Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 03.07.2020 N 88-4638/2020, 2-3932/2019
Категория: Споры с МЧС; Споры в социальной сфере.
Требования заявителя: 1) О признании незаконным отказа о зачислении в список очередности на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; 2) Об обязании зачислить в список.
Обстоятельства: Истец полагает отказ в постановке на учет незаконным, поскольку право на выплату сохраняется за гражданами РФ, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.

Определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 03.07.2020 N 88-4638/2020, 2-3932/2019
Категория: Споры с МЧС; Споры в социальной сфере.
Требования заявителя: 1) О признании незаконным отказа о зачислении в список очередности на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; 2) Об обязании зачислить в список.
Обстоятельства: Истец полагает отказ в постановке на учет незаконным, поскольку право на выплату сохраняется за гражданами РФ, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.


Содержание


ПЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 июля 2020 г. N 88-4638/2020
N 2-3932/2019
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего: Минеевой В.В.
судей: Гареевой Д.Р. и Зайнуллиной Г.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Р. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по РСО-Алания о признании права быть зачисленным в списках очередности на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты подачи заявления, обязании зачислить в список очередности на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты подачи заявления, признании незаконным отказа Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по РСО-Алания о зачислении в список очередности на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты подачи заявления,
по кассационной жалобе Р. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 04 февраля 2020 года,
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Гареевой Д.Р., выслушав объяснения Р., поддержавшего доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия
установила:
Разумный Ю.Ф. обратился в суд с вышеназванными исковыми требованиями, в обоснование указав на то, что 03 июля 2014 года, после увольнения на пенсию от истца в ГУ МЧС России по РСО-Алания приняли документы и заявление о постановке его на учет в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а через 1 год и 3 месяца, 12 октября 2015 года провели заседание комиссии и 23 октября 2015 года предоставили выписку из протокола с решением комиссии об отказе в постановке на учет в связи с отсутствием оснований, предусмотренных законом на единовременную выплату. Полагает отказ в постановке на учет незаконным, поскольку право на выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
Решением Советского суда г. Владикавказа от 04 февраля 2020 года исковые требования Р. удовлетворены.
Апелляционным определением Верховного Суда Республики Северной Осетии - Алания от 04 февраля 2020 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение об отказе в иске.
В кассационной жалобе Р. ставится вопрос об отмене состоявшегося по делу судебного постановления суда апелляционной инстанции, ввиду нарушения норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Таких нарушений норм материального и процессуального права не было допущено судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Разумный Ю.Ф. являлся сотрудником ГУ МЧС России по РСО-Алания с 2003 года по 31 декабря 2013 года.
03 июля 2014 года истец обратился к ответчику с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
12 октября 2015 года комиссией по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, Р. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Решением Советского районного суда г. Владикавказ РСО-Алания от 12 февраля 2016 года удовлетворен иск Р. о признании незаконным протокола N 4 от 12 октября 2015 года заседания комиссии Главного Управления МЧС России по РСО-Алания в части отказа в принятии Р. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Суд обязал Главное Управление МЧС России по РСО-Алания рассмотреть заявление Р. и поставить его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 6 сентября 2013 года.
Разрешая спор и удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции исходил из того, что заявление Р. от 3 июля 2014 года о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, поданное ранее заявления от 9 августа 2016 года, ответчиком по существу не рассмотрено. При этом ответчиком не представлено доказательств, препятствующих принятию Р. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 3 июля 2014 года.
Отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении исковых требований суд апелляционной инстанции, установил, что изначально, 6 сентября 2013 года, Разумный Ю.Ф. обратился с заявлением о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в Северо-Кавказский филиал ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России", на что последнее письмом от 23 сентября 2013 года за N Г-683-4-1-9 сообщило Р., что Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий не утвержден порядок формирования и работы комиссий по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в связи с чем комиссия не уполномочена рассматривать вопрос о принятии Р. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
3 июля 2014 года Разумный Ю.Ф. вновь обратился в Главное управление МЧС России по РСО-Алания с аналогичным заявлением.
Решением комиссии Главного управления МЧС России по РСО-Алания по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения, оформленным протоколом N 4 от 12 октября 2015 года, Р. отказано в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с отсутствием оснований, предусмотренных ч. 7 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Решением Советского районного суда г. Владикавказа РСО-Алания от 12 февраля 2016 года признан незаконным протокол N 4 от 12 октября 2015 года заседания комиссии в части отказа в принятии Р. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Суд обязал Главное управление МЧС России по РСО-Алания рассмотреть заявление Р., принять его на учет как имеющего право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и зачислить в список очередности с учетом даты обращения за получением указанной выплаты 6 сентября 2013 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РСО-Алания от 26 апреля 2016 года решение суда в части необходимости обязать Главное управление МЧС России по РСО-Алания принять Р. на учет как имеющего право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и зачислить в списки очередности с учетом даты обращения за получением указанной выплаты с 6 сентября 2013 года отменено. В указанной части принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Р. о постановке на учет как имеющего право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и зачислении в список очередности с учетом даты обращения за получением, выплаты 6 сентября 2013 года отказано. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Суд апелляционной инстанции, приняв во внимание, что вступившим в законную силу судебным актом от 26 апреля 2016 года вопрос о наличии или отсутствии оснований для отказа в принятии Р. на учет предметом судебного разбирательства не являлся, рассмотрение вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения законодательством возложено на уполномоченные органы (в рассматриваемом случае - на комиссию Главного управления МЧС России по РСО-Алания), суд не может подменять компетенцию данных органов, пришел к выводу о преждевременности заявленных истцом исковых требований.
При этом апелляционный суд исходил из того, что решение Советского районного суда г. Владикавказа РСО-Алания от 12 февраля 2016 года в той части, в которой суд признал незаконным протокол N 4 от 12 октября 2015 года заседания комиссии Главного к управления МЧС России по РСО-Алания по рассмотрению заявления Р. от 3 июля 2014 года и обязал Главное управление МЧС России по РСО-Алания рассмотреть заявление Р., оставлено без изменения судом апелляционной инстанции и вступило в законную силу, тогда как доказательств исполнения судебного акта в материалы дела не представлено.
Судом отклонено имеющееся в материалах дела письмо начальника Главного управления МЧС России по РСО-Алания Х. от 16 апреля 2018 года N 29-10-Г-12 об отсутствии оснований для постановки Р. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, поскольку данный вопрос в силу Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369, должен рассматриваться коллегиально соответствующей комиссией.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции, которые постановлены обоснованно и мотивированно, при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и применении норм материального права, подлежащих применению к отношениям сторон.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).
Пунктом 6 указанных Правил предоставления единовременной социальной выплаты установлено, что на основании заявления и документов, поименованных в указанном п. 5, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения (п. 7 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Установив, что после вступления в законную силу судебного акта от 12 февраля 2016 года, каких-либо решений ответчиком не принималось, суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу о преждевременности заявленных истцом требований.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного постановления, вопреки доводам кассационной жалобы, допущено не было.
Доводы, приведенные заявителем в кассационной жалобе по существу направлены на переоценку доказательств и установленных судом апелляционной инстанции обстоятельств дела.
Между тем, несогласие с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Иные доводы жалобы не опровергают правильность судебного постановления и не подтверждают наличия нарушений норм материального и (или) процессуального права, существенно повлиявших на исход дела.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 390, 390.1 - 390.3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 04 февраля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Р. - без удовлетворения.