Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 10.11.2022 N 88-22082/2022 по делу N 2-18/2022
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: О признании факта осуществления трудовой деятельности, обязании скорректировать индивидуальный лицевой счет.
Обстоятельства: По утверждению истца, признание его лицом, осуществлявшим трудовую деятельность в подразделении Государственной противопожарной службы МЧС России, необходимо ему для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
Решение: Отказано.

Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 10.11.2022 N 88-22082/2022 по делу N 2-18/2022
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: О признании факта осуществления трудовой деятельности, обязании скорректировать индивидуальный лицевой счет.
Обстоятельства: По утверждению истца, признание его лицом, осуществлявшим трудовую деятельность в подразделении Государственной противопожарной службы МЧС России, необходимо ему для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
Решение: Отказано.


Содержание

Учитывая, что заявленные исковые требования направлены на установление факта осуществления истцом трудовой деятельности в период с 21 июня 2004 г. по 13 февраля 2007 г. в подразделении Государственной противопожарной службы МЧС России, то есть установление условий для реализации права на назначение страховой пенсии досрочно, принадлежность организации, в которой истец проходил службу, в оспариваемый период к структуре противопожарной службы субъекта Российской Федерации - Новосибирской области установлена вступившим в законную силу решением Карасукского районного суда Новосибирской области от 19 мая 2020 г. с учетом имевшихся в распоряжении суда материалов дела, доводы кассатора фактически направлены на преодоление вступившего в законную силу решения суда по делу N 2-262/2020, что не может являться предметом рассмотрения суда в рамках другого спора

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 ноября 2022 г. N 88-22082/2022
Дело N 2-18/2022
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Фроловой Т.В.
судей: Новожиловой И.А., Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-18/2022 (УИД 54RS0019-01-2021-001938-59) по иску Г. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новосибирской области, государственному казенному учреждению Новосибирской области "Центр обеспечения мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Новосибирской области", государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области о признании осуществления трудовой деятельности, обязании скорректировать индивидуальный лицевой счет
по кассационной жалобе Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новосибирской области на решение Карасукского районного суда Новосибирской области от 1 марта 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 18 августа 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Раужина Е.Н., пояснения представителя Главного Управления МЧС России по Новосибирской области К., поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Г. (далее по тексту - Г., истец) обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новосибирской области (далее по тексту - Главное Управление МЧС России по Новосибирской области), государственному казенному учреждению Новосибирской области "Центр обеспечения мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Новосибирской области", государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Карасукском районе Новосибирской области о признании осуществления трудовой деятельности, обязании скорректировать индивидуальный лицевой счет.
Исковые требования мотивированы тем, что с 13 июля 1994 г. истец был принят на должность пожарного пожарной части N 50 по охране Баганского района Управления Государственной противопожарной службы УВД Новосибирской области (с 1999 г. - УГПС ГУВД Новосибирской области). Приказом ГУВД Новосибирской области от 29 апреля 2002 г. N 202 "Об организационно-штатных вопросах" численность подразделений УГПС ГУВД Новосибирской области, содержащаяся за счет средств областного бюджета Новосибирской области и средств местных бюджетов, из ГУВД Новосибирской области была передана в Главное управление по делам гражданской обороны, чрезвычайный ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Новосибирской области.
Истец обращает внимание на то, что в 2004 году противопожарной службы субъектов Российской Федерации не существовало, в законодательстве не был предусмотрен такой вид пожарной охраны. Все подразделения ГПС входили в систему МЧС России. В августе 2004 г. была осуществлена реорганизация двух юридических лиц (ГУ ГОЧС и УГПС), входящих в систему МЧС России. В связи с изменением с 1 января 2005 г. федерального законодательства, МЧС России с 1 января 2005 г. вывело федеральную составляющую из органа двойного подчинения - ГУ ГОЧС и создало новую структуру - Главное управление МЧС России по Новосибирской области. Постановлением Губернатора Новосибирской области от 22 декабря 2004 г. N 744 "Об областном государственном учреждении "Центр по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Новосибирской области" ГУ ГОЧС было преобразовано в областное государственное учреждение "Центр по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Новосибирской области".
В результате указанных реорганизаций ПЧ-50 ГПС ГУ ГОЧС не приобрела статус филиала (обособленного подразделения) ОГУ "Центр ГО, ЧС и ПБ Новосибирской области", так как в ней проходили службу сотрудники ГПС, имеющие специальное звание - начальник части Гуз С.А. майор внутренней службы, капитан внутренней службы ФИО7, которые в соответствии с законодательством не могли проходить федеральную службу в областном учреждении. Совместным приказом ОГУ "Центр ГО, ЧС и ПБ и Главного управления МЧС России по Новосибирской области от 6 марта 2006 г. N 53/16 "О пожарных частях ГПС ГУ ГОЧС по охране районов Новосибирской области" на переходный период 2005-2008 гг. ПЧ-50 ГПС по охране Баганского района ГУ ГОЧС при администрации Новосибирской области с 24 января 2005 г. была передана в ведение 10-го отряда ГПС МЧС России по охране Краснозерского района Новосибирской области, то есть ПЧ-50 с 24 января 2005 г. находилась в ведении подразделения ГПС МЧС России. Приказом Главного управления МЧС России от 5 февраля 2007 г. N 53 "О внесении изменений в учредительные документы подразделений ГПС МЧС России" ОГПС-10 МЧС России по охране Краснозерского района Новосибирской области был переименован в ОГПС-10 МЧС России по Новосибирской области. Приказом Главного управления МЧС России от 13 февраля 2007 г. N 72 "О переименовании подразделений ГПС МЧС России" (в редакции приказа Главного управления от 9 апреля 2007 г. N 207) пожарная часть N 50 ГПС по охране Баганского района ГУ ГОЧС при администрации Новосибирской области была переименована в пожарную часть N 50 по охране Баганского района государственного учреждения "10-й отряд ГПС МЧС России по Новосибирской области". При этом областным учреждением приказы о переименовании ПЧ- 50 не издавались, изменения в штатное расписание не вносились.
В целях надлежащего учета поступивших за период с 24 января 2005 г. по 12 февраля 2007 г. страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации арбитражным судом Новосибирской области 25 февраля 2009 г. было вынесено решение по делу N А45-835/2009, согласно которому был установлен факт принадлежности ПЧ-50 ГПС ГУ ГОЧС в период с 24 января 2005 г. по 12 февраля 2007 г. к 10 отряду МЧС России. Однако до настоящего времени в его сведениях о состоянии индивидуального лицевого счет застрахованного лица (Форма СЗИ-ИЛС) отсутствует информация о периодах работы с 26 августа 2004 г. по 13 февраля 2007 г. в подразделении МЧС России, учитываемых для целей досрочного назначения страховой пенсии по старости. Корректировка взносов не была произведена 10 отрядом МЧС России, который в настоящее время ликвидирован. В соответствии с приказом МЧС России от 26 сентября 2019 г. N 523 "О ликвидации некоторых учреждений, находящихся в ведении МЧС России и дислоцированных в Сибирском федеральном округе" правопреемником отряда установлено Главное управление МЧС России по Новосибирского области.
В трудовой книжке истца отсутствуют сведения о том, что ПЧ-50 в период с 21 августа 2004 г. по 13 февраля 2007 г. входила в систему МЧС России. В указанный период он не работал в областном учреждении, что подтверждается письмом ГКУ НСО "Центр ГО, ЧС и ГТБ Новосибирской области" от 2 февраля 2021 г. N 7-1-23, согласно которому он в трудовых правоотношениях с этим учреждением не состоял, трудовой договор не заключался, трудовая книжка ими не велась. Признание его лицом, осуществлявшим трудовую деятельность в подразделении Государственной противопожарной службы МЧС России, позволит ему иметь право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Истец с учетом увеличений требований просит признать его лицом, осуществлявшим в период с 21 июня 2004 г. по 13 февраля 2007 г. трудовую деятельность в подразделении Государственной противопожарной службы МЧС России - пожарной части N 50 ГПС по охране Баганского района Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при администрации Новосибирской области, обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Карасукском районе Новосибирской области и Главное управление МЧС России по Новосибирской области скорректировать его индивидуальный лицевой счет в части сведений о страховом стаже (периодах работы), дающих право на досрочное назначение пенсии, включив в него период с 21 июня 2004 г. по 13 февраля 2007 г., а также в части сведений о работодателе - вместо Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при администрации Новосибирской области в таблице пункт 2.5 в период работы с 24 января 2005 г. по 13 февраля 2007 г. указать государственное учреждение "10 отряд федеральной противопожарной службы по Новосибирской области".
Протокольным определением 17 ноября 2021 г. произведена замена ответчика на государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области.
Решением Карасукского районного суда Новосибирской области от 1 марта 2022 г. частично удовлетворен иск Г. к Главному управлению МЧС России по Новосибирской области, государственному казенному учреждению Новосибирской области "Центр обеспечения мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Новосибирской области", государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области о признании осуществления трудовой деятельности, обязании скорректировать индивидуальный лицевой счет.
Г. признан лицом, осуществлявшим в период с 1 января 2005 г. по 13 февраля 2007 г. трудовую деятельность в Государственном учреждении "10 отряд федеральной противопожарной службы по Новосибирской области" - пожарной части N 50 ГПС по охране Баганского района Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при администрации Новосибирской области.
На Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в Новосибирской области возложена обязанность скорректировать индивидуальный лицевой счет Г. в части сведений о работодателе, указав вместо Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при администрации Новосибирской области в таблице пункта 2.5. Формы СЗИ-ИЛС в период работы с 1 января 2005 г. по 13 февраля 2007 г. государственное учреждение "10 отряд федеральной противопожарной службы по Новосибирской области. В остальной части иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 18 августа 2022 г. решение Карасукского районного суда Новосибирской области от 1 марта 2022 г. отменено в части удовлетворения исковых требований Г. Постановлено по делу новое решение, которым в удовлетворении иска о признании Г. лицо осуществлявшим в период с 1 января 2005 г. по февраля 2007 г. трудовую деятельность в Государственном учреждении "10 отряд федеральной противопожарной службы по Новосибирской области" - пожарной части, 50 ГПС по охране Баганского района Главного управления по дела гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при администрации Новосибирской области отказано.
В удовлетворении иска о возложении на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в Новосибирской области обязанности скорректировать индивидуальный лицевой счет Г. в части сведений о работодателе, указав вместо Главного управления по дела гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при администрации Новосибирской области в таблице пункта 2.5. Формы СЗИ-ИЛС в период работы с 1 января 2005 г. по 13 февраля 2007 г. государственное учреждение "10 отряд федеральной противопожарной службы по Новосибирской области отказано.
В остальной части решение суда оставлено без изменений.
Главным управлением МЧС России по Новосибирской области на решение Карасукского районного суда Кемеровской области от 1 марта 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 18 августа 2022 г. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене апелляционного определения, как незаконного, изменении решения суда первой инстанции путем исключения выводов об отсутствии у истца права на включение периода с 24 января 2005 г. по 13 февраля 2007 г. в стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
Государственным учреждением - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области принесены возражения на кассационную жалобу.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Г., представители государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области, государственного казенного учреждения Новосибирской области "Центр обеспечения мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Новосибирской области", надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явились, сведений о причинах неявки не представили, об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения представителя Главного Управления МЧС России по Новосибирской области К., действующей на основании доверенности N от 12 января 2021 г., поддержавшей доводы кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу положений статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 13 июля 1994 г. истец принят в Пожарную часть - 50 на должность пожарного 4 разряда ЕТС на основании приказа N 88 от 13 июля 1994 г.; 25 октября 2004 г. Пожарная часть N 50 УГПС ГУВД по охране Баганского района переименована в Пожарную часть N 50 ГПС ГУГОНС Новосибирской области на основании приказа ГУ ГОЧС НСО N 153 от 21 июня 2004 г., 13 февраля 2007 г. пожарная часть N 50 ГПС по охране Баганского района переименована в Пожарную часть N 50 по охране Баганского района ОГПС-10 МЧС России по Новосибирской области на основании приказа N ГУ МЧС России по НСО от 13 февраля 2007 г. N 72; 11 сентября 2007 г. переведен на должность командира отделения на основании приказа от 10 сентября 2007 г. N 108 л/с; 12 января 2009 г. 10-й отряд ГПС Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новосибирской области (ОГПС-10 МЧС России по Новосибирской области) переименован в государственное учреждение "10 отряд федеральной противопожарной службы по Новосибирской области (ГУ "10 отряд ФПС по Новосибирской области) с 1 января 2009 г. на основании приказа МЧС России от 28 августа 2008 г. N 507; 1 января 2012 г. ПЧ-50 ГУ "10 отряд ФПС по Новосибирской области переименовано в Федеральное государственное казенное учреждение "10 отряд Федеральной противопожарной службы по Новосибирской области (ФГКУ "10 отряд ФПС по Новосибирской области") на основании приказа МЧС России от 18 октября 2011 г. N 614; 1 апреля 2016 г. 50 ПЧ ФГКУ "10 отряд ФПС по Новосибирской области" переименована в 50 пожарно - спасательную часть Федерального государственного казенного учреждения "10 отряд Федеральной противопожарной службы по Новосибирской области на основании приказа МЧС России от 25 декабря 2015 г. N 689.
Согласно сведениям о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица по состоянию на 1 июля 2021 г. стаж (учитываемый для целей начисления пенсии) составляет 27 лет 8 месяцев 6 дней. Федеральное государственное казенное учреждение "10 отряд Федеральной противопожарной службы по Новосибирской области" указано за период с 1 января 2015 г. - 31 декабря 2015 г., 1 января 2016 г.-31 декабря 2016 г., 1 января 2017 г. - 31 декабря 2017 г., 1 января 2018 г. - 31 декабря 2018 г, 1 января 2019 г. - 31 декабря 2019 г. Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новосибирской области 1 января 2020 г. - 31 декабря 2020 г., 1 квартал 2021 г.
Из ответа ГКУ НСО "Центр ГО, ЧС и ПБ Новосибирской области следует, что "50-я ПЧ ГПС НСО" являлось подразделением Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при администрации Новосибирской области (с 2005 г. Главное управление МЧС России по Новосибирской области), которое исполняло функции главного распорядителя средств областного бюджета Новосибирской области, было юридическим лицом, получателем средств областного бюджета и самостоятельно исполняло функции небанковских операций.
Из ответа ГКУ НСО "Центр ГО, ЧС и ПБ Новосибирской области следует, что Г. в трудовых правоотношениях с ГКУ НСО "Центр ГО, ЧС и ПБ Новосибирской области" не состоял, между ГКУ НСО "Центр ГО, ЧС и ПБ Новосибирской области" и Г. трудовой договор не заключался, запись в трудовую книжку не вносилась, штатное расписание Учреждения не менялось.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-835/2009 от 25 февраля 2009 г. по иску Государственного учреждения "10 отряд федеральной противопожарной службы по Новосибирской области" об установлении факта имеющего юридическое значение установлен факт принадлежности к государственному учреждению "10 отряд федеральной противопожарной службы по Новосибирской области" в период с 24 января 2005 года по 12 февраля 2007 г. подразделений Государственной противопожарной службы, в том числе пожарной части N 50 Государственной противопожарной службы по охране Баганского района Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при администрации Новосибирской области, местонахождение: ул. Ленина, дом 53, с. Баган Баганского района Новосибирской области. Факт принадлежности был установлен с целью надлежащего. учета поступивших за период с 24 января 2005 г. по 12 февраля 2007 г. страховых взносов.
Арбитражным судом Новосибирской области было установлено, что пожарные части временно с 2005 г. были переданы в ведение отрядов ГПС МЧС России по охране районов области (так как в них проходили службу лица рядового и начальствующего состава ГПС МЧС России), а также то, что пожарные части в 2005-2007 г.г. являлись получателями средств областного бюджета и финансировались непосредственно областным государственным учреждением в порядке статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ.
Судом установлено, что Главным управлением МЧС России по Новосибирской области 12 января 2022 г. были предоставлены корректирующие сведения в индивидуальный лицевой счет истца.
Представленные сведения сформированы страхователем в соответствии с порядком, утвержденным Постановлением Правления ПФ РФ от 6 декабря 2018 г. N 507п "Об утверждении формы Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)", формы "Сведения по страхователю, передаваемые в ПФР для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (ОДВ-1)", формы "Данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (СЗВ-КОРР)", формы "Сведения о заработке (вознаграждении), доходе, сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных и уплаченных страховых взносах, о периодах трудовой и иной деятельности, засчитываемых в страховой стаж застрахованного лица (СЗВ-ИСХ)" порядка их заполнения и формата сведений и о признании утратившим силу постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11 января 2017 г. N 3п".
Главное управление МЧС России по Новосибирской области при предоставлении сведений 12 января 2022 г. за спорные периоды отразили в сведениях "в корректирующем периоде" рег.номер в ПФР 064-01 1-000083 (пожарная часть N 50 с.Баган филиал 2275/044 Карасукского ОСБ 2275 с.Баган (дата постановки на учет 17 июля 1991 г. дата снятия с учета 17 ноября 2005 г.)) и 064-011-034365 (Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при Администрации Новосибирской области (дата постановки на учет 19 ноября 2005 г. дата снятия с учета 20 декабря 2007 г.).
Решением Карасукского районного суда Новосибирской области от 19 мая 2020 года по иску Г. к пенсионному органу о включении периодов работы в льготный стаж, вступившим в законную силу, в удовлетворении требований в части периода с 21 июня 2004 г. по 13 февраля 2007 г. было отказано, поскольку установлена принадлежность организации, в которой осуществлял трудовую деятельность Г. в спорный период, к структуре противопожарной службы субъекта Российской Федерации - Новосибирской области. Финансирование организации за счет средств областного бюджета пожарных частей в спорный период установлено также решением Арбитражного суда Новосибирской области от 25 февраля 2009 года.
Разрешая спор, руководствуясь положениями статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г. N 437 "Об утверждении Списка должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2001 г. N 103 "О территориальных подразделениях государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", исходя из того, что в период с 24 января 2005 г. по 12 февраля 2007 г. истец работал в пожарной части N 50 Государственной противопожарной службы по охране Баганского района Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при администрации Новосибирской области, а следовательно, исходя из решения Арбитражного суда осуществлял работу в Государственном учреждении "10 отряд федеральной противопожарной службы по Новосибирской области", суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Г. в части признания факта, что истец является лицом, осуществлявшим в период с 1 января 2005 г. по 13 февраля 2007 г. трудовую деятельность в Государственном учреждении "10 отряд федеральной противопожарной службы по Новосибирской области" - пожарной части N 50 ГПС по охране Баганского района Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при администрации Новосибирской области и возложении на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в Новосибирской области обязанности скорректировать индивидуальный лицевой счет Г. в части сведений о работодателе, указав вместо Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при администрации Новосибирской области в таблице пункта 2.5. Формы СЗИ-ИЛС в вышеуказанный период работы государственное учреждение "10 отряд федеральной противопожарной службы по Новосибирской области".
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
В документе, видимо, допущен пропуск текста: имеется в виду пункт 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ.
При этом суд первой инстанции указал на то, что данная корректировка лишь отражает место работы Г. в указанный период, но не предоставляет ему право на включение указанного периода в стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, поскольку решением Карасукского районного суда Новосибирской области от 19 мая 2020 года, вступившим в законную силу, истцу было отказано во включении спорного периода в специальный стаж, дающий право на назначение страховой пенсии досрочно в соответствии с пунктом 18 части статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда, проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения в полном объеме в соответствии с положениями части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, разъяснениями, содержащимися в пункте 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", согласилась с выводами суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных исковых требований, поскольку выводы суда, изложенные в обжалуемом решении в указанной части, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований, указав на то, что выводы суда первой инстанции не соответствуют установленным по делу обстоятельствам, приняты с нарушением норм материального права, поскольку из материалов дела следует, что фактически работодателем Г. в спорный период являлась организация, относящаяся к субъекту Российской Федерации - Главное управление МЧС России по Новосибирской области, 12 января 2022 г., были представлены корректирующие сведения в индивидуальный лицевой счет истца о месте работы Г. в спорный период - пожарная часть N 50 и Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при Администрации Новосибирской области, указанные сведения были приняты пенсионным органом.
В связи с изложенным суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что материалами дела, в том числе представленными ответчиком в пенсионный орган корректирующими сведениями, установлено осуществление Г. в спорный период трудовой деятельности в организации, согласно имеющимся в пенсионном органе сведениям, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене в части удовлетворения заявленных исковых требований и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции в неотмененной части и выводами суда апелляционной инстанции.
Согласно пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Аналогичный порядок назначения пенсий был предусмотрен пунктом 18 части 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно части 7 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", право на досрочное назначение пенсии по старости возникает у работников Государственной противопожарной службы, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемым Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 5 февраля 2009 г. N 552-О-О, досрочное назначение трудовой пенсии по старости сотрудникам федеральной противопожарной службы, как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, связано с повышенным уровнем воздействия на них неблагоприятных факторов и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста. Деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 437 от 18 июня 2002 г. был утвержден Список должностей работников государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", которым были поименованы пожарный, а также начальники пожарной части (команды), части пожарной охраны и их заместители.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности", государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации была преобразована в государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в Федеральный закон "О пожарной безопасности" были внесены изменения, вступившие в законную силу с 1 января 2005 г., в соответствии с которыми Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, в рамках пункта 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, правом на досрочную страховую пенсию по старости обладают лица, работавшие на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, то есть только сотрудники федеральной противопожарной службы.
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Руководствуясь вышеприведенным правовым регулированием, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, исходя из предмета заявленных исковых требований, установив, что в период с 1 января 2005 г. по 13 февраля 2007 г. работодателем истца являлась организация, относящаяся к структуре противопожарной службы субъекта Российской Федерации - Новосибирской области, Главным управлением МЧС России по Новосибирской области (правопреемником работодателя истца в спорный период) поданы сведения о работе истца, подтверждающие вышеизложенные обстоятельства, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований в полном объеме.
Доводы кассационной жалобы о том, что 10 отряд ФПС являлся фактическим работодателем истца в спорный период, отсутствии правового значения факта финансирования территориального подразделения за счет средств субъекта Российской Федерации - Новосибирской области, установления факта принадлежности пожарной части ПЧ-50 ГПС по охране Боганского района к 10 отряду ФПС по Новосибирской области решением Арбитражного суда Новосибирской области от 25 февраля 2009 г. не могут повлечь отмену судебных актов в обжалованной части, поскольку повторяют правовую позицию Главного Управления МЧС России по Новосибирской области, изложенную в ходе судебного разбирательства, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств и доказательств по делу, судами первой и апелляционной инстанций подробно изложены обстоятельства дела и мотивы, по которым суды пришли к конкретным выводам, направлены на иное толкование норм материального права, а потому не могут повлечь отмену судебных постановлений применительно к требованиям статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что заявленные исковые требования направлены на установление факта осуществления истцом трудовой деятельности в период с 21 июня 2004 г. по 13 февраля 2007 г. в подразделении Государственной противопожарной службы МЧС России, то есть установление условий для реализации права на назначение страховой пенсии досрочно, принадлежность организации, в которой истец проходил службу, в оспариваемый период к структуре противопожарной службы субъекта Российской Федерации - Новосибирской области установлена вступившим в законную силу решением Карасукского районного суда Новосибирской области от 19 мая 2020 г. с учетом имевшихся в распоряжении суда материалов дела, доводы кассатора фактически направлены на преодоление вступившего в законную силу решения суда по делу N 2-262/2020, что не может являться предметом рассмотрения суда в рамках другого спора.
Иные доводы кассационной жалобы не содержат указание на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судом первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных актов в обжалованной части, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судебных инстанций, направлены на иное толкование норм материального права, на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств и доказательств по делу.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции считает, что судом первой инстанции в неотмененной части и судом апелляционной инстанции все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, выводы судов первой и апелляционной инстанций мотивированы, подробно изложены в оспариваемых судебных постановлениях, основаны на доказательствах, оценка которым дана в соответствии с требованиями статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Карасукского районного суда Новосибирской области от 1 марта 2022 г. с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 18 августа 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 18 августа 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Главного Управления МЧС России по Новосибирской области - без удовлетворения.