Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 11.04.2024 N 88-6795/2024 (УИД 59RS0004-01-2023-003827-41)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: Об обязании произвести единовременную социальную выплату.
Обстоятельства: У истца отсутствовало право на получение выплаты с учетом порядкового номера его очереди или во внеочередном порядке.
Решение: Отказано.
Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 11.04.2024 N 88-6795/2024 (УИД 59RS0004-01-2023-003827-41)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: Об обязании произвести единовременную социальную выплату.
Обстоятельства: У истца отсутствовало право на получение выплаты с учетом порядкового номера его очереди или во внеочередном порядке.
Решение: Отказано.
СЕДЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 апреля 2024 г. N 88-6795/2024
УИД 59RS0004-01-2023-003827-41
Мотивированное определение изготовлено 17 апреля 2024 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М.,
судей Карповой О.Н., Жуковой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3711/2023 по иску К. к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю о возложении обязанности произвести единовременную социальную выплату,
по кассационной жалобе К. на
решение Ленинского районного суда г. Перми от 18 октября 2023 г. и апелляционное
определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 11 января 2024 г.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Карповой О.Н., судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
К. обратился с иском к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю (далее - ГУФСИН России по Пермскому краю) о возложении обязанности выплатить единовременную социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения (л.д. 5 - 7).
В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что с 12 февраля 2004 г. проходил службу в ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Пермскому краю, в 2014 г. подал рапорт для получения единовременной социальной выплаты на жилье. 20 декабря 2016 г. комиссией ФСИН России по рассмотрению вопросов постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты он совместно с членами семьи поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты с 14 августа 2014 г. До настоящего времени выдача единовременной социальной выплаты не произведена. 28 февраля 2023 г. он обратился в ФСИН с запросом о предоставлении информации о получении единовременной социальной выплаты. В полученном 27 марта 2023 г. ответе указано, что выплата будет предоставлена в порядке очередности, номер очереди сотрудника не является постоянной величиной и может изменяться в силу ряда причин. Полагал, что его права на получение единовременной выплаты на приобретение жилья нарушены.
Определением суда от 22 августа 2023 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечена Федеральная служба исполнения наказаний России.
Решением Ленинского районного суда г. Перми от 18 октября 2023 г., оставленным без изменения апелляционным
определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 11 января 2024 г., в удовлетворении исковых требований К. отказано.
В кассационной жалобе истец К. просит отменить судебные постановления, ссылаясь на их необоснованность и незаконность, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со
статьями 167,
379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с
частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим
Кодексом.
В соответствии со
статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Как установлено судами, истец К. обратился с заявлением (рапортом) о принятии его с составом семьи из четырех человек на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с
постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369.
Выслуга лет К. в календарном исчислении на 8 июля 2014 г. составляет 11 лет 04 месяца 13 дней.
На заседании территориальной подкомиссии ГУФСИН России по Пермскому краю N 9 от 9 сентября 2014 г. принято решение о направлении жилищного дела в ФСИН России для принятия решения.
Решением комиссии ФСИН России N 111 от 20 декабря 2016 г. К. поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты с 14 августа 2014 г. с составом семьи из 4 человек, в том числе: К., его супруга <данные изъяты>., дочь - <данные изъяты> г. рождения, сын - <данные изъяты> г. рождения.
Как установлено судом и не оспаривается представителем ответчика до настоящего времени единовременная социальная выплата К. не предоставлена.
28 февраля 2023 г. К. обратился в ФСИН России с заявлением о предоставлении информации по срокам получения единовременной социальной выплаты.
27 марта 2023 г. ФСИН России направило в адрес К. ответ на его обращение, в котором указано, что предоставление единовременной социальной выплаты будет производиться в порядке общей очередности среди принятых на учет в 2014 г., после предоставления указанной выплаты сотрудникам и гражданам, имеющим 3 и более совместно проживающих с ними детей, принятым на соответствующий учет в этом же году. В настоящее время единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам и гражданам, имеющим 3 и более совместно проживающих с ними детей, принятым на соответствующий учет до 15 апреля 2014 г. (включительно).
Как следует из справки ГУФСИН России по Пермскому краю от 29 сентября 2023 г. N 60/56/5-196, в 2014 г. единовременная социальная выплата предоставлена 1 сотруднику; в 2015 г. - 36 сотрудникам; в 2016 г. - 62 сотрудникам; в 2017 г. - 23 сотрудникам; в 2018 г. - 21 сотруднику; в 2019 г. - 21 сотруднику с датами подачи документов до 30 января 2014 г.; в 2020 г. - 27 сотрудникам с датами подачи документов до 27 февраля 2014 г.; в 2021 г. - 15 сотрудникам с датами подачи документов до 20 марта 2014 г.; в 2022 г. - 14 сотрудникам с датами подачи документов до 7 апреля 2014 г. (пенсионерам УИС).
В справке ГУФСИН России по Пермскому краю от 12 октября 2023 г. N 60/56/5-205 указано, что в данный момент в ГУФСИН России по Пермскому краю информация по предоставлению единовременной социальной выплаты сотрудникам (пенсионерам УИС) в 2023 г. от ФСИН России не поступала. В настоящее время комиссией ФСИН запрошены уточняющие сведения в отношении сотрудников (пенсионеров УИС) с датами подачи документов до 15 мая 2014 г. для принятия решения о предоставлении им указанной выплаты.
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями
статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
пунктом 23 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369, исходил из отсутствия у истца на дату постановления решения права на получение выплаты с учетом порядкового номера его очереди, а также отсутствия права на получение такой выплаты во внеочередном порядке.
Проверяя законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что судом первой инстанции при рассмотрении дела нарушений норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем оставил решение без изменения.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов об отсутствии оснований для удовлетворения иска, поскольку они подробно мотивированы, основаны на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, которым суды дали оценку надлежащую правовую оценку, при разрешении спора судами правильно истолкованы и применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В кассационной жалобе истец приводит доводы о том, что на протяжении длительного времени с момента постановки истца в очередь единовременная социальная выплата по состоянию на дату рассмотрения гражданского дела судом первой инстанции в 2023 г., то есть на протяжении более 7 лет, не предоставлена. Решением комиссии ФСИН России N 111 от 20 декабря 2016 г. учетный состав семьи определен в количестве 4 человек. В состав указанных лиц были включены двое несовершеннолетних детей, которые совместно с заявителем имеют право на получение единовременной выплаты. Вместе с тем, длительное непредставление выплаты может повлечь снятие семьи с учета в связи с превышением учетной площади жилого помещения в собственности, поскольку в дети заявителя достигнут совершеннолетия до предоставления семье выплаты.
По мнению заявителя, то обстоятельство, что со стороны ответчика выплаты производились в порядке очередности лицам с датой подачи документов до 14 августа 2014 г. не может свидетельствовать о законности непредоставления выплаты ему, поскольку доказательств невозможности предоставления выплаты иным лицам, которые находятся в очереди после 14 августа 2014 г., в том числе доказательств расходования в полном объеме бюджетных ассигнований, выделенных на предоставление единовременной социальной выплаты, ответчиком не предоставлено. То обстоятельство, что выплата произведена иным лицам с ранней очередностью, не может свидетельствовать о невозможности произведения выплат иным лицам с более поздней очередностью. Из содержания имеющейся в материалах дела справки ГУФСИН России по Пермскому краю от 29 сентября 2023 г. N 60/56/5-196 следует, что единовременная социальная выплата предоставлена лицам, имеющим право на ее получение, с датой подачи документов до 14 августа 2014 г., при этом указанная выплата ранее не была предоставлена истцу, что не оспаривается ответчиком.
Судебная коллегия полагает, что доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о незаконности обжалуемых судебных постановлений. Данные доводы повторяют правовую позицию заявителя, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций, были предметом проверки и оценки судов первой и апелляционной инстанций, которыми правомерно отвергнуты, как несостоятельные.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, проходящих службу в органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, граждан Российской Федерации, уволенных со службы из данных органов, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным
законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ предусмотрено, что сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются
Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты, Правила).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в
пунктах 1 -
3 части 2 статьи 1 Закона (
пункт 2 Правил).
Единовременная социальная выплата предоставляется по решению руководителя федерального органа исполнительной власти или уполномоченного им руководителя, которое оформляется приказом с указанием размера единовременной социальной выплаты, рассчитанного на день принятия соответствующего решения.
К федеральным органам исполнительной власти в целях настоящих
Правил относятся Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная служба судебных приставов и Федеральная таможенная служба (
пункт 3 Правил).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия их на учет.
Сотруднику, имеющему 3 и более совместно проживающих с ним детей, единовременная социальная выплата в текущем году предоставляется ранее принятых в том же году на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудников (
пункт 23 Правил).
Из приведенных нормативных положений следует, что единовременная социальная выплата сотрудникам предоставляется в порядке очередности, за исключением лиц, имеющих право на внеочередное получение выплаты.
Установив, что право истца на получение единовременной выплаты ответчиком не оспаривается, однако в связи с отсутствием оснований для предоставления выплаты в настоящее время с учетом существующей очередности и объема выделяемых бюджетных ассигнований, не может быть реализовано. До настоящего времени очередь К. по общему списку (1437) для получения единовременной социальной выплаты до лиц, вставших на учет в августе 2014 г., не дошла, поскольку по состоянию на 18 октября 2023 г. выплату получают лица с датами подачи документов до 15 мая 2014 г., права на получение единовременной социальной выплаты во внеочередном порядке перед иными гражданами, вставшими на учет до 15 мая 2014 г., истец не имеет и действующим законодательством, регулирующим спорные правоотношения, такое право не предусмотрено, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для возложения на ГУФСИН России по Пермскому краю обязанности произвести единовременную социальную выплату истцу на приобретение или строительство жилого помещения, в связи с чем отказали в удовлетворении иска. Оснований не согласиться с выводами судов нижестоящих инстанций у судебной коллегии не имеется. Принятые по делу решение суда первой инстанции и определение апелляционной инстанции вынесены на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, вследствие чего основания для их отмены по доводам жалобы отсутствуют.
Руководствуясь
статьями 379.5,
379.6,
390,
390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Перми от 18 октября 2023 г. и апелляционное
определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 11 января 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу К. - без удовлетворения.