Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 15.02.2022 N 88-1011/2022 по делу N 2-2825/2020
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: Споры, связанные с предоставлением единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Комиссией постановлено отказать истцу в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв. м.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.
Определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 15.02.2022 N 88-1011/2022 по делу N 2-2825/2020
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: Споры, связанные с предоставлением единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Комиссией постановлено отказать истцу в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв. м.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.
ПЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 февраля 2022 г. N 88-1011/2022
Дело N 2-2825/2020
УИД 09RS0002-01-2020-001574-57
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Камышовой Т.В.,
судей Климовой В.В., Черчага С.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Х. к ФСИН России, УФСИН России по РСО-Алания о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для предоставления единовременной социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании принять на учет
по кассационной жалобе Х. на решение Промышленного районного суда города Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания от 23 декабря 2020 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 17 августа 2021 года,
заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Камышовой Т.В., судебная коллегия
установила:
Х. обратился в суд с исковым заявлением к ФСИН России, УФСИН России по РСО-Алания о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для предоставления единовременной социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании принять на учет.
Решением Промышленного районного суда города Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания от 23 декабря 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 17 августа 2021 года, исковые требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Х. поставлен вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных, вынесенных с существенными нарушениями норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об удовлетворении кассационной жалобы.
Согласно
статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Из материалов дела следует, что согласно выписке из протокола N 97 от 22.11.2016 заседания комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей гражданам Российской Федерации, уволенным со службыв указанных учреждениях, органах уголовно-исполнительной системы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения о рассмотрении рапорта (заявления) и документов для постановки граждан на учет для получения единовременной социальной выплаты Х., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, было установлено, что заявитель с 2002 года (регистрация детей не указана) и супруга с 1999 года по настоящее время постоянно зарегистрированы в жилом помещении, общей площадью 183,9 кв. м по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве собственности матери заявителя ФИО6 (представлена копия договора).
По данному адресу представлена справка об отсутствии финансово-лицевого счета и копия домовой книги, согласно которой на жилой площади зарегистрировано 10 человек.
Представлены справки БТИ и выписки из ЕГРП на имевшиеся (имеющиеся) объекты недвижимого имущества, предоставленные всеми территориальными Управлениями Росреестра (без указания девичьей фамилии супруги заявителя).
Иных жилых помещений в собственности и (или) занимаемые по договорам социального найма на территории Российской Федерации Х. и члены его семьи не имеют.
Ранее Х. социальная выплата на приобретение или строительство жилого помещения не предоставлялась.
Исходя из рапорта от 24.03.2016, заявитель направляет документы для приобщения к его учетному делу в связи с рождением дочери ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения с предоставлением копии домовой книги, по сведениям которой: дочь ФИО4 и сыновья ФИО12 и ФИО13, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, постоянно зарегистрированы по адресу: РСО-Алания, <адрес>, что подтверждает совместное проживание детей заявителя с его супругой.
Комиссией было постановлено отказать Х. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв. м, также указано, что заявитель является членом семьи собственника жилого помещения, (
ст. 31 Жилищного кодекса РФ) и в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований иска, суд первой инстанции исходил из обоснованности отказа ответчика в постановке истца на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, поскольку истец и члены его семьи обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв. м, что истцом не представлены документы, согласно перечню указанного в пункте 5 Правил, а также документы либо письменные доказательства, подтверждающие невозможность получения сотрудником требуемых документов.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность и обоснованность постановленного судом первой инстанции решения, с его выводами и правовым обоснованием согласился, указав, что в полномочия территориальных комиссий не входят функции по проверке сведений предоставляемых сотрудником документов, как ошибочно полагает истец, а территориальная комиссия лишь проверяет их соответствие перечню необходимых документов и порядок их оформления. Обязанность по предоставлению необходимых документов возлагается на заявителя, комиссия проверяет сведения в целях наличия условий для принятия на учет для получения единовременной выплаты, следовательно, именно заявитель (сотрудник) несет ответственность за полноту и правильность представляемого пакета документов.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с обоснованностью и правомерностью выводов суда первой и апелляционной инстанции, при этом исходит из следующего.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, урегулированы Федеральным
законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (
часть 1 статьи 1 данного Закона в редакции, действовавшей на время возникновения спорных отношений; далее - Федеральный
закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
В соответствии с
частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее также - единовременная социальная выплата).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (
часть 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу
части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
Согласно подпункту "з" пункта 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудник при обращении в комиссию в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты к заявлению прилагает в том числе выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы (в случаях, если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения).
Копии документов, указанные в
пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (пункт 6 Правил).
Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи следует, что Федеральный
закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ в качестве жилищной гарантии сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, предусматривает такой вид обеспечения жильем, как предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Наличие правовых оснований для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и заверенных в установленном порядке. Действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и требования к оформлению этих документов.
Согласно буквальному содержанию подпункта "з" пункта 5 Правил сотрудник при обращении в комиссию в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты обязан приложить к заявлению (рапорту) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с места своего жительства и мест жительства совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления. Вместе с тем сотрудником могут быть представлены документы, заменяющие выписки из домовых книг и копии финансовых лицевых счетов с места жительства, а в случаях, когда указанные документы по независящим от сотрудника обстоятельствам не могут им быть получены, должна быть документально подтверждена невозможность получения сотрудником требуемых документов.
Отказывая в удовлетворении требований, суд исходил из того, что основанием для отказа комиссией ФСИН в постановке истца на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения послужило непредставление им документов, предусмотренных
пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а именно предоставление истцом справки БТИ и выписки из ЕГРП на имевшиеся (имеющиеся) объекты недвижимого имущества, представленные всеми территориальными Управлениями Росреестра без указания девичьей фамилии супруги заявителя.
Вместе с тем, судом не принято во внимание, что истец состоял в зарегистрированном браке с ФИО7, на момент подачи заявления для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, более 12 лет.
Таким образом, судом не дана надлежащая правовая оценка правомерности отказа ответчика в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответчики с пунктом 5 Правил.
Судами первой и апелляционной инстанции дано неправильное толкование
пункта 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, определяющий необходимые документы, которые должны быть представлены сотрудником в соответствующую комиссию с целью постановки его на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Кроме того, согласно пункту 7 Правил на основании заявления и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, комиссия не позднее 3-месячного срока со дня их подачи должна была принять решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных
части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет; о принятом комиссией решении сотрудник должен был быть уведомлен в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения.
Вместе с тем как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела ФСИН России в установленный законом трехмесячный срок поступившие документы Х. для получения единовременной выплаты не рассмотрела, решение по заявлению (рапорту) истца от 03 июня 2014 года о принятии его на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения было фактически рассмотрено комиссией ФСИН России лишь 22 ноября 2016 года, то есть более чем через два года.
Таким образом, срок принятия решения о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных
части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, либо об отказе хоть и не влияет на существо принятого решения ответчиком, но вместе с тем согласно положениям
пункта 7 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 истец вправе был рассчитывать на получение решения в течение установленного срока с указанием всех оснований отказа в постановке на учет для получения единовременной выплаты, указанной в заявлении (рапорте).
Помимо того, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что выводы суда первой инстанции об обеспеченности истца и членов его семьи общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв. м, а также, что истец членом семьи собственника жилого помещения сделаны без установления всех фактических обстоятельств по делу, расчет не приведен.
В материалах дела имеется договор дарения заключенный между ФИО8 и ФИО6, удостоверенный 3-й нотариальной конторой г. Владикавказ 29.07.1992 года N 3677, в собственность ФИО6 перешло 0,075 долей в праве собственности на домовладение, расположенного по адресу: <адрес>. Доля исчислена из жилой площади домовладения, состоящего из двух жилых строений кирпичного материала, общей полезной площадью 183,9 кв. м.
Таким образом, с учетом указанного договора дарения для установления обеспеченности истца и членов его семьи общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв. м юридически значимыми и подлежащими установлению являлись следующие обстоятельства: на каком правовом основании Х., с 2002 года постоянно проживающий и состоящий на регистрационном учете вместе со своей семьей по месту жительства в жилом помещении по адресу: <адрес>. вселен в жилое помещение и продолжает в нем проживать;на каких условиях проживает, заключалось ли между собственниками какое-либо соглашение, определяющее право пользования на это жилое помещение иначе, чем это предусмотрено Жилищным
кодексом Российской Федерации; расчет площади приходящийся на каждого проживающего.
Указанные юридически значимые обстоятельства судом установлены не были.
Суд в обоснование своих выводом об обеспеченности истца и членов его семьи общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв. м не привел никаких расчетов, на основании которого сделан указанный вывод.
В соответствии с
частью 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение должно быть законным и обоснованным. Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение суда является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что при рассмотрении настоящего дела судом первой и апелляционной инстанции допущены нарушения норм материального и процессуального права, которые являются существенными, непреодолимыми и которые не могут быть устранены без нового рассмотрения дела, в связи с чем, обжалуемые судебные постановления нельзя признать законными, они подлежат отмене, с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, установленными по делу обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь
статьями 390,
390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции,
определила:
решение Промышленного районного суда города Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания от 23 декабря 2020 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 17 августа 2021 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий
Т.В.КАМЫШОВА
Судьи
В.В.КЛИМОВА
С.В.ЧЕРЧАГА