Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 22.02.2022 по делу N 88-1486/2022
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании недействительным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на строительство или приобретение жилья.
Обстоятельства: Истцом на момент рассмотрения ответчиком заявления о принятии на учет не были представлены надлежащие доказательства, подтверждающие право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Решение: Отказано.

Определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 22.02.2022 по делу N 88-1486/2022
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании недействительным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на строительство или приобретение жилья.
Обстоятельства: Истцом на момент рассмотрения ответчиком заявления о принятии на учет не были представлены надлежащие доказательства, подтверждающие право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Решение: Отказано.


Содержание


ПЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 февраля 2022 г. по делу N 88-1486/2022
УИД 07RS0001-02-2020-005956-59
N дела 2-1329/2021
в суде первой инстанции
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Камышовой Т.В.,
судей Климова В.В., Черчага С.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению М.З. к Министерству внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике о признании незаконными решения и распоряжения жилищно-бытовой комиссии, возложении обязанности совершить определенные действия,
по кассационной жалобе М.З. на решение Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 01 июля 2021 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 09 сентября 2021 года,
заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Камышовой Т.В., выслушав представителя М.З.- М.Р., действующего на основании доверенности от 23.06.2020 года, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения представителя Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике- К., действующего на основании доверенности от 03.01.2022 года, судебная коллегия
установила:
М.З. обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике, в котором просил признать незаконными отказы Центральной жилищно-бытовой комиссии МВД по КБР от 19 ноября 2020 года и от 29 октября 2020 года N 3/20260901838; признать незаконным распоряжение МВД по КБР от 23 ноября 2020 года N 221 в части утверждения отказа ЦЖБК МВД по КБР от 19 ноября 2020 года в постановке на учет лиц для получения единовременной социальной выплаты на строительство или приобретения жилья; обязать ЦЖБК МВД по КБР в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу решения суда по рассмотрению его иска, рассмотреть на заседании ЦЖБК МВД по Кабардино-Балкарской Республики вопрос о постановке его на учет лиц для получения единовременной социальной выплаты на строительство или приобретения жилого помещения на семью в составе 4 человек со дня подачи заявления, то есть с 07 октября 2020 г. с утверждением решения о постановке на учет соответствующим распоряжением, о чем уведомить его и Нальчикский городской суд.
Решением Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 01 июля 2021 года исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики от 9 сентября 2021 года решение Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 01 июля 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе М.З. поставлен вопрос об отмене принятых по делу судебных постановлений, как незаконных.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к выводу об удовлетворении кассационной жалобы.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Из материалов дела следует, что М.З. проходил службу в органах внутренних дел Кабардино-Балкарской Республики с 06 июня 2002 года по 17 октября 2020 года. Выслуга лет по состоянию на 06 августа 2020 года в календарном исчислении составила 20 лет 8 месяцев 2 дня. Единовременная социальная выплата по прежним местам службы М.З. не предоставлялась.
07 октября 2020 года истец обратился в МВД по Кабардино-Балкарской Республике с заявлением о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на состав семьи 4 человека.
Решением комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты МВД по Кабардино-Балкарской Республике от 19 ноября 2020 года, утвержденным распоряжением министра Внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республики N 221 от 23.11.2020 г., М.З. отказано в принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в связи с отсутствием условий, не предоставлении документов, необходимых для постановки на учет.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истцом на момент рассмотрения ответчиком заявления о принятии на учет не были представлены надлежащие доказательства, подтверждающие права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренное Федеральным законом "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", поскольку как член семьи своего отца истец обеспечен в жилом доме, принадлежащим отцу на праве долевой собственности, общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв. м (276,7: 14 = 19,76 кв. м), документы, свидетельствующие об отсутствии у М.З. права пользования жилым помещением по месту постоянной регистрации, материалы дела не содержат.
Суд первой инстанции критически отнесся к договору безвозмездного пользования от 05.10.2020 г., указав, что по адресу: <адрес>, М.З. зарегистрирован с 18.09.2020 г. в качестве члена семьи собственника домовладения.
Суд первой инстанции отметил, что М.З. зарегистрирован по адресу проживания отца, имеет право на проживание в его доме, доказательств о наличии каких-либо препятствий этому истцом не представлено.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность и обоснованность постановленного судом первой инстанции решения, с его выводами и правовым обоснованием согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с обоснованностью и правомерностью выводов суда первой и апелляционной инстанции, при этом исходит из следующего.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, урегулированы Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (часть 1 статьи 1 данного Закона в редакции, действовавшей на время возникновения спорных отношений; далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее также - единовременная социальная выплата).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
Согласно подпункту "з" пункта 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудник при обращении в комиссию в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты к заявлению прилагает, в том числе выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы (в случаях, если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения).
Копии документов, указанные в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (пункт 6 Правил).
Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи следует, что Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ в качестве жилищной гарантии сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, предусматривает такой вид обеспечения жильем, как предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Наличие правовых оснований для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и заверенных в установленном порядке. Действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и требования к оформлению этих документов.
Согласно буквальному содержанию подпункта "з" пункта 5 Правил сотрудник при обращении в комиссию в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты обязан приложить к заявлению (рапорту) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с места своего жительства и мест жительства совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления. Вместе с тем сотрудником могут быть представлены документы, заменяющие выписки из домовых книг и копии финансовых лицевых счетов с места жительства, а в случаях, когда указанные документы по независящим от сотрудника обстоятельствам не могут им быть получены, должна быть документально подтверждена невозможность получения сотрудником требуемых документов.
Судом первой инстанции, не принято во внимание, что истцом представлены архивные выписки из домовой книги. При этом, ссылаясь на не представление правоустанавливающих документов, судом не принято во внимание, что истец и его супруга не являлись собственниками указанных жилых помещений.
Имеющиеся в материалах дела и в учетном деле М.З. выписки из Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии не получили правовой оценки ни суда первой, ни апелляционной инстанции.
В соответствии с пунктом 16 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223, отказ в принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты допускается в случае, если представленные документы и сведения, полученные по результатам проведенной комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для принятия сотрудника на такой учет.
По данному делу юридически значимым обстоятельством с учетом заявленных требований о признании незаконным отказа в принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, о признании права на получение единовременной социальной выплаты, об обязании поставить на учет для получения такой выплаты, а также норм материального права, регулирующих спорные отношения, является установление нуждаемости истца в жилом помещении, по одному из условий, определенных частью 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ (в том числе обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м).
Суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что выводы суда первой инстанции об обеспеченности истца и членов его семьи общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв. м, а также, что истец членом семьи собственника жилого помещения сделаны без установления всех фактических обстоятельств по делу.
В материалах дела имеется договор безвозмездного пользования жилым помещением от 05.10.2020 заключенный между истцом, М.Х. и ФИО7 согласно которому истцу передано в пользование жилое помещение общей площадью 66,9 кв. м.
Суд в обоснование своих выводом об обеспеченности истца и членов его семьи общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв. м не привел никаких расчетов, на основании, которого сделан указанный вывод, указав при этом лишь общую площадь.
Также судом не установлено, кому на праве собственности и в каких долях принадлежит домовладение, в котором по договору безвозмездного пользования проживает истец с семьей.
Не установлено судом первой инстанции, какая площадь приходится на долю ФИО8 отца - истца ФИО1.
В соответствии с частью 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение должно быть законным и обоснованным. Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение суда является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что при рассмотрении настоящего дела судом первой и апелляционной инстанции допущены нарушения норм материального и процессуального права, которые являются существенными, непреодолимыми и которые не могут быть устранены без нового рассмотрения дела, в связи с чем, обжалуемые судебные постановления нельзя признать законными, они подлежат отмене, с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, установленными по делу обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции,
определила:
решение Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 01 июля 2021 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 09 сентября 2021 года отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий
Т.В.КАМЫШОВА
Судьи
В.В.КЛИМОВА
С.В.ЧЕРЧАГА