 2021 г., приказано отстранить работников без сохранения заработной платы, в соответствии с
абзацем 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, при отсутствии медицинских противопоказаний.
С данным приказом о вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N от 26 октября 2021 г. А. ознакомлен под роспись 26 октября 2021 г.
26 октября 2021 г. А. получено уведомление о необходимости пройти вакцинацию против новой коронавирусной инфекции в сроки, указанные в приказе о вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N от 26 октября 2021 г., а также разъяснены последствия нарушения требований санитарного законодательства в виде отстранения от работы.
В служебной записке от 10 ноября 2021 г. о принуждении к вакцинации А. указал, что оставляет за собой право отказаться от профилактических прививок и обслуживаться в медицинских организациях по его выбору.
В ответе директора ООО "ПО "Иркутскэнерго" О. от 19 ноября 2021 г. на служебную записку А. разъяснено, что обязанность работников пройти вакцинацию на основании приказа N от 26 октября 2021 г. обусловлена действием постановления Главного государственного санитарного врача по Иркутской области от 15 октября 2021 г. N 69 "О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям (группам граждан) в Иркутской области по эпидемическим показаниям", определяющим категории граждан, подлежащих вакцинации по эпидемическим показаниям. В соответствии с Положением о ведомственной пожарной охране ПАО "Иркутскэнерго", общество относится к организациям энергетики и промышленности, для которых исполнение данного требования является обязательным.
Ответ А. получен под роспись 19 ноября 2021 г.
Согласно приказу N лс от 23 ноября 2021 г. А. отстранен от работы с 27 ноября 2021 г. до нормализации эпидемиологической обстановки и отмены постановления главного санитарного врача Иркутской области от 15 октября 2021 г. N 69 либо до прохождения вакцинирования от COVID-19.
С данным приказом А. ознакомлен под роспись 23 ноября 2021 г.
Отказывая в удовлетворении исковых требований А., суд первой инстанции исходил из того, что обязательность вакцинации от новой коронавирусной инфекции обусловлена тем, что новая коронавирусная инфекция включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, внесена в календарь профилактических прививок, в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача по Иркутской области от 15 октября 2021 г. N 69 является обязательной для отдельных категорий работников, в том числе в сфере транспорта и энергетики, промышленности. ООО "ПО "Иркутскэнерго" является ведомственной пожарной охраной ПАО "Иркутскэнерго", в связи с чем отстранение А. от работы в связи с отказом от прохождения вакцинации и отсутствием медицинских показаний для ее проведения, носило законный характер, процедура отстранения истца от работы ответчиком соблюдена, ООО "ПО "Иркутскэнерго" не допущено нарушения трудовых прав истца.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами
статьи 67 ГПК РФ, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
Выводы судебных инстанций являются правильными, соответствуют требованиям закона, сомнений у суда кассационной инстанции не вызывают.
Статьей 17 Конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей
Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому с рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В соответствии с
частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
В силу
части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ), согласно
пункта 2 статьи 2 которого полномочиями в названной сфере общественных отношений обладают наряду с Российской Федерацией и субъекты Российской Федерации, расходным обязательством которых является осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий и которые вправе осуществлять в названной сфере правовое регулирование (
статья 6 этого же закона).
В соответствии со
статьей 1 названного Федерального закона санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
В силу
абзаца 2 статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Согласно
абзацам 2,
4 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством: - профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; - выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы государственной власти субъектов Российской Федерации уполномочены принимать в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации
(пункт 1).
На основании
подпунктов "в",
"г" пункта 4 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 417 во исполнение
статьи 10 указанного закона, при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.
Статья 10 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ возлагает на граждан обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц и не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
В свою очередь, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению (
статья 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ).
Статьей 29 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по проведению профилактических прививок
(пункт 1). Санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных
пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона
(пункт 3).
Согласно
статье 35 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Федеральный
закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, предоставляющих опасность для окружающих, предоставляет главным государственным санитарным врачам полномочия: - давать гражданам и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (
абзац 4 пункта 2 статьи 50; - выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (абзац 5 подпункта 6 пункта 2 статьи 51).
Постановлением Главного государственного санитарного врача по Иркутской области от 15 октября 2021 г. N 69 "О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) отдельным категориям (группам) граждан в Иркутской области по эпидемическим показаниям" установлено, что на территории Иркутской области профилактические прививки по эпидемическим показаниям против коронавирусной инфекции проводятся гражданам, подлежащим обязательной вакцинации, к которым отнесены, в том числе работники предприятий промышленности и транспортных организаций (пункт 1.7); работники организаций транспорта и энергетики (пункт 1.12.).
Согласно пункта 7 указанного постановления, в редакции, действовавшей на момент отстранения истца от работы, руководителям юридических лиц независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим указанную деятельность, рекомендовано в срок до 25 ноября 2021 г. организовать проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 25 декабря 2021 г. - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, не менее 80% от общей численности работников; усилить информационно-разъяснительную работу по вопросам профилактики новой коронавирусной инфекции (COVID-19), обратив особое внимание на необходимость проведения профилактических прививок; определить категории работников, подлежащих вакцинации в соответствии с действующим законодательством.
Согласно
пункту 1.2 СП 3.1.3597-20. "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 22 мая 2020 г. N 15, новая коронавирусная инфекция (COVID-19) (далее - COV1D-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2). Вирус SARS-CoV-2 в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации отнесен ко II группе патогенности.
Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) признана заболеванием, представляющим опасность для окружающих (
пункт 16 Перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N 66).
Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации устанавливаются Федеральным
законом от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее - Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ).
Согласно
абзацу 4 пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N 825 утвержден
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.
Согласно статье 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения
(пункт 1). Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации
(пункт 2). Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения
(пункт 3).
Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям утвержден приказом Минздрава России от 21 марта 2014 г. N 125н.
В календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, и указаны категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, в том числе к приоритету 2-го уровня относятся: взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям, в том числе работники организаций транспорта и энергетики.
Из письма Роструда от 13 июля 2021 г. N 1811-ТЗ, разъяснений Минтруда России, Роспотребнадзора по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учета процента вакцинированных (
письмо Минтруда России от 23 июля 2021 г. N 14-4/10/П-5532) следует, что проведение вакцинации от новой коронавирусной инфекции, внесенной в календарь профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям, является обязательной для граждан и отдельных категорий (групп) лиц, если в субъекте Российской Федерации вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации.
Разрешая заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что если в отношении отдельных граждан или категорий граждан (например, работников отдельных отраслей) вынесено постановление главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации о проведении профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции по эпидемическим показаниям, то такая вакцинация для них становится обязательной.
Установив, что А. работает в ведомственной пожарной охране ПАО "Иркутскэнерго", осуществляющей деятельность в сфере энергетики, следовательно, в соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача по Иркутской области от 15 октября 2021 г. N 69 подлежит обязательной вакцинации против новой коронавирусной инфекции, от прохождения которой истец отказался, а также отказался от предоставления информации о проведении вакцинации либо о наличии у него медицинских противопоказаний, суды пришли к правильному выводу о наличии у работодателя правовых оснований для отстранения истца от работы без сохранения заработной платы.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии оснований для отстранения А. от работы, аналогичны доводам ранее заявлявшимся истцом при рассмотрении дела в суде первой и апелляционной инстанций, они являлись предметом исследования и оценки судебных инстанций и обоснованно отклонены.
Вакцинация направлена исключительно на защиту здоровья и жизни граждан, на обеспечение благополучной санитарно-эпидемиологической обстановки.
Согласно
абзацу 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в случаях, предусмотренных Трудовым
кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (
часть 2 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации).
В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации или иными федеральными законами (
часть 3 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации).
Отстранение от выполнения трудовых обязанностей работников, не прошедших вакцинацию от новой коронавирусной инфекции, в условиях неблагополучной эпидемиологической ситуации, необходимо для защиты здоровья и жизни каждого члена трудового коллектива, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц при осуществлении истцом своих должностных обязанностей, в связи с чем не может рассматриваться как нарушение конституционных и трудовых прав.
Установление правовых последствий отсутствия вакцинации в виде отстранения граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, обусловлены необходимостью сохранения здоровья таких категорий работников в процессе трудовой деятельности, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц, что соответствует правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации (
Определение от 21 ноября 2013 г. N 1867-О).
Поскольку отстранение от работы является не правом, а обязанностью работодателя, что вытекает из
статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, работодатель вправе запрашивать у работников, для которых вакцинация является обязательной в силу
Перечня и нормативного правового акта главного санитарного врача, сведения о прохождении/непрохождении ими вакцинации.
Доводы заявителя жалобы о несогласии с изложенными в решении выводами об основаниях отказа в удовлетворении требований, о незаконных действиях ответчика по отстранению истца от исполнения должностных обязанностей, об отсутствии необходимости такого отстранения, не влекут отмену судебных актов, поскольку действия ответчика в данном случае расцениваются не как принуждение к вакцинации, а как исполнение установленных обязательных требований, предъявляемых к определенным категориям работников.
Вопреки доводам кассационной жалобы, отстранение истца от работы, ввиду фактического отказа от прохождения вакцинации и отсутствием медицинских противопоказаний для ее проведения, носило законный характер, поскольку трудовая деятельность истца подразумевает контакты с неограниченным кругом сотрудников и граждан, а потому отказ от вакцинации со стороны истца носил риск распространения новой коронавирусной инфекцией.
Иные доводы кассационной жалобы заявителя также не свидетельствуют о наличии оснований, установленных в
статье 3797 ГПК РФ, для отмены принятых по делу судебных постановлений судом кассационной инстанции.
Фактически приведенные в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и второй инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятые по делу решение суда и апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежат.
Руководствуясь
статьями 3797,
390,
3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
определила:
решение Черемховского городского суда Иркутской области от 18 августа 2022 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 28 ноября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу А. - без удовлетворения.