Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 24.04.2024 N 88А-9327/2024 (УИД 02RS0001-01-2023-002524-05)
Категория: Споры с прочими органами государственной власти.
Требования: О признании незаконным бездействия по неприведению в соответствии с нормативами обеспеченности численности лесных пожарных и пожарной техники в лесопожарных станциях, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Обстоятельства: Прокуратурой была проведена проверка, в результате которой установлено, что в лесопожарных станциях минимальная штатная численность лесных пожарных установлена с несоблюдением нормативов обеспеченности, выразившимся в не обеспечении лесопожарных станций нормативно установленным количеством лесных пожарных и не укомплектование необходимой лесопожарной техникой.
Решение: Удовлетворено в части.
Кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 24.04.2024 N 88А-9327/2024 (УИД 02RS0001-01-2023-002524-05)
Категория: Споры с прочими органами государственной власти.
Требования: О признании незаконным бездействия по неприведению в соответствии с нормативами обеспеченности численности лесных пожарных и пожарной техники в лесопожарных станциях, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Обстоятельства: Прокуратурой была проведена проверка, в результате которой установлено, что в лесопожарных станциях минимальная штатная численность лесных пожарных установлена с несоблюдением нормативов обеспеченности, выразившимся в не обеспечении лесопожарных станций нормативно установленным количеством лесных пожарных и не укомплектование необходимой лесопожарной техникой.
Решение: Удовлетворено в части.
ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 апреля 2024 г. N 88А-9327/2024
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Мишиной И.В.,
судей Конаревой И.А., Черемисина Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационное представление прокурора Республики Алтай на решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 14 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Алтай от 14 декабря 2023 года по делу N 2а-2136/2023 по административному исковому заявлению заместителя прокурора Республики Алтай в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Федерального агентства лесного хозяйства и Министерства природных ресурсов и экологии Республики Алтай по не приведению в соответствии с нормативами обеспеченности численности лесных пожарных и пожарной техники в лесопожарных станциях Республики Алтай, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Мишиной И.В., пояснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Рубан А.В., поддержавшего кассационное представление, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
заместитель прокурора Республики Алтай в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском о признании незаконным бездействия Федерального агентства лесного хозяйства и Министерства природных ресурсов и экологии Республики Алтай по не приведению в соответствие с нормативами минимальной численности лесных пожарных и пожарной техникой в лесопожарных станциях Республики Алтай; возложении обязанности на Министерство природных ресурсов и экологии Республики Алтай в срок до 1 февраля 2024 года организовать увеличение до нормативной минимальной численности лесных пожарных в лесопожарных станциях Республики Алтай в количестве 282 человек; возложении на Министерство природных ресурсов и экологии Республики Алтай обязанности в срок до 1 февраля 2024 года обеспечить нормативное минимальное оснащение лесопожарной техникой в лесопожарных станциях Республики Алтай с учетом взаимозаменяемости, а именно: автомобилями пожарными (лесопожарными) в количестве 28 единиц, тракторами на гусеничном или колесном шасси в количестве 10 единиц, вездеходами лесопожарными в количестве 10 единиц, автомобилями грузовыми на базе полноприводного шасси грузоподъемностью от 1,5 т до 6 т в количестве 26 единиц, автомобилями пассажирскими или грузопассажирскими на базе полноприводного шасси общей массой до 3,5 т в количестве 21 единицы, вездеходами (мотовездеходами) возимыми (авиатранспортабельными) общей массой до 0,6 т в количестве 21 единицы; тракторами на гусеничном или колесном шасси, конструктивно предназначенными для проведения бульдозерных работ с тяговым классом 30 кН и более (бульдозер) в количестве 10 единиц, тракторами универсальными или общего назначения на гусеничном или колесном шасси в количестве 18 единиц, почвообрабатывающими устройствами в количестве 18 единиц, прицепными модулями в количестве 18 единиц, седельными тягачами с полуприцепом (трал) для транспортировки гусеничной и специальной техники массой от 10 до 30 т в количестве 10 единиц, автобусами общей массой более 3,5 т, предназначенными для перевозки людей в количестве не менее 18 человек с индивидуальным снаряжением в количестве 5 единиц, автобусами общей массой менее 3,5 т, предназначенными для перевозки людей в количестве не менее 9 человек с индивидуальным снаряжением в количестве 3 единиц; возложении на Федерального агентство лесного хозяйства обязанности в срок до 1 января 2024 года предоставить субвенции федерального бюджета на финансовое обеспечение нормативной минимальной численности лесных пожарных в лесопожарных станциях Республики Алтай в количестве 282 человек и нормативное минимальное оснащение лесопожарной техникой в лесопожарных станциях Республики Алтай с учетом взаимозаменяемости, а именно автомобилями пожарными (лесопожарными) в количестве 28 единиц, тракторами на гусеничном или колесном шасси в количестве 10 единиц, вездеходами лесопожарными в количестве 10 единиц, автомобилями грузовыми на базе полноприводного шасси грузоподъемностью от 1,5 т до 6 т в количестве 26 единиц, автомобилями пассажирскими или грузопассажирскими на базе полноприводного шасси общей массой до 3,5 т в количестве 21 единицы, вездеходами (мотовездеходами) возимыми (авиатранспортабельными) общей массой до 0,6 т в количестве 21 единицы; тракторами на гусеничном или колесном шасси, конструктивно предназначенными для проведения бульдозерных работ с тяговым классом 30 кН и более (бульдозер) в количестве 10 единиц, тракторами универсальными или общего назначения на гусеничном или колесном шасси в количестве 18 единиц, почвообрабатывающими устройствами в количестве 18 единиц, прицепными модулями в количестве 18 единиц, седельными тягачами с полуприцепом (трал) для транспортировки гусеничной и специальной техники массой от 10 т до 30 т в количестве 10 единиц, автобусами общей массой более 3,5 т, предназначенными для перевозки людей в количестве не менее 18 человек с индивидуальным снаряжением в количестве 5 единиц, автобусами общей массой менее 3,5 т, предназначенными для перевозки людей в количестве не менее 9 человек с индивидуальным снаряжением в количестве 3 единиц, ссылаясь на несоблюдение нормативов обеспеченности, определенных
распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2019 года N 1605-р "Об утверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров" и указывая, что бездействием административных ответчиков нарушаются права неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду, установленные
статьей 42 Конституции Российской Федерации, а также Российской Федерации, поскольку обеспеченность лесопожарных станций влияет на эффективность мер по предупреждению и тушению лесных пожаров, возникновение чрезвычайных ситуаций.
Решением Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 14 сентября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Алтай от 14 декабря 2023 года, заявленные требования удовлетворены частично; признано незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и экологии Республики Алтай по не приведению в соответствие с нормативами обеспеченности субъекта Российской Федерации численности лесных пожарных в лесопожарных станциях Республики Алтай и пожарной техникой: код технического средства: ВПП-вездеход лесопожарный; АГ2-автомобиль грузовой на базе полноприводного шасси, грузоподъемностью от 1,5 до 6 т.; Пл - почвообрабатывающее устройство; МП-прицепной модуль; СТП-седельный тягач с полуприцепом (трал) для транспортировки гусеничной специальной техники массой от 10 до 30т; на Министерство природных ресурсов и экологии Республики Алтай возложена обязанность в срок до 31 декабря 2024 года привести в соответствие с нормативами обеспеченности, установленными распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2019 года N 1605-р, численность лесных пожарных в лесопожарных станциях Республики Алтай и пожарной техникой: код технического средства: ВЛП-вездеход лесопожарный; АГ2-автомобиль грузовой на базе полноприводного шасси, грузоподъемностью от 1,5 до 6 т.; Пл-почвообрабатывающее устройство; МП-прицепной модуль; СТП-седельный тягач с полуприцепом (трал) для транспортировки гусеничной специальной техники массой от 10 до 30 т; в удовлетворении требований заместителя прокурора Республики Алтай в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Министерства природных ресурсов и экологии Республики Алтай по не приведению в соответствии с нормативами обеспеченности пожарной техникой в лесопожарных станциях Республики Алтай, о признании незаконным бездействия Федерального агентства лесного хозяйства по не приведению в соответствие с нормативами обеспеченности численности лесных пожарных и пожарной техникой в лесопожарных станциях Республики Алтай, возложении обязанности предоставить субвенции федерального бюджета на финансирование нормативов обеспеченности численности лесных пожарных и пожарной техникой в лесопожарных станциях Республики Алтай отказано.
В кассационном представлении, поданном через суд первой инстанции 14 марта 2024 года, прокурором ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений в части отказа в удовлетворении административного иска о признании незаконным бездействия Федерального агентства лесного хозяйства по не приведению в соответствие с нормативами обеспеченности численности лесных пожарных и пожарной техникой в лесопожарных станциях Республики Алтай, возложении на Федеральное агентство лесного хозяйства обязанности предоставить субвенции федерального бюджета на финансовое обеспечение нормативной минимальной численности лесных пожарных и минимальное оснащение лесопожарной техникой, направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции со ссылкой на нарушение и неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов в данной части фактическим обстоятельства дела. Считает неисполнимым принятое судом решение, указывая, что приведение нормативной численности лесных пожарных и лесопожарной техники на территории республики является возможным только за счет переданных средств субвенций из федерального бюджета. Полагает, что судами оставлено без внимание то обстоятельство, что Министерством неоднократно в адрес Федерального агентства лесного хозяйства направлялись заявки на выделение дополнительных средств, по которым средства для указанных целей не выделялись, что, по мнению прокурора, свидетельствует о незаконном бездействии Федерального агентства лесного хозяйства.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационного представления извещены своевременно и в надлежащей форме. Представители административных ответчиков в судебное заседание не явились, о причинах неявки не известили, возражений против рассмотрения представления в их отсутствие, в том числе по причине невозможности обеспечить явку представителей в судебное заседание, не заявили, ходатайств об отложении заседания не представили. В соответствии с
частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационное представление рассмотрено в отсутствие неявившихся в заседание представителей участвующих в деле лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (
часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно
части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационного представления, обсудив указанные доводы, судебная коллегия Восьмого кассационного суда исходит из следующего.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (
часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанции не допущены.
В силу
статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров
(часть 1); охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение в лесах мер пожарной безопасности и тушение пожаров
(часть 4).
Меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах (
часть 1 статьи 52 Лесного кодекса Российской Федерации).
Статьей 53.3 Лесного кодекса Российской Федерации закреплено, что органы государственной власти в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со
статьями 81 -
83 настоящего кодекса, разрабатывают планы тушения лесных пожаров, устанавливающие: перечень и состав лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, иных средств предупреждения и тушения лесных пожаров на соответствующей территории, порядок привлечения и использования таких средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах; перечень сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, которые могут быть привлечены в установленном порядке к тушению лесных пожаров, и порядок привлечения таких сил и средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах; мероприятия по координации работ, связанных с тушением лесных пожаров; меры по созданию резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, транспортных средств и горюче-смазочных материалов; иные мероприятия
(часть 1). Нормативы обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров устанавливаются Правительством Российской Федерации
(часть 4).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2019 года N 1605-р "Об утверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров" утверждена структура лесопожарной станции по субъектам Российской Федерации, порядок ее комплектации, оснащения, перечень пожарной техники, оборудования, инвентаря, средств связи, оснастки и вспомогательных материалов, закрепляемых за лесопожарной станцией.
Названные нормативы обеспеченности определяют минимальное количество численности лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, необходимых для предупреждения и тушения лесных пожаров.
Исходя из приведенного правового регулирования, установив, что нормативы обеспеченности Республики Алтай не соответствуют требованиям законодательства в части численности лесных пожарных в лесопожарных станциях Республики Алтай и пожарной техники: код технического средства: ВЛП-вездеход лесопожарный; АГ2-автомобиль грузовой на базе полноприводного шасси, грузоподъемностью от 1,5 т до 6 т.; Пл-почвообрабатывающее устройство; МП-прицепной модуль; СТП-седельный тягач с полуприцепом (трал) для транспортировки гусеничной специальной техники массой от 10 т до 30 т, суды пришли к выводу о незаконности бездействия Министерства природных ресурсов и экологии Республики Алтай, осуществляющего соответствующие полномочия в соответствии с Указом Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай от 22 февраля 2023 года N 52-у "Об утверждении структуры исполнительного органа государственной власти Республики Алтай, уполномоченного на осуществление отдельных переданных полномочий Российской Федерации в области лесных, водных отношений, экологической экспертизы, и признании утратившим силу Указа Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай от 1 июля 219 года N 155-у", Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Алтай, утвержденным постановлением Правительства Республики Алтай от 21 мая 2015 года N 135, по не приведению в соответствие с нормативами обеспеченности субъекта Российской Федерации численности лесных пожарных в лесопожарных станциях Республики Алтай и пожарной техникой, возложив на Министерство обязанность устранить допущенные нарушения.
Отказывая в удовлетворении заявленных заместителем прокурора к Федеральному агентству лесного хозяйства требований о признании незаконным бездействия по не приведению в соответствие с нормативами обеспеченности численности лесных пожарных и пожарной техникой в лесопожарных станциях Республики Алтай, а также о возложении на Федеральное агентство лесного хозяйства обязанности предоставить субвенции федерального бюджета на финансирование нормативов обеспеченности численности лесных пожарных и пожарной техникой в лесопожарных станциях Республики Алтай, суды, проанализировав положения
статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации,
распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 июля 2019 года N 1605-р "Об утверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров", федеральный проект "Сохранение лесов" национального проекта "Экология", руководствуясь
постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2006 года N 837 "Об утверждении Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений",
положением от 23 сентября 2010 года N 736 "О Федеральном агентстве лесного хозяйства", основываясь на установленных по делу обстоятельствах и представленных доказательствах, исследованных в судебном заседании и оцененных по правилам
статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, верно исходили из того, что Федеральным агентством лесного хозяйства обеспечивается своевременное финансирование в рамках реализации федерального проекта "Сохранение лесов" национального проекта "Экология", в том числе выделение дополнительных средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации; незаконного бездействия Федеральным агентством не допущено.
При этом судами принято во внимание, что обязанность по формированию необходимого количества лесопожарных станций определенного типа в соответствии с установленными нормативами федеральным законодательством возложена на органы государственной власти субъекта Российской Федерации.
Выводы судов в данной части соответствуют нормам права, оснований для переоценки выводов судов по доводам кассационного представления не имеется.
Довод о неисполнимости судебного решения несостоятелен. Отсутствие достаточного финансирования не является обстоятельством, освобождающим Министерство природных ресурсов и экологии Республики Алтай от исполнения соответствующей обязанности.
Ссылка прокурора на то, что Министерством неоднократно в адрес Федерального агентства лесного хозяйства направлялись заявки на выделение дополнительных средств, по которым средства для указанных целей не выделялись, не может быть принята.
Как верно указано судом апелляционной инстанции, вопрос поступления в достаточном объеме средств федерального бюджета на исполнение переданных полномочий в сфере охраны лесов разрешается в соответствии с требованиями бюджетного законодательства.
Доводы кассационного представления повторяют позицию заявителя по спору, не подтверждают нарушений судами норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, основаны на несогласии прокурора с выводами судов первой и апелляционной инстанций по фактическим обстоятельствам дела и неправильном толковании применительно к ним положений законодательства, ввиду чего не могут служить достаточным основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, вопреки доводам прокурора, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, выводы судов фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам соответствуют, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
На основании вышеизложенного, руководствуясь
статьями 328,
329,
330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 14 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Алтай от 14 декабря 2023 года в обжалованной части оставить без изменения, кассационное представление прокурора Республики Алтай - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные
статьями 318,
319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 24 апреля 2024 года.