Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 07.02.2023 по делу N 88-2024/2023 (УИД 59RS0004-01-2021-008589-79)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: 1) О признании незаконным отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, о признании права на получение социальной выплаты, о возложении обязанности поставить на учет; 2) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец в период прохождения службы право для получения социальной выплаты не приобрел, на учет поставлен не был, в связи с чем за ним, как за уволенным со службы с правом на пенсию, не сохраняется право на социальную выплату.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов на оплату услуг нотариуса - отказано.
Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 07.02.2023 по делу N 88-2024/2023 (УИД 59RS0004-01-2021-008589-79)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: 1) О признании незаконным отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, о признании права на получение социальной выплаты, о возложении обязанности поставить на учет; 2) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец в период прохождения службы право для получения социальной выплаты не приобрел, на учет поставлен не был, в связи с чем за ним, как за уволенным со службы с правом на пенсию, не сохраняется право на социальную выплату.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов на оплату услуг нотариуса - отказано.
СЕДЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 февраля 2023 г. по делу N 88-2024/2023
Дело N 2-923/2022
УИД 59RS0004-01-2021-008589-79
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М.
судей Грудновой А.В., Ложкаревой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-923/2022 по иску М. к Федеральной службе исполнения наказаний России, Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Пермскому краю о признании незаконным отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании права на получение единовременной социальной выплаты, возложении обязанности поставить на соответствующий учет, компенсации морального вреда,
по кассационной жалобе М. на
решение Ленинского районного суда города Перми от 22 апреля 2022 года и апелляционное
определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 10 августа 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Ложкаревой О.А. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
М. обратился в суд с иском к Федеральной службе исполнения наказаний России (далее по тексту - ФСИН России), Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Пермскому краю (далее по тексту - ГУФСИН России по Пермскому краю) о признании незаконным отказа ФСИН России от 07 октября 2021 года в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; признании незаконным отказа ГУФСИН России по Пермскому краю от 14 октября 2021 года в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения из расчета на семью из трех и более человек - 18 кв. м общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи; возложении обязанности на комиссию ФСИН России поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 20 сентября 2021 года; компенсации морального вреда в размере 50 000 руб.; взыскании судебных затрат на нотариуса в размере 15 120 руб.
В обоснование требований указал, что имеет военный стаж с 01 августа 1995 года по 31 июля 2018 года, вышел на пенсию с должности дежурного помощника начальника следственного изолятора дежурной службы Федерального казенного учреждения СИЗО-1 ГУФСИН России по Пермскому краю, выслуга лет в календарном исчислении составила 17 лет 07 месяцев 08 дней. Его семья зарегистрирована и проживает в жилом помещении общей площадью 58,4 кв. м, расположенном по адресу: <данные изъяты> В общей долевой собственности семьи имеется жилое помещение общей площадью 28,9 кв. м, расположенное по адресу: <данные изъяты>. Он обратился в адрес ответчиков посредством почтовой связи с заявлением, приложив нотариально заверенные копии документов, для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Письмом ФСИН России N <данные изъяты> от 07 октября 2021 года ему отказано в постановке на учет. Письмом ГУФСИН России по Пермскому краю N<данные изъяты> от 29 сентября 2021 года ему также отказано в постановке на учет. С отказами он не согласен, поскольку считает, что они неправомерны, нарушают его конституционные права и законные интересы и членов его семьи, поскольку ранее ему жилые помещения не предоставлялись.
Решением Ленинского районного суда города Перми от 22 апреля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным
определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 10 августа 2022 года, в удовлетворении исковых требований М. отказано.
В кассационной жалобе М. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, ссылаясь на их незаконность.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о дате, месте и времени рассмотрения дела. Судебная коллегия в соответствии с
частью 3 статьи 167,
частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
На основании
части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим
Кодексом.
В соответствии с
частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, что 21 февраля 2014 года М. обратился в территориальную подкомиссию ГУФСИН России по Пермскому краю с рапортом о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с
постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369.
20 марта 2014 года территориальной подкомиссией ГУФСИН России по Пермскому краю принято решение о направлении пакета документов М. во ФСИН России для принятия решения.
Согласно выписке из протокола N 39 от 07 июня 2016 года заседания комиссии ФСИН России М. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных
пунктом 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369.
14 ноября 2017 года решением Ленинского районного суда г. Перми, вступившим в законную силу 05 февраля 2018 года, исковые требования М. к ФСИН России, ГУФСИН России по Пермскому краю о признании решения от 07 июня 2016 года об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения (строительства) жилого помещения, о возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты с даты обращения с заявлением (рапортом) с 21 февраля 2014 года, о признании права на получение единовременной социальной выплаты - оставлены без удовлетворения.
Приказом N 437-лс от 31 июля 2018 года истец уволен со службы по пункту "в" (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию). Выслуга лет по состоянию на 31 августа 2018 года составляет в календарном исчислении 17 лет 07 месяцев 08 дней.
20 сентября 2021 года М. в адрес ФСИН России и ГУФСИН России по Пермскому краю направил заявления о постановке на учет для предоставления ЕСВ с приложением пакета документов.
Письмом ФСИН России N 01-20-49106 от 07 октября 2021 года разъяснено, что М. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по последнему месту службы не состоит, вправе обратиться в органы местного самоуправления по месту жительства с заявлением о признании нуждающимся в жилом помещении при наличии соответствующих оснований.
Письмом ГУФСИН России по Пермскому краю N <данные изъяты> от 14 октября 2021 года М. отказано в принятии положительного решения в связи с отсутствием правовых оснований, поскольку он приказом от 31 июля 2018 года N 437-лс уволен по выслуге лет, дающего право на пенсию. На учете в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий, вставшего на учет до 01 марта 2005 года М. не состоит.
Сведений об обращении истца за постановкой на учет в 2016 году в материалах дела не имеется.
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального
закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 исходил из того, что М. в период прохождения службы право для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения не приобрел, на учет поставлен не был, в связи с чем за ним, как за уволенным со службы с правом на пенсию, не сохраняется право на единовременную социальную выплату, поскольку такого права в период прохождения службы не возникло.
Проверяя законность решения суда, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласиться с выводами судов обеих инстанций, которые постановлены обоснованно и мотивированно, при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и применении норм материального права, подлежащих применению к отношениям сторон.
Согласно
части 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (
пункт 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу
части 6 статьи 4 названного закона определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации" утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее по тексту - Правила).
Пунктом 4 Правил принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункта 5 Правил в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. Данный пункт также содержит перечень документов, представляемых в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения.
В соответствии с пунктом 14 Правил право на получение единовременной социальной выплаты сохраняется за гражданами Российской Федерации, принятыми на учет для получения единовременной социальной выплаты в качестве сотрудников и уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию, с учетом сохранения за ними права, указанного в пункте 19 настоящих Правил, имевшегося у них на день увольнения.
Таким образом, правом на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты имеют сотрудники уголовно-исполнительной системы, за которыми после их увольнения со службы, данное право сохраняется.
Правильно применив положения закона, регулирующие спорные правоотношения, суды пришли к обоснованному выводу о том, что поскольку М. в период прохождения службы не был поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты, то соответственно и не приобрел данное право на момент увольнения из уголовно-исполнительной системы.
Доводы кассационной жалобы о том, что заявление о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты может быть подано и после увольнения из уголовно-исполнительной системы, основано на неверном толковании вышеуказанного законодательства и не может повлечь за собой отмену обжалуемых судебных актов.
Ссылки в кассационной жалобе на нарушение прав при отказе в постановке на учет на момент прохождения службы в уголовно-исполнительной системе не могут явиться основанием к отмене обжалуемых судебных актов, поскольку фактически направлены на пересмотр вступившего в законную силу решения Ленинского районного суда г. Перми от 14 ноября 2017 года.
Приведенные в кассационной жалобе доводы повторяют правовую позицию заявителя, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций, были предметом проверки и оценки судов, которыми правомерно отвергнуты, как несостоятельные, основанные на неверном толковании норм материального права.
Вновь приводя данные доводы, заявитель не указывает на существенные нарушения норм материального или процессуального права, допущенные судами, повлиявшие на исход дела, а выражает несогласие с выводами судов в части оценки установленных обстоятельств дела, что в соответствии со
статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не может являться основанием для пересмотра в кассационном порядке вступивших в законную силу судебных постановлений.
Принятые по делу решение суда первой инстанции и определение апелляционной инстанции вынесены на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, вследствие чего основания для их отмены отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь
статьями 390,
390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Перми от 22 апреля 2022 года и апелляционное
определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 10 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу М. - без удовлетворения.