Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 16.11.2023 по делу N 88-10891/2023 (УИД 26RS0002-01-2023-000618-26)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании незаконным решения органа внутренних дел об отказе в изменении даты постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, возложении обязанности принять решение о постановке на учет и внести соответствующие изменения в книгу учета сотрудников, принятых на учет.
Обстоятельства: Законодательство различает дату подачи заявления сотрудника и дату принятия его на учет, которая связывается с датой правового акта, утверждающего решение о принятии на учет. При определении порядка очередности учитываются дата подачи заявления и стаж службы.
Решение: Удовлетворено.
Определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 16.11.2023 по делу N 88-10891/2023 (УИД 26RS0002-01-2023-000618-26)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании незаконным решения органа внутренних дел об отказе в изменении даты постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, возложении обязанности принять решение о постановке на учет и внести соответствующие изменения в книгу учета сотрудников, принятых на учет.
Обстоятельства: Законодательство различает дату подачи заявления сотрудника и дату принятия его на учет, которая связывается с датой правового акта, утверждающего решение о принятии на учет. При определении порядка очередности учитываются дата подачи заявления и стаж службы.
Решение: Удовлетворено.
ПЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 ноября 2023 г. по делу N 88-10891/2023
УИД 26RS0002-01-2023-000618-26
в суде первой инстанции N 2-849/2023
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Камышовой Т.В.,
судей Корниенко Г.Ф., Черчага С.В.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску К. к ГУ МВД России по Ставропольскому краю об обязанности изменить дату постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения,
по кассационной жалобе ГУ МВД России по Ставропольскому краю на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 13 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 6 июня 2023 года.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Корниенко Г.Ф., судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
К. обратился в суд с иском к ГУ МВД России по Ставропольскому краю о признании незаконным решения ГУ МВД России по Ставропольскому краю N от 17 января 2023 г. об отказе в изменении даты постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения К. и о возложении на ГУ МВД России по Ставропольскому краю обязанности принять решение о постановке К. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения составом семьи из 3-х человек (он, жена, сын <...> г.р.), с 27.11.2012 года и внести соответствующие изменения в книгу учета сотрудников ОВД, принятых на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ГУ МВД России по Ставропольскому краю.
В обоснование заявленных требований истец указал, что 27 ноября 2012 г. истцом в Центральную жилищно-бытовую комиссию ГУ МВД России по Ставропольскому краю было подано заявление о рассмотрении вопроса о принятии документов и постановки на учет, с целью получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Однако, на основании протокола Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Ставропольскому краю N l/8, утвержденного распоряжением начальника ГУ МВД России по Ставропольскому краю от 30 марта 2013 г. N, истец был принят на учет для получения единовременной социальной выплаты только 30 марта 2013 г.
Не согласившись с датой постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, истец обратился с заявлением в ГУ МВД России по Ставропольскому краю, в котором просил изменить дату постановки на учет, однако, в изменении даты отказано. С данным решением истец не согласен, в связи с чем за защитой своих прав обратился в суд.
Решением Ленинского районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 13 марта 2023 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 06 июня 2023 года, исковые требования К. удовлетворены. Суд признал решение ГУ МВД России по Ставропольскому краю N от 17 января 2023 года об отказе в изменении даты постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения К. незаконным; возложил на ГУ МВД России по Ставропольскому краю обязанность принять решение о постановке К. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения составом семьи из 3-х человек (он, жена, сын <...> г.р.), с 27 ноября 2012 года и внести соответствующие изменения в книгу учета сотрудников ОВД, принятых на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ГУ МВД России по Ставропольскому краю.
В кассационной жалобе ГУ МВД России по Ставропольскому краю поставлен вопрос об отмене состоявшихся судебных актов по данному делу, как принятых с существенным нарушением норм материального и процессуального права.
Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Пятого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании
статей 167,
379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ГУ МВД России по Ставропольскому краю ФИО5, действующую на основании доверенности, поддержавшую доводы кассационной жалобы, представителя Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Ставропольскому краю, представителя К., действующего на основании доверенности, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с
частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не установлено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, К. с 29 июля 2002 г. проходил службу в органах внутренних дел, в настоящее время он проходит службу в отряде мобильном особого назначения "Южный Бастион" Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Ставропольскому краю.
27 ноября 2012 г. К. в Центральную жилищно-бытовую комиссию ГУ МВД России по Ставропольскому краю подано заявление о рассмотрении вопроса о принятии документов и постановки на учет с целью получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренной статьей 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", представив необходимые документы, указанные в п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N (ред. от 25.06.2022 г.) "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты".
Согласно выписке из протокола N 1/8 заседания Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Ставропольскому краю от 30 марта 2013 г. К. принят на учет на получение указанной выплаты с семьей в составе 3-х человек (уникальный номер УН N 000309). Сведения о К., принятом на учет для получения единовременной выплаты, внесены в книгу учета, с отражением сведений об уникальном номере УН 300313-000309, стаже службы - 11 лет 08 месяцев 11 дней, дате подачи заявления - 27 ноября 2012 г., дате принятия на учет - 30 марта 2013 г. Письмом от 17 января 2023 года ответчик сообщил истцу об отказе в изменении даты постановки на учет.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования К. о признании незаконным отказа ГУ МВД России по Ставропольскому краю в изменении даты принятия его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального
закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и
Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 г. N, пришел к выводу о наличии у К. права на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты с даты подачи им заявления о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты - с 27 ноября 2012 г. и о незаконности принятого в отношении него ответчиком ГУ МВД России по Ставропольскому краю решения об отказе в изменении даты постановки его на учет.
Суд первой инстанции отклоняя доводы возражений ответчика о том, что изменение даты принятия на учет на дату подачи заявления влечет нарушение прав других сотрудников, подавших заявление ранее истца, указал, что из правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, следует обязанность органа внутренних дел принимать всех обратившихся с соответствующими заявлениями сотрудников на учет с даты подачи заявления, а не только истца, оспорившего в судебном порядке незаконность принятия на такой учет с даты утверждения решения комиссии.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился, указал, что юридически значимыми обстоятельствами по данным правоотношениям являются совокупность двух условий - стаж службы и дата подачи заявления. При этом, преимущество по стажу службы может быть предоставлено только среди сотрудников, подавших заявление в эту же дату. Как следует из копий листов книги учета сотрудников ОВД, одновременно с датой принятия на учет - 30 марта 2013 г., принято несколько сотрудников ответчика, подавших заявления 20 ноября 2012 г., 27 ноября 2012 г. и имеющих стаж службы от 11 лет 08 месяцев до 12 лет 05 месяцев 12 дней.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судом первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела нормы материального права применены правильно.
В силу
части 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах. Отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий регулирует Федеральный
закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).
Частью 4 ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (
ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N утверждены
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила). Согласно
п. 5 Правил принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа по форме согласно приложению N. Дата приема заявления сотрудника и документов, указанных в
п. 5 настоящих Правил, отражается в регистрационном журнале комиссии. Сотруднику выдается справка о дате приема его заявления и документов (
п. 11 Правил).
Согласно
п. 15 Правил решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных
п. 5 настоящих Правил. Решения комиссии о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной социальной выплаты и о снятии их с учета оформляются протоколами комиссии и утверждаются правовыми актами федерального органа исполнительной власти, органа, с указанием фамилий, имен и отчеств (при наличии) сотрудников, их дат рождения, состава семьи и дат принятия заявления.
Пункт 15 Правил, предусматривающий сроки для принятия и утверждения уполномоченными органами решений о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, призван обеспечить своевременное рассмотрение их заявлений и тем самым направлен на реализацию прав этих сотрудников. Он не регламентирует очередность и время постановки на учет в целях получения единовременной социальной выплаты, а также порядок определения уникального номера сотрудника (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26 марта 2020 г. N-О).
На основании
п. 20 Правил сведения о сотруднике, принятом на учет для получения единовременной выплаты, заносятся в книгу учета в порядке очередности с учетом стажа службы сотрудника и даты подачи заявления.
Согласно
п. 25 Правил для целей распределения по органам бюджетных ассигнований, выделяемых на предоставление единовременной выплаты, уполномоченное подразделение формирует единую очередь лиц, принятых на учет для получения единовременной выплаты, согласно дате подачи заявления и году принятия на учет, а также с учетом положений
ч. ч. 3,
8,
10 ст. 4 и
ч. 10 ст. 20 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ.
Пунктом 31 Правил предусмотрено, что единовременная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия на учет.
На основании анализа указанных норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что законодательство различает дату подачи заявления сотрудника и дату принятия его на учет, которая связывается с датой правового акта, утверждающего решение о принятии на учет. Суды верно отметили, что при определении порядка очередности учитываются дата подачи заявления и стаж службы.
Доводы кассатора о том, что ответчиком не допущено нарушений права истца на получение выплаты с даты подачи заявления, поскольку постановка истца на учет произведена с указанием даты подачи заявления и стажа его службы, а также с учетом даты вынесения распоряжения ГУ МВД по Ставропольскому краю о постановке на учет, выражают несогласие с выводами суда в части установленных обстоятельств, не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов, поскольку в силу
ст. ст. 67,
327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанции.
В соответствии с
ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
При изложенных обстоятельствах, оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы судебная коллегия Пятого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает.
Руководствуясь
статьями 379.7,
390,
390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 13 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 6 июня 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Т.В.КАМЫШОВА
Судьи
Г.Ф.КОРНИЕНКО
С.В.ЧЕРЧАГА