Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 09.12.2021 по делу N 88-25030/2021, 2-1595/2021
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: Прочие споры, связанные с постановкой на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения (строительства) жилого помещения (о признании права с определенной даты, возложении обязанности изменения даты постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, учета указанной даты при разрешении вопроса о выплате).
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что его право было нарушено, поскольку по истечении двух месяцев с момента подачи им заявления решение о принятии его на учет на получение единовременной социальной выплаты принято не было.
Решение: Отказано.
Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 09.12.2021 по делу N 88-25030/2021, 2-1595/2021
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: Прочие споры, связанные с постановкой на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения (строительства) жилого помещения (о признании права с определенной даты, возложении обязанности изменения даты постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, учета указанной даты при разрешении вопроса о выплате).
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что его право было нарушено, поскольку по истечении двух месяцев с момента подачи им заявления решение о принятии его на учет на получение единовременной социальной выплаты принято не было.
Решение: Отказано.
ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 декабря 2021 г. по делу N 88-25030/2021
Дело N 2-1595/2021
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Юровой О.В.
судей Бросовой Н.В., Осиповой С.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ч.И. на апелляционное
определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 21 июля 2021 года по гражданскому делу N 2-1595/2021 по иску Ч.И. к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области о признании права с определенной даты, возложении обязанности изменения даты постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, учета указанной даты при разрешении вопроса о выплате,
Заслушав доклад судьи Бросовой Н.В., проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Ч.И. обратился в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области о признании права с определенной даты, возложении обязанности изменения даты постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, учета указанной даты при разрешении вопроса о выплате, указав, что на основании поданного им 05 октября 2012 года заявления по решению комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты, оформленному распоряжением УМВД России по Оренбургской области от 18 января 2013 года, он принят на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения под N. УМВД России по Оренбургской области 28 октября 2020 года проинформировало его о том, что он считается поставленным на учет для получения ЕСВ с даты издания распоряжения, что влечет нарушение его права на своевременное, в порядке очередности, получение выплаты.
Истец, уточнив исковые требования в ходе рассмотрения спора, просил суд признать за ним право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения как сотрудника, принятого на учет для ее получения с 05 октября 2012 года; возложить на УМВД России по Оренбургской области обязанность изменить дату постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 18 января 2013 года на 05 октября 2012 года; возложить на УМВД России по Оренбургской области обязанность при решении вопроса о выплате единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения исходить из возникновения права на выплату с 05 октября 2012 года.
Определением судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 21 января 2021 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство внутренних дел Российской Федерации.
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 16 марта 2021 года исковые требования Ч.И. к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области о признании права с определенной даты, возложении обязанности изменения даты постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, учета указанной даты при разрешении вопроса о выплате, удовлетворены частично.
Апелляционным
определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 21 июля 2021 года решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 16 марта 2021 года отменено и принято новое решение.
В кассационной жалобе, поданной Ч.И., ставится вопрос об отмене апелляционного определения и оставлении решения суда первой инстанции в силе.
Стороны в заседание судебной коллегии не явились, извещались надлежащим образом и своевременно.
Руководствуясь положениями
ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дне слушания дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно
части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом, Ч.В. с 9 апреля 2002 года проходит службу в органах внутренних дел.
5 октября 2012 года истец Ч.В. обратился с заявлением о постановке его на учет, для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, приложив к заявлению необходимые документы, что подтверждено копией указанного заявления, находящегося в учетном деле. На момент подачи заявления стаж Службы Ч.В. составил 21 год 00 месяцев 7 дней.
Решением комиссий по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленного протоколом N от 21 ноября 2012 года Ч.В. поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, под порядковым N.
Указанное решение комиссии было утверждено распоряжением УМВД России по Оренбургской области Nр от 18 января 2013 года.
Согласно представленной в материалы дела распечатки из программного комплекса списка лиц, поставленных на учет для получения единовременной выплаты, Ч.В. по состоянию на 28 января 2021 года числится под номером 67, дата постановки на учет - 18 января 2013 года, при этом учтена и дата подачи заявления - 5 октября 2012 года.
Кроме того, перед истцом под номерами 38, 37, 36 и 35 значатся соответственно ФИО9А., ФИО6, ФИО7 и ФИО8, не имеющие преимущественного права по составу семьи, подавшие заявление позже Ч.И., а именно, ФИО8 - 10 января 2013 года, ФИО7 - 19 октября 2012 года, ФИО6 - 24 октября 2012 года и ФИО9 - 2 ноября 2012 года, но распоряжения о принятии которых на учет изданы 16 и 17 января 2013 года.
Разрешая спор, суд первой инстанции принял во внимание, что на дату обращения истца в суд с настоящим иском его право было нарушено, поскольку по истечении двух месяцев с момента подачи истцом заявления, решение о принятии его на учет на получение единовременной социальной выплаты принято не было, в связи с чем пришел к выводу об удовлетворении требований истца Ч.В. о признании за ним права на получение единовременной социальной выплаты с даты подачи заявления с 5 октября 2012 года, а также обязании УМВД России по Оренбургской области изменить дату постановки Ч.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с 18 января 2013 года на 5 октября 2012 года.
С данным выводом не согласился суд апелляционной инстанции, указав, что порядок и условия принятия на учет сотрудников органов внутренних дел для получения единовременной социальной выплаты регулируются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты; сотрудники органов внутренних дел принимаются на учет для получения единовременной социальной выплаты на основании решения комиссии не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и соответствующих документов; решения комиссии о принятии сотрудников внутренних дел на учет для получения единовременной социальной выплаты утверждаются правовыми актами федерального органа исполнительной власти; очередность предоставления сотрудникам органов внутренних дел единовременной социальной выплаты определяется датой принятия на учет, а дата принятия на учет определяется датой принятия правового акта, утвердившего решение комиссии о принятии на соответствующий учет.
Возлагая на УМВД России по Оренбургской области обязанность принять решение о постановке Ч.И. на учет с 5 октября 2012 года с даты подачи заявления, суд первой инстанции не принял во внимание, что наличие условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией после подачи им заявления и документов, перечисленных в пункте 5 Правил, заявленное истцом требование о принятии его на учет с даты подачи заявления не основано на положениях Правил, регулирующих условия и порядок принятия на учет, и фактически направлено на изменение установленного порядка принятия на учет, что не входит в компетенцию суда.
Несмотря на то, что решение о принятии Ч.И. на учет для получения единовременной социальной выплаты принято жилищно-бытовой комиссией УМВД России по Оренбургской области с нарушением установленного двухмесячного срока, это само по себе не может расцениваться как нарушающее его право на своевременное получение единовременной социальной выплаты в порядке очередности исходя из стажа службы, даты подачи заявления, года принятия на учет, и не является основанием для возложения на ответчика обязанности поставить его на учет с даты подачи им заявления.
Как установлено судебной коллегией апелляционной инстанцией сведения о Ч.И. занесены в книгу учета в соответствии с пунктом 20 Правил в порядке очередности с учетом стажа его службы и даты подачи заявления, а единая очередь лиц, принятых на учет для получения единовременной выплаты, сформирована в соответствии с пунктом 25 Правил по дате подачи заявления и принятия на учет (даты принятия правового акта, утвердившего решение комиссии о принятии на соответствующий учет).
Судебной коллегией также отмечено, что срок для утверждения правовым актом федерального органа исполнительной власти решения жилищно-бытовой комиссии о принятии на учет, установленный в пункте 15 Правил, в редакции действующей на момент подачи и рассмотрения заявления истца Ч.И., установлен не был.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения исковых требований Ч.И., поскольку требуемое истцом изменение даты принятия его на учет не соответствует
пунктам 15,
20 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223. В связи с чем решение было отменено.
Судебная коллегия кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены апелляционного определения по доводам кассационной жалобы.
Согласно
части 1 статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 247-ФЗ) данный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В силу
части 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Частью 4 статьи 4 Федерального закона N 247-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (
часть 5 статьи 4 Федерального закона N 247-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223 утверждены
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила).
Дата приема заявления сотрудника и документов, указанных в
пункте 5 настоящих Правил, отражается в регистрационном журнале комиссии.
Сотруднику выдается справка о дате приема его заявления и документов (
пункт 11 Правил).
Согласно пункта 15 Правил решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил.
Решения комиссии о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной социальной выплаты и о снятии их с учета оформляются протоколами комиссии и утверждаются правовыми актами федерального органа исполнительной власти, органа.
Выписка из правового акта органа о принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты направляется или выдается сотруднику, в отношении которого принято соответствующее решение, в недельный срок с даты принятия этого решения (
пункт 18 Правил).
На основании
пункта 20 Правил сведения о сотруднике, принятом на учет для получения единовременной выплаты, заносятся в книгу учета в порядке очередности с учетом стажа службы сотрудника и даты подачи заявления.
Пунктом 31 Правил предусмотрено, что единовременная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия на учет.
Таким образом, при определении порядка очередности учитываются дата подачи заявления и стаж службы, при этом преимущество по стажу службы может быть предоставлено только среди сотрудников, подавших заявление в эту же дату.
Иное толкование противоречит вышеприведенным
Правилам и положениям
части 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации, учитывая, что при определении порядка очередности юридически значимыми сведениями являются совокупность двух условий: стаж службы и дата подачи заявления.
Между тем, в приложении к Правилам приведена форма книги учета, в которой в графе 5 указано, что датой принятия сотрудника на учет является дата правового акта, утверждающего решение о принятии на учет.
Анализ действующего материального права, регулирующего спорные правоотношения, позволяет сделать вывод, что законодательство различает дату подачи заявления сотрудника и дату принятия на учет (дата правового акта, утверждающего решение о принятии на учет), поскольку из анализа вышеприведенных положений
Правил следует, что дата принятия правового акта федерального органа исполнительной власти и является датой постановки на учет.
Согласно
пункту 25 Правил для целей распределения по органам бюджетных ассигнований, выделяемых на предоставление единовременной выплаты, уполномоченное подразделение формирует единую очередь лиц, принятых на учет для получения единовременной выплаты, согласно дате подачи заявления и году принятия на учет, а также с учетом положений
частей 3,
8,
10 статьи 4 и
части 10 статьи 20 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ.
Порядок формирования и ведения базы данных о лицах, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, а также снятия с такого учета утвержден приказом МВД РФ от 30 марта 2012 года N 207 (далее - Порядок).
Согласно пункту 6 Порядка формирование базы данных осуществляется путем внесения в нее информации о лицах, состоящих на учете для получения единовременной выплаты, а также снятых с данного учета, по форме согласно приложению к Порядку.
Пунктом 8 Порядка установлено, что первичная информация в базу данных вносится на основании правовых актов с присвоением восемнадцатизначного уникального номера, в котором 1 символ - код федерального округа РФ, 2 и 3 - код субъекта РФ, с 4 по 6 - код уполномоченного подразделения или органа, с 7 по 12 - день, месяц и две последние цифры года постановки на учет, с 13 по 18 - номер учетного дела. При этом из Приложения к Порядку следует, что в электронную базу данных о лицах, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, вносятся уникальный номер, сведения о сотруднике и членах его семьи, специальное звание, также в обязательном порядке стаж службы в ОВД, дата подачи заявления и дата принятия на учет (номер, дата правового акта, утверждающего решение о принятии на учет).
В связи с чем, доводы, что очередность постановки на учет для получения единовременной выплаты неправомерно определена без учета даты подачи заявления, в связи с чем нарушены права истца, противоречат выше указанному Порядку.
Доводы кассационной жалобы, что имеются правовые основания для признания за ним права на получение единовременной социальной выплаты с даты подачи заявления, основаны на неверном толковании норм права.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего гражданского дела судом апелляционной инстанций не было допущено нарушений или неправильного применение норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений.
Каких-либо доказательств, опровергающих выводы суда и свидетельствующих о неправильном применении норм законодательства, не содержат, в связи с чем они не могут явиться основанием для отмены апелляционного определения.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных
статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы заявителя.
определила:
апелляционное
определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 21 июля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ч.И. без удовлетворения.
Председательствующий
О.В.ЮРОВА
Судьи
Н.В.БРОСОВА
С.К.ОСИПОВА
Определение 23.12.2021.