Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 24.05.2022 N 88-10306/2022 по делу N 2-518/2021
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании задолженности по заработной плате; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О взыскании социальных выплат.
Обстоятельства: Нарушены трудовые права истца.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено в части.


Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 24.05.2022 N 88-10306/2022 по делу N 2-518/2021
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании задолженности по заработной плате; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О взыскании социальных выплат.
Обстоятельства: Нарушены трудовые права истца.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено в части.

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 мая 2022 г. N 88-10306/2022
Дело N 2-518/2021
Дело N 42RS0035-01-2021-001188-15
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Лавник М.В.
судей: Гусева Д.А., Раужина Е.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-518/2021 (42RS0035-01-2021-001188-15) по иску К., Г., Д. к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области - Кузбассу о взыскании недоплаченного денежного довольствия, суммы неполученного пособия по безработице за несвоевременную выдачу трудовой книжки и справки о среднем заработке, компенсации морального вреда, внесении исправлений в трудовую книжку
по кассационной жалобе Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Кемеровской области - Кузбассу на решение Таштагольского городского суда Кемеровской области от 12 октября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 25 января 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Раужина Е.Н., судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
К., Г., Д. обратились в суд с иском к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области - Кузбассу (далее - ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу) о взыскании недоплаченного денежного довольствия, суммы неполученного пособия по безработице в связи с несвоевременной выдачей трудовой книжки и справки о среднем заработке, компенсации морального вреда, внесении исправлений в трудовую книжку.
Требования мотивированы тем, что 30 марта 2020 г. между ответчиком и Д. был заключен контракт сроком на 3 года о службе в уголовно-исполнительной системе N 8, в соответствии с которым Д. была принята на должность оператора группы надзора отдела безопасности ФКУ ОУХД ИК-4 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу.
30 апреля 2020 г. между ответчиком и К. был заключен контракт о службе в уголовно-исполнительной системе N 15, в соответствии с которым К. была принята на должность младшего инспектора группы надзора 2 категории отдела безопасности ФКУ ОУХД ИК-4 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу, прапорщиком внутренней службы. Срок действия контракта был определен до 30 января 2023 г.
5 июня 2020 г. между ответчиком и Г. был заключен контракт сроком на 3 года о службе в уголовно-исполнительной системе N 82, в соответствии с которым Г. была принята на должность инструктора-кинолога кинологической группы отдела охраны ФКУ ОУХД ИК-4 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу, прапорщиком внутренней службы.
В связи с ликвидацией исправительного учреждения все сотрудники учреждения были выведены в распоряжение ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу.
7 декабря 2020 г. истцам, как сотрудникам ИК-4, вручено уведомление о предстоящем увольнении. В соответствии с приказом начальника ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу от 7 декабря 2020 г. истцы были освобождены от занимаемой должности и зачислены в распоряжение ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу, с сохранением денежного довольствия в размере оклада по ранее занимаемой должности, оклада по присвоенному специальному званию, процентной надбавки за выслугу лет.
Приказами ответчика от 19 марта 2021 г. контракты о службе в уголовно-исполнительной системе с истцами были расторгнуты. Выходное пособие им было выплачено не в день расторжения контракта, а спустя несколько дней. Кроме того, в трудовой книжке К., контракт с которой был расторгнут 19 марта 2021 г., невозможно установить дату увольнения, так как запись о дате увольнения имеет исправления.
Истцы указывают, что ответчик не уведомил Центр занятости о сокращении должностей, не выдал истцам перед увольнением справки о среднем заработке для постановки на учет в службу занятости. Это привело к тому, что истцы встали на учет в службе занятости на общих основаниях и до момента предоставления справок о заработке (в конце апреля 2021 года) пособие по безработице им не начислялось и не выплачивалось.
Также истцы указывают, что в период нахождения в распоряжении они продолжали исполнять в полном объеме должностные обязанности по своей последней должности перед зачислением в распоряжение. Однако, ежемесячные выплаты сократились в среднем на 10 000-15 000 рублей, так как на основании распоряжения от 7 декабря 2020 г. за ними были сохранены выплаты: денежное довольствие в размере оклада по ранее замещаемой должности, оклада по присвоенному специальному званию и процентной надбавки за выслугу лет. В итоге за период нахождения в распоряжении истцы лишились доплат - премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей сотрудниками уголовно-исполнительной системы в размере 25%: надбавки за особые условия (учреждение с особыми условиями хозяйственной деятельности строгого режима) в размере 15% и надбавки за особые условия (должность в подразделении отдела безопасности, надзора и режима учреждений УИС) в размере 15%.
С учетом уточненных исковых требований истцы просят взыскать недоплаченные выплаты, а именно - в пользу К., Д.: премию за добросовестное выполнение служебных обязанностей сотрудниками уголовно-исполнительной системы в размере 25%: за декабрь 2020 г. - 3 942 рубля 34 копейки, за январь 2021 г. - 4 888 рублей 50 копеек, за февраль 2021 г. - 4 888 рублей 50 копеек; надбавку за особые условия (учреждение с особыми условиями хозяйственной деятельности строгого режима) в размере 15%: за декабрь 2020 г. - 1 284 рубля 07 копеек; за январь 2021 г. - 1 592 рубля 25 копеек, за февраль 2021 г. - 1 592 рубля 25 копеек; надбавку за особые условия (должность в подразделении отдела безопасности, надзора и режима учреждений УИС) в размере 15%: за декабрь 2020 г. - 1 284 рубля 07 копеек, за январь 2021 г. - 1 592 рубля 25 копеек, за февраль 2021 г. - 1 592 рубля 25 копеек; в пользу Г.: премию за добросовестное выполнение служебных обязанностей сотрудниками уголовно-исполнительной системы в размере 25%: за декабрь 2020 г. - 4 167 рублей 54 копейки, за январь 2021 г. - 5 137 рублей 75 копеек, за февраль 2021 г. - 5 167 рублей 75 копеек; надбавку за особые условия (учреждение с особыми условиями хозяйственной деятельности строгого режима) в размере 15%: за декабрь 2020 г. - 1 419 рублей 19 копеек; за январь 2021 г. - 1 759 рублей 80 копеек, за февраль 2021 г. - 1 759 рублей 80 копеек; надбавку за особые условия (должность в подразделении отдела безопасности, надзора и режима учреждений УИС) в размере 10%: за декабрь 2020 г. - 946 рублей 13 копеек, за январь 2021 г. - 1 173 рубля 20 копеек, за февраль 2021 г. - 1 173 рубля 20 копеек; взыскать с ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу в пользу К., Г., Д. оплату за период с 19 марта 2021 г. по 19 апреля 2021 г. в связи с несвоевременностью выдачи трудовой книжки и справки о среднем заработке в сумме по 15 769 рублей в пользу каждой, компенсацию морального вреда по 50 000 рублей в пользу каждой; обязать ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу внести исправления в трудовую книжку К. в дату увольнения, указав в качестве даты увольнения 19 марта 2021 г.
Определением Таштагольского городского суда Кемеровской области от 7 июня 2021 г., занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ГКУ "Центр занятости населения города Таштагола".
Решением Таштагольского городского суда Кемеровской области от 12 октября 2021 г. исковые требования К., Г., Д. удовлетворены частично: в пользу К. с ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу взыскана сумма неполученного пособия по безработице за несвоевременную выдачу справки о среднем заработке в размере 8 410 рублей 13 копеек, компенсация морального вреда в размере 1 000 рублей; в пользу Г. взыскана сумма неполученного пособия по безработице за несвоевременную выдачу справки о среднем заработке в размере 7 358 рублей 87 копеек, компенсация морального вреда в размере 1 000 рублей; в пользу Д. взыскана сумма неполученного пособия по безработице за несвоевременную выдачу справки о среднем заработке в размере 6 833 рубля 23 копейки, компенсация морального вреда в размере 1 000 рублей.
Также с ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 2 100 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 25 января 2022 г. решение Таштагольского городского суда Кемеровской области от 12 октября 2021 г. отменено в части взыскания с Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области - Кузбассу в доход местного бюджета государственной пошлины в размере 2 100 рублей.
В остальной части решение Таштагольского городского суда Кемеровской области от 12 октября 2021 г. оставлено без изменения.
Главным управлением Федеральной службы исполнения наказаний России по Кемеровской области - Кузбассу на решение Таштагольского городского суда Кемеровской области от 12 октября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 25 января 2022 г. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене судебных постановлений в части взыскания в пользу К., Г., Д. суммы неполученного пособия по безработице за несвоевременную выдачу справки о среднем заработке, компенсации морального вреда, как незаконных, и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явились, сведений о причинах неявки не представили, об отложении рассмотрении дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили. На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу положений статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 30 апреля 2020 г. между ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу и К. был заключен контракт о службе в уголовно-исполнительной, системе, в соответствии с которым К. была принята на должность младшего инспектор группы надзора 2 категории отдела безопасности Федерального казенного учреждения с особыми условиями хозяйственной деятельности "Исправительная колония N 4 ГУФСИН России". Контракт был заключен сроком до 30 января 2023 г., на период, определяемый по соглашению сторон, пункт 5 часть 9 статьи 22 Федерального закона N 197-ФЗ. Ранее контракт был заключен 30 января 2020 г.
5 июня 2020 г. между ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу и Г. был заключен контракт о службе в уголовно-исполнительной системе, в соответствии с которым Г. была принята на должность старшего инструктора-кинолога кинологической группы отдела охраны ФКУ ОУХД ИК-4 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу. Контракт был заключен сроком три года, на период, определяемый по соглашению сторон, пункт 5 часть 9 статьи 22 Федерального закона N 197-ФЗ. Ранее контракт был заключен 30 июля 2019 г.
3 марта 2020 г. между ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу и Д. был заключен контракт о службе в уголовно-исполнительной системе, в соответствии с которым Д. была принята на должность оператора группы надзора отдела безопасности ФКУ ОУХД ИК-4 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу. Контракт был заключен сроком три года, с испытательным сроком 2 месяца.
В соответствии с приказом ФСИН России от 2 декабря 2020 г. N 873 "Об утверждении штатных расписаний учреждений Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области - Кузбассу и признании утратившими силу приказов и отдельных положений приказов Федеральной службы исполнения наказаний" и статьей 36 Федерального закона N 197-ФЗ, 7 декабря 2020 г. К., Г., Д. были выданы уведомления о предстоящем увольнении из уголовно-исполнительной системы по пункту 11 части 2 статьи 84 Федерального закона N 197-ФЗ, то есть в связи с сокращением должности в уголовно-исполнительной системе, замещаемой сотрудником, при отсутствии возможности перемещения по службе либо при отказе сотрудника от перемещения по службе.
7 декабря 2020 г. К., Г., Д. в устной форме разъяснен порядок увольнения из уголовно-исполнительной системы при ликвидации учреждения, особенности нахождения сотрудника в распоряжении ГУФСИН, порядок прохождения военно-врачебной комиссии, открытия листа временной нетрудоспособности и порядок предоставления неиспользованного отпуска.
На основании распоряжения ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу N 517-лс от 7 декабря 2020 г. истцы К., Г., Д. на основании пункта 1 части 10 статьи 36 Федерального закона N 197-ФЗ освобождены от занимаемых должностей и зачислены в распоряжение ГУФСИН по Кемеровской области - Кузбассу с сохранением денежного довольствия в размере оклада по ранее замещаемой должности, оклада по присвоенному специальному званию, процентной надбавки за выслугу лет.
Приказом ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу от 19 марта 2021 г. истцы К., Г., Д. уволены из уголовно-исполнительной системы на основании пункта 11 части 2 статьи 84 Федерального закона N 197-ФЗ, то есть в связи с сокращением должности в уголовно-исполнительной системе, замещаемой сотрудником, при отсутствии возможности перемещения по службе либо при отказе сотрудника от перемещения по службе.
Приказом ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу от 15 декабря 2020 г. N-лс "О выполнении служебных обязанностей и сохранении надбавок к должностному окладу", был определен ряд сотрудников, которым сохранены надбавки и дополнительные выплаты к должностному окладу по ранее замещаемой должности с 7 декабря 2020.
В данном приказе истцы К., Г., Д. не значатся.
Также отсутствует указание об установлении истцам дополнительных выплат - надбавок и премий в приказе ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу N 517-лс об освобождении истцов от занимаемых должностей и зачислении в распоряжение ГУФСИН по Кемеровской области - Кузбассу.
В период нахождения истцов в распоряжении ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу истцам К., Г., Д. на основании приказа от 28 января 2021 г. N-к был предоставлен отпуск с 5 февраля 2021 г. по 16 марта 2021 г.
Кроме того, истец К. была освобождена от выполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью с 21 декабря 2020 г. по 31 декабря 2020 г. и с 27 января 2021 г. по 4 февраля. 2021 г.
Материалами дела установлено и сторонами в судебном заседании не оспаривалось, что 21 декабря 2020 г. ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу в ГКУ Центр занятости населения г. Таштагола направило уведомление о сокращении численности (штата), копию приказа о зачислении истцов К., Г., Д. в распоряжение ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу.
Истцами К., Г., Д. в адрес ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу были направлены заявления, согласно которым они дали согласие направить им трудовые книжки по почте заказным письмом с уведомлением. Также в указанных заявлениях истцы просили направить им справки о заработной плате для предоставления их в службу занятости населения.
Указанные заявления были направлены 12 марта 2021 г., зарегистрированы в ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу 17 марта 2021 и 18 марта 2021 г.
Копии трудовых книжек истцам и приказы об их увольнении были направлены ответчиком 23 марта 2021 г., при этом, справки о заработной плате для предоставления в Центр занятости населения были направлены ответчиком в адрес истцов только 12 апреля 2021 г.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что К. обратилась в ГКУ Центр занятости населения г. Таштагола 30 марта 2021 г. Справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы) N от 2 апреля 2021 г. предоставлена 23 апреля 202 г1. Приказом N от 26 апреля 2021 г. К. признана безработной с 23 апреля 2021 г., и ей назначено пособие по безработице на 6 месяцев с 23 апреля 2021 г. по 22 октября 2021 г., в период с 23 апреля 2021 г. по 22 июля 2021 г. - 15 769 рублей в месяц, в период с 23 июля 2021 г. по 22 октября 2021 г. - 6 500 рублей в месяц.
Г. обратилась в ГКУ Центр занятости населения г. Таштагола 30 марта 2021 г. Справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы) N от 2 апреля 2021 г. предоставлена 26 апреля 2021 г. Приказом N от 6 мая 2021 г. Г. признана безработной с 26 апреля 2021 г., и ей назначено пособие по безработице на 6 месяцев с 26 апреля 2021 г. по 25 октября 2021 г., в период с 26 апреля 2021 г. по 25 июля 2021 г. - 15 769 рублей в месяц, в период с 26 июля 2021 г. по 25 октября 2021 г. - 6 500 рублей в месяц.
Д. обратилась в ГКУ Центр занятости населения г. Таштагола 01.04.2021. Справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы) N от 2 апреля 2021 г. предоставлена 19 апреля 2021 г.
Приказом N от 26 апреля 2021 г. Д. признана безработной с 19 апреля 2021 г. и ей назначено пособие по безработице на 6 месяцев с 19 апреля 2021 г. по 18 октября 2021 г., в период с 19 апреля 2021 г. по 18 июля 2021 г. - 15 769 рублей в месяц, в период с 19 июля 2021 г. по 18 октября 2021 г. - 6 500 рублей в месяц.
Из письменных материалов дела следует и не оспорено сторонами, что истцы К., Г. 30 марта 2021 г., а истец Д. 1 апреля 2021 г. обратились в ГКУ Центр занятости населения г. Таштагола и были зарегистрированы в качестве ищущих подходящую работу. В отсутствие справок о среднем заработке статус безработных им был присвоен позже. С даты предоставления полного пакета документов: К., Г. - 2 апреля 2021 г., Д. - 19 апреля 2021 г., им присвоен статус безработных, назначено пособие по безработице.
К. справка о заработной плате была получена 15 апреля 2021 г., Г. - 13 апреля 2021 г., Д. - 14 апреля 2021 г., что подтверждается данными штемпеля на конвертах.
Разрешая спор по существу, руководствуясь положениями Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Приказа ФСИН России от 27 мая 2013 N 269 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы, Порядка выплаты премий за добросовестное выполнение служебных обязанностей сотрудникам уголовно-исполнительной системы и Порядка оказания материальной помощи сотрудникам уголовно-исполнительной системы", действовавшим в период спорных правоотношений, установив отсутствие указаний о сохранении или установлении дополнительных выплат в приказе о зачислении К., Г., Д. в распоряжение ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу, отсутствие издания в отношении истцов соответствующих приказов, а также отсутствие достаточных и допустимых доказательств того, что истцы в период нахождения в распоряжении продолжали выполнять в полном объеме обязанности по должности, которую замещали до момента зачисления в распоряжение, с учетом показаний свидетелей и учитывая, что учреждение ИК-4 находилось в стадии ликвидации, а осужденные строгого режима были переведены в иные исправительные учреждения, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для взыскания недоплаченного денежного довольствия.
Также руководствуясь положениями статей 52, 84.1 Трудового кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", Правил регистрации безработных граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 г. N 891, суд первой инстанции пришел к выводу что ответчиком несвоевременной выдачей справок о заработной плате нарушены права истцов на социальную защиту от безработицы и причинены убытки в виде неполученного социального пособия по безработице, в связи с чем возложил на ответчика обязанность по выплате истцам суммы неполученного пособия по безработице в связи с несвоевременной выдачей справки о среднем заработке: К. в размере 8 410 рублей 13 копеек, Г. - 7 358 рублей 87 копеек, Д. - 6 833 рубля 23 копейки
Установив, что вследствие неправомерных действий ответчика, выразившихся в неисполнении обязанности по своевременной выдаче справки о заработной плате, были нарушены трудовые права истцов, принимая во внимание положения статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации и разъяснения, содержащиеся в Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", а также в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", учитывая период и характер нарушения трудовых прав истцов, степени и объема нравственных страданий, требований разумности и справедливости, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для взыскания с ответчика компенсации морального вреда в размере 1 000 рублей в пользу каждого из истцов.
Установив, что К. к ответчику с требованиями о внесении исправлений в трудовую книжку не обращалась, в ходе судебного разбирательства ответчик выразил готовность внести необходимые исправления в трудовую книжку, исходя из того, что доказательств создания в результате ошибочной (некорректной) записи в трудовую книжку К. препятствий в трудоустройстве либо причинения какого-либо ущерба, суду не представлено, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований К. о внесении исправлений в трудовую книжку.
Руководствуясь положениями статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", суд первой инстанции пришел к выводу о взыскании с ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 2100 рублей.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением в части взыскания с ответчика в пользу истцом суммы неполученного пособия по безработице в связи с несвоевременной выдачей справки о среднем заработке и компенсации морального вреда, отказе в остальной части исковых требований истцов.
При этом судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда с выводами суда первой инстанции о взыскании с ответчика в доход местного бюджета государственной пошлины не согласилась, указав на то, что Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области - Кузбассу относится к числу органов исполнения наказания, входящих в структуру ФСИН России и в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины.
Судебные акты в части отказа в удовлетворении заявленных исковых требований, а также апелляционное определение в части отмены решения Таштагольского городского суда Кемеровской области от 12 октября 2021 г. о взыскании с Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области - Кузбассу государственной пошлины в доход местного бюджета не обжалуются и предметом проверки судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не являются.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы суда первой инстанции в неотмененной части и суда апелляционной инстанции правильными, соответствующими установленным по делу обстоятельствам, основанными на правильном применении и толковании норм материального права.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в уголовно-исполнительной системе, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника являются предметом регулирования Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (далее по тексту - Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ) (часть 1 статьи 2 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ).
В соответствии с пунктами 1 - 7 части 1 статьи 3 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ регулирование правоотношений, связанных со службой в уголовно-исполнительной системе, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации; данным федеральным законом; Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в уголовно-исполнительной системе; нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации; нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний; нормативными правовыми актами федерального органа уголовно-исполнительной системы в случаях, установленных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
В случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 названной выше статьи, к правоотношениям, связанным со службой в уголовно-исполнительной системе, применяются нормы трудового законодательства Российской Федерации (часть 2 статьи 3 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 74 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ служебный спор в уголовно-исполнительной системе - неурегулированные разногласия по вопросам, касающимся применения федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере деятельности уголовно-исполнительной системы и контракта, между руководителем федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченным руководителем и сотрудником или гражданином, поступающим на службу в уголовно-исполнительной системе либо ранее состоявшим на службе в уголовно-исполнительной системе, а также между прямым руководителем (начальником) или непосредственным руководителем (начальником) и сотрудником.
Сотрудник для разрешения служебного спора вправе обратиться в письменной форме к непосредственному руководителю (начальнику), а при несогласии с его решением или при невозможности рассмотрения непосредственным руководителем (начальником) служебного спора по существу - к прямому руководителю (начальнику) или в суд (часть 3 статьи 74 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ).
В силу части 3 статьи 36 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ при реорганизации учреждения или органа уголовно-исполнительной системы либо изменении их структуры правоотношения с сотрудником, замещающим должность в учреждении или органе уголовно-исполнительной системы, могут быть прекращены в случае сокращения должности в уголовно-исполнительной системе.
Согласно части 9 статьи 36 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ для решения вопроса об условиях дальнейшего прохождения сотрудником службы в уголовно-исполнительной системе или о ее прекращении Президент Российской Федерации, руководитель федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченный руководитель может освободить сотрудника от замещаемой должности в уголовно-исполнительной системе. Сотрудник, освобожденный от замещаемой должности, может быть зачислен в распоряжение учреждения или органа уголовно-исполнительной системы.
Из пункта 1 части 10 статьи 36 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ следует, что зачисление сотрудника в распоряжение учреждения или органа уголовно-исполнительной системы допускается в случае сокращения замещаемой сотрудником должности в уголовно-исполнительной системе.
Согласно пункту 1 части 11 статьи 36 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ в случае сокращения замещаемой сотрудником должности в уголовно-исполнительной системе сотрудник может находиться в распоряжении учреждения или органа уголовно-исполнительной системы не более двух месяцев.
Частью 16 статьи 36 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ установлено, что денежное довольствие сотруднику в период нахождения в распоряжении учреждения или органа уголовно-исполнительной системы выплачивается в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В силу части 18 статьи 36 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ руководитель федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченный руководитель в срок, установленный для нахождения сотрудника в распоряжении учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, после уведомления сотрудника о сокращении или о возможном расторжении контракта и увольнении со службы в уголовно-исполнительной системе решает вопрос о переводе сотрудника на иную должность в уголовно-исполнительной системе в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона либо о расторжении с ним контракта и об увольнении со службы в уголовно-исполнительной системе в соответствии со статьей 84 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ) предусмотрено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
Согласно части 23 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотруднику, находящемуся в распоряжении учреждения или органа, до истечения срока, определенного федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, регулирующим прохождение службы в учреждениях и органах, выплачивается денежное довольствие, исчисляемое исходя из размера должностного оклада по последней замещаемой должности, оклада по специальному званию, ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), а также коэффициентов (районных, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентных надбавок, указанных в части 15 настоящей статьи. Сотруднику, находящемуся в распоряжении учреждения или органа и выполняющему обязанности по последней замещаемой должности, в соответствии с приказом или распоряжением руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя денежное довольствие выплачивается в полном размере. По решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя сотруднику, находящемуся в распоряжении учреждения или органа и не выполняющему обязанностей по последней замещаемой должности, с учетом фактического объема выполняемых им служебных обязанностей могут также производиться дополнительные выплаты, предусмотренные частью 6 настоящей статьи.
Приказом Федеральной службы исполнения наказания Российской Федерации 27 мая 2013 г. N 269, действующим на момент возникновения спорных правоотношений, утверждены Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы, Порядок выплаты премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей сотрудникам уголовно-исполнительной системы и Порядок оказания материальной помощи сотрудникам уголовно-исполнительной системы.
В силу пункта 2 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания, ежемесячных и иных дополнительных выплат.
Согласно пункту 58 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы, утвержденного Приказом Федеральной службы исполнения наказания Российской Федерации 27 мая 2013 г. N 269, сотрудникам, находящимся в распоряжении учреждения или органа УИС до истечения срока нахождения в распоряжении выплачивается денежное довольствие, исчисляемое исходя из размера должностного оклада по последней замещаемой должности, оклада по специальному званию, ежемесячной надбавки за стаж службы (выслугу лет, а также районных коэффициентов и процентных надбавок за службу в районах Крайнего Севера.
В силу пункта 59 указанного Порядка сотруднику, находящемуся в распоряжении и выполняющему обязанности по последней замещаемой должности, в соответствии с приказом соответствующего руководителя учреждения или органа УИС, денежное довольствие выплачивается в полном размере.
Согласно пункту 60 вышеуказанного Порядка по решению соответствующего руководителя учреждения или органа УИС сотруднику, находящемуся в распоряжении, и не выполняющему обязанностей по последней замещаемой должности, с учетом фактического объема выполняемых им служебных обязанностей могут также производиться дополнительные выплаты.
Решение о сохранении или установлении выплат, перечисленных в пунктах 58 - 60 названного Порядка, сотруднику, зачисленному в распоряжение учреждения или органа УИС, закрепляется в приказе о зачислении сотрудника в распоряжение. Последующие решения об установлении или прекращении выплат исходя из фактически выполняемых обязанностей оформляются отдельным приказом.
Судебные инстанции, руководствуясь вышеуказанным правовым регулированием, отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований в части взыскания премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей сотрудниками уголовно-исполнительной системы в размере 25%, надбавки за особые условия (учреждение с особыми условиями хозяйственной деятельности строгого режима) в размере 15%, надбавки за особые условия (должность в подразделении отдела безопасности, надзора и режима учреждений УИС) в размере 15%, указали на то, что связи с зачислением истцов в распоряжение ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу, отсутствием указания об установлении истцам дополнительных выплат премий и надбавок в распоряжении ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу 7-лс, пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований в указанной части.
В соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 84 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ контракт может быть расторгнут, а сотрудник может быть уволен со службы в уголовно-исполнительной системе в связи с сокращением должности в уголовно-исполнительной системе, замещаемой сотрудником, при отсутствии возможности перемещения по службе либо при отказе сотрудника от перемещения по службе
Согласно части 8 статьи 92 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ в последний день службы сотрудника уполномоченный руководитель или по его поручению иное должностное лицо обязаны выдать этому сотруднику трудовую книжку (при наличии) или предоставить сведения о трудовой деятельности за период прохождения службы в уголовно-исполнительной системе и осуществить с ним окончательный расчет. Сведения о трудовой деятельности предоставляются способом, указанным в заявлении сотрудника (на бумажном носителе, заверенные надлежащим образом, под роспись или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (при ее наличии у уполномоченного руководителя), поданном сотрудником в письменной форме или направленном в порядке, установленном федеральным органом уголовно-исполнительной системы, по адресу электронной почты учреждения или органа уголовно-исполнительной системы.
Если в последний день службы в уголовно-исполнительной системе сотрудником не получена на руки трудовая книжка или не получены сведения о трудовой деятельности за период прохождения службы в уголовно-исполнительной системе по причинам, не зависящим от действий уполномоченного руководителя, сотруднику на следующий рабочий день направляется уведомление о необходимости явиться за трудовой книжкой либо дать согласие на ее отправление по почте, а сведения о трудовой деятельности на бумажном носителе, заверенные надлежащим образом, направляются этому сотруднику по почте заказным письмом с уведомлением. Со дня направления указанных уведомления или письма уполномоченный руководитель освобождается от ответственности за задержку выдачи трудовой книжки или за задержку предоставления сведений о трудовой деятельности.
По письменному обращению гражданина, не получившего трудовой книжки после увольнения со службы в уголовно-исполнительной системе, уполномоченный руководитель обязан выдать ее либо отправить заказным письмом с уведомлением о вручении лично адресату и описью вложения в течение трех рабочих дней со дня обращения гражданина. По обращению гражданина (в письменной форме или направленному в порядке, установленном федеральным органом уголовно-исполнительной системы, по адресу электронной почты учреждения или органа уголовно-исполнительной системы), не получившего сведений о трудовой деятельности за период прохождения службы в уголовно-исполнительной системе после увольнения, уполномоченный руководитель обязан предоставить их не позднее чем через три рабочих дня со дня обращения гражданина способом, указанным в его обращении (на бумажном носителе, заверенные надлежащим образом, или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (при ее наличии у уполномоченного руководителя) (части 9, 10 статьи 92 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ).
В соответствии со статьей 62 Трудового кодекса Российской Федерации о письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать работнику трудовую книжку (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом трудовая книжка на работника не ведется) в целях его обязательного социального страхования (обеспечения), копии документов, связанных с работой (копии приказа о приеме на работу, приказов о переводах на другую работу, приказа об увольнении с работы; выписки из трудовой книжки (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом трудовая книжка на работника не ведется); справки о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, о периоде работы у данного работодателя и другое). Копии документов, связанных с работой, должны быть заверены надлежащим образом и предоставляться работнику безвозмездно.
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определяет Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее по тексту Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (абзац 2 пункта 1 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации (абзац первый пункта 2 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").
В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 31 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.
Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.
Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными.
Пунктом 4 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 г. N 891, действовавших на момент регистрации истцов в качестве безработных, установлено, что постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении указанными гражданами соответствующих документов, в том числе, справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы.
Руководствуясь вышеприведенным правовым регулированием, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что 12 марта 2021 г. К., Г., Д. в адрес ответчика были направлены заявления о направлении в их адрес справок о заработной плате для предоставления в службу занятости, указанные заявления были зарегистрированы в ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу 17 и 18 марта 2021 г., справки о заработной плате для предоставления в Центр занятости населения были направлены в адрес истцов 12 апреля 2021 г., при обращении К., и Г. в ГКУ Центр занятости населения г. Таштагола 30 марта 2021 г., Д. - 1 апреля 2021 г., в связи с отсутствием справки о заработной плате истцы были признаны безработными и им назначено пособие по безработице: К. - с 23 апреля 2021 г., Г. - с 26 апреля 2021 г., Д. - с 19 апреля 2021 г., судебные инстанции пришли к правомерному выводу о том, что невыдачей истцам справки о заработной плате в установленный законом срок - в течение трех рабочих дней, ответчик нарушил их право на социальную защиту от безработицы и причинил убытки в виде неполученного социального пособия по безработице.
Доводы кассационной жалобы о том, что выводы суда о причинении действиями ответчика истцам убытков не основаны на нормах материального права, не учтены выплата ежемесячной компенсации в размере одного оклада по специальному званию в течение года после увольнения со службы без права на пенсию по сокращению штата не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов, поскольку основаны на неверном толковании стороной ответчика норм материального права, повторяют процессуальную позицию ответчика, изложенную в ходе судебного разбирательства, не свидетельствуют о существенном нарушении судом первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права, были предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку в апелляционном определении и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой и апелляционной инстанций и не могут повлечь отмену судебных постановлений применительно к требованиям статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Иные доводы кассационной жалобы по сути повторяют правовую позицию стороны ответчика, выраженную в ходе судебного разбирательства, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в обжалуемых судебных постановлениях, основаны на неверном толковании норм материального права, не содержат указаний на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, сводятся к иной оценке установленных судом обстоятельств и собранных по делу доказательств, и не могут повлечь отмену судебных постановлений применительно к требованиям статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции считает, что судами первой и апелляционной инстанций все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в обжалуемых судебных актах, мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Поскольку при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного акта, оснований для отмены апелляционного определения в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Таштагольского городского суда Кемеровской области от 12 октября 2021 г. в неотмененной части и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 25 января 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Кемеровской области - Кузбассу - без удовлетворения.