Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25.01.2023 N 88А-2010/2023
Категория: Споры с МЧС России.
Требования заявителя: О признании незаконным предписания по устранению нарушения требований пожарной безопасности и его отмене.
Обстоятельства: Истец ссылается на неисполнимость требований по размещению пожарных резервуаров, так как вследствие недостаточности площади СНТ исполнение требования приведет к изъятию части земельных участков у собственников, на что товарищество не наделено полномочиями, как и на рубку леса за внешним периметром садоводства, а также утверждение новых правил противопожарного режима, с учетом которых требование по обеспечению запасом воды территории садоводства для целей пожаротушения в зимнее время является незаконным.
Решение: Удовлетворено в части.


Кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25.01.2023 N 88А-2010/2023
Категория: Споры с МЧС России.
Требования заявителя: О признании незаконным предписания по устранению нарушения требований пожарной безопасности и его отмене.
Обстоятельства: Истец ссылается на неисполнимость требований по размещению пожарных резервуаров, так как вследствие недостаточности площади СНТ исполнение требования приведет к изъятию части земельных участков у собственников, на что товарищество не наделено полномочиями, как и на рубку леса за внешним периметром садоводства, а также утверждение новых правил противопожарного режима, с учетом которых требование по обеспечению запасом воды территории садоводства для целей пожаротушения в зимнее время является незаконным.
Решение: Удовлетворено в части.

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 января 2023 г. N 88А-2010/2023
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Конаревой И.А.
судей Мишиной И.В., Никулиной И.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества "Березка-2", поданную 24 ноября 2022 года, на решение Иркутского районного суда Иркутской области от 25 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 25 мая 2022 года
по административному делу N 2а-195/2022 по административному исковому заявлению садоводческого некоммерческого товарищества "Березка-2" к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области, государственному инспектору Иркутского района по пожарному надзору И. о признании незаконным предписания по устранению нарушения требований пожарной безопасности и его отмене.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Конаревой И.А., судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
садоводческое некоммерческое товарищество "Березка-2" (далее - СНТ "Березка-2") обратилось в суд с административным иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области (далее - ГУ МЧС России по Иркутской области), государственному инспектору Иркутского района по пожарному надзору И. о признании незаконным и отмене предписания от 25 июня 2021 г. N по устранению нарушений требований пожарной безопасности, ссылаясь на неисполнимость требований по размещению пожарных резервуаров, так как вследствие недостаточности площади СНТ "Березка-2" исполнение требования приведет к изъятию части земельных участков у собственников, на что товарищество не наделено полномочиями, как и на рубку леса за внешним периметром садоводства, а также утверждение новых правил противопожарного режима, с учетом которых требование по обеспечению запасом воды территории садоводства для целей пожаротушения в зимнее время является незаконным.
Решением Иркутского районного суда Иркутской области от 25 января 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 25 мая 2022 года, заявленные требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе СНТ "Березка-2" ставит вопрос об отмене решения Иркутского районного суда Иркутской области от 25 января 2022 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 25 мая 2022 года с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований, со ссылкой на нарушения норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. В обоснование жалобы указывает, что действующее законодательство освобождает садоводческие некоммерческие товарищества от обязанности по обеспечению первичных мер и возлагает эту обязанность на администрацию, в связи с чем полагает выводы судов о законности пункта 1 оспариваемого предписания основанными на неправильном толковании норм права. Также административный истец не согласен с выводами судов и о законности пункта 2 оспариваемого предписания, поскольку земельный участок, предоставленный СНТ "Березка-2", разрабатывался и застраивался с 1991 года, то есть до введения нормативно правовых актов, на которые имеется ссылка в оспариваемом предписании.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся в заседание представителей участвующих в деле лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что 26 мая 2021 г. распоряжением (приказом) заместителя главного государственного инспектора Иркутского района по пожарному надзору назначено проведение внеплановой, выездной проверки в отношении СНТ "Березка-2" с целью контроля за выполнением ранее выданного предписания от 20 августа 2020 г. N по устранению нарушений обязательных требований безопасности. Проверка проводилась государственным инспектором Иркутского района по пожарному надзору ФИО1 в период с 24 июня 2021 г. по 25 июня 2021 г.
По результатам внеплановой проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности, зафиксированные в акте проверки от 25 июня 2021 г. N 106, согласно которому: территория садоводства не обеспечена запасом воды для целей пожаротушения в зимнее время (Основание - статьи 4, 6, 62 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; пункт 48, пункт 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1479; СП 8.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности"; СП 8.13130.2020 Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности; пункт 5.8 Свода правил СП 53.13330.2019 Планировка и застройка территорий ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения (СНиП 30-02-97* Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения)); территория СНТ не обеспечена защитной противопожарной минерализованной полосой в местах прилегания к лесному массиву. (Основание - пункт 70 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1479).
По результатам проведенной проверки в адрес СНТ "Березка-2" вынесено предписание от 25 июня 2021 г. N по устранению нарушений требований пожарной безопасности в срок до 1 июня 2022 г.
Решением заместителя главного государственного инспектора Иркутской области от 29 июля 2021 г. N возражения СНТ "Березка-2" на предписание оставлены без удовлетворения, из пункта N 1 предписания исключена ссылка на пункт 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1479.
Суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, руководствовался положениями статьями 6, 37, 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ), статьи 5, пункта 7 части 1 статьи 37 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее Федеральный закон N 123-ФЗ), пунктов 78 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. N 1479 (далее - Правила противопожарного режима N 1479), исходил из того, что ранее выданное предписание от 20 августа 2020 г. N не отменено, незаконным в установленном порядке не признавалось, доказательств исполнения требований, указанных в этом предписании, административным истцом не представлено, в связи с чем у надзорного органа имелись полномочия инициировать проверку исполнения ранее выданного предписания; распоряжение о проведении проверки принято компетентным должностным лицом в рамках предоставленных законом полномочий, не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы административного истца; порядок и процедура проведения внеплановой выездной проверки в отношении СНТ "Березка-2" соблюдена; внеплановая проверка проведена компетентным должностным лицом, в пределах предоставленных полномочий - в рамках проверки исполнения требований ранее выданного предписания, которое не было исполнено. Кроме того, судом первой инстанции установлено, что решением уполномоченного должностного лица из пункта 1 предписания исключена ссылка на пункт 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласится с выводами судов в части законности пункта 2 оспариваемого предписания, поскольку судами правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства, подтвержденные исследованными судом доказательствами, выводы судов мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона. Мотивы, по которым суды пришли к своим выводам, аргументированно изложены в обжалуемых судебных постановлениях, содержащих соответствующие правовые нормы. Позиция судов основана на верном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения, нормы процессуального права при рассмотрении административного дела не нарушены.
Доводы кассатора о незаконном возложении на административного истца как садоводческое объединение обязанности обеспечения территория СНТ защитной противопожарной минерализованной полосой в местах прилегания к лесному массиву судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает несостоятельными в силу следующего.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона N 69-ФЗ руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления, иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
Согласно положениям статьи 5 Федерального закона N 123-ФЗ каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы пожарной безопасности объекта является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей, защита имущества при пожаре. Такая система в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда в результате пожара.
Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных указанным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами и нормативными документами по пожарной безопасности (часть 1 статьи 6 Федерального закона N 123-ФЗ).
В силу пункта 7 части 1 статьи 37 Федерального закона N 123-ФЗ к противопожарным преградам, в зависимости от способа предотвращения распространения опасных факторов пожара, относятся, в том числе, противопожарные минерализованные полосы.
Пунктом 70 Правил противопожарного режима N 1479 установлено, что в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.
Вместе с тем, имеются основания для изменения обжалуемых судебных актов в части ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 1 предписания N СНТ "Березка - 2", было предложено в срок до 1 июня 2022 г. устранить нарушение положений нормативных правовых актов Российской Федерации по пожарной безопасности, а именно - обеспечить территорию садоводства запасом воды для целей пожаротушения в зимнее время.
В соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона N 69-ФЗ основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 19 Федерального закона N 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Руководители организации обязаны, в том числе, соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности (статья 37 Федерального закона N 69-ФЗ).
К числу вопросов местного значения муниципального, городского округа пунктом 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа.
В соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона N 123-ФЗ пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
Разработка и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности, в силу пункта 2 статьи 63 Федерального закона N 123-ФЗ являются первичными мерами пожарной безопасности.
В соответствии с пунктом 75 Правил противопожарного режима N 1479, создание для целей пожаротушения источников наружного противопожарного водоснабжения, а также условий для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со статьей 19 Федерального закона "О пожарной безопасности" возложено на органы местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов.
На основании части 2 статьи 68 Федерального закона N 123-ФЗ к источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3) противопожарные резервуары.
Таким образом, предназначение территории для ведения садоводства не возлагает на СНТ соблюдение указанной обязанности по обеспечению первичных мер.
Выводы судов об обратном основаны на неправильном толковании норм права.
В силу Федерального закона от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на собственников садовых земельных участков возложена обязанность по соблюдению обязательных, а не первичных требований пожарной безопасности, в связи с чем с помощью дачных и садоводческих объединений органы местного самоуправления вправе достигнуть соблюдения нарушенных правил пожарной безопасности путем реализации в отношении таких субъектов мер муниципального воздействия.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные постановления в названной части подлежат отмене с принятием нового решения об удовлетворении административного иска в данной части.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Иркутского районного суда Иркутской области от 25 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 25 мая 2022 года в части отказа в признании незаконным пункта 1 предписания отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Иркутскому району Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Иркутской области от 25 июня 2021 г. N по устранению нарушений требований пожарной безопасности отменить, принять в отмененной части новое решение.
Признать незаконным пункт 1 предписания отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Иркутскому району Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Иркутской области от 25 июня 2021 г. N по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
В остальной части решение Иркутского районного суда Иркутской области от 25 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 25 мая 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 26 января 2023 года.