Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 25.01.2022 N 88-387/2022
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании недействительным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Истец обратился в жилищную комиссию с заявлением о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, однако ему было отказано.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.
Определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 25.01.2022 N 88-387/2022
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании недействительным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Истец обратился в жилищную комиссию с заявлением о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, однако ему было отказано.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.
ПЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 января 2022 г. N 88-387/2022
УИД: 26RS0001-01-2020-012687-05
N дела 2-327/2021
в суде первой инстанции
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гареевой Д.Р.
судей Ивановой Л.В. и Зайнуллиной Г.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Г. к Главному Управлению министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ставропольскому краю о признании незаконным решения жилищной комиссии,
по кассационной жалобе Главного Управления министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ставропольскому краю на решение Промышленного районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 12 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 26 мая 2021 года.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Гареевой Д.Р., выслушав объяснения представителя Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю С., поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя Г. - У., возражавшего против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции,
установила:
Г. обратился в суд с иском к Главному Управлению министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ставропольскому краю, в котором просил признать незаконным решение жилищной комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудника федеральной противопожарной службы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы - единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения N 2-20 от 24 июля 2020 года в части отказа в постановке на учет Г. на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Решением Промышленного районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 12 января 2021 года исковые требования Г. удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 26 мая 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявителем ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений суда первой и апелляционной инстанций, ввиду нарушения норм материального и процессуального права.
От Г. поступили письменные возражения на кассационную жалобу, согласно которым последний считает оспариваемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить решение суда первой и апелляционной инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле и неявившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции руководствуясь
статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со
статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такие нарушения норм материального и процессуального права были допущены судами при рассмотрении настоящего дела.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Г. проходил службу в ГУ МЧС России по Ставропольскому краю в должности начальника 36 пожарно-спасательной части федерального государственного казенного учреждения "4 отряд федеральной противопожарной службы по Ставропольскому краю".
15 мая 2019 года Г. уволен со службы на основании приказа Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю от 13 мая 2019 года N 29-НС на основании пункта 1 части 3 статьи 83 Федерального закона от 23 мая 2016 года N 141 "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы" - в связи с болезнью на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в федеральной противопожарной службе.
Согласно результатам медицинского освидетельствования ФКУ "Городское бюро МСЭ по г. Санкт-Петербургу" Минтруда России 2 сентября 2019 года Г. установлена I группа инвалидности вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы.
13 мая 2020 года истец обратился в жилищную комиссию ГУ МЧС России по Ставропольскому краю с заявлением о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с
пунктом 2 части 1 статьи 5,
части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 N 283-ФЗ.
Решением комиссии ГУ МЧС России по Ставропольскому краю по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения N 2-20 от 24 июля 2020 года истцу отказано в постановке на учет Г. на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, со ссылкой на положения
части 7 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Г., суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных Г. требований, поскольку право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты, тогда как истец отвечает указанным требованиям.
Проверяя законность решения суда, суд апелляционной инстанции с выводами и правовым обоснованием суда первой инстанции согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции с выводами судов первой и апелляционной инстанций не соглашается исходя из следующего.
Одной из процессуальных гарантий права на судебную защиту в целях правильного рассмотрения и разрешения судом гражданских дел являются нормативные предписания
части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, устанавливающие, что решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права
(пункт 2).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов
(пункт 3).
Указанным требованиям обжалуемые судебные акты не соответствуют.
Вопросы обеспечения жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, урегулированы Федеральным
законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с
частью 1 статьи 4 указанного Федерального закона сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (
пункт 2 части 3 статьи 4 указанного Федерального закона N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу
части 6 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (
часть 7 статьи 4 названного закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2012 года N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
В целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись (пункт 5 Правил).
В пункте 5 названных правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. Данный пункт также содержит перечень документов, представляемых в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения.
На основании заявления и документов, поименованных в указанном пункта 5, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных
частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения (пункт 7 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
По смыслу приведенных нормативных положений, право на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных
частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, имеется лишь у действующих сотрудников ГУ МЧС России.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что истец спустя год после увольнения (13.05.2020), обратился в жилищную комиссию Главного управления с заявлением о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В соответствии с пунктом 14 Правил право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сохраняется за гражданами Российской Федерации, принятыми на учет для получения единовременной социальной выплаты в качестве сотрудников и уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию, с учетом сохранения за ними права, указанного в пункте 19 Правил, имевшегося у них на день увольнения.
Однако, судами неверно истолкована норма материального права, в связи с чем, юридически значимые обстоятельства установлены неверно.
Указанные нарушения, допущенные судом первой инстанции, судом апелляционной инстанции устранены не были.
При разрешении спора суд апелляционной инстанции обстоятельства, имеющие значения для правильного разрешения спора, не установил.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит, что допущенные судебными инстанциями нарушения норм материального права являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, в связи с чем, решение Промышленного районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 12 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 26 мая 2021 года подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь
статьями 390,
390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции,
определила:
решение Промышленного районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 12 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 26 мая 2021 года отменить, гражданское дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.