Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 02.06.2022 N 88-10222/2022 по делу N 2-3401/2021
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) Об обязании издать приказ о назначении на должность, присвоении звания; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О включении в денежное довольствие месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием, обязании произвести перерасчет и выплату денежного довольствия, перерасчет отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком.
Обстоятельства: Истица указала, что после восстановления на службе не были изданы приказы о назначении на должность, присвоении специального звания.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено.


Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 02.06.2022 N 88-10222/2022 по делу N 2-3401/2021
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) Об обязании издать приказ о назначении на должность, присвоении звания; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О включении в денежное довольствие месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием, обязании произвести перерасчет и выплату денежного довольствия, перерасчет отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком.
Обстоятельства: Истица указала, что после восстановления на службе не были изданы приказы о назначении на должность, присвоении специального звания.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено.

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 июня 2022 г. N 88-10222/2022
Дело N 2-3401/2021
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Фроловой Т.В.,
судей Латушкиной С.Б., Гусева Д.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3401/2021 (УИД 54RS0005-01-2021-002955-78) по делу по иску Р. к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области, Федеральной службе судебных приставов России об обязании издать приказ о присвоении специального звания, взыскании компенсации морального вреда,
по кассационной жалобе Управления Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области, Федеральной службы судебных приставов России на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 10 марта 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б., выслушав объяснения представителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области, Федеральной службы судебных приставов России П., действующей на основании доверенности, поддержавшей доводы кассационной жалобы, истца Р., поддержавшей доводы письменных возражений на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Р. обратилась в Кировский районный суд города Новосибирска с иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области (далее - УФССП России по Новосибирской области), Федеральной службе судебных приставов России (далее - ФССП России).
В обоснование исковых требований Р. указала, что она состояла в должности государственной гражданской службы - заместителя начальника отдела - старшего судебного пристава ОСП по Железнодорожному району г. Новосибирска, классный чин - юрист первого класса, срок службы в органах ФССП России - 4 года 8 месяцев.
20 января 2020 г. она была уведомлена о сокращении замещаемой ею должности и предложено изъявить желание поступить на службу в органы принудительного исполнения, о чем проинформировать кадровое подразделение УФССП России по Новосибирской области не позднее 29 февраля 2020 г.
Р. подала соответствующие заявления. В дальнейшем она успешно прошла все необходимые проверки, освидетельствования и исследования.
Р. была предложена должность судебного пристава-исполнителя ОСП по Заельцовскому району г. Новосибирска.
С данным предложением Р. согласилась и подала заявление о принятии на службу.
14 мая 2020 г. Р. вручено уведомление об отказе в приеме на службу по результатам повторного психологического отбора.
21 мая 2020 г. Р. уволена с должности заместителя начальника отдела - старшего судебного пристава ОСП по Железнодорожному району г. Новосибирска. Не согласившись с увольнением, Р. обратилась за защитой нарушенного права.
Решением Кировского районного суда г. Новосибирска от 18 декабря 2020 г. исковые требования Р. были удовлетворены, судом признаны незаконными и отменены - решение Центральной комиссии по психологическому отбору на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации об отмене заключения о профессиональной пригодности в отношении Р., - результаты повторного профессионального психологического отбора на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации в отношении Р., - решение (уведомление) руководителя УФССП России по Новосибирской области об отказе Р. в приеме на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, - приказ руководителя УФССП России по Новосибирской области Б.Э.В. N-к от 21 мая 2020 г. "Об увольнении Р.", ФССП России, УФССП России по Новосибирской области обязаны заключить с Р. служебный контракт о службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации в должности судебного пристава-исполнителя отделения судебных приставов по Заельцовскому району г. Новосибирска УФССП России по Новосибирской области с 1 июня 2020 г.
После вступления решения в законную силу, 9 апреля 2021 г. Р. прибыла на рабочее место и уведомила работодателя о том, что находится на восьмом месяце беременности, предоставила медицинскую справку, сообщила о том, что 22 апреля 2021 г. ей будет выдан листок нетрудоспособности по беременности и родам, просила выплатить заработную плату за период вынужденного прогула, однако работодатель проигнорировал ее просьбы, ответа она не получила.
12 апреля 2020 г. она была ознакомлена с приказом от 9 апреля 2021 г. N-к "Об отмене приказа УФССП России по Новосибирской области от 21 мая 2020 г. N-к "Об увольнении Р.".
Вместе с тем, приказа о назначении на должность судебного пристава-исполнителя ОСП по Заельцовскому району г. Новосибирска Р., а вместе с этим и приказа о присвоении специального звания, до сих пор нет.
28 мая 2021 г. Р. были вручены копия контракта о прохождении службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации от 27 мая 2021 г., копия приказа от 25 мая 2021 г. N-ЛС "О заключении срочного контракта с Р." и направлены ей для ознакомления копии приказов от 26 мая 2021 г. N-к "Об увольнении Р." и от 27 мая 2021 г. N-ЛС "Об установлении денежного довольствия Р.".
31 мая 2021 г. она подала заявление руководителю ФССП АО Новосибирской области с просьбой в 3-дневный срок ознакомить ее и выдать копии приказов о назначении на должность, о присвоении специального звания и внесении изменений в приказ 27 мая 2021 г. N-ЛС "Об установлении денежного довольствия Р.". Ответ на данное заявление Р. получен не был.
С учетом изложенного, Р. просила обязать директора ФССП России издать приказ о назначении ее на должность судебного пристава-исполнителя ОСП по Заельцовскому району г. Новосибирска УФССП России по Новосибирской области и присвоения Р. первого специального звания - младший лейтенант внутренней службы;
Обязать руководителя УФССП России по Новосибирской области внести изменения в приказ руководителя УФССП России по Новосибирской области Б.Э.В. от 27 мая 2021 г. N-ЛС "Об установлении денежного довольствия Р." в части включения в денежное довольствие месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием - младший лейтенант внутренней службы, на основании пункта 2 Приказа ФССП России от 17 января 2020 г. N 103 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации, Порядка выплаты премий за добросовестное выполнение служебных обязанностей сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации;
Засчитать Р. период с 1 июня 2020 г. по дату фактического издания приказа о назначении на должность и присвоении первого специального звания в стаж работы в органах принудительного исполнения, дающий право на дополнительный отпуск, надбавку за выслугу лет, пенсию за выслугу лет и иные социальные гарантии, установленные законодательством Российской Федерации, а также в срок выслуги в специальном звании для присвоения очередного специального звания;
Обязать УФССП России по Новосибирской области произвести перерасчет и выплату денежного довольствия, перерасчет отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в соответствии с присвоенным специальным званием за период с 1 июня 2020 г. по дату фактического издания приказа о назначении на должность и присвоении первого специального звания.
Взыскать с ФССП России компенсацию морального вреда в размере 200 000 руб.
Решением Кировского районного суда г. Новосибирска от 29 октября 2021 г. исковые требования Р. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 10 марта 2022 г. решение Кировского районного суда города Новосибирска от 29 октября 2021 г. отменено, принято по делу новое решение, которым исковые требования Р. удовлетворены частично.
На руководителя ФССП России возложена обязанность издать приказ о назначении Р. на должность судебного пристава-исполнителя ОСП по Заельцовскому району г. Новосибирска УФССП России по Новосибирской области и присвоении Р. первого специального звания - младший лейтенант внутренней службы.
На руководителя УФССП России по Новосибирской области возложена обязанность внести изменения в приказ руководителя УФССП России по Новосибирской области Б.Э.В. от 27 мая 2021 г. N-ЛС "Об установлении денежного довольствия Р." в части включения в денежное довольствие месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием - младший лейтенант внутренней службы, на основании Приказа ФССП России от 17 января 2020 г. N 103 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации, Порядка выплаты премий за добросовестное выполнение служебных обязанностей сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации.
Постановлено засчитать Р. период с 1 июня 2020 г. по дату фактического издания приказа о назначении на должность и присвоении первого специального звания в стаж работы в органах принудительного исполнения, дающий право на дополнительный отпуск, надбавку за выслугу лет, пенсию за выслугу лет и иные социальные гарантии, установленные законодательством Российской Федерации, а также в срок выслуги в специальном звании для присвоения очередного специального звания;
На УФССП России по Новосибирской области возложена обязанность произвести Р. перерасчет и выплату денежного довольствия, перерасчет отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в соответствии с присвоенным специальным званием за период с 1 июня 2020 г. по дату фактического издания приказа о назначении на должность и присвоении первого специального звания.
С УФССП России по Новосибирской области в пользу Р. взыскана компенсация морального вреда в размере 10 000 рублей.
Также с УФССП России по Новосибирской области взыскана госпошлина в доход местного бюджета 300 рублей.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, УФССП России по Новосибирской области, ФССП России просят отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 10 марта 2022 г.
На кассационную жалобу Р. принесены письменные возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, в письменных возражениях на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения не были допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела.
Судом установлено и следует из материалов дела, что решением Кировского районного суда г. Новосибирска от 18 декабря 2020 г. удовлетворены исковые требования Р.: признано незаконным и отменено решение Центральной комиссии по психологическому отбору на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации об отмене заключения о профессиональной пригодности в отношении Р., а также признаны незаконными и отменены результаты повторного профессионального психологического отбора на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации в отношении Р. Признан незаконным и отменен приказ руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области Б.Э.В. N-к от 21 мая 2020 "Об увольнении Р.". На ФССП России, УФССП России по Новосибирской области возложена обязанность заключить с Р. служебный контракт о службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации в должности судебного пристава-исполнителя отделения судебных приставов по Заельцовскому району г. Новосибирска УФССП России по Новосибирской области с 1 июня 2020 г. Указанное решение вступило в законную силу 8 апреля 2021 г.
Приказом N-к от 9 апреля 2021 г. "Об отмене приказа УФССП России по Новосибирской области от 21 мая 2020 г. N-к "Об увольнении Р.", отменен приказ N-к от 21 мая 2020 г. об увольнении Р.
Директором ФССП России 25 мая 2021 г. вынесен приказ N-к, которым руководителю УФССП России по Новосибирской области приказано заключить срочный контракт с Р. о прохождении службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации в должности судебного пристава-исполнителя по Заельцовскому району г. Новосибирска с 1 июня 2020 г.
С Р. 27 мая 2021 г. заключен контракт о прохождении службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации на 5 лет с 1 июня 2020 г. по 31 мая 2025 г.
27 мая 2021 г. руководителем УФССП России по Новосибирской области вынесен приказ об установлении денежного довольствия Р. с 1 июня 2020 г. в виде месячного оклада 17 356 руб., ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия службы в размере 20% должностного оклада, процентной надбавки к денежному довольствию за службу в местностях с неблагоприятными климатическими и экологическими условиями, в том числе, в отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях в размере 20%.
Приказом от 27 мая 2021 г. N-к прекращен служебный контракт с Р. от 12 апреля 2019 г. N, истец освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы - заместителя начальника отдела - старшего судебного пристава ОСП по Железнодорожному району г. Новосибирска и уволена с федеральной государственной гражданской службы 31 мая 2020 г. в связи с переводом на государственную службу иного вида.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, полагая, что основанием для приема Р. на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации является заключение по результатам психологического отбора от 15 января 2020 г. N, при этом, учитывая, что заключение профессионального психологического отбора действительно только в течение 12 месяцев со дня его составления, и поскольку на момент вступления решения суда в законную силу, действующее заключение отсутствует, пришел к выводу о том, что необходимые условия для заключения с истцом служебного контракта и присвоения первого специального звания - младший лейтенант внутренней службы отсутствуют, в связи с чем, не установив нарушения прав Р. со стороны ответчиков, пришел к выводу об отказе истцу в удовлетворении заявленных исковых требованиях в полном объеме.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новое решение об удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что из буквального толкования статьи 20 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пунктов 2, 9 Порядка назначения на должности младшего, среднего и старшего начальствующего состава в органах принудительного исполнения Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 20 декабря 2019 г. N 299, правоотношения на службе в органах принудительного исполнения между Российской Федерацией и гражданином возникают, в том числе, на основании правового акта о назначении лица на должность, вместе с тем, заключая 27 мая 2021 г. с Р. контракт о прохождении службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации на пять лет с 1 июня 2020 г., руководителем ФССП России не исполнена обязанность по изданию правового акта о назначении Р. на должность.
При этом суд апелляционной инстанции, не соглашаясь с выводами суда первой инстанции об отсутствии необходимых условий для заключения контракта по причине истечения 12 месячного срока с момента составления первоначального заключения профессионального психологического отбора и отсутствия действующего медицинского заключения, исходил из того, что указанные обстоятельства не имеют правового значения, поскольку вступившим в законную силу решением суда от 18 декабря 2020 г. установлено отсутствие оснований для повторного проведения в отношении истца психологического отбора и на момент принятия судом решения срок действия первоначального заключения о профессиональной пригодности от 15 января 2020 г. не истек, контракт о прохождении службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации с Р. заключен с 1 июня 2020 г.
Принимая решение об удовлетворении требований Р. о возложении на руководителя ФССП России обязанности издать приказ о назначении на должность судебного пристава-исполнителя ОСП по Заельцовскому району г. Новосибирска УФССП России по Новосибирской области и присвоении Р. первого специального звания - младший лейтенант внутренней службы, суд апелляционной инстанции исходил из того, что в силу положений части 2 статьи 41 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" первое специальное звание младшего лейтенанта внутренней службы присваивается гражданину при назначении на должность среднего начальствующего состава.
Удовлетворяя требования Р. о внесении изменений в приказ руководителя УФССП России по Новосибирской области от 27 мая 2021 г. N-ЛС "Об установлении денежного довольствия Р." в части включения в денежное довольствие месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием - младший лейтенант внутренней службы, суд апелляционной инстанции руководствовался постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2020 г. N 1 "Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации", приказом ФССП России от 17 января 2020 г. N 103 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации, Порядка выплаты премий за добросовестное выполнение служебных обязанностей сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации и Порядка оказания материальной помощи сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации", исходил из того, что приказ руководителя УФССП России по Новосибирской области от 27 мая 2021 г. N-ЛС "Об установлении денежного довольствия Р." не содержит сведений о включении в денежное довольствие Р. месячного оклада в соответствии со специальным званием младший лейтенант внутренней службы, которое работодатель, в нарушение закона своевременно истцу не присвоил.
Установив указанные обстоятельства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что период с 1 июня 2020 г. по дату фактического издания приказа о назначении на должность и присвоении первого специального звания подлежит зачету в стаж работы в органах принудительного исполнения, дающий право на дополнительный отпуск, надбавку за выслугу лет, пенсию за выслугу лет и иные социальные гарантии, установленные законодательством Российской Федерации, а также в сроки выслуги в специальном звании для присвоения очередного специального звания, а также подлежит перерасчету денежное довольствие, отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком в соответствии с присвоенным специальным званием за период с 1 июня 2020 г. по дату фактического издания приказа о назначении на должность и присвоении первого специального звания.
Установив нарушение трудовых прав Р., суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации, учитывая обстоятельства дела, объем нарушенных ответчиком трудовых прав истца, характер причиненных истцу нравственных страданий, связанных с лишением возможности получать денежное довольствие в полном объеме, индивидуальные особенности истца, степени вины нанимателя, пришел к выводу о том, с учетом требований разумности и справедливости в пользу истца подлежит взысканию компенсация морального вреда в размере 10 000 руб.
Оснований не согласиться с приведенными выводами суда апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы не усматривается, поскольку данные выводы суда апелляционной инстанции соответствуют обстоятельствам дела, нормам материального права, регулирующим спорные отношения, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Доводы кассационной жалобы о том, что на момент вступления в законную силу решения суда - 8 апреля 2021 г. срок действия первичного заключения от 15 января 2020 г. N истек, следовательно на момент исполнения решения суда отсутствует необходимое условие для заключения служебного контракта - действующее заключение о профессиональной пригодности кандидата, у суда отсутствовали основания для возложения обязанности на ответчиков совершить то или иное действие, поскольку обстоятельства того, каким образом ответчик будет восстанавливать истца на службе подлежит разрешению непосредственно должником согласно ведомственным нормативно-правовым актам, не могут служить основанием для отмены обжалуемого апелляционного определения, поскольку не свидетельствуют о наличии оснований, установленных в статье 379.7 ГПК РФ, для отмены судебного постановления кассационным судом общей юрисдикции.
1 января 2020 г. вступил в силу Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ).
В статье 1 указанного закона дается определение службы в органах принудительного исполнения как вида федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях в органах принудительного исполнения, а также на должностях, не являющихся должностями в органах принудительного исполнения, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 2 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ правоотношения, связанные с поступлением на федеральную государственную гражданскую службу (далее - гражданская служба) в органы принудительного исполнения, прохождением и прекращением такой службы, регулируются законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации, а трудовые отношения - трудовым законодательством.
В силу части 1 статьи 20 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ") правоотношения на службе в органах принудительного исполнения между Российской Федерацией и гражданином возникают и осуществляются на основании контракта, заключенного в соответствии с настоящим Федеральным законом, и правового акта о назначении на должность.
На основании части 2 статьи 20 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации, правоотношения между Российской Федерацией и гражданином возникают в результате поступления на службу в органы принудительного исполнения по результатам конкурса (пункт 1); назначения на должность в органах принудительного исполнения (пункт 2); восстановления в должности в органах принудительного исполнения в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 3).
В соответствии с частью 3 статьи 20 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ издание правового акта руководителя федерального органа принудительного исполнения, уполномоченного руководителя о возникновении, об изменении и о прекращении правоотношений на службе в органах принудительного исполнения осуществляется на основании согласия или ходатайства гражданина (сотрудника), выраженных в письменной форме (далее - рапорт), если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 22 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ контракт вступает в силу со дня (с календарной даты), определенного (определенной) правовым актом о назначении гражданина на должность в органах принудительного исполнения, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Процедура назначения на должности младшего, среднего и старшего начальствующего состава в органах принудительного исполнения Российской Федерации (далее - органы принудительного исполнения) граждан Российской Федерации (далее - граждане), принимаемых на службу в органы принудительного исполнения, а также сотрудников органов принудительного исполнения (далее - сотрудники), назначаемых на указанные должности в порядке перевода, определена Порядком назначения на должности младшего, среднего и старшего начальствующего состава в органах принудительного исполнения Российской Федерации, утвержденным Приказом Минюста России от 20 декабря 2019 г. N 299 (далее - Порядок назначения на должности).
Согласно пункту 2 Порядка назначения на должности правоотношения на службе в органах принудительного исполнения между Российской Федерацией и гражданином возникают и осуществляются на основании контракта, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и правового акта о назначении на должность.
Сотрудники назначаются на должности младшего, среднего и старшего начальствующего состава приказами руководителя федерального органа принудительного исполнения, уполномоченного руководителя (пункт 3 Порядка назначения на должности).
В силу пункта 4 Порядка назначения на должности основаниями для издания приказа о назначении на должность являются: в отношении гражданина - ходатайство гражданина, выраженное в письменной форме в соответствии с частью 3 статьи 20 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ; в отношении сотрудника - согласие сотрудника с назначением на должность или ходатайство о таком назначении, выраженное в письменной форме в его рапорте к руководителю федерального органа принудительного исполнения, уполномоченному руководителю (далее - рапорт).
Контракт о прохождении службы в органах принудительного исполнения заключается на основании примерной формы контракта о прохождении службы в органах принудительного исполнения, утвержденной в соответствии с частью 7 статьи 23 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ (пункт 6 Порядка назначения на должности).
Проект приказа о назначении на должность передается на рассмотрение руководителю федерального органа принудительного исполнения, уполномоченному руководителю одновременно с представлением документов, послуживших основаниями для его подготовки, а также иных документов, связанных с назначением на должность (пункт 7 Порядка назначения на должности).
В приказе о назначении гражданина на должность указывается дата, с которой вступает в силу контракт о прохождении службы в органах принудительного исполнения, если иное не предусмотрено Федеральным законом (пункт 8 Порядка назначения на должности).
Приказ о назначении на должность (выписка из приказа о назначении на должность) объявляется кадровым подразделением гражданину или сотруднику под подпись в течение трех рабочих дней со дня фактического начала службы. Копия приказа о назначении на должность (выписка из приказа о назначении на должность) и документы, послужившие основанием для назначения на должность, приобщаются к личному делу сотрудника (пункт 10 Порядка назначения на должности).
Статьей 92 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ установлены заключительные положения.
Согласно части 2 статьи 92 гражданские служащие, изъявившие желание поступить на службу в органы принудительного исполнения в течение двух месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат медицинскому освидетельствованию на наличие или отсутствие заболеваний, препятствующих поступлению на службу в органы принудительного исполнения. Направление на медицинское освидетельствование гражданских служащих, претендующих на замещение должностей младшего, среднего и старшего начальствующего состава, осуществляется после проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору, а также в отношении отдельных должностей после проведения психофизиологического исследования, тестирования, направленного на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами, и проверки уровня физической подготовки.
Частью 3 данной статьи предусмотрено, что гражданские служащие, соответствующие требованию, установленному частью 1 настоящей статьи (предельный возраст поступления на службу), а также прошедшие профессиональный психологический отбор и медицинское освидетельствование, а в установленных случаях - психофизиологическое исследование, тестирование, направленное на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами и проверку уровня физической подготовки, назначаются на должности в органах принудительного исполнения младшего, среднего и старшего начальствующего состава в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона на основании приказа руководителя федерального органа принудительного исполнения или на основании решения руководителя федерального органа принудительного исполнения приказом уполномоченного руководителя.
Руководствуясь приведенными нормативными положениями, регулирующими порядок и условия поступления на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, установив, что вступившим в законную силу решением суда на ФССП России, УФССП России по Новосибирской области возложена обязанность заключить с Р. служебный контракт о службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации в должности судебного пристава-исполнителя отделения судебных приставов по Заельцовскому району г. Новосибирска УФССП России по Новосибирской области с 1 июня 2020 г., суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что основанием назначения на должности в органах принудительного исполнения младшего, среднего и старшего начальствующего состава должен являться, в том числе правовой акт о назначении лица на должность.
Установив, что соответствующий приказ о назначении Р. на должность в органы принудительного исполнения Российской Федерации не издавался, суд апелляционной инстанции сделал правильной вывод, что, заключая 27 мая 2021 г. с Р. контракт о прохождении службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации, обязанность руководителем ФССП России по изданию правового акта о назначении Р. на должность исполнена не была.
Вопреки доводам кассационной жалобы, то обстоятельство, что на момент вступления в законную силу решения Кировского районного суда г. Новосибирска от 18 декабря 2020 г. истек срок действия первоначального заключения о профессиональной пригодности, само по себе не имеет правового значения, поскольку обязанность заключить с Р. контракт о службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации установлена вступившим в законную силу решением суда, 27 мая 2021 г. контракт о прохождении службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации с Р. заключен.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ обеспечение сотрудника денежным довольствием осуществляется на условиях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.
Отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в органах принудительного исполнения Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ денежное довольствие сотрудников является основным средством их материального обеспечения и стимулирования выполнения ими служебных обязанностей.
Денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания, ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Порядок обеспечения сотрудников денежным довольствием определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники (часть 18 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации, утвержденного Приказом ФССП России от 17 января 2020 г. N 103 (далее - Порядок обеспечения денежным довольствием), денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью (далее - должностной оклад) и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием (далее - оклад по специальному званию), которые составляют оклад месячного денежного содержания (далее - оклад денежного содержания), ежемесячных и иных дополнительных выплат.
Основанием для выплаты денежного довольствия сотруднику территориального органа Федеральной службы судебных приставов является приказ территориального органа ФССП России о назначении его на должность, зачислении в распоряжение территориального органа ФССП России (пункт 4 Порядка обеспечения денежным довольствием).
В приказах указываются специальное звание, фамилия, имя, отчество (при наличии), замещаемая должность, основания для установления ежемесячных и иных дополнительных выплат, дата начала выплат и их размеры (пункт 5 Порядка обеспечения денежным довольствием).
В соответствии с частью 1 статьи 41 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ первое специальное звание присваивается гражданину, впервые поступившему на службу в органы принудительного исполнения, при назначении на должность в органах принудительного исполнения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Частью 2 статьи 41 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ предусмотрено, что гражданину (сотруднику) присваиваются первые (очередные) специальные звания: младшего сержанта внутренней службы - при назначении на должность младшего начальствующего состава.
В соответствии с частью 4 статьи 92 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ сотрудникам, указанным в части 3 настоящей статьи, приказом руководителя федерального органа принудительного исполнения или на основании решения руководителя федерального органа принудительного исполнения приказом уполномоченного руководителя присваиваются специальные звания, соответствующие наиболее высокому из ранее присвоенных им классного чина гражданской службы, воинского или специального звания, классного чина юстиции, классного чина прокурорских работников согласно таблице соотношения, утвержденной Президентом Российской Федерации (далее - таблица соотношения), кроме специального звания высшего начальствующего состава. Сотрудникам, указанным в части 3 настоящей статьи, не имеющим классных чинов гражданской службы, воинских и специальных званий, классных чинов юстиции, классных чинов прокурорских работников, а также имеющим классные чины гражданской службы, классные чины юстиции, которые в соответствии с таблицей соотношения ниже первых специальных званий, установленных по должностям в органах принудительного исполнения, первое специальное звание присваивается в порядке, предусмотренном статьями 39 и 41 настоящего Федерального закона.
Установив, что в связи с поступлением на службу в органы принудительного исполнения наказаний сотрудникам присваивается первое специальное звание, однако Р. в нарушение приведенных положений законодательства первое специальное звание - младший лейтенант внутренней службы присвоено не было, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении требований истца о возложении на руководителя ФССП России обязанности издать приказ о присвоении Р. специального звания - младший лейтенант внутренней службы и внести в связи с этим изменения в приказ руководителя ФССП России по Новосибирской области от 27 мая 2021 г. N-ЛС "Об установлении денежного довольствия Р." в части включения в денежное довольствие месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием - младший лейтенант внутренней службы, а также производных от них требований.
Доводы представителя ответчиков в судебном заседании кассационного суда общей юрисдикции об отсутствии оснований для выплаты истцу денежного довольствия с учетом месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием с момента принятия истца на службу в органы принудительного исполнения 1 июня 2020 г. со ссылкой на пункт 57 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации, утвержденного приказом ФССП России от 17 января 2020 г. N 103, согласно которому сотрудникам, признанным незаконно или необоснованно перемещенными по службе, отстраненными от замещаемой должности либо пониженными в должности, лишенными специального звания, а также незаконно уволенными со службы в органах принудительного исполнения, выплачивается денежное довольствие по должности, с которой они были уволены, и по специальному званию, в котором они состояли, за период до их восстановления в должности, специальном звании или на службе в органах принудительного исполнения, но не более чем за один год, не состоятельны, поскольку к настоящему спору данный пункт не подлежит применению, так как истец специального звания не лишалась, незаконно со службы в органах принудительного исполнения уволена не была.
Доводы кассационной жалобы от отсутствии оснований для взыскания компенсации морального вреда, поскольку требования о компенсации морального вреда ранее были рассмотрены Центральным районным судом г. Новосибирска и решением Центрального районного суда от 15 июля 2021 г. требования Р. были удовлетворены, не могут служить основанием для отмены апелляционного определения.
Вопреки доводам кассационной жалобы основанием для взыскания компенсации морального вреда в рамках рассмотрения дела N явилось нарушение трудовых прав истца, вызванных незаконным отказом УФССП России по Новосибирской области в принятии истца на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, в то время как по настоящему делу нарушение трудовых прав истца связано с не установлением специального звания и как следствие, выплатой денежного довольствия в меньшем размере без учета месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием.
Изучение материалов дела показало, что выводы суда апелляционной инстанции основаны на установленных фактических обстоятельствах дела, приведенном правовом регулировании спорных правоотношений, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Фактически приведенные в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом второй инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленного судебного акта, либо опровергали выводы суда апелляционной инстанции.
Судом апелляционной инстанции не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятого по настоящему делу судебного постановления по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятое по делу апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежит.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 10 марта 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области, Федеральной службы судебных приставов России - без удовлетворения.