Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25.07.2024 N 88-15578/2024 (УИД 22RS0035-01-2023-000296-22)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии; 2) О возложении обязанности назначить пенсию; 3) О включении периода работы в стаж.
Обстоятельства: Оспариваемым решением истцу отказано в установлении досрочной пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа. По мнению истца, решение является незаконным.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Удовлетворено в части.
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25.07.2024 N 88-15578/2024 (УИД 22RS0035-01-2023-000296-22)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии; 2) О возложении обязанности назначить пенсию; 3) О включении периода работы в стаж.
Обстоятельства: Оспариваемым решением истцу отказано в установлении досрочной пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа. По мнению истца, решение является незаконным.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Удовлетворено в части.
ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 июля 2024 г. N 88-15578/2024
Дело N 2-267/2023
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Фроловой Т.В.,
судей: Гусева Д.А., Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-267/2023 (УИД 22RS0035-01-2023-000296-22) по иску Ч. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования по Алтайскому краю о признании недействительным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периоды работы, и назначении пенсии досрочно
по кассационной жалобе Ч. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 20 февраля 2024 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Раужина Е.Н., судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ч. (далее - Ч., истец) обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю (далее - ОСФР по Алтайскому краю) о признании недействительным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периоды работы, и назначении пенсии досрочно.
Исковые требования мотивированы тем, что 29 мая 2023 г. истец обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости согласно
подпункту 18 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением N от 5 июня 2023 года ответчиком отказано в установлении истцу досрочной пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы. Указанное решение ответчика истец считает незаконным.
Ч. просил суд признать решение ОСФР по Алтайскому краю от 5 июня 2023 г. N незаконным; возложить на ответчика обязанность включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, период работы с 1 июля 2005 г. по 31 июля 2007 г. в пожарно-спасательном отряде государственной противопожарной службы по охране Немецкого национального района Алтайского края в должностях водителя и инженера, с 1 июля 2010 г. по 31 июля 2010 г. в ФГКУ "N 17 Отряд федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю" в должности инженера, с 9 октября 2016 г. по 15 октября 2016 г. в ФГКУ "N 9 Отряд федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю" в должности водителя (пожарного), возложить на ответчика обязанность назначить досрочную страховую пенсию согласно
подпункту 18 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 28 июля 2023 г.; взыскать с ответчика в пользу истца расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решением Районного суда Немецкого национального района Алтайского края от 23 ноября 2023 г. исковые требования Ч. частично удовлетворены.
Признано незаконным решение отдела установления пенсий с учетом специального стажа N 2 от 5 июня 2023 г. N.
На ОСФР по Алтайскому краю возложена обязанность засчитать Ч. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периоды работы:
- с 1 июля 2005 г. по 31 июля 2007 г. в пожарно-спасательном отряде государственной противопожарной службы по охране Немецкого национального района Алтайского края в должностях водителя и инженера,
- с 1 июля 2010 г. по 31 июля 2010 г. в ФГКУ "N 17 Отряд федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю" в должности инженера,
- с 10 октября 2016 г. по 14 октября 2016 г. в ФГКУ "N 9 Отряд федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю" в должности водителя (пожарного), и назначить досрочную страховую пенсию согласно
подпункту 18 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 28 июля 2023 г.
В удовлетворении остальной части требований отказано.
Взысканы с ОСФР по Алтайскому краю в пользу Ч. судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Апелляционным
определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 20 февраля 2024 г. решение Районного суда Немецкого национального района Алтайского края от 23 ноября 2023 г. отменено в части включения Ч. периода работы с 1 июля 2005 г. по 31 июля 2007 г. в специальный стаж и в части возложения обязанности на ответчика обязанности по назначению досрочной страховой пенсии согласно
пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" с 28 июля 2023 г., принято в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Ч. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 20 февраля 2024 г. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене указанного судебного постановления, как незаконного.
Кассатор приводит доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении, а также указывает на то, что в спорные периоды он осуществлял свои трудовые функции в соответствии с Уставами, характер работы, должностные обязанности не изменились и предусмотрены Списком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г. N 437
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явились, сведений о причинах неявки не представили, об отложении рассмотрении дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили.
На основании
части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим
Кодексом.
В силу положений
статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Ч. 29 июля 1998 г. принят в Отряд государственной противопожарной службы в должности командира отделения. 9 сентября 1998 г. истец переведен на должность водителя. 28 апреля 1999 г. Ч. переведен на должность инженера по службе. 9 января 2006 г. в связи с переименованием организации истец уволен из ОГПС в порядке перевода. 4 января 2006 г. истец принят в порядке перевода в ПСО ГПС на должность инженера по службе.
1 августа 2007 г. ПСО ГПС по охране Немецкого национального района Управления ГОЧС и ПБ в Алтайском крае реорганизован в ОГПС-29 МЧС России по Алтайскому краю.
13 декабря 2011 г. ГУ "17 ОФПС по Алтайскому краю" переименован в ФГКУ "17 отряд ФПС по Алтайскому краю".
31 мая 2013 г. Ч. уволен в связи с переводом с согласия работника в федеральное государственное казенное управление "9 отряд федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю".
1 июня 2013 г. Ч. принят в порядке перевода в ФГКУ "9 отряд федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю" на должность заместителя начальника 77 пожарной части федеральной противопожарной службы.
17 июня 2013 г. истец переведен на должность водителя автомобиля (пожарного) 77 пожарной части федеральной противопожарной службы.
ДД.ММ.ГГГГ 77 пожарная часть федеральной противопожарной службы переименована в 77 пожарную часть федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы на основании приказа ГУ МЧС России по <адрес> от 02 июля 2014 г. N 433.
1 апреля 2016 г. 77 пожарная часть федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы переименована в 77 пожарно-спасательную часть федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы.
31 декабря 2019 г. истец уволен в порядке перевода в 77 пожарно-спасательную часть 9 пожарно-спасательного отряда федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы главного управления МЧС России по Алтайскому краю.
1 января 2020 г. Ч. принят в порядке перевода на должность водителя автомобиля (пожарного) 77 пожарно-спасательной части 9 пожарно-спасательного отряда федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы главного управления МЧС России по Алтайскому краю.
Данные обстоятельства подтверждаются трудовой книжкой, архивной справкой от 25 августа 2023 г. N, уточняющей особый характер работы или условия труда, архивной справкой от 25 августа 2023 г. N о заработной плате, карточкой сотрудника, личной карточкой.
В структуру Главного управления по делам ГОЧС Алтайского края входили Пожарно-спасательные отряды при ГУ ГОЧС.
Из архивной справки Главного управления МЧС России по Алтайскому краю от 25 августа 2023 г. N следует, что отряды профессиональной пожарной охраны, профессиональные пожарные части, районные профессиональные пожарные команды и районные профессиональные пожарные части находились в подчинении Управления пожарной охраны Управления внутренних дел Алтайского крайисполкома. С 23 августа 1993 г. учредителем подразделений Государственной противопожарной службы являлось Министерство внутренних дел Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. N 1309 ГПС МВД России преобразована с 1 января 2002 г. в ГПС Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) с включением в ее состав входящих по состоянию на 1 октября 2001 г. в систему ГПС МВД России центральных и территориальных органов, подразделений, учреждений, предприятий, организаций с состоящим на их балансе имуществом.
На основании приказом МЧС России от 26 октября 2004 г. N 1 января 2005 г. на территории Алтайского края создан территориальный орган - Главное управление МЧС России по Алтайскому краю.
Постановлением администрации Алтайского края от 3 марта 2005 г. N с 1 мая 2005 г., создано краевое государственное учреждение "Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае", согласно Уставу которого финансовое обеспечение деятельности управления является расходными обязательствами краевого бюджета. Управление осуществляет свою деятельность по материально-техническому и иному обеспечению мероприятий в области выполнения задач гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности на территории Алтайского края во взаимодействии с органами исполнительной власти, территориальными органами управления федеральных органов исполнительной власти, а также органами местного самоуправления.
Согласно приказу начальника управления по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае от 1 июля 2005 г. утверждены Положения о пожарно-спасательных отрядах Государственной противопожарной службы в Алтайском крае.
Постановлением администрации Алтайского края от 9 августа 2007 г. N и приказом Главного управления МЧС России по Алтайскому краю от 9 июня 2007 г. N с 1 августа 2007 г. созданы территориальные подразделения - отряды Государственной противопожарной службы и пожарные части ГПС МЧС России по Алтайскому краю (далее - ОГПС и ПЧ ГПС).
Разрешая спор, руководствуясь положениями Федерального
закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального
закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федерального
закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение",
постановления Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г. N 437 "Об утверждении Списка должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", исходя из того, что в период с 1 июля 2005 г. по 31 июля 2007 г. истец исполнял свои трудовые функции в соответствие с приведенными Уставами, характер его работы, должностные обязанности не изменились; должности истца предусмотрены Списком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г. N 437, в спорный период трудовую деятельность истец осуществлял в пожарно-спасательном отряде государственной противопожарной службы по охране Немецкого национального района Алтайского края в должностях водителя и инженера, который входил в состав федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, дислоцированной на территории Алтайского края, и подчинялся МЧС России, суд первой инстанции пришел к выводу, в том числе, о возложении на ОСФР по Алтайскому краю обязанности засчитать Ч. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, период работы с 1 июля 2005 г. по 31 июля 2007 г. в пожарно-спасательном отряде государственной противопожарной службы по охране Немецкого национального района Алтайского края в должностях водителя и инженера, и назначить досрочную страховую пенсию согласно
подпункту 18 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 28 июля 2023 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда с выводами суда первой инстанции в указанной части не согласилась, указав на то, что Ч. в период с 1 июля 2005 г. по 31 июля 2007 г. работал в пожарно-спасательной части, находящейся в ведении краевого государственного учреждения, которое входило в структуру противопожарной службы субъекта Российской Федерации и финансировалось из средств бюджета субъекта Российской Федерации, в связи с чем указанный период работы не может быть включен в специальный стаж истца, поскольку законодательством предусмотрено право на льготное пенсионное обеспечение только для лиц, работавших в подразделениях МЧС РФ, финансируемых за счет средств федерального бюджета.
Суд апелляционной инстанции также пришел к выводу, что при отказе в удовлетворении требований о включении в специальный стаж истца периода работы с 1 июля 2005 г. по 31 июля 2007 г. в пожарно-спасательном отряде государственной противопожарной службы по охране Немецкого национального района Алтайского края в должностях водителя и инженера, требуемый специальный стаж работы истца не менее 25 лет по состоянию на 28 июля 2023 г. у Ч. отсутствует, в связи с чем исковые требования в части назначения досрочной пенсии по старости по
пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" удовлетворению не подлежат.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами суда апелляционной инстанции не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 1 января 2015 г. Федеральным
законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ").
В силу
пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет.
В соответствии со
статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно
пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного
статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с
частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (
часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (
часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений
статей 30 и
31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято
постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее по тексту - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Согласно
подпункту "л" пункта 1 указанного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населении территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, применяется
Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г. N 437.
Указанным Списком предусмотрены должности: инженер пожарной охраны (старшие) отряда, пожарной части (команды), части пожарной охраны; Водитель (шофер) автомобиля (пожарного).
В соответствии с положениями
статей 4 и
5 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, пожарная охрана подразделялась на государственную противопожарную службу, ведомственную пожарную охрану, добровольную пожарную охрану, объединения пожарной охраны.
В соответствии с Федеральным
законом от 27 декабря 1995 г. N 211 "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона пожарной безопасности" установление пенсии ранее общеустановленного пенсионного возраста (пенсия за выслугу лет) лицам указанной категории было также закреплено в
пункте "о" части 1 статьи 12 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
На основании
Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации была преобразована в государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В силу
подпункта 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначалась ранее достижения возраста, установленного
статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Федеральным
законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в Федеральный
закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" были внесены изменения, вступившие в законную силу с 1 января 2005 г. В соответствии с указанными изменениями Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации (
часть 5 статьи 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности").
Таким образом, досрочная страховая пенсия по старости устанавливается исключительно работникам государственной федеральной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Аналогичное право для работников Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации данной нормой не установлено.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со
статьями 30 и
31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", осуществляется в том числе с применением
Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно
абзаца 1 пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими
Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены
статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены
статьями 11,
12 данного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным
законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (
часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены
статьями 11,
12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным
законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (
часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее - Правила от 2 октября 2014 г. N 1015).
Согласно
пункту 10 указанных Правил, в случае, если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные данные о периодах работы либо отсутствуют информация об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в
пунктах 11 -
17 настоящих Правил.
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Из положений
статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе, создание условий для назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (
статья 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (
статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со
статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
Руководствуясь приведенным правовым регулированием, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, и установив, что в период работы с 1 июля 2005 г. по 31 июля 2007 г. в пожарно-спасательном отряде государственной противопожарной службы по охране Немецкого национального района Алтайского края в должностях водителя и инженера истец работал в противопожарной службе субъекта Российской Федерации, что подтверждается данными Устава Краевого государственного учреждения "Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае", в сведениях персонифицированного учета отсутствует информация о кодах льготы в спорный период, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для включения данного периода работы истца в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по
пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", и, как следствие, об отсутствии у истца права на досрочное назначение страховой пенсии по старости по указанному выше основанию, поскольку правом на такую пенсию обладают только сотрудники федеральной противопожарной службы.
Доводы кассационной жалобы истца о том, что противопожарная служба субъектов Российской Федерации входит в структуру государственной противопожарной службы, не могут служить основанием к отмене апелляционного определения как основанные на неверном толковании норм материального права регулирующих спорные правоотношения, поскольку Федеральным
законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, работавшим на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, а не субъекта Российской Федерации.
Предусмотренная действующим законодательством дифференциация в условиях реализации права на назначение трудовой пенсии по старости для сотрудников федеральной противопожарной службы и противопожарной службы субъектов Российской Федерации основана на объективных различиях в характере и содержании их профессиональной деятельности, обусловленных законодательно закрепленным разграничением функций, и не может, расцениваться как нарушающая конституционные права граждан, занятых в противопожарных службах субъектов Российской Федерации.
Разрешение вопроса о расширении круга лиц, имеющих право на досрочное назначение страховой пенсии, за счет включения в него сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, является исключительной прерогативой законодателя и не относится к полномочиям судов общей юрисдикции.
Соответствующая правовая позиция изложена в
Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 5 февраля 2009 г. N 552-О-О "По запросу Шарьинского городского суда Костромской области о проверке конституционности
подпункта 9 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Иные доводы кассационной жалобы, выводов суда апелляционной инстанции не опровергают, поскольку по существу сводятся к несогласию с выводами суда, являлись предметом исследования и оценки судебной коллегией, были отклонены по мотивам подробно приведенным в обжалуемом судебном акте, основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, о нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, не свидетельствуют, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств и доказательств по делу, тогда как, в силу
части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правом самостоятельно устанавливать обстоятельства дела и давать иную оценку собранным по делу доказательствам, кассационный суд общей юрисдикции не наделен, а потому не могут повлечь отмену судебного постановления применительно к требованиям
статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Несогласие с выводами суда апелляционной инстанции, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование к ним положений закона не означают допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки, не свидетельствуют о существенных нарушениях судом норм права, повлиявших на исход дела.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что при разрешении спора суд апелляционной инстанции правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и примененным нормам материального права.
В обжалуемом судебном постановлении приведено исчерпывающее толкование норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, а также результаты оценки доказательств по правилам
статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного постановления, судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено, в связи с чем оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебного постановления суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь
статьями 379.7,
390,
390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 20 февраля 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Ч. - без удовлетворения.