Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 03.06.2024 N 88-4451/2024 (УИД 26RS0014-01-2023-003440-42)
Категория: Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования: Об обязании выполнить действия.
Обстоятельства: Прокурор указал, что проведена проверка исполнения требований законодательства при функционировании детских школ искусств, в ходе которой установлено, что у Ответчика не обеспечено надлежащее осуществление мероприятий в целях воспрепятствования неправомерному проникновению на объект выявления потенциальных нарушителей установленного режима, пресечения попыток совершения террористических актов.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.


Определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 03.06.2024 N 88-4451/2024 (УИД 26RS0014-01-2023-003440-42)
Категория: Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования: Об обязании выполнить действия.
Обстоятельства: Прокурор указал, что проведена проверка исполнения требований законодательства при функционировании детских школ искусств, в ходе которой установлено, что у Ответчика не обеспечено надлежащее осуществление мероприятий в целях воспрепятствования неправомерному проникновению на объект выявления потенциальных нарушителей установленного режима, пресечения попыток совершения террористических актов.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

ПЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 июня 2024 г. N 88-4451/2024
Дело N 2-1656/2023
26RS0014-01-2023-003440-42
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Усмановой Г.Ф.,
судей Никитушкиной И.Н., Климовой В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Изобильненского района Ставропольского края действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края, Отделу культуры администрации Изобильненского городского округа СК, муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования "Изобильненская детская школа искусств N 2" Изобильненского городского округа Ставропольского края об обязании выделения денежных средств на финансирование мероприятий по устранению нарушений законодательства об обеспечении антитеррористической защищенности и пожарной безопасности,
по кассационной жалобе Администрации Изобильненского муниципального округа Ставропольского края на решение Изобильненского районного суда Ставропольского края от 16.10.2023 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 06.02.2024,
заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Никитушкиной И.Н., судебная коллегия по гражданским делам
установила:
Прокурор Изобильненского района Ставропольского края ФИО2, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с приведенным иском, просил:
- обязать администрацию Изобильненского городского округа Ставропольского края в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства на финансирование мероприятий по устранению нарушений законодательства об обеспечении антитеррористической защищенности и пожарной безопасности в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования "Изобильненская детская школа искусств N 2";
- обязать отдел культуры администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края в течение 1 месяца со дня выделения администрацией Изобильненского городского округа Ставропольского края денежных средств на финансирование мероприятий по устранению нарушений законодательства об обеспечении антитеррористической защищенности и пожарной безопасности распределить поступившие денежные средства в муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Изобильненская детская школа искусств N 2";
- обязать муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Изобильненская детская школа искусств N 2" в течение 3 месяцев со дня получения финансовых средств на проведение мероприятий по устранению нарушений законодательства об обеспечении антитеррористической защищенности и пожарной безопасности оборудовать здание муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Изобильненская детская школа искусств N 2" камерами видеонаблюдения, новой системой автоматической пожарной сигнализации.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой района во исполнение задания прокуратуры края от 04.07.2023 проведена проверка исполнения требований законодательства при функционировании детских школ искусств, в ходе которой установлено, что в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования "Изобильненская детская школа искусств N 2" не обеспечено надлежащее осуществление мероприятий в целях воспрепятствования неправомерному проникновению на объект выявления потенциальных нарушителей установленного режима, пресечения попыток совершения террористических актов, поскольку в учреждении отсутствуют камеры видеонаблюдения, система автоматической пожарной сигнализации эксплуатируется сверх установленного срока службы (более 10 лет).
Решением Изобильненского районного суда Ставропольского края от 16.10.2023, в редакции определения об исправлении описки от 11.12.2023, исковые требования прокурора удовлетворены в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 06.02.2024 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация Изобильненского муниципального округа Ставропольского края просит об отмене состоявшихся по делу судебных актов как незаконных, необоснованных, вынесенных с нарушением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции прокурор Карасев С.В. просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав прокурора Карасева С.В., обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных постановлений по правилам статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, кассационный суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены в ходе разрешения спора.
Как установлено судом, прокуратурой района во исполнение задания прокуратуры края от 04.07.2023 проведена проверка исполнения требований законодательства при функционировании детских школ искусств.
По результатам проведенной проверки установлено, что в нарушение пункта 3.1 статьи 5 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", пункта 20, подпунктов "а", "б", "в", "д" пункта 21 Требований к антитеррористической защищенности объектов территорий) в сфере культуры, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2017 N 176, в муниципальном бюджетном Учреждении дополнительного образования "Изобильненская детская школа искусств N 2" не обеспечено надлежащее осуществление мероприятий в целях воспрепятствования неправомерному проникновению на объект выявления потенциальных нарушителей установленного режима, пресечения попыток совершения террористических актов, поскольку в учреждении Отсутствуют камеры видеонаблюдения, что не допускает возможности наблюдения за потенциально опасными участками объекта.
Также в нарушение статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", статьи 83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479, в учреждении система автоматической пожарной сигнализации эксплуатируется сверх установленного срока службы (более 10 лет).
Выявленные нарушения законодательства послужили основанием внесения прокуратурой района 31.07.2023 представления об устранении нарушении законодательства при эксплуатации детских школ искусств директору муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Изобильненская детская школа искусств N 2", которое рассмотрено и удовлетворено, однако до настоящего времени перечисленные нарушения законодательства не устранены.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными выше нормами закона, исходил из того, что выявленные нарушения затрагивают права, свободы и интересы несовершеннолетних учащихся, преподавателей и других работников, а также иных лиц, посещающих детское учреждение, выполнение указанных выше мероприятий необходимо для пресечения преступлений антитеррористической направленности, является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья, обязанность обеспечивать надлежащее материально-техническое оснащение образовательных учреждений Изобильненского городского округа Ставропольского края возложена на администрацию.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводом суда о необходимости возложения на МБУДО "Изобильненская детская школа искусств N 2" обязанности по устранению нарушений законодательства об обеспечении антитеррористической защищенности и пожарной безопасности, находя его основанным на верном применении норм материального права и соответствующим фактическим обстоятельствам дела, верно установленным судом.
Доводы кассатора об отсутствии доказательств непригодности системы пожарной сигнализации являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, были признаны несостоятельными и отклонены с приведением мотивов, не согласиться с которыми оснований не имеется.
Учитывая, что установленная в МБУДО "Изобильненская детская школа искусств N 2" система пожарной сигнализации эксплуатируется свыше 10 лет, суд апелляционной инстанции со ссылкой на ГОСТ Р 54101-2010 правомерно указал на невозможность использования такого оборудования.
Согласно пункту 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 при эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации правообладатель объекта защиты обеспечивает ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения до их замены в установленном порядке.
Таким образом, истечение срока службы средств обеспечения пожарной безопасности является основанием для их замены.
В то же время, суд кассационной инстанции не находит оснований согласиться с выводами судебных инстанций о необходимости возложения на администрацию Изобильненского городского округа Ставропольского края и отдел культуры обязанности по финансированию указанных мероприятий исходя из следующего.
Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации под главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета) понимается, в частности, орган государственной власти (государственный орган), имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено данным Кодексом (абзац тридцать шестой статьи 6).
Получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) является в том числе находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено этим кодексом (абзац тридцать восьмой статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся (статья 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В законе (решении) о бюджете могут устанавливаться условия предоставления средств из бюджета, в соответствии с которыми предоставление таких средств осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Порядок доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом.
До утверждения указанного в абзаце первом пункта 1 статьи 74 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядка доведение соответствующих бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей (распорядителей) или получателей бюджетных средств не допускается (абзац третий пункта 1).
Органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные данным кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами (пункт 4 статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, осуществление планирования расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований, распределение этих денежных средств, их лимитов по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, исполнение соответствующей части бюджета, а также определение порядка утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями, отнесены к полномочиям главного распорядителя бюджетных средств (статья 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, только главный распорядитель бюджетных средств имеет право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
В сфере деятельности, являющейся предметом рассмотрения по настоящему делу, именно администрация Изобильненского городского округа, осуществляющая полномочия собственника муниципального имущества, как главный распорядитель средств муниципального бюджета производит материально-техническое обеспечение деятельности муниципальных учреждений.
При этом понуждение администрации Изобильненского городского округа к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание территориального органа и подчиненных ему органов и организаций, а также имущества, закрепленного за территориальным органом на праве оперативного управления, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, в том числе вопроса какими силами и за счет каких средств обеспечить деятельность подведомственных ему учреждений, и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
Допущенные судом первой инстанции и не устраненные судом апелляционной инстанции нарушения норм материального права в силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в части возложения на администрацию Изобильненского городского округа обязанности по выделению финансирования и возложения на отдел культуры администрации Изобильненского городского округа обязанности по распределению поступивших денежных средств МБУДО "Изобильненская детская школа искусств N 2".
Руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Изобильненского районного суда Ставропольского края от 16.10.2023 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 06.02.2024 в части разрешения исковых требований прокурора о возложении на администрацию Изобильненского городского округа Ставропольского края выделить денежные средства на финансирование мероприятий по устранению нарушений законодательства об обеспечении антитеррористической защищенности и пожарной безопасности в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования "Изобильненская детская школа искусств N 2" и возложении на отдел культуры администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края обязанности распределить поступившие денежные средства в муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Изобильненская детская школа искусств N 2" отменить, направив дело в отмененной части на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В остальной части решение Изобильненского районного суда Ставропольского края от 16.10.2023 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 06.02.2024 оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Изобильненского муниципального округа Ставропольского края - без удовлетворения.
Председательствующий
Г.Ф.УСМАНОВА
Судьи
И.Н.НИКИТУШКИНА
В.В.КЛИМОВА