Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 01.10.2020 N 88-14640/2020
Категория: Споры с органами ФСИН России.
Требования заявителя: О признании условий содержания ненадлежащими, обязании совершить действия.
Обстоятельства: Истец указывает на то, что несоответствие при осуществлении деятельности учреждения требованиям пожарной безопасности создает угрозу жизни и здоровью лиц, находящихся в воспитательном учреждении.
Решение: Удовлетворено.


Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 01.10.2020 N 88-14640/2020
Категория: Споры с органами ФСИН России.
Требования заявителя: О признании условий содержания ненадлежащими, обязании совершить действия.
Обстоятельства: Истец указывает на то, что несоответствие при осуществлении деятельности учреждения требованиям пожарной безопасности создает угрозу жизни и здоровью лиц, находящихся в воспитательном учреждении.
Решение: Удовлетворено.

СЕДЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 октября 2020 г. N 88-14640/2020
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сафронова М.В.,
судей Бабкиной С.А., Маркеловой Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-81/2020 по иску Свердловского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению "Кировградская воспитательная колония Главного управления Федеральной службы исполнения наказания по Свердловской области", Федеральной службе исполнения наказаний России, Главному управлению Федеральной службы исполнения наказания по Свердловской области о понуждении к совершению действий,
по кассационной жалобе Федеральной службы исполнения наказаний, Главного управления Федеральной службы исполнения наказания по Свердловской области на решение Кировградского городского суда Свердловской области от 14.02.2020, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 19.05.2020.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Бабкиной С.А., мнение прокурора Ботева В.Ю., судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Свердловский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц с учетом последующего уточнения исковых требований в соответствии с требованиями статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд с исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению "Кировградская воспитательная колония Главного управления Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области" (далее - ФКУ "К. ГУФСИН России по Свердловской области"), Федеральной службе исполнения наказаний России по Свердловской области (далее - ГУФСИН России по Свердловской области), Федеральной службе исполнения наказаний России (далее - ФСИН России), о возложении обязанности на ФКУ К. ГУФСИН России по Свердловской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности в зданиях и строениях ФКУ "К. ГУФСИН России по Свердловской области", а именно: эвакуационные выходы из спальных помещений общежития отрядов N 1 и N 3 выполнить в свету не менее 0,8 м, в задании на кровле отрядов N 1 и N 2 установить ограждения согласно нормативных документов по пожарной безопасности, центральный эвакуационный выход клуба выполнить шириной не менее 1,2 м, обязать ФСИН России и ГУФСИН России по Свердловской области в случае недостаточности у ФКУ "К. ГУФСИН России по Свердловской области" денежных средств обеспечить финансирование деятельности учреждения из средств федерального бюджета.
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
Здесь и далее по тексту, видимо, допущена опечатка: приказ МЧС России от 25.03.2009, имеет номер 171, а не 17.
В обоснование исковых требований указано, что 18.07.2019 в ходе проведенной Свердловской прокуратурой по надзору за соблюдение законов в исправительных учреждениях совместно с сотрудниками Отдела надзорной деятельности и профилактической работы Невьянского городского округа, городского округа Верх-Нейвинский, Кировградского городского округа, городского округа Верхний Тагил ГУ МЧС России по Свердловской области целевой проверки выявлены нарушения требований по соблюдению федерального законодательства о пожарной безопасности в зданиях и строениях ФКУ "К. ГУФСИН России по Свердловской области", расположенных по адресу: <...>, а именно: эвакуационные выходы из спальных помещений общежития отрядов N 1 и N 3 выполнены в свету менее 0,8 м (нарушение части 3 статьи 6, статьи 89 Федерального закона N 123-ФЗ от 22.07.2008 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 4.2.5 СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы (утвержден Приказом МЧС России N 17 от 25.03.2009), в задании на кровле отрядов N 1 и N 2 не предусмотрены ограждения согласно нормативных документов по пожарной безопасности (нарушение пункта 7.16 СП 4.13130.2013. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям (утвержден Приказом МЧС России N 288 от 24.04.2003; пункт 8.11 СНиП 21-01-97*. Пожарная безопасность зданий и сооружений, принятых и введенных в действие постановлением Минстроя РФ N 18-7 от 13.02.1997), центральный эвакуационный выход клуба выполнен шириной менее 1,2 м (нарушение пунктов 4.2.1, 6.1.11 СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы (утвержден Приказом МЧС России N 17 от 25.03.2009). Принимая во внимание, что здания и строения ФКУ "К. ГУФСИН России по Свердловской области" ориентировано на пребывание людей, в том числе сотрудников учреждения и осужденных, несоответствие при осуществлении деятельности учреждения требованиям пожарной безопасности создает угрозу жизни и здоровью лиц, находящихся в данном учреждении, Свердловский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с настоящим иском.
Решением Кировградского городского суда Свердловской области от 14.02.2020 исковые требования удовлетворены.
Возложена обязанность на ФКУ "К. ГУФСИН России по Свердловской области" в течение 6 месяцев со дня вступления решения законную силу устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности в зданиях и строениях Федерального казенного учреждения "Кировградская воспитательная колония Главного управления Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области", а именно: эвакуационные выходы из спальных помещений общежития отрядов N 1 и N 3 выполнить в свету не менее 0,8 м, в задании на кровле отрядов N 1 и N 2 установить ограждения согласно нормативных документов по пожарной безопасности, центральный эвакуационный выход клуба выполнить шириной не менее 1,2 м.
Возложена обязанность на ГУФСИН России по Свердловской области и ФСИН России в случае недостаточности у ФКУ "Кировградская воспитательная колония ГУФСИН России по Свердловской области" собственных денежных средств в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу организовать финансирование вышеуказанных мероприятий по устранению выявленных нарушений требований законодательства о пожарной безопасности в зданиях и строениях ФКУ "Кировградская воспитательная колония ГУФСИН России по Свердловской области", а именно: эвакуационные выходы из спальных помещений общежития отрядов N 1 и N 3 выполнить в свету не менее 0,8 м, в задании на кровле отрядов N 1 и N 2 установить ограждения согласно нормативных документов по пожарной безопасности, центральный эвакуационный выход клуба выполнить шириной не менее 1,2 м.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 19.05.2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционные жалобы ответчиков - без удовлетворения.
ГУФСИН России по Свердловской области, ФСИН России обратились в суд кассационной инстанции с кассационной жалобой, в которой просят отменить судебные постановления, принять по делу новое решение. Ответчики полагали, что оснований удовлетворять заявленные исковые требования не имелось.
Ответчики в судебное заседание кассационной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения прокуратуры, Седьмой кассационный суд общей юрисдикции считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации одной из задач уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации является охрана прав, свобод и законных интересов осужденных.
В силу статьи 13 Закона Российской Федерации N 5471-1 от 21.07.1993 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказание, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях обеспечивать охрану здоровья осужденных.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон "О пожарной безопасности") под требованиями пожарной безопасности понимаются - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Согласно статьи 3 Федерального закона "О пожарной безопасности" к основным функциям организаций, являющихся элементами системы обеспечения пожарной безопасности, относятся разработка и осуществление мер пожарной безопасности, реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности.
Статьей 37 Федерального закона "О пожарной безопасности" предусмотрено, что руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Судами установлено, 18.07.2019 в ходе проведенной Свердловской прокуратурой по надзору за соблюдение законов в исправительных учреждениях совместно с сотрудниками Отдела надзорной деятельности и профилактической работы Невьянского городского округа, городского округа Верх-Нейвинский, Кировградского городского округа, городского округа Верхний Тагил ГУ МЧС России по Свердловской области целевой проверки выявлены нарушения требований по соблюдению федерального законодательства о пожарной безопасности в зданиях и строениях ФКУ "К. ГУФСИН России по Свердловской области", расположенных по адресу: <...>, а именно: эвакуационные выходы из спальных помещений общежития отрядов N 1 и N 3 выполнены в свету менее 0,8 м (нарушение части 3 статьи 6, статьи 89 Федерального закона N 123-ФЗ от 22.07.2008 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 4.2.5 СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы (утвержден Приказом МЧС России N 17 от 25.03.2009), в задании на кровле отрядов N 1 и N 2 не предусмотрены ограждения согласно нормативных документов по пожарной безопасности (нарушение пункта 7.16 СП 4.13130.2013. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям (утвержден Приказом МЧС России N 288 от 24.04.2003; пункт 8.11 СНиП 21-01-97*. Пожарная безопасность зданий и сооружений, принятых и введенных в действие постановлением Минстроя РФ N 18-7 от 13 февраля 1997 года), центральный эвакуационный выход клуба выполнен шириной менее 1,2 м (нарушение пунктов 4.2.1, 6.1.11 СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы (утвержден Приказом МЧС России N 17 от 25.03.2009).
По результатам данной проверки с учетом выявленных нарушений требований по соблюдению федерального законодательства о пожарной безопасности в зданиях и строениях ФКУ "К. ГУФСИН России по Свердловской области" в адрес начальника ФКУ "К. ГУФСИН России по Свердловской области" 08.08.2019 внесено представление, которое до настоящего времени не исполнено.
Суды нижестоящих инстанций, установив, что в нарушение действующего законодательства, ответчиком надлежащим образом вышеуказанные требования законодательства о пожарной безопасности не соблюдаются, пришли к выводу о правомерности заявленных Свердловским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях требований.
Суды указали, что неисполнение ответчиком обязанности по соблюдению вышеприведенных требований законодательства о пожарной безопасности влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, поскольку здания и строения ФКУ "К. ГУФСИН России по Свердловской области" ориентированы на пребывание сотрудников учреждения и осужденных, точный круг которых определить невозможно, несоответствие при осуществлении деятельности ФКУ К. ГУФСИН России по Свердловской области требованиям пожарной безопасности создает потенциальную угрозу жизни и здоровью сотрудников учреждения и осужденных, которые, по мнению суда, являются существенными, в связи с чем, заявленные Свердловским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях требования о возложении обязанности на ФКУ "К. ГУФСИН России по Свердловской области" устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности в зданиях и строениях ФКУ "К. ГУФСИН России по Свердловской области", а именно: эвакуационные выходы из спальных помещений общежития отрядов N 1 и N 3 выполнить в свету не менее 0,8 м, в задании на кровле отрядов N 1 и N 2 установить ограждения согласно нормативных документов по пожарной безопасности, центральный эвакуационный выход клуба выполнить шириной не менее 1,2 м, подлежат удовлетворению.
Суды указали, что прокурор в пределах возложенных на него полномочий обратился в суд с требованиями об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, которые в силу закона ответчики должны соблюдать, а суд возлагает обязанность на ответчика ФКУ "К. ГУФСИН России по Свердловской области" выполнение лишь тех обязанностей, которые предусмотрены действующим законодательством, не оспариваются ответчиками, вместе с тем не исполняются, что приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц.
Каких-либо достоверных доказательств, свидетельствующих об устранении вышеуказанных нарушений действующего законодательства о пожарной безопасности, ответчиком не представлено.
Суд, руководствуясь положениями пункта 4 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпунктом 6 пункта 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказания, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314, пришел к выводу о том, что главным распорядителем средств федерального бюджета по осуществлению функций, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, и уполномоченным собственником в отношении федерального имущества, переданного учреждению на праве оперативного управления, является ФСИН России, следовательно, при недостаточности у ФКУ "К. ГУФСИН России по Свердловской области" средств, ответственность по его обязательствам субсидиарно несут ФСИН России и ГУФСИН России по Свердловской области в установленном законодательством порядке.
В рассматриваемом случае Седьмой кассационный суд общей юрисдикции полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций сделаны в соответствии с нормами материального и процессуального права, поскольку ответчиком обязанности по соблюдению вышеуказанных требований законодательства о пожарной безопасности исполнялись ненадлежащим образом. В связи с чем, имеются законные основания для удовлетворения заявленных прокурором требований.
Ссылка подателей кассационной жалобы на отсутствие законных оснований для удовлетворения заявленных исковых требований признается судебной коллегией необоснованной, требования о соблюдении пожарной безопасности возлагается на ответчиков в силу прямого указания в законе.
Иные изложенные в кассационной жалобе обстоятельства касаются позиции ответчиков и выражают по существу несогласие с позицией судов первой и апелляционной инстанций, что само по себе не может являться основанием для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов.
Судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами и сделаны правильные выводы по делу.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировградского городского суда Свердловской области от 14.02.2020, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 19.05.2020 оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний России, Главного управления Федеральной службы исполнения наказания России по Свердловской области - без удовлетворения.