Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 29.05.2024 по делу N 88-4099/2024 (УИД 05RS0018-01-2023-006303-11)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: Споры, связанные с предоставлением единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Истец снят с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с улучшением жилищных условий.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.
Определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 29.05.2024 по делу N 88-4099/2024 (УИД 05RS0018-01-2023-006303-11)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: Споры, связанные с предоставлением единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Истец снят с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с улучшением жилищных условий.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.
ПЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 мая 2024 г. по делу N 88-4099/2024
N 2-4219/2023
УИД 05RS0018-01-2023-006303-11
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Минеевой В.В.
судей Курасовой Е.А., Гареевой Д.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Г. к ФСИН России, УФСИН России по РД о восстановлении в очереди на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения,
по кассационной жалобе Г. на решение Кировского районного суда г. Махачкалы от 9 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 31 января 2024 года.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Курасовой Е.А., выслушав Г., его представителя ФИО7, действующего по ордеру, поддержавших доводы кассационной жалобы, представителя ответчика ФИО8, действующего по доверенности, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции,
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Федеральной службе исполнения наказаний России и Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по <адрес> (далее - ФСИН России и УФСИН России по <адрес>) о признании незаконным решения комиссии ФСИН России (выписка из протокола от ДД.ММ.ГГГГ N) о снятии, с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; восстановлении в очереди на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с момента первоначальной постановки на учет комиссией ФСИН России, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование иска указал, что работая старшим инспектором филиала по <адрес> ФКУ УИИ УФСИН России по <адрес>, при выслуге 18 лет в календарном исчислении, ДД.ММ.ГГГГ он обратился в территориальную подкомиссию с рапортом о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Истец был официально поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
ДД.ММ.ГГГГ комиссией ФСИН России были внесены изменения в учетное дело ФИО1 в части состава семьи, уменьшив до двух человек, из нее исключены ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ р. и ФИО9. <...> г.р.
ФИО1 снят с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании подпункта "б" пункта 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N (в случае улучшения жилищных: условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 8 статьи 4 Закона, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере).
Решением Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ постановлено:
в удовлетворении искового заявления ФИО1 к ФСИН России и УФСИН России по РД о признании незаконным решения комиссии ФСИН России (выписка из протокола от 17.11.2022 г. N) о снятии с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого, помещения; восстановлении в очереди на получение: единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с момента первоначальной постановки на учет комиссией ФСИИ России, то есть с ДД.ММ.ГГГГ - отказать в полном объеме.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ решение Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ - оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявителем ставится вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных, необоснованных, вынесенных с существенными нарушениями норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся в судебное заседание суда кассационной инстанции, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.
Руководствуясь
пунктом 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия по гражданским делам ФИО3 кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам ФИО3 кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со
статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам ФИО3 кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о наличии таких оснований для отмены судебных постановлений, принятых по делу.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями, сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), регулирует Федеральный
закон N 283-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых Федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с
частью 1 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Частью 5 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
К таким лицам относятся супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником; супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день гибели (смерти); несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения (
пункты 1 -
3 части 2 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу
части 6 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты, Правила).
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
В соответствии с пунктом 15 Правил сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты: а) по личному заявлению, подаваемому в письменной форме в комиссию; б) в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в
части 8 статьи 4 Закона, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере; в) при предоставлении единовременной социальной выплаты в порядке, установленном настоящими Правилами; г) в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послужившим основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты (если такие сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на постановку на такой учет); д) в случае увольнения со службы в учреждениях и органах (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10 и 14 настоящих Правил); е) в случае смерти (гибели) сотрудника или признания его судом безвестно отсутствующим или умершим (погибшим) (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 26 настоящих Правил).
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ комиссией ФСИН России были внесены изменения в учетное дело ФИО1 в части уменьшения состава семьи до двух человек, ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ р. и ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ г.р. были исключены из состава членов семьи истца в связи с достижением ими возраста старше 23 лет.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении иска, посчитав, что у комиссии были основания для принятия такого решения, не учел, что приведенные федеральные нормативные правовые акты не содержат нормы, предусматривающей изменение состава семьи сотрудника, принятого на учет для получения единовременного пособия, исключительно по мотиву достижения детьми совершеннолетнего возраста или 23 лет.
Кроме того, вывод суда первой инстанции, о том, что действия истца и его супруги по отказу от квартиры по адресу: <адрес>, на которую сыном ФИО1 ФИО9 зарегистрировано право собственности, привели к искусственному созданию нуждаемости семьи в жилье, к ухудшению ими своих жилищных условий, что исключает возможность признания семьи ФИО1 нуждающимися в жилом помещении, является преждевременным, сделанным без учета следующих правовых норм.
Так, в соответствии с п. 11 Правил при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.
Согласно положениям
пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЗ во взаимосвязи с пунктом 11 Правил, при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальной выплаты, учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
При наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на одного члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником (пункт 11 Правил).
Согласно положениям
пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" во взаимосвязи с пунктом 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальной выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в
части 3 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (
пункты 1,
2 части 3 статьи 4 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЗ).
Суд первой инстанции, положения, предусмотренные Федеральным
законом от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЗ,
Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 369 к возникшему спору не применил, формально сославшись на них в решении, реальную нуждаемость в названной социальной поддержке в жилищной сфере ФИО1 и его семьи, исходя из жилищных условий и состава их семьи, существующих как на момент его обращения о постановке на соответствующий учет, так и на момент снятия с учета, не установил.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции при разрешении спора допущены нарушения норм материального и процессуального права, не устраненные судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан, которые повлияли на исход дела, поэтому обжалуемые судебные акты подлежат отмене.
Учитывая необходимость установления по делу фактических обстоятельств, в частности нуждаемости истца и членов его семьи в жилом помещении в целях признания права ФИО1 на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь
статьями 390,
390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции,
определила:
решение Кировского районного суда г. Махачкалы от 9 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 31 января 2024 года отменить и дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий
В.В.МИНЕЕВА
Судьи
Е.А.КУРАСОВА
Д.Р.ГАРЕЕВА