Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 15.05.2024 по делу N 88-4532/2024 (УИД 26RS0014-01-2023-003439-45)
Категория: Споры с органами власти в сфере образования и культуры.
Требования: Об обязании выделить денежные средства на финансирование мероприятий по устранению нарушений законодательства об обеспечении антитеррористической защищенности.
Обстоятельства: Обязанность по финансированию мероприятий по антитеррористической защищенности при недостаточности средств образовательного учреждения возложена на орган местного самоуправления, являющийся учредителем образовательного учреждения и обязанный в силу закона участвовать в профилактике терроризма и экстремизма.
Решение: Удовлетворено.
Определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 15.05.2024 по делу N 88-4532/2024 (УИД 26RS0014-01-2023-003439-45)
Категория: Споры с органами власти в сфере образования и культуры.
Требования: Об обязании выделить денежные средства на финансирование мероприятий по устранению нарушений законодательства об обеспечении антитеррористической защищенности.
Обстоятельства: Обязанность по финансированию мероприятий по антитеррористической защищенности при недостаточности средств образовательного учреждения возложена на орган местного самоуправления, являющийся учредителем образовательного учреждения и обязанный в силу закона участвовать в профилактике терроризма и экстремизма.
Решение: Удовлетворено.
ПЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 мая 2024 г. по делу N 88-4532/2024
26RS0014-01-2023-003439-45
N дела N 2-1693/2023
в суде первой инстанции
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ивановой Л.В.
судей Поддубной О.А., Трегуловой К.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Изобильненского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края, отделу культуры администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края. Муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования "Изобильненская детская школа искусств N 1 об обязании выделить денежные средства на финансирование мероприятий по устранению нарушений законодательства об обеспечении антитеррористической защищенности
по кассационной жалобе Администрации Изобильненского муниципального округа Ставропольского края на решение Изобильненского районного суда Ставропольского края от 17 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 01 февраля 2024 года.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Поддубной О.А., пояснения прокурора Колячкиной И.В., судебная коллегия
установила:
Прокурор Изобильненского района в порядке
ст. 45 ГПК РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ответчикам Администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края, Отделу культуры администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края, Муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования "Изобильненская детская школа искусств N 1".
Требования мотивированы тем, что прокуратурой района во исполнение задания прокуратуры края от 04.07.2023 N Исуб-7/2-9802-23/20070001 проведена проверка исполнения требований законодательства при функционировании детских школ искусств. Выявленные нарушения
52-ФЗ и п. 2.5.3 санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 N 28, послужили основанием внесения прокуратурой района 04.08.2023 представления об устранении нарушений законодательства при эксплуатации детских школ искусств директору муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Изобильненская детская школа искусств N 1", которое рассмотрено и удовлетворено (ответ от 31.08.2023 N 106), однако до настоящего времени перечисленные нарушения законодательства не устранены ввиду отсутствия денежных средств на их устранение
На этом основании прокурор просил обязать администрацию Изобильненского городского округа Ставропольского края в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства на финансирование мероприятий по устранению нарушений законодательства об обеспечении антитеррористической защищенности, пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия населения в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования "Изобильненская детская школа искусств N 1";
Обязать отдел культуры администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края в течение 1 месяца со дня выделения администрацией Изобильненского городского округа Ставропольского края денежных средств на финансирование мероприятий по устранению нарушений законодательства об обеспечении антитеррористической защищенности, пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия населения распределить поступившие денежные средства в муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Изобильненская детская школа искусств N 1";
Обязать муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Изобильненская детская школа искусств N 1" в течение 3 месяцев со дня получения финансовых средств на проведение мероприятий по устранению нарушений законодательства об обеспечении антитеррористической защищенности, пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия населения оборудовать здание муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования 2 "Изобильненская детская школа искусств N 1" камерами видеонаблюдения, указателями направления движения к источникам противопожарного водоснабжения (противопожарный водоем) со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения, новой системой автоматической пожарной сигнализации, устранить многочисленные трещины, дефекты и повреждения в коридоре здания муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Изобильненская детская школа искусств N 1".
Решением Изобильненского районного суда Ставропольского края от 17 октября 2023 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 01 февраля 2024 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрацией Изобильненского муниципального округа Ставропольского края ставится вопрос об отмене решения Изобильненского районного суда Ставропольского края от 17 октября 2023 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 01 февраля 2024 года как незаконных, необоснованных, вынесенных с существенными нарушениями материального и процессуального права.
Указывая на незаконность принятых судебных актов, заявитель считает, что суды не дали надлежащую оценку тому обстоятельству, что ДШИ N 1 имеют дополнительный источник финансирования и может самостоятельно обеспечит проведение указанных мероприятий. Не исследовался вопрос, расходовались ли ДШИ N 1 средства от платных образовательных услуг на развитие материально-технической базы, обращались ли учреждение в Отдел культуры за дополнительным финансированием Мероприятий. Устанавливая факт нарушения
ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", суды не исследовали вопрос, что требования п. 48 Правил N 1479 распространяется на организации, в зоне эксплуатационной ответственности которых находится наружное противопожарное водоснабжение.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь
статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав Колячкину И.В., Пятый кассационный суд общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно
статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения судом первой и апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела допущены не были.
Судами установлено, что Прокуратурой района во исполнение задания прокуратуры края от 04.07.2023 N Исуб-7/2-9802-23/-20070001 проведена проверка исполнения требований законодательства при функционировании детских школ искусств.
Установлено, что в нарушение
п. 3.1 ст. 5 Закона N 35-ФЗ, п. 20, подп. подп. "а", "б", "в", "д" п. 21 Требований в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования "Изобильненская детская школа искусств N 1" (далее - учреждение) не обеспечено надлежащее осуществление мероприятий в целях воспрепятствования неправомерному проникновению на объект, выявления потенциальных нарушителей установленного режима, пресечения попыток совершения террористических актов, поскольку в учреждении отсутствуют камеры видеонаблюдения, что не допускает возможности наблюдения за потенциально опасными участками объекта.
Вопреки
ст. 37 Закона N 69-ФЗ,
п. 48 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 (далее - Правила), в учреждении отсутствуют указатели направления движения к источникам противопожарного водоснабжения (противопожарный водоем) со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.
В нарушение
ст. 37 Закона N 69-ФЗ,
ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), п. 54 Правил в учреждении система автоматической пожарной сигнализации эксплуатируется сверх установленного срока службы (более 10 лет).
В нарушение ст.
52-ФЗ, п. 2.5.3 санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 N 28, в учреждении стены в коридоре имеют многочисленные трещины, дефекты и повреждения.
Разрешая спор, руководствуясь положениями Федерального
закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федерального
закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", Федерального
закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований и возложении обязанности по финансированию указанных мероприятий при недостаточности средств образовательного учреждения на администрацию Изобильненского городского округа Ставропольского края как орган местного самоуправления, являющийся учредителем образовательного учреждения, и обязанный в силу закона участвовать в профилактике терроризма и экстремизма.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Рассматривая и отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции указал, что образовательные учреждения в период образовательного процесса являются объектами, подлежащими первоочередной антитеррористической защите в целях обеспечения жизни и здоровья их воспитанников и сотрудников учреждения. Вопросы безопасности пребывания детей, сотрудников школы и иных посетителей находится в совместном ведении образовательных учреждений и органа местного самоуправления, на которые также возложена обязанность по соблюдению прав указанных лиц на антитеррористическую безопасность и пожарную безопасность, что подразумевает проведение необходимых мероприятий в целях обеспечения жизни и здоровья учащихся и учителей образовательного учреждения. Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение приоритета безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их охрану и защиту от любых возможных посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.
Судебная коллегия кассационного суда считает, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а окончательные выводы судов основаны на правильном применении норм материального права и соблюдении норм процессуального права, мотивированы по правилам
статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о том, что суды не исследовали вопрос источника финансирования непосредственно ДШИ N 1, подлежит отклонению.
Отсутствие денежных средств в бюджете не является основанием для неисполнения возложенной законом обязанности, так в силу прямого указания
ч. 7 ст. 28 Федерального закона N 273-ФЗ образовательная организация несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательных учреждений.
Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной
ч. 3 ст. 390 ГПК РФ, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела и проверяет лишь правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права при разрешении дела, а правом переоценки доказательств не наделен.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, не подтверждают наличие нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определил характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, а представленные сторонами доказательства оценил по правилам
статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального закона, исходя из доводов кассационной жалобы и материалов гражданского дела, судом также не допущено.
В частности, все доводы и доказательства, приводимые заявителями в обоснование своей позиции по делу, были предметом оценки суда двух инстанций, обжалуемые судебные акты отвечают требованиям
части 4 статьи 198,
пункта 5 части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, то есть включают в себя ссылки на нормы права, регулирующие спорное правоотношение, установленные судом обстоятельства и мотивы, по которым суд отдал предпочтение одним доказательствам перед другими.
При этом, несогласие стороны с результатами оценки доказательств, произведенной судом, не подпадает под приведенный в законе исчерпывающий перечень оснований к пересмотру вступивших в законную силу судебных постановлений, поскольку единственно иная точка зрения относительно того, как должно быть разрешено дело, не свидетельствует о незаконности решения.
Руководствуясь
статьями 390,
390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Изобильненского районного суда Ставропольского края от 17 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 01 февраля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Изобильненского муниципального округа Ставропольского края - без удовлетворения.
Председательствующий
Л.В.ИВАНОВА
Судьи
О.А.ПОДДУБНАЯ
К.К.ТРЕГУЛОВА