Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 20.07.2023 N 88-7187/2023 (УИД 09RS0001-01-2022-001959-54)
Категория спора: Компенсации.
Требования лица, имеющего право на компенсации и выплаты компенсационного характера: О признании незаконными действий отдела Федеральной службы исполнения наказаний России по субъекту РФ, о взыскании невыплаченной ежемесячной денежной компенсации.
Обстоятельства: Истцом не соблюден установленный порядок обращения за выплатой ежемесячной денежной компенсации в связи с повреждением здоровья при выполнении служебных обязанностей.
Решение: Отказано.
Определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 20.07.2023 N 88-7187/2023 (УИД 09RS0001-01-2022-001959-54)
Категория спора: Компенсации.
Требования лица, имеющего право на компенсации и выплаты компенсационного характера: О признании незаконными действий отдела Федеральной службы исполнения наказаний России по субъекту РФ, о взыскании невыплаченной ежемесячной денежной компенсации.
Обстоятельства: Истцом не соблюден установленный порядок обращения за выплатой ежемесячной денежной компенсации в связи с повреждением здоровья при выполнении служебных обязанностей.
Решение: Отказано.
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. В тексте документа, видимо, допущена опечатка: данное определение имеет дату 20 июля 2023 года, а не 20 июля 2022 года. | |
ПЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 июля 2022 г. N 88-7187/2023
УИД 09RS0001-01-2022-001959-54
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Черчага С.В.,
судей Камышовой Т.В., Мурзаковой Р.Ф.
с участием прокурора Карасева С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2003/2022 по исковому заявлению А. к Отделу Федеральной службы исполнения наказаний России по Карачаево-Черкесской Республике о признании действий незаконными и взыскании невыплаченных сумм,
по кассационной жалобе А. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от ДД.ММ.ГГГГ,
заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Черчага С.В.,
установила:
А. обратился в суд с иском к Отделу Федеральной службы исполнения наказаний России по Карачаево-Черкесской Республике о признании действий незаконными и взыскании невыплаченных сумм.
Решением Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от ДД.ММ.ГГГГ иск А. удовлетворен частично.
Суд обязал Отдел Федеральной службы исполнения наказаний России по КЧР исчислять А. ежемесячную денежную компенсацию, начиная с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с
ч. 5 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а именно: ежемесячная денежная компенсация в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности - по 101 371,70 руб. ежемесячно.
Взыскал с Отдела Федеральной службы исполнения наказаний России по КЧР в пользу А. незаконно не выплаченные суммы в размере 8 420 770,31 руб.
В признании незаконными действия Отдела Федеральной службы исполнения наказаний России по КЧР, выразившиеся в неправильном исчислении А. размера ежемесячной денежной компенсации - отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от ДД.ММ.ГГГГ решение Черкесского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ отменено в части удовлетворения исковых требований А. к Отделу Федеральной службы исполнения наказаний России по КЧР об обязании исчислять ежемесячную денежную компенсацию, начиная с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с
ч. 5 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а именно: ежемесячная денежная компенсация в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности - по 101 371,70 руб. ежемесячно и взыскании с Отдела Федеральной службы исполнения наказаний России по КЧР в пользу А. незаконно не выплаченные суммы в размере 8 420 770,31 руб.
В отмененной части принято новое решение, которым в удовлетворении требований А. к Отделу Федеральной службы исполнения наказаний России по КЧР об обязании исчислять ежемесячную денежную компенсацию, начиная с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с
ч. 5 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а именно: ежемесячная денежная компенсация в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности - по 101 371 рублю 70 копеек ежемесячно и взыскании с Отдела Федеральной службы исполнения наказаний России по КЧР в пользу А. незаконно не выплаченные суммы в размере 8 420 770 рублей 31 копейки - отказано.
В остальной части решение Черкесского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.
В кассационной жалобе А. просил отменить апелляционное определение, ввиду существенных нарушений норм материального и процессуального права, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Проверив обжалуемые судебные постановления в пределах доводов кассационной жалобы, выслушав А. и его представителя К., поддержавших доводы кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора не усмотревшего оснований для отмены обжалуемого судебного постановления, исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно
статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не установлено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, А. проходил службу в Отделе Федеральной службы исполнения наказаний по КЧР.
Приказом N-лс от ДД.ММ.ГГГГ А. уволен по достижению предельного возраста. После прохождения ВВК в приказ об увольнении были внесены изменения, заменив в приказе об увольнении пункт увольнения "б" - по достижению предельного возраста, на пункт "ж" - по болезни.
Федеральным
законом от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" регулируются отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В соответствии с
ч. 5 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции на момент увольнения истца), в случае причинения сотруднику в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах и повлекших стойкую утрату трудоспособности, ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы в учреждениях и органах за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности с последующим взысканием в судебном порядке выплаченных сумм компенсации с виновных лиц. Порядок определения стойкой утраты трудоспособности сотрудника определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N были утверждены Правила определения стойкой утраты трудоспособности сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации (утратили силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N").
В соответствии с указанными правилами, утрата трудоспособности определялась в процентах, исходя из увечий и иных повреждений здоровья, приведенных в перечне.
Приказом ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ N утверждены Правила выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам уголовно-исполнительной системы или членам их семей" (утратили силу в связи с изданием Приказа ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ N).
Согласно п. 20 указанных Правил, для рассмотрения вопроса о выплате ежемесячной денежной компенсации в комиссию представляются:
а) заявление гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в УИС вследствие военной травмы, о выплате ежемесячной денежной компенсации;
б) копия заключения служебной проверки по факту получения сотрудником военной травмы;
в) копия приказа (выписка из приказа) об увольнении по болезни либо по ограниченному состоянию здоровья;
г) заключение ВВК о категории годности сотрудника к службе в формулировке "ограниченно годен к военной службе" или "не годен к военной службе" в связи с установлением причинной связи увечья, иного повреждения здоровья в формулировке "военная травма";
д) выписка из акта освидетельствования в учреждении медико-социальной экспертизы с приложением справок о стойкой утрате трудоспособности в процентах и группе инвалидности вследствие военной травмы;
е) справка пенсионного отдела о дате назначения пенсии по инвалидности вследствие военной травмы и ее размере.
Доводами искового заявления и материалами дела подтверждается, что свидетельством о болезни N от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным ЦВВК ФКУЗ ГКЦМСР ФСИН России установлено, что заболевание А. получено в период военной службы, он "Д" - не годен к военной службе, не годен к военной службе по контракту.
Свидетельство о болезни N от ДД.ММ.ГГГГ действовало до ДД.ММ.ГГГГ, и было отменено новым заключением N от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с которым А. признан "Б" - годен к военной службе с незначительными ограничениями.
А. оспаривал указанное заключение от ДД.ММ.ГГГГ год N, а также вынесенное позднее заключение N от ДД.ММ.ГГГГ и решением Черкесского городского суда КЧР от ДД.ММ.ГГГГ указанные заключения признаны недействительными. Решение суда от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения апелляционным определением от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, в отношении А. длительное время действовало свидетельство N от ДД.ММ.ГГГГ.
В силу приведенных выше нормативных положений, действующих на момент увольнения А., назначение и выплата ежемесячной денежной компенсации в случае причинения сотруднику в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья носит заявительный характер и зависит от волеизъявления гражданина, который должен его выразить путем подачи соответствующего заявления.
В соответствии с подп. "б" п. 1 Правил N в Федеральной службе исполнения наказаний, территориальных органах ФСИН России, образовательных учреждениях ФСИН России создаются постоянно действующие комиссии (далее - комиссия) по вопросам выплаты ежемесячной денежной компенсации в размере утраченного денежного довольствия за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности в случае причинения сотруднику в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в УИС и повлекших стойкую утрату трудоспособности.
Сбор, оформление и представление в комиссию необходимых документов осуществляются кадровым подразделением органа (учреждения), в котором сотрудник проходил службу (п. 6 Правил N).
Между тем, в материалах дела отсутствуют и истцом не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что он обращался с заявлением о выплате ежемесячной денежной компенсации вреда здоровью на имя руководства, в комиссию или в кадровое подразделение до ДД.ММ.ГГГГ в период действия свидетельства о болезни N от ДД.ММ.ГГГГ.
Федеральным
законом от ДД.ММ.ГГГГ N 125-ФЗ "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" изменен подход к исчислению размера ежемесячной денежной компенсации.
В новой редакции
ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" изложено, что при установлении гражданину Российской Федерации, уволенному со службы в учреждениях и органах, инвалидности вследствие военной травмы, полученной в связи с выполнением своих служебных обязанностей и исключившей возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах, ему в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходил службу сотрудник, выплачивается ежемесячная денежная компенсация с последующим взысканием выплаченных сумм указанной компенсации с виновных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Размер ежемесячной денежной компенсации исчисляется исходя из размера оклада месячного денежного содержания и размера ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсий, с применением следующих коэффициентов:
1) в отношении инвалида I группы - 1;
2) в отношении инвалида II группы - 0,5;
3) в отношении инвалида III группы - 0,3.
Таким образом, в соответствии с действующей нормой, размер ежемесячной денежной компенсации не зависит от степени утраты трудоспособности, а привязан к группе инвалидности.
А. ежемесячная денежная компенсация также установлена в соответствии с имеющейся группой инвалидности.
При таком положении, учитывая несоблюдение истцом установленного порядка обращения за выплатой ежемесячной денежной компенсации в связи с повреждением здоровья при выполнении служебных обязанностей до внесения изменений в
ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований полагать нарушенными ответчиком прав истца на назначение и выплату ежемесячной денежной компенсации в счет возмещения вреда здоровью и в связи с этим возлагать на Отдел Федеральной службы исполнения наказаний России по КЧР обязанность по выплате истцу компенсации с применением коэффициента 0,9, в том числе, суммы задолженности в размере 8 420 770,31 руб.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции, которые постановлены обоснованно и мотивированно, при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и применении норм материального права, подлежащих применению к отношениям сторон.
Приведенные в кассационной жалобе доводы истца проверены в полном объеме судом апелляционной инстанции и признаются Судебной коллегией суда кассационной инстанции необоснованными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводов суда апелляционной инстанции не опровергли.
В целом, указанные в кассационной жалобе доводы направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, что в силу
части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах оснований, предусмотренных
статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого судебного постановления по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь
статьями 390,
390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 23 марта 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
С.В.ЧЕРЧАГА
Судьи
Т.В.КАМЫШОВА
Р.Ф.МУРЗАКОВА