Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 01.08.2024 N 88-6593/2024 (УИД 26RS0003-01-2023-004565-63)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: О возложении обязанности назначить пенсию.
Обстоятельства: Аварийно-спасательные службы и формирования предприятий (организаций) и учреждений, в которых работал истец в спорные периоды, не входили в систему МЧС России.
Решение: Отказано.


Определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 01.08.2024 N 88-6593/2024 (УИД 26RS0003-01-2023-004565-63)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: О возложении обязанности назначить пенсию.
Обстоятельства: Аварийно-спасательные службы и формирования предприятий (организаций) и учреждений, в которых работал истец в спорные периоды, не входили в систему МЧС России.
Решение: Отказано.

ПЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 августа 2024 г. N 88-6593/2024
Дело N 2-2049/2023
УИД 26RS0003-01-2023-004565-63
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Камышовой Т.В.,
судей Ивановой Л.В., Черчага С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Б. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю об обязании назначения пенсионного обеспечения,
по кассационной жалобе Б. на апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 6 марта 2024 года,
заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Камышовой Т.В., выслушав объяснения Б. и его представителя П. поддержавших доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Б. обратился в суд с иском Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю об обязании назначения пенсионного обеспечения. В иске просил обязать ответчика назначить ему пенсию, как лицу, уволенному со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшему на день увольнения 50-летнего возраста, имеющему общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет служба в Государственной противопожарной службе, с момента обращения с иском в суд.
Решением Изобильненского районного суда Ставропольского края от 15 декабря 2023 года иск удовлетворен в полном объеме.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 6 марта 2024 года решение Изобильненского районного суда Ставропольского края от 15 декабря 2023 года отменено и принято по делу новое решение.
В удовлетворении иска Б. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю отказано в полном объеме.
В кассационной жалобе Б. поставлен вопрос об отмене апелляционного определения, как незаконного и необоснованного, вынесенного с существенными нарушениями норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, признав возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, не прибывших в судебное заседание, но уведомленных надлежащим образом, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным по материалам гражданского дела, не установлено.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю, рассмотрев пакет документов Б., обратившегося 20.07.2023 за досрочным назначением страховой пенсии по старости согласно пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" отказало в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемых 25 лет работы на соответствующих видах с особыми условиями труда.
Принимая решение суд первой инстанции руководствуясь ст. 131, 132 ГПК РФ, пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", п. п. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации N 437 от 18 июня 2002 года которым утвержден Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности", ст. 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", приняв во внимание стаж работы истца в особых условиях труда - 16 лет 8 месяцев 19 дней, страховой стаж для права на пенсию - 33 года 6 месяцев 17 дней, оценив доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации пришел к выводу об удовлетворении исковых требований истца в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием не согласился.
Отменяя решение суда первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований суд апелляционной инстанции руководствуясь пунктом 18 частью 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" исходил из того, что удовлетворяя исковые требования, суд не учел, что аварийно-спасательные службы и формирования предприятий (организаций) и учреждений, в которых работал истец в спорные периоды, не входили в систему МЧС России, а находились в подчинении субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, организации.
Суд апелляционной инстанции указал на то, что досрочная пенсия по старости устанавливается исключительно работникам государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что стаж работы в особых условиях труда по пункту 18 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ у заявителя составляет 16 лет 8 месяцев 19 дней, страховой стаж для права на пенсию - 33 года 6 месяца 17 дней, что недостаточно для назначения пенсии.
Суд апелляционной инстанции признал несостоятельной ссылку истца на нормы закона, регулирующие пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей, согласно Закону Российской Федерации от 12.02.1993 г. N 4468-1, а выводы суда первой инстанции со ссылкой на положения Закону Российской Федерации от 12.02.1993 г. N 4468-1,основанными на неверном толковании судом норм материального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанций, которые постановлены обоснованно и мотивированно, при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и применении норм материального права, подлежащих применению к отношениям сторон.
В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно Федеральному закону от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" личный состав Государственной противопожарной службы включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях: лиц рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы; военнослужащих федеральной противопожарной службы; лиц, не имеющих специальных или воинских званий.
Из вышеуказанных положений закона следует, что право на назначение пенсии по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предоставляется лицам, работающим в должностях, предусмотренных Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти.
Под работающими в должностях понимаются лица гражданского персонала, выполняющие трудовые функции в соответствии с Единым квалификационным справочником и Квалификационным справочником должностей руководителей специалистов и других служащих.
В тех случаях, когда работникам по результатам аттестации присваивается звание, их пенсионное обеспечение регулируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Из системного толкования вышеприведенных положений Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" следует, что правовой статус сотрудников и работников Государственной противопожарной службы не является тождественным, в том числе и в вопросах, связанных с пенсионным обеспечением.
Служба в органах внутренних дел является особым видом службы. Право на пенсию сотрудников органов внутренних дел реализуется по нормам Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" в рамках государственного пенсионного обеспечения.
Для данной категории граждан предусмотрена такая мера государственной социальной защиты, как пенсия за выслугу лет, которая назначается при наличии соответствующей выслуги независимо от возраста военнослужащих, а финансирование пенсий осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" засчитывается только в страховой стаж, а не в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
Ранее действовавшим пенсионным законодательством время службы в органах внутренних дел также засчитывалось только в общий стаж работы и не включалось в специальный стаж, что прямо вытекает из смысла статей 14, 88 и 90 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Таким образом, определен порядок сохранения пенсионных прав лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет, при этом установлено правило о включении периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы только в страховой стаж. Правовых норм относительно зачета периодов службы в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, действующее законодательство не содержит.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" Государственная противопожарная служба МВД России была преобразована в Государственную противопожарную службу МЧС России. Сотрудники указанной противопожарной службы имели право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" были внесены изменения, вступившие в законную силу с 1 января 2005 г., в соответствии с которыми Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 положения о Федеральной противопожарной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2005 г. N 385, федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Согласно положениям Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (в редакции, действовавшей на 1 марта 2005 г.) Федеральная противопожарная служба включает в себя: структурные подразделения центрального аппарата федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, осуществляющие управление и координацию деятельности федеральной противопожарной службы; структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, - региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов, уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации; органы государственного пожарного надзора; пожарно-технические, научно-исследовательские и образовательные учреждения; подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях обеспечения профилактики пожаров и (или) их тушения в организациях (объектовые подразделения); подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях (специальные и воинские подразделения).
Организационная структура, полномочия, задачи, функции, порядок деятельности федеральной противопожарной службы определяются положением о федеральной противопожарной службе, утверждаемым в установленном порядке.
Противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ).
С учетом приведенных норм права, правом на досрочную страховую пенсию по старости по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" обладают лица, работавшие на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно - спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно - правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, то есть только сотрудники федеральной противопожарной службы.
Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации N 552-О-О от 5 февраля 2009 г., на федеральную противопожарную службу в лице Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" (статья 16), Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 (пункт 8) и Положением о федеральной противопожарной службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2005 г. N 385 (пункт 6), возлагаются профилактика, тушение пожаров и аварийно-спасательные работы на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, объектах федеральной собственности, особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях.
На противопожарную службу субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" (статья 18) и Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (статья 26.3) возлагается организация тушения пожаров в границах соответствующего субъекта Российской Федерации за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей.
Таким образом, деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.
Предусмотренная действующим законодательством дифференциация в условиях реализации права на назначение трудовой пенсии по старости для сотрудников федеральной противопожарной службы и противопожарной службы субъектов Российской Федерации основана на объективных различиях в характере и содержании их профессиональной деятельности, обусловленных законодательно закрепленным разграничением функций, и не может, вопреки утверждению заявителя, расцениваться как нарушающая конституционные права граждан, занятых в противопожарных службах субъектов Российской Федерации.
Правильно применив приведенные нормы права, а также приняв во внимание, что действующим законодательством работникам противопожарной службы субъектов Российской Федерации не установлено право на досрочную страховую пенсию в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Ссылка кассатора на тождественность и необходимость применения при разрешен исковых требований положений Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" основана, на неверном толковании кассатором норм права.
В кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судом апелляционной инстанции обстоятельства и выводов суда, как и не приведено оснований, которые в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного постановления.
Нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебных актов, допущено не было.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции,
определила:
апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 6 марта 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Т.В.КАМЫШОВА
Судьи
Л.В.ИВАНОВА
С.В.ЧЕРЧАГА