Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 27.02.2024 N 88-5148/2024 (УИД 55RS0007-01-2022-006664-88)
Категория: Прочие гражданско-правовые споры.
Требования: О возложении обязанности выполнить действия.
Обстоятельства: Истец ссылается на невыполнение ответчиком требований представления об устранении нарушений законодательства в сфере охраны лесов от пожаров.
Решение: Удовлетворено в части.

Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 27.02.2024 N 88-5148/2024 (УИД 55RS0007-01-2022-006664-88)
Категория: Прочие гражданско-правовые споры.
Требования: О возложении обязанности выполнить действия.
Обстоятельства: Истец ссылается на невыполнение ответчиком требований представления об устранении нарушений законодательства в сфере охраны лесов от пожаров.
Решение: Удовлетворено в части.


Содержание


ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 февраля 2024 г. N 88-5148/2024
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Умысковой Н.Г.
судей Севостьяновой И.Б. и Малолыченко С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-250/2023 (УИД N 55RS0007-01-2022-006664-88) по исковому заявлению прокурора Омского района Омской области к Специализированному автономному учреждению Омской области "Омский лесхоз", Главному управлению лесного хозяйства Омской области об обязании выполнить действия,
по кассационной жалобе Главного управления лесного хозяйства Омской области на решение Центрального районного суда города Омска от 17 апреля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 4 октября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Умысковой Н.Г., старшего прокурора пятого отдела апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной Прокуратуры Российской Федерации М., возражавшую на доводы кассационной жалобы,
судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
установила:
прокурор Омского района Омской области обратился в суд к специализированному автономному учреждению Омской области "Омский лесхоз" (далее - САУ "Омский лесхоз"), Главному управлению лесного хозяйства Омской области с иском о возложении обязанности выполнить действия.
Решением Центрального районного суда города Омска от 17 апреля 2023 г. исковые требования прокурора Омского района Омской области удовлетворены частично.
Главное управление лесного хозяйства Омской области, САУ Омской области "Омский лесхоз" обязали оборудовать лесопожарную станцию 1 типа Красноярского мастерского участка пожарной техникой, оборудованием, инвентарем, средствами связи, оснастки и вспомогательными материалами согласно требованиям Распоряжения Правительства Российской Федерации от 19.07.2019 N 1605-р, а именно: обеспечить наличие следующих средств: автомобиль грузовой на базе полноприводного шасси, грузоподъемностью от 1,5 до 6 т; ранцевый лесной огнетушитель в количестве 6 шт.; зажигательный аппарат в количестве 2 шт.; бензомоторная пила в комплекте с 2 шинами, цепями, запасными принадлежностями в количестве 3 шт.; пожарная емкость закрытого типа объемом до 300 литров в количестве 4 шт.; пожарная емкость закрытого типа объемом свыше 300 литров (типа РДВ-1000, РДВ- 1500, Г1-1.00 или аналоги) в количестве 1 шт.; тепловизиор (портативный) в количестве 1 шт.; метеостанция с анемометром полевая (карманная) в количестве 1 шт.; комплекс мониторинга с беспилотным летательным аппаратом (БЛА) и (или) беспилотная авиационная система (БАС) в количестве 1 шт.; прибор спутниковой навигации (навигатор) в количестве 4 шт., радиостанция УКВ диапазона стационарная авиационного канала связи в количестве I шт.; радиостанция УКВ диапазона стационарная наземного капала связи в количестве 1 шт.; радиостанция УКВ диапазона возимая наземного канала связи в количестве 4 шт.; радиостанция УКВ диапазона носимая авиационного канала связи в количестве 4 шт.; радиостанция УКВ диапазона носимая наземного канала связи в количестве 4 шт.; ракетница или сигнальное устройство, сигнальные ракеты в количестве 20 шт.; средства индивидуальной защиты лесного пожарного в комплекте по числу лесных пожарных; индивидуальный полевой (тактический) рюкзак или индивидуальная разгрузочная система по числу лесных пожарных; спальный мешок по числу лесных пожарных; термоизоляционный коврик по числу лесных пожарных; комплект посуды для приготовления пищи в полевых условиях в количестве 2 шт.; прожектор переносной световой силой не менее 1000 люмен в количестве 4 шт.; переносной генератор электричества мощностью 0,8-5 кВт в комплекте; комплект слесарных инструментов; комплект сигнальных лент или флажков (знаков).
Главное управление лесного хозяйства Омской области, САУ Омской области "Омский лесхоз" обязали оборудовать лесопожарную станцию 1 типа Усть-Заостровского мастерского участка пожарной техникой, оборудованием, инвентарем, средствами связи, оснастки и вспомогательными материалами согласно требованиям Распоряжения Правительства Российской Федерации от 19.07.2019 N 1605-р, а именно обеспечить наличие следующих средств: автомобиль пассажирский или грузопассажирский на базе полноприводного шасси, общей массой до 3.5 т, с возможностью транспортировки расчета или группы лесных пожарных с индивидуальным и групповым снаряжением; вездеход (мотовездеход) возимый общей массой до 0,6 г в комплекте с транспортным прицепом - УРАЛ, ранцевый лесной огнетушитель в количестве 6 шт.; зажигательный аппарат в количестве 2 шт.; бензомоторная пила в комплекте с 2 шинами, цепями, запасными принадлежностями в количестве 3 шт.; пожарная емкость закрытого типа объемом до 300 литров (типа РДВ-30, РДВ-100 или аналоги) в количестве 4 шт.; пожарная емкость закрытого типа объемом свыше 300 литров (типа РДВ-1000, РДВ-1500, П-1.00 или аналоги) в количестве 1 шт.; тепловизор (портативный) в количестве 1 шт.; метеостанция с анемометром полевая (карманная) в количестве 1 шт.; комплекс мониторинга с беспилотным летательным аппаратом (БЛА) и (или) беспилотная авиационная система (БАС) в количестве 1 шт.; прибор спутниковой навигации в количестве 4 шт., радиостанция УКВ диапазона стационарная авиационного капала связи в количестве 1 шт.; радиостанция УКВ диапазона стационарная наземного канала связи в количестве 1 шт.; радиостанция УКВ диапазона возимая наземного канала связи в количестве 3 шт.; радиостанция УКВ диапазона носимая авиационного канала связи в количестве 4 шт.; радиостанция УКВ диапазона носимая наземного капала связи в количестве 4 шт.; ракетница или сигнальное устройство, сигнальные ракеты в количестве 20 шт.; средства индивидуальной защиты лесного пожара в комплекте но числу лесных пожарных; индивидуальный полевой (тактический) рюкзак или индивидуальная разгрузочная система по числу лесных пожарных; спальный мешок но числу лесных пожарных; термоизоляционный коврик по числу лесных пожарных: комплект для оказания первой помощи на месте происшествия в количестве 2 шт.; прожектор переносной световой силой не менее 1000 люмен в количестве 4 шт.; комплект слесарных инструментов; комплект сигнальных лент или флажков (знаков).
В удовлетворении остальной части иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 4 октября 2023 г. решение Центрального районного суда г. Омска от 17 апреля 2023 г. оставлено без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Главное управление лесного хозяйства Омской области просит отменить оспариваемые судебные постановления. Принять новое судебное постановление, которым в требованиях истца отказать полностью, не передавая дело на новое рассмотрение. В обоснование жалобы указывает на то, что финансирование мероприятий по укомплектованию лесопожарным оборудованием САУ "Омский лесхоз" не ограничивается периодом 2019-2022 годов, поскольку Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.07.2019 N 1605-р предусмотрен длящийся срок его реализации. Федеральный проект "Сохранение лесов" национального проекта "Экология" рассчитаны на период реализации, по крайней мере, до 31.12.2024.
Выражает несогласие с выводами судов о возможности финансирования за счет обращения за дополнительным финансированием, поскольку такое финансирование возможно только в случае утверждения не распределенной между субъектами РФ субвенции. Указывает на то, что на момент прокурорской проверки все средства, выделенные из бюджета, Главным управлением потрачены в соответствии с целевым назначением. Понуждение органов государственной власти выходить за пределы установленного Правительством объема финансирования, является нарушением конституционного принципа разделения властей, поскольку судом изменяются как сроки реализации указанного распоряжения, так и устанавливается обязанность органов власти увеличить объем финансирования для обеспечения его исполнения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения судебными инстанциями не допущены.
Судом первой инстанции установлено, что в 2022 году прокуратурой Омского района Омской области проведена проверка соблюдения законодательства в сфере охраны лесов от пожаров в деятельности САУ "Омский лесхоз".
В ходе прокурорской проверки установлены нарушения законодательства о пожарной безопасности, заключающиеся в том, что лесопожарные станции 1 типа при Красноярском и Усть-Заостровском мастерских участках частично не укомплектованы к пожароопасному сезону, перечень средств пожаротушения не в полной мере соответствует перечню средств пожаротушения согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 19 июля 2019 года N 1605-р.
Так, в нарушение нормативов лесопожарная станция 1 типа Красноярского мастерского участка не обеспечена следующими пожарной техникой, оборудованием, инвентарем, средствами связи, оснастки и вспомогательными материалами: автомобиль грузовой на базе полноприводного шасси, грузоподъемностью от 1,5 до 6 т; бензомоторная пила в комплекте с 2 шинами, цепями, запасными принадлежностями в количестве 3 шт.; пожарная емкость закрытого типа объемом до 300 литров в количестве 4 шт.; пожарная емкость закрытого типа объемом свыше 300 литров (типа РДВ- 1000, РДВ-1500, П-1.00 или аналоги) в количестве 1 шт.; тепловизиор (портативный) в количестве 1 шт.; комплекс мониторинга с беспилотным летательным аппаратом (БЛА) и (или) беспилотная авиационная система (БАС) в количестве 1 шт.; прибор спутниковой навигации (навигатор) в количестве 1 шт., радиостанция УКВ диапазона стационарная авиационного канала связи в количестве 1 шт.; радиостанция УКВ диапазона носимая авиационного канала связи в количестве 4 шт.; радиостанция УКВ диапазона возимая наземного канала связи в количестве 2 шт.; ракетница или сигнальное устройство, сигнальные ракеты в количестве 20 шт.; средства индивидуальной защиты лесного пожарного в комплекте по числу лесных пожарных; индивидуальный полевой (тактический) рюкзак или индивидуальная разгрузочная система по числу лесных пожарных; спальный мешок по числу лесных пожарных; термоизоляционный коврик по числу лесных пожарных; комплект посуды для приготовления пищи в полевых условиях в количестве 2 шт.; прожектор переносной световой силой не менее 1 000 люмен в количестве 4 шт.; переносной генератор электричества мощностью 0,8-5 кВт в комплекте; комплект слесарных инструментов; комплект сигнальных лент или флажков (знаков); топор в количестве 4 шт.
В нарушение нормативов лесопожарная станция 1 типа Усть- Заостровского мастерского участка не обеспечена следующими пожарной техникой, оборудованием, инвентарем, средствами связи, оснастки и вспомогательными материалами: автомобиль ассажирский или грузопассажирский на базе полноприводного шасси, общей массой до 3,5 т, с возможностью транспортировки расчета или группы лесных пожарных с индивидуальным и групповым снаряжением; бензомоторная пила в комплекте с 2 шинами, цепями, запасными принадлежностями в количестве 3 шт.; пожарная емкость закрытого типа объемом до 300 литров (типа РДВ-30, РДВ-100 или аналоги) в количестве 4 шт.; пожарная емкость закрытого типа объемом свыше 300 литров (типа РДВ-1000, РДВ-1500, П-1.00 или аналоги) в количестве 1 шт.; тепловизор (портативный) в количестве 1 шт.; метеостанция с анемометром полевая (карманная) в количестве 1 шт.; комплекс мониторинга с беспилотным летательным аппаратом (БЛА) и (или) беспилотная авиационная система (БАС) в количестве 1 шт.; прибор спутниковой навигации в количестве 4 шт.; прибор спутниковой навигации в количестве 1 шт., радиостанция УКВ диапазона стационарная авиационного канала связи в количестве 1 шт.; ракетница или сигнальное устройство, сигнальные ракеты в количестве 20 шт.; средства индивидуальной защиты лесного пожара в комплекте по числу лесных пожарных; индивидуальный полевой (тактический) рюкзак или индивидуальная разгрузочная система по числу лесных пожарных; спальный мешок по числу лесных пожарных; термоизоляционный коврик по числу лесных пожарных; комплект для оказания первой помощи на месте происшествия в количестве 2 шт.; прожектор переносной световой силой не менее 1 000 люмен в количестве 4 шт.; комплект слесарных инструментов; комплект сигнальных лент или флажков (знаков).
В ходе проверки также установлено, что численность рабочих лесопожарных бригад при Усть-Заостровском мастерском участке не в полной мере отвечает требованиям законодательства.
В адрес директора САУ "Омский лесхоз" 14 апреля 2022 года вынесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере охраны лесов от пожаров, оставленное без удовлетворения.
Также судом первой инстанции установлено, что САУ "Омский лесхоз" направило в адрес Главного управления лесного хозяйства Омской области письмо, в котором указало на необходимость доукомплектования лесопожарной станции 1 типа при Красноярском и Усть-Заостровском мастерских участках.
Невыполнение требований представления об устранении нарушений законодательства в сфере охраны лесов от пожаров послужило основанием послужило основанием для обращения прокурора в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и частично удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил из наличия у САУ "Омский лесхоз" и Главного управления лесного хозяйства Омской области обязанности по обеспечению пожарной безопасности и тушению лесных пожаров, обеспечению охраны, защиты воспроизводства лесов, в связи с чем обязал их оборудовать лесопожарные станции необходимыми пожарной техникой, оборудованием, снаряжением, инвентарем, средствами предупреждения и тушения лесных пожаров в соответствии с требованиями распоряжения Правительства Российской Федерации от 19 июля 2019 года N 1605-р.
При этом установив, что Главное управление лесного хозяйства как главный распорядитель средств соответствующего бюджета несет субсидиарную ответственность по обязательствам подведомственного ему учреждения (САУ "Омский лесхоз"), основанием для привлечения его к ответственности является наличие неисполненного судебного акта по предъявленному кредитором в суд иску к основному должнику, суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований прокурора о возложении на Главное управление лесного хозяйства Омской области обязанности осуществить финансирование мероприятий по устранению нарушений требований законодательства о пожарной безопасности.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что оснований не согласиться с данным выводом судов по доводам кассационной жалобы не имеется.
В соответствии со статьей 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров (часть 1). Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение в лесах мер пожарной безопасности и тушение пожаров (часть 4).
Согласно части 1 статьи 53 названного кодекса меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: 1) предупреждение лесных пожаров; 2) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; 3) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; 4) иные меры пожарной безопасности в лесах.
В соответствии с частью 1 статьи 53.3 Лесного кодекса Российской Федерации органы государственной власти в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 настоящего кодекса, разрабатывают планы тушения лесных пожаров, устанавливающие: 1) перечень и состав лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, иных средств предупреждения и тушения лесных пожаров на соответствующей территории, порядок привлечения и использования таких средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах; 2) перечень сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, которые могут быть привлечены в установленном порядке к тушению лесных пожаров, и порядок привлечения таких сил и средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах; 3) мероприятия по координации работ, связанных с тушением лесных пожаров; 4) меры по созданию резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, транспортных средств и горюче-смазочных материалов; 5) иные мероприятия.
Нормативы обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 53.3).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2019 года N 1605-р "Об утверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров" утверждена структура лесопожарной станции по субъектам Российской Федерации, порядок ее комплектации, оснащения, перечень пожарной техники, оборудования, инвентаря, средств связи, оснастки и вспомогательных материалов, закрепляемых за лесопожарной станцией.
Названные нормативы обеспеченности определяют минимальное количество пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, необходимых для предупреждения и тушения лесных пожаров.
Судебной коллегией отклоняются доводы кассатора о том, что срок исполнения обязанности по полному оснащению лесопожарной станции необходимым оборудованием не ограничивается периодом 2019-2022 годов, а в соответствии с положениями федерального проекта "Сохранение лесов" и национального проекта "Экология" установлен до 31 декабря 2024 года, поскольку они не опровергают законность выводов судебных инстанций.
Как верно указал суд апелляционной инстанции, отсутствие денежных средств не является основанием для освобождения САУ "Омский лесхоз" и Главного управления лесного хозяйства Омской области от обязанности обеспечения лесопожарных станций установленными нормами пожарной техники и оборудования противопожарным снаряжением и инвентарем, а также иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров и не должно влиять на права неопределенного круга лиц, на безопасность их жизни и здоровья. Установленная обязанность исполнения надлежащим образом возложенных на САУ "Омский лесхоз" и Главное управление лесного хозяйства Омской области полномочий не поставлена в зависимость от соответствующего финансового обеспечения органов, и отсутствие либо недостаточное финансирование в данном правовом случае не может являться основанием для бездействия ответчиков в осуществлении возложенных на них полномочий. Апелляционным судом также правомерно отмечено и то, что механизм дополнительного финансирования на субвенции органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации на исполнение переданных Российской Федерацией полномочий в сфере лесных отношений, предусмотренных статьей 83 Лесного РФ, определен пунктами 7.4, 7.5 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2006 года N 837, согласно которым при недостаточности субвенций органы исполнительной власти субъектов Российской власти, в данном случае, Главное управление лесного хозяйства Омской области, обращается в Федеральное агентство лесного хозяйства с просьбой о выделении средств нераспределенного резерва.
Период реализации федерального проекта - 2024 год, однако, как верно указано судом апелляционного инстанции, ответчиками не учтено, что пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 19 июля 2019 года N 1605-р "Об утверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров", предусмотрен срок его реализации - это очередной финансовый год и плановый период (то есть 2020 год и плановый период 2021-2022 год), в связи с чем доводы ответчиков о том, что сроки укомплектования лесопожарных станций должны приходиться на 2024 год, не могут быть признаны состоятельными.
Из материалов дела видно, что обстоятельства дела установлены судами на основании надлежащей оценки всех представленных доказательств, имеющих правовое значение для данного дела, в их совокупности, изложенные в судебных постановлениях выводы соответствуют обстоятельствам дела. Положенные в основу судебных актов доказательства отвечают требованиям относимости и допустимости, данная им оценка соответствует требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Правила оценки доказательств судом второй инстанции не нарушены.
Пересмотр оценки доказательств в связи с доводами жалобы на стадии кассационного производства не входит в круг оснований для отмены судебных постановлений. Иные доводы жалобы не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судами при рассмотрении дела и имеют юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияют на их обоснованность и законность, либо опровергают выводы суда, в связи с чем, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены судебного постановления.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, кассационным судом не установлено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда города Омска от 17 апреля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 4 октября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления лесного хозяйства Омской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.Г.УМЫСКОВА
Судьи
И.Б.СЕВОСТЬЯНОВА
С.В.МАЛОЛЫЧЕНКО